ответы игра. Вариант 1 1 вопрос Значение режиссерских игр в развитии ребенкадошкольника
Скачать 0.6 Mb.
|
Вариант 1 1 вопрос Значение режиссерских игр в развитии ребенка-дошкольника. Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. Режиссерская игра - естественное средство, обеспечивающее познание и оценку окружающей действительности, децентрацию личности дошкольника, становление самостоятельности. В этом виде игр дети переходят к развернутому планированию игровых событий, в речь включаются описательные и повествовательные высказывания, оценка игровых образов и событий, что связано с развитием сюжетосложения. Оно основано на развертывании последовательности целостных игровых ситуаций. Важно, что создание целостных воображаемых ситуаций в режиссерской игре открывает путь для перехода старших дошкольников к игре с правилами – ведущему на данном этапе виду игровой деятельности. По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка. Значимость режиссерской игры свидетельствует о необходимости использования в детском саду педагогических технологий, направленных на развитие режиссерской игры. Особенности режиссерской игры, как вида детской деятельности. Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е.Е. Кравцова). Д.Б.Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка. " Режиссерская игра представляется тем сплавом, в котором социальное и индивидуальное предстают в диалектическом переплетении и доступны наблюдению и контролю". У режиссерской игры исключительные возможности в плане применения ее для диагностики с целью последующей коррекции личностного развития детей. Режиссерская игра свидетельствует о том, что ребенок активно присваивает культуру, отображая то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и озвучивая предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в тоже время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует. Ребенок, подобно режиссеру представляет, как будут взаимодействовать разные персонажи, что в результате этого произойдет. Он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций. Научившись действовать с разных точек зрения в режиссерской игре, ребенок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью. Предметный мир режиссерской игры чрезвычайно многообразен: это и игрушки, и разнообразные предметы, на которые ребенок переносит функции тех игрушек, которых не хватает для реализации сюжета. Это свидетельствует о том, что в режиссерской игре ребенок овладевает способностью переноса функций с одного предмета на другой, появляется механизм замещения, благодаря которому идет становление подлинной игры – символической деятельности. Режиссерская игра – это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Режиссерская игра, до определенного возраста, в основном, индивидуальна и для этих целей не могла быть использована. Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности. Был иным социальный заказ общества и только теперь, когда наука повернулась к личностно-ориентированной модели воспитания, ученые обратились к режиссерской игре. Режиссерская игра дошкольника имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля. Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку – его воле, его желанию, его замыслу. Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы - заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая - зайчиком; кусок серой ткани – волком и т. д. Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мезансцены, то есть представляет в пространстве кто, где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что- то в результате этого произойдет на “сцене”. Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру “дикторским” текстом. Известно, что одним из критериев любой игры является мнимая ситуация. Однако практика показывает, что если двух-трехлетнему малышу ничего не стоит представить кубик машинкой (начало режиссерской игры), а трех-четырехлетнему - себя паровозом (образно-ролевая игра), то к тому моменту, когда ребенок уже способен понимать различные точки зрения и проговаривать их, развитие детской игры завершается имитирующей действия и слова других сюжетно-ролевой игрой. Рассмотрим наиболее показательный критерий хорошего развития способности к режиссерской игре - исполнение ролей в детских спектаклях, устраиваемых в садах для родителей. Один ребенок соглашается играть только определенные роли и категорически отказывается от игры в других персонажей спектакля. Например, девочка хочет играть только Принцессу, Снежную Королеву, Дюймовочку, и то лишь потому, что в конце спектакля Дюймовочка выходит в очень красивом платье с прозрачными крылышками, и восхищенно аплодирующие родители завидуют маме девочки, у которой растет будущая актриса. Но если посмотреть игру этой девочки в разных спектаклях, то становится ясно, что она играет не роль, а саму себя. Сцена для нее - это способ самовыражения, игра - реальная жизнь, а остальные участники - инструменты, используемые для того, чтобы выразить себя как можно полнее. В ходе игры она не взаимодействует с другими персонажами, а, проговаривая заученные слова, стремится только к достижению своей цели - как можно ярче продемонстрировать себя зрителям. Эта девочка может стать известной актрисой, но ей трудно будет стать режиссером. Толпы поклонников будут ходить на нее, а не на "Макбета" или "Ромео и Джульетту". А мама другой девочки, великолепно сыгравшей Жабу, идет к психологу и, тихонько плача, сокрушается, почему же ее ребенок такой бесталанный, что только на роль Жабы и годится. Но ведь этой девочке и дали роль Жабы именно потому, что она может сыграть все: и Снежную Королеву, и розу в цветочном горшке, и даже сам цветочный горшок, и даже подоконник, на котором этот цветочный горшок стоит. Она умеет творить волшебство, одушевлять неодушевленное, видеть прекрасное в безобразном. В каждой роли она неузнаваемо отличается и от себя самой, и от предыдущих ролей. Она прекрасно взаимодействует с другими персонажами игры, так как хорошо представляет себе их цели и потребности и может сыграть любого из них. Иначе говоря, этот ребенок благополучно прошел все стадии развития детской игры и находится на самой высокой ступеньке - режиссерской игре. На третьем-четвертом году жизни, когда у ребенка уже достаточно жизненного опыта и развитие его воображения достигло такого уровня, что он может переносить функции одного предмета на другой (например, машина - кубик), начинается становление режиссерской игры как способности объединять различные предметы-заменители единым сюжетом и руководить созданной воображением ребенка ситуацией, развитие которой подчинено его собственному замыслу. На первом этапе становления режиссерской игры все действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого "списан портрет", использующийся ребенком в его мироустроительной работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек, которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом (кубики, катушки, флакончики, камешки и т.п.), тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображение. Понятно, что прежде чем начинать использовать предметы "не по назначению", ребенку необходимо ознакомиться с их собственными свойствами. Поэтому так важно обеспечить малышу с самого раннего возраста доступ к как можно более широкому кругу различных по своим свойствам игрушек и вещей. Ребенок может перенести функции машинки на кубик, только хорошо представляя себе, что такое кубик, и что такое машинка. Он сможет представить себе тазик моторной лодкой, только хорошо ознакомившись и со свойствами тазика, и со свойствами моторной лодки. Следующий этап развития игры характеризуется тем, что ребенок начинает примерять на себя "одежды" различных персонажей жизненного театра - "режиссер" в ребенке на время уступает место "актеру". Неодушевленные предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Так как малыш уже может отделять себя от действий других людей, появляется способность воспринимать играемый персонаж как существо, не зависимое от воли других, имеющее собственные цели и собственное мнение о себе самом и окружающем мире: ребенок-машина никем не управляется, а едет сама по себе, ребенок-птенчик летает там, где ему нравится, ребенок- Маугли живет один в лесу и никого не боится. Наступает период образно- ролевой игры. Многих родителей беспокоит столь бурное развитие фантазии ребенка, хотя именно эта способность и говорит о нормальном психическом развитии малыша. Позже ребенок начинает понимать, что без взаимодействия с другими его персонажу не обойтись: ребенку-машине нужен бензин, чтобы ездить, ребенку-птенчику - мама и папа, ребенку-Маугли - друзья. Третий этап развития детской игры - сюжетно-ролевая игра, - если он основан на высоком уровне развития первых двух, характеризуется способностью играть в окружающую жизнь, не просто имитируя ее, а выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными "актерами". Режиссером этой игры выступает сама окружающая ребенка жизнь, а качество игры зависит от способности детей идентифицироваться с играемым персонажем, умения договариваться друг с другом, подчиняясь принятым в жизни-игре правилам и совершая реальные поступки. Дети, не имеющие в младшем дошкольном возрасте возможности попрактиковаться в индивидуальной режиссерской игре, а также в образно-ролевой игре, в старшем дошкольном возрасте с трудом подчиняются воображаемым правилам игры, не понимают целей и потребностей остальных участников, не способны идентифицироваться с играемым персонажем до такой степени, чтобы не просто имитировать действия, срисованные с реального прототипа, а быть им в течение игры, понимая при этом, что все происходит "понарошку". Иначе говоря, у таких детей плохо развито воображение. Когда один ребенок может исполнять все роли в задуманном уже им самим спектакле, наступает расцвет режиссерской игры. Ребенок прекрасно играет один, выступая от лица самого себя, мамы, папы, стула, телевизора, что, опять же, начинает беспокоить родителей. Определить, нужно ли проконсультировать ребенка у психолога, или это закономерный этап в развитии детской фантазии, не сложно. Если ребенок прекрасно справляется с различными ролями в детских спектаклях, если он легко принимает правила игры, если ему без труда дается общение и взаимодействие с другими детьми в сюжетно-ролевых играх, и при этом он любит побыть наедине с самим собой, чтобы в индивидуальной режиссерской игре осмыслить все, что происходит с ним и вокруг него, попробовать себя в различных ролях, ребенок не только здоров, но и психологически готов к школе. Режиссерская игра, возникающая в старшем дошкольном возрасте, мало похожа на ту свою первую форму, которую мы наблюдали у малышей. Но суть ее остается той же. Она по-прежнему предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, она так же предметно представлена, в ней также ребенок исполняет все роли. Правда сюжеты становятся сложнее, предметная представленность иной раз только служит пусковым механизмом, часто уступая место собственному литературному творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как ребенок все время сопровождает свои действия речью, а порой и заменяет ею все действия. Режиссерская игра старших дошкольников может проходить и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Диалог ребенка с игрушкой строится на основе собственного опыта общения с людьми. Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте приобретает коллективный характер. Правда, участников в ней не много – не более двух – четырех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись, необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности. Если дети из одной семьи имеют нормальные отношения (что, к сожалению, сейчас встречается довольно редко), то у них можно наблюдать такую игру. Они вместе придумывают и ставят домашние спектакли и “капустники” (иссл. Е. М. Гаспаровой, Е. Е. Кравцовой). Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Итак, режиссерская игра – одно из средств воспитания гуманного отношения к сверстнику как части социального становления ребенка-дошкольника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни. Классификация режиссерских игр (по Е.И. Касаткиной) · Игры с настольными игрушками. · Игры с деталями конструктора. · Игры на песке или с песком. · Игра с рисунком (игра-рисование). СТРУКТУРА РЕЖИССЕРСКИХ ИГР.
2 вопрос Первая серия ситуаций взаимодействия ситуаций с детьми. Цель: обогащение содержания режиссерской игры; развитие эмоционального отношения и интереса к героям сказки. 1. Чтение сказки «Золушка» 2. Беседа с детьми о характерах героев, о их эмоциональных состояниях 3. Словесное рисование героев 4. Образные игры-этюды: - Покажи, какое лицо было у Золушке, когда ее не взяли на бал. Почему у нее было такое лицо? - Какое лицо было у сестер Золушки, когда они хвалились нарядами? Покажи. - Покажите, как мыши превратились в лошадей. Вторая серия ситуаций взаимодействия ситуаций с детьми. Цель: Организация режиссерской игры по мотивам сказки «Золушка», развитие интереса к созданию игровой предметной среды. - Изготовление вместе с детьми макета «Дворец». - Обсуждение правил использования и хранения игрового материала. - Проблемно-игровая ситуация, которая ставит детей перед необходимостью изготовить для Золушки свой собственный домик с обстановкой. Золушка убежала из дома в лес, негде жить. - В процессе изготовления домика обсуждаются детали оформления, как может выглядеть мебель, платья у Золушки. - Детям предлагается поиграть с героями так, как хочется. Вариант №2 1 вопрос Методика руководства режиссерскими играми Кириллова И.А. Автор следующей методики выделяет следующие основные составляющие развития режиссерских игр у старших дошкольников: 1. Чтение художественной литературы. 2. Просмотр разнообразных мультфильмов. 3. Самостоятельное изготовление персонажей в соответствии с выбранной тематикой («Солнечный город Незнайки», «Зеленый лес Робин Гуда» и т.п.). 4. Создание специальной предметной среды (макеты, предметы-персонажи, предметы-действия). И.А. Кириллов в своих исследованиях отмечает важность использования макетов для режиссерских игр детей. Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира. Макет должен быть универсальным, тематически многозначным, т.е. отражать множество сюжетов. Автор выделяет следующие типы макетов: 1.макет-модуль (крепость – замок, кукольный дом, дворец). 2. макет-карта (улицы города, дороги, мост, лес, море, маяк, пристань, острова и т.п.). Считается, что на 1 год нужно 4 макета: 2 модуль-макет, 2- макет-карта. Методика руководства режиссерскими играми Кравцовой Е.Е. Следующая методика руководства режиссерскими играми детей строится по такой схеме: 1. Разыгрывание заранее заданных сюжетов: сказок, рассказов или пьес. Материал: настольный кукольный театр, набор мелких одномасштабных игрушек. 2. Придумывание оправдательных сюжетов. Материал: набор одномасштабных игрушек. Воспитатель располагает игрушки определенным образом на карте-макете. Например, справа от нарисованной речки – елочку и девочку, а слева – домик. Потом воспитатель меняет: справа теперь – домик и девочка, а слева – елочка. 3. Придумывание сказки и показ. Материал: набор мелких игрушек. Режиссерские игры – это самостоятельные детские игры, в которых по ходу сюжета дети управляют действиями нескольких игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов. Само название режиссерской игры указывает на ее сходствосдеятельностью режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от своего прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения). Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая -аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяются, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария). Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за каждого, или объясняя все, что происходит. В режиссерской игре речь - главный компонент. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний. В режиссерской игре часто используется много персонажей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе), но «активно действующих», т.е. тех, которых ребенок переставляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетно-ролевых игр: 1 Возникают по инициативе детей по принципу сюжетно-ролевой игры 2 Включают следующие структурные компоненты: сюжет, роль, условное игровое действие, ролевую речь. 3 В режиссерских играх дети проявляют творчество, фантазию, придумывают содержание игры, определят её участников. Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном назначении, но и в переносном. 4 В основе сценария режиссерской игры лежит опыт ребенка. 5 Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий. 6 В режиссерской игре главный компонент речь («дикторский текст за экраном») Сравнительная характеристика режиссерской и сюжетно-ролевой игр.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЖИССЕРСКИХ ИГР. Педагогические условия развития режиссерских игр: o Создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр. o Опосредованное руководство деятельностью детей – подбор материала o Вовлекание детей в сотворчество с педагогом. o Необходимо воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше всего прибегать к постановке проблемных или наводящих вопросов. 2 вопрос Раздел программы: Ознакомление с художественной литературой иразвитие речи. Группа: II младшая. Цель занятия: разыгрывание с детьми знакомой сказки «Теремок». Задачи: Образовательные: учить детей разыгрывать сказку в ее целостной эстетической форме, не искажая композицию; учить воспроизводить действия персонажей сказки; учить детей быть актерами во время игры; совершенствовать звуковую культуру речи, повторяя звукосочетания; учить детей создавать на основе игровой мотивации из набора строительных элементов целостные постройки. Развивающие: развивать связную речь, сенсорные способности (цвет, форму); развивать у детей познавательные способности в процессе игры; развивать воображение, память, произвольное движение рук. Воспитательные: учить детей любить сказки и сопереживать их героям; учить детей, не боясь, входить в контакт со взрослыми. Предшествующая работа: Знакомство с дидактическими играми: «Кто как кричит», «Кто в домике живет». Чтение простых кумулятивных сказок: «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Лиса, заяц и петух». Заучивание потешек, русских народных песенок. Загадывание загадок о животных. Дидактический материал: ширма, игрушки, игровое поле Технические средства обучения: аудиозапись с русскими народными мелодиями. Методическая литература: Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. О.М.Дьяченко. Издание второе, исправленное и дополненное. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000 – 96. Максимова А.И.. Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Издательство 3-е, исправленное и дополненное. М.: Мозаика-Синтез, 2006 – 176. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Е.Н.Тверина, Л.С.Барсукова, под редакцией М.А.Васильевой. Л.: Просвещение, 1986 – 112. План работы: I. Вводная часть. Дидактическая игра «Назови и скажи, кто как кричит» – 3 мин. II. Основная часть. Режиссерская игра – 10 мин. III. Заключительная часть. Строительство теремка – 4 мин. ХОД ЗАНЯТИЯ I. Вводная часть Дидактическая игра «Назови животных и скажи, кто как кричит». Из-за ширмы появляется игрушка – мышка. Воспитатель: Ребята, кого вы видите? Дети: Мышку. Воспитатель: А как мышка пищит? Дети: Пи-пи-пи. Воспитатель: А вот и зайчик. Какого он цвета? Дети: Белого. Воспитатель: Прискакала лягушка и заквакала. Как она заквакала? Дети: Ква-ква-ква. Воспитатель: Молодцы. Но вот появилась хитрая рыжая лиса. Какая лиса появилась? Дети: Хитрая и рыжая. Далее из-за ширмы раздаются звуки «у-у-у». Воспитатель: А кто же еще там так громко воет? Предлагаемые ответы детей: Наверное, волк. Воспитатель: А давайте вместе посмотрим, кто сегодня еще пришел к нам в гости. Дети смотрят за ширму и находят волка и медведя. Воспитатель: Так как выл волк? Дети: У-у-у. Воспитатель: А медведь как рычит? Дети: Р-р-р. Воспитатель: Вот сколько много зверей пришло к нам в гости. Давайте с ними поиграем. Я взяла мышку, значит, я буду «мышкой». А ты кем будешь? Дети определяют себе роль согласно взятой игрушки. II. Режиссерская игра Воспитатель: И вот все звери пошли в поле. Увидели домик. А как же называется этот домик? Дети: Теремок. Воспитатель: Поиграем в сказку «Теремок». И начинает развивать сюжет, одновременно выполняя роль мышки. Воспитатель: Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка (показывает). Увидела теремок, остановилась и спрашивает: Терем-теремок, кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в терем и стала в нем жить. Далее все роли выполняют дети, а воспитатель выступает в роли автора и руководителя игры. Воспитатель:Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает. В это время ребенок показывает, как скакала лягушка по полю. Ребенок – «лягушка»: Терем-теремок, кто в тереме живет? Воспитатель: Я – мышка-норушка. А ты кто? Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка. Воспитатель: Иди ко мне жить. Лягушка прыгнула в теремок и стали они жить вдвоем. Бежит мимо зайчик-побегайчик. Ребенок показывает, как бежит по полю зайчик. Ребенок – «зайчик»: Терем-теремок, кто в тереме живет? Воспитатель: Я – мышка-норушка. Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка. Вместе:А ты кто? Ребенок – «зайчик»: А я зайчик-побегайчик. Вместе: Иди к нам жить. Воспитатель: Заяц скок в теремок. И стали они жить втроем. Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает. Ребенок – «лисичка»: Терем-теремок, кто в тереме живет? Воспитатель: Я – мышка-норушка. Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка. Ребенок – «зайчик»: Я зайчик-побегайчик. Вместе: А ты кто? Ребенок – «лисичка»: А я лисичка-сестричка. Вместе: Иди к нам жить. Воспитатель: Лисичка забралась в теремок, и стали звери вчетвером жить. Далее сказка продолжается, аналогично разыгрывается сюжет с появлением волка. Воспитатель: Вот они все в тереме живут, песни поют. Но вдруг идет мимо медведь косолапый, увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел. Ребенок – «медведь»: Терем-теремок, кто в тереме живет? Воспитатель: Я – мышка-норушка. Ребенок – «лягушка»: Я лягушка-квакушка. Ребенок – «зайчик»: Я зайчик-побегайчик. Ребенок – «лисичка»: Я лисичка-сестричка. Ребенок – «волк: Я волк – зубами щелк. Вместе: А ты кто? Ребенок – «медведь»: А я медведь косолапый. Вместе: Иди к нам жить. Воспитатель: Медведь и полез в теремок. Лез, лез в теремок, никак не может влезть и говорит. Ребенок – «медведь»: Я лучше на крыше у вас жить буду. Звери: А ты нас не раздавишь? Ребенок – «медведь»: Нет, не раздавлю. Вместе: Ну, так влезай. Воспитатель: Влез медведь на крышу. И только уселся – трах – и раздавил теремок. Затрещал теремок и упал на бок. А звери выбежали все целы и невридимы. III. Заключительная часть Воспитатель: Что же делать? Где мы будем жить? Дети: Мы построим новый теремок. Воспитатель: А из чего можно построить его? Дети предполагают: Из досок, бревен и т.д. Воспитатель: Давайте построим из кирпичиков. Неси, лягушка, кирпичик. Все звери несут кирпичики. Воспитатель: И построили новый теремок. Стали жить-поживать, песни распевать. Вариант 3 Вопрос 1 ПРОГРАММА Вопрос 2 Конспект по руководству сюжетно – ролевой игры “Больница” в младшей группе. I.Задачи: Закрепить ранее полученные знания о труде врача, ознакомить с трудом аптекаря, обогащать словарь, развивать речь детей; Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; обучить новым игровым действиям; Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия; Способствовать становлению эмоционального контакта с каждым ребенком, вызывать интерес к совместной деятельности с взрослым и сверстниками; Поддерживать интерес к участию в игре и девочек, и мальчиков, выполняя определенные роли: (девочки – мамы, аптекари; мальчики – водители, таксисты ). II.Подготовка к игре Изготовление атрибутов. Изготовление рецептов, медицинских карт, талонов, сбор коробочек из – под лекарств. Обогащение впечатлений. Экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой медицинской сестры в детском саду; наблюдение родителей с детьми за работой аптекаря; Чтение: А. Крылов “Заболел петух ангиной”, К. Чуковский “Айболит”, “Бармалей”, В. Сутеев “Про бегемота, который боялся прививок”. Беседа, рассматривание картин; Прослушивание песни “Кукла заболела”(муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной). Обучение игровым действиям. Разыгрывание игры – ситуации “Зайка заболел” (воспитатель - врач разыгрывает диалог с зайкой - пациентом); научить пользоваться инструментами, упаковывать лекарства. III.Ход игры Воспитатель предлагает нескольким незанятым игрой детям поиграть в игру “Больница”. Воспитатель сообщает детям, что в больнице открылся аптечный киоск. Поэтому игру можно обогатить новой ролью – продавцом аптечного киоска. Воспитатель достает атрибут, рассматривает его с детьми, оговаривает действия с ним ( баночки или коробочки из – под лекарств, оклеенные цветной бумагой ). Дети самостоятельно распределят обязанности, кто кем будет “работать” в больнице. Воспитатель вверяет себя в детские руки и берет на себя роль “больного”. Воспитатель жалуется “доктору” по телефону, что с утра сильно кашляет, и прости помочь ему. “ Больной ” вызывает такси. Таксист: ( сидит за рулем ) “Куда надо ехать?” Больной : В больницу. ( Садится в “машину” и едет в “больницу” ). Таксист: Все, приехали. ( Больной дает деньги, выходит из машины и идет в “больницу”). Больной: Здравствуйте. Скажите, доктор принимает? Регистратор: Здравствуйте. Да, принимает. Ваша фамилия, имя? Где живете? (Заполняет “карту” и выдает “талон” . Больной занимает очередь.) Больной: Доктор, разрешите войти? Здравствуйте. Доктор: Здравствуйте, больной. Садитесь. Что у вас болит? Больной: У меня кашель. Доктор: Давайте я вас послушаю. Дышите глубже, не дышите. А теперь померить температуру (подает градусник). Вам нужно пить лекарства. Лекарства можете купить в аптеке. У нас открыли аптечный киоск. Сейчас я выпишу вам рецепт. Купите микстуру(выписывает рецепт и подает). Больной: Я буду пить лекарства. Спасибо, доктор. До свидания. Больной берет рецепт и выходит из кабинета. У регистратора спрашивает, где находится аптека. Регистратор провожает больного в аптеку. Больной: Здравствуйте. Доктор выписал мне микстуру. (Показывает рецепт.) Продавец аптечного киоска: Здравствуйте (читает рецепт). Доктор прописал вам микстуру. Вот она, пейте по одной ложке и вы поправитесь (дает флакон и говорит сколько стоит; выдает чек). Больной: Спасибо. До свидания (берет флакончик, чек и вызывает такси). IV.Окончание игры Процедура “лечения” может повториться 2 -3 раза. В процессе игры воспитатель стимулирует последовательную смену ребенком игровых ролей. “Полечившись” у доктора, воспитатель меняет свою роль. Воспитатель дает детям образцы общения и действий. Если выясняется, что опыт ребенка достаточно беден, то воспитатель должен подсказать ребенку. Игру развертывали таким образом, что дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Был хорошо понятен смысл действий партнера. В ходе игры дети научились новым игровым действиям. Не следует резко обрывать игру, лучше предложить смысловое обоснование для ее окончания: “У доктора перерыв на обед. Пойдемте посмотрим, что ребята делают”. V.Оценка игры Воспитатель осуществляет лишь самые необходимые действия с предметами, основное внимание его должно быть направлено на взаимодействие, ролевой диалог. Во время игры формировались такие качества, как взаимопомощь, внимание друг к другу. Вариант 4 Вопрос 1 Сюжетно-ролевые игры детей среднего дошкольного возраста Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. (игры в путешествия, в корабль, моряков, военных, строительство, почту). Во-вторых, возросший интерес детей к книге, к окружающему способствует обогащению содержания прежних игр. У ребенка этого возраста повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде. Дети начинают понимать, что в совместном коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми; у них возникают представления о дружбе, товариществе. Эти представления находят отражение в игре. Однако порою в играх детей можно наблюдать проявление негативных сторон нашей жизни. Воспитатель должен вовремя направить ход игры в положительное русло. Особого внимания педагога требуют игры с новым содержанием. Важно, с одной стороны, поддержать интерес детей к игре, с другой - направить их общение. В игровой деятельности ребенка 4-5 лет находит свое место и театрализованная игра. Дети с удовольствием драматизируют знакомые сказки («Колобок», «Лиса и Заяц», «Кот, Петух и Лиса»), стихи К. Чуковского «Телефон», «Путаница», «Айболит» и др. В возрасте 5 лет у ребенка возникает интерес к смелым, отважным поступкам. Ему нравится драматизировать рассказы на эту тему. Драматизируя литературные произведения, дети стремятся к правдивому изображению героев, эмоционально переживают все описанные события. Игровой образ, созданный по литературному произведению, находит выход и в других играх, что характеризует уровень развития творчества у детей, их способность отражать в игре главное, типичное.[11] Дети этого возраста любят совместные игры, объединяясь в небольшие - по 6-7 человек- группы на основе личных симпатий, привязанностей. Однако в коллективных играх наблюдаются некоторые противоречия. С одной стороны, накопленный запас знаний и желание использовать их в играх, поделиться ими со сверстниками способствуют зарождению увлекательных игровых замыслов, реализация которых требует в большинстве случаев определенного количества участников. С другой стороны, возможности для проявления чуткости, доброты, отзывчивости, для согласованности игровых действий у детей 4-5 лет еще невелики. Такое расхождение между желанием развернуть коллективную игровую деятельность и практическим его осуществлением связано с недостаточным уровнем развития нравственных чувств. Знания, представления о том, что такое хорошо, что такое плохо, что включает в себя понятия "зло", "добро", почему необходимо оказывать друг другу помощь и т. д., ребенок имеет, но у него мал жизненный опыт, нет устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развито умение поступаться своими желаниями, интересами в пользу другого, учитывать возможности сверстника, оценивать его положительные качества. Отсюда вытекает неумение детей согласовывать свои замыслы. Одному кажется, что интереснее его выдумка, другому - что увлекательнее его предложение. Часто неумение согласовывать замыслы приводит к распаду игры, разрушению дружеских контактов. Данную особенность следует учитывать при руководстве игрой. Необходимо помогать детям из многих предложений выбирать самое интересное и в то же время использовать по мере возможности и другие, воспитывая тем самым умения уважать замыслы друг друга, быть внимательными, поступаться личными желаниями. В формировании у дошкольников умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга эффективны такие приёмы, как раскрытие перед детьми лучших, положительных качеств каждого ребенка, поддержка его предложений, а также создание практических ситуаций, где бы воспитанники могли проявить чувство ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения.[9] Если на одну роль претендуют несколько детей, воспитатель должен прийти им на помощь так, чтобы по возможности были удовлетворены все заявки. Исходя из особенностей развития игры, в средней группе методы руководства должны быть направлены на обогащение детей впечатлениями, знаниями о событиях, происходящих в нашей стране, о социальной сущности коллективного труда взрослых, их добросовестном отношении к своему делу. При ознакомлении с окружающим необходимо использовать методы и приемы, помогающие ребенку эмоционально пережить ту ситуацию трудовых действий, с которой его в данный момент знакомят. Связь эмоций с мышлением и воображением в процессе познания помогает сосредоточить внимание ребенка на восприятии конкретных фактов, образов, поступков, усиливает переживаемые детьми чувства, способствует зарождению желания действовать самим. Инсценировка литературных произведений в процессе этических бесед, встречи с людьми разных профессий, дидактические игры, экскурсии обеспечивают не только накопление знаний, но и развитие чувств детей, формирование положительного отношения к труду взрослых, к профессиям. Наряду с общими методами ознакомления с окружающим необходимо использовать специфичные, непосредственно влияющие на развитие игрового замысла, творчества, усложнение содержания игры, обогащение игровых образов. К таким методам следует отнести рассказ педагога с демонстрацией иллюстративного материала на тему игры. На 5-м г. жизни у детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное или придуманное лицо, ребенок стремится реализовать собственные знания, представления о его поступках чувствах, мыслях, делах. И на протяжении многих игр он передаёт через любимую роль личностные качества, свое отношение к той или иной профессии и пр. Выполнение любимой роли в различных игровых ситуациях увеличивает продолжительность и силу чувств, переживаемых ребенком, закрепляет складывающиеся дружеские взаимоотношения. Немаловажное значение приобретают беседы воспитателя по поводу дальнейшего хода игры, беседы-рассказы о возможных действиях детей в той или иной роли. Такие беседы способствуют формированию самостоятельности в выборе темы игры, развитии ее содержания. Дети ставятся перед необходимостью сговариваться между собой, спокойно выслушивать мнение друг друга и выбирать наиболее интересное, увлекательное. У них воспитывается способность самостоятельно продумывать дальнейший ход игры, планировать, что нужно сделать, какие игрушки им необходимы, как использовать строительный материал. Особого внимания со стороны педагога требует оказание ребёнку помощи в создании игрового образа. Для того чтобы каждый воспитанник сумел в ролевом исполнении передать динамику действий изображаемого лица, его эмоциональные проявления, поступки, отношения с людьми, мысли, дела, нужно путем специального подбора литературных произведений дать ему знания, представления, обогащающие игровой образ. Благотворное влияние создание детьми игровых образов оказывают индивидуальные беседы по поводу выполнения роли, индивидуальные задания, поручения. Педагог, участвуя в играх, может брать на себя главную, ведущую роль или быть одним из рядовых участников, но в любом случае он должен руководить игрой, направлять инициативу и творчество детей. Дети не всегда удовлетворяются готовой игрушкой, у них нередко возникает желание самостоятельно изготовить атрибуты для игры. Игрушка, сделанная своими руками, доставляет ребенку творческую радость, воспитывает интерес к созидательному процессу и, естественно, способствует развитию содержания игры. Вопрос 2 Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» Цель: Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Игровой материал: Кукла — младенец, атрибуты для оборудования домика, кукольная одежда, посуда, мебель, предметы-заместители. Подготовка к игре: Игры-занятия: «Малыш проснулся», «Как будто мамы нет дома», «Приготовим малышу обед», «Кормление малыша», «Куклы собираются на прогулку». Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья». На занятиях по конструированию: постройка мебели. Игровые роли: Мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер, бабушка, дедушка. Ход игры: Игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения Н. Забилы «Ясочкин садик», одновременно в группу вносится новая кукла Ясочка. После чтения рассказа педагог предлагает детям поиграть так, как Яся, помогает приготовить игрушки для игры. Затем воспитатель может предложить детям пофантазировать, как бы они играли, оставшись дома одни. В последующие дни воспитатель вместе с детьми может оборудовать домик на площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть пол, повесить шторы на окна. После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились о нем, как лечили его. Также можно провести игру-занятие с куклой («Ясочка простудилась»). Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в «семью», наблюдая со стороны за игрой. При последующем проведении игры педагог может внести новое направление, предложить детям поиграть, как будто бы у Яси день рождения. Перед этим можно вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (дети по секрету готовили подарки: рисовали, лепили, приносили из дому открытки, мелкие игрушки. На празднике поздравляли именинника, играли в хороводные игры, плясали, читали стихи). После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить бублики, печенье, конфеты — угощение, а вечером отпраздновать день рождения Ясочки. 6 В последующие дни многие дети уже могут в самостоятельных играх с куклами развивать различные варианты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом, приобретенным в семье. С целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме в приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а потом рассказать об этом в детском саду. Для дальнейшего развития игры в «семью» педагог выясняет, у кого из детей есть младшие братья или сестры. Можно детям прочитать книгу А. Барто «Младший брат» и рассмотреть в ней иллюстрации. В этот же день в группу воспитатель приносит новую куклу-младенца и все необходимое для ухода за ней и предлагает детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка, рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним. Воспитатель может также организовать игру в «семью» на прогулке. Игру можно предложить группе детей из трех человек. Распределить роли: «мама», «папа» и «сестра». В центре внимания игры кукла-младенец «Алеша» и новая кухонная посуда. Девочкам можно предложить убрать в игровом домике, переставить мебель, выбрать поудобнее место для «Алешиной» колыбели, постелить постель, перепеленать малыша, уложить его спать. «Папу» можно отправить на «базар», принести траву — «лук». После этого в игру воспитатель может включить и других детей по их желанию и предложить им роли «Ясочки», «друга папы — шофера», который может отвезти всю семью в лес отдыхать, и т. д. Воспитатель должен предоставлять детям самостоятельность в развитии сюжета, но также внимательно следить за игрой и умело использовать ролевые взаимоотношения детей для укрепления реальных положительных взаимоотношений между ними. Закончить игру воспитатель может предложением идти всей семье обедать в группу. Сюжет игры в «семью» воспитатель совместно с детьми может постоянно развивать, переплетая с играми в «детский сад», в «шоферов», «мамы и папы», «бабушки и дедушки». Участники игры в «семью» могут отводить своих детей в «детский сад», принимать участие в «утренниках», «днях рождения», чинить игрушки; «мамы и папы» с детьми в роли пассажиров отправляться в автобусе на загородную прогулку в лес, или «шофер» отвозить на «скорой помощи» маму с заболевшим сынишкой в «больницу», где его принимают, лечат, ухаживают, и т. д. Методические рекомендации: продолжением игры в «семью» может быть игра «Банный день». Вариант 5 1 вопрос. |