Главная страница
Навигация по странице:

  • Косвенные приемы

  • 2 вопрос «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» I.

  • IV. Окончание игры

  • Вопрос 2 Рекомендации по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры.

  • Сюжетно-ролевая игра как средство формирования готовности детей к обучению в школе

  • ответы игра. Вариант 1 1 вопрос Значение режиссерских игр в развитии ребенкадошкольника


    Скачать 0.6 Mb.
    НазваниеВариант 1 1 вопрос Значение режиссерских игр в развитии ребенкадошкольника
    Дата30.01.2023
    Размер0.6 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы игра.doc
    ТипДокументы
    #912468
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»


    При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

    • развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) ;

    • использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

    Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

    Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

    Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

    Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный методруководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

    Этот метод включает в себя следующие компоненты: - планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

    - совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; - своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

    - активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

    Старший дошкольный возраст.


    Приемы прямого руководства.

    - Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .

    Приемы косвенного руководства.

    - обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)

    - привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

    Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:

    - создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)

    - расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,

    - включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,

    - пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

    Помощь взрослого:

    - вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

    - спланировать ход игры, последовательность действий

    - распределить роли, согласовать замысел,

    - помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

    - наблюдение за игрой детей,

    - направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

    - создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

    - создать игровую ситуацию,

    - индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

    Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.

    2 вопрос

    «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста»


    I.Задачи руководства:

    1) расширение представлений об окружающем (с чем знакомить, какие знания закреплять, что развивать);

    2) формирование игровой деятельности:

      а/ развивать сюжет

      б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу игры, осуществление замысла, распределение ролей, планирование, подбор атрибутов, оборудование места игры);

    3) формирование взаимоотношений (взаимопомощь, внимание, культура общения).

    II.Подготовка к игре:

    1) приемы, направленные на обогащение впечатлений;

    2) составление плана-сюжета:

      а/ определить сюжеты по теме игры по этапам: - что делать – сюжет – содержание – кто – роли и их игровые действия – речевые обороты (ведущие роли – второстепенные – эпизодические)

      б/ определить сопутствующие сюжеты;

    3) атрибуты к игре;

    4) оборудование места игры (чертеж или схематический рисунок).

    III. Ход игры.

    1) приемы создания интереса к игре (полное описание действий и речи педагога, определение роли педагога);

    2) сговор на игру:

      а/ определение плана-сюжета

      б/ планирование игры

      в/ распределение ролей

    г/ создание воображаемой ситуации – частичное или полное (место игры, атрибуты, костюмы);

    3) приемы обучения игровым действиям: показ, пример, инсценировка, игровая ситуация;

    4) приемы поддержания и развития игры:

      а/ внесение дополнительных атрибутов

      б/ участие педагога во второстепенных ролях

      в/ показ новых игровых действий

       г/ напоминание, вопросы

      д/ введение новых игровых ситуаций

      е/ оценка;

    5) приемы формирования взаимоотношений в игре:

      а/ напоминания о взаимоотношениях

      б/ направление на внимание друг к другу

      в/ поощрение вежливости

    IV. Окончание игры.

    1) краткий итог работы в ролях;

    2) перевод интереса детей к следующему виду деятельности.

    V. Оценка игры
    Вариант 6

    Вопрос 1

    Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста


    Планировать различные виды деятельности и общения в течение дня.



    - соответствие подготовительного плана (конспекта) организации и руководства игровой деятельности ФГТ, возрастным, индивидуальным особенностям детей;

    - правильность (конкретность) определения целей, задач, методов руководства игровой деятельностью в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями ребенка

    - соответствие разработки предложений по корректировке игровой деятельности, сформированности игровых умений индивидуальным особенностям ребенка ;

    - владение методикой проектирования развития игровой деятельности с учетом комплексно-тематического планирования, сформированности умений детей;

    - выбор методик диагностики сформированности - игровых умений в соответствии с поставленными задачами, владение методикой обработки результатов диагностики;

    -соответствие разработки предложений по коррекции игровой деятельности развитию индивидуальным особенностям ребенка;

    Организовывать различные виды игр с детьми раннего и дошкольного возраста


    - владение методикой организации игр с детьми дошкольного возраста;

    - выбор приемов прямого и косвенного руководства игрой в соответствии с поставленными задачами, возрастом детей, местом организации игры;

    - оптимальность, своевременность создания условий для начала развития и окончания игры;

    - правильность (четкость) демонстрации игровых действий, ролевого диалога, ролевого поведения в соответствии с возрастом детей, этапами формирования игровой деятельности.

    Анализировать процесс и результаты организации игровой трудовой, продуктивной деятельности и общения.



    аргументированность, объективность самоанализа и анализа деятельности студентов;

    - целесообразность, корректность внесения предложений по организации руководства игровой, деятельности.

    - владение методикой анализа процесса и результатов организации игровой деятельности;

    -самостоятельность обнаружения допущенных ошибок, своевременность коррекции деятельности на основе результатов самооценки продукта ( дидактические материалы);


    Вопрос 2

    Рекомендации по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры.

    1. Задачи: Образовательная область «Социализация» по формированию сюжета игры (автобус, космос). воспитательные: усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры;

    Образовательная область «Познание» .Развитие воображения, наблюдательности, подражания, использования знаний, умений, навыков детей:

    Образовательная область «Труд» - трудовые действия детей в процессе игры и при подготовке к игре;

    Образовательная область «Чтение художественной литературы» ,»Коммуникация» использование художественного слова и художественной деятельности;

    развитие речи и активизация словаря.

    3. Методические приёмы по руководству игрой.

    Участие воспитателя с младшими группами детей, указание, напоминание, беседы с детьми, индивидуальная работа с малоактивными детьми.

    4. Подготовка материала к данной игре.

    5. Подготовка воспитателя к данной игре:

    изучение методической литературы;

    составление плана игры, конспекта;

    приготовление атрибутов детьми с родителями.

    Предварительная работа с детьми, подготовка к игре с целью представления игры.

    6. Деятельность детей в игре.

    Распределение по игровым группам.

    Перечень правил о каждой игре.

    7. Ход игры.

    8. Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей продолжением игры.
    Вариант 7

    Вопрос 1

    Сюжетно-ролевая игра как средство формирования готовности детей к обучению в школе

                 Проблема готовности ребенка к школьному обучению рассматривается в первую очередь как психологическая.

    Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается, прежде всего, в том, что у него уже к моменту поступления в школу должны сформироваться те психологические черты, которые присущи школьнику.

                 Готовность к обучению в школе формируется в игре. В игре происходят важнейшие изменения психики ребенка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности – учению.  

                 Тем не менее, игра начинает терять свою ценность в глазах взрослых. В представлении многих взрослых подготовка к школе и игра – вещи несовместимые. Выходит, что игра – это баловство, пустая трата времени.    

                 И во многих детских садах основное внимание уделяется занятиям, а не игре. Вместе с тем значительная часть детей приходят в школу неподготовленными. Они с самого начала обучения испытывают трудности, мешают учителю и другим детям и довольно скоро попадают в разряд «трудных», неуспевающих. Иными словами, если ребенок не умеет играть, если уровень его игры низкий, то это скажется на готовности к школе.

                 Известно, что, когда ребенок делает что-то под давлением, результат достигается медленнее, учение еще до школы может стать скучным и обременительным занятием. Если  встречается негативное отношение ребенка к учению, необходимо сначала соединить его с игрой.

                 В сложившейся ситуации важно чтобы каждый  ребенок, как воспитывающийся в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье был подготовлен к обучению в школе. Взрослые, педагоги должны помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника».  

                 Изучение развития детей показывает, что в сюжетно-ролевой игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства.

                 Игра создаёт «зону ближайшего развития ребёнка». Л.С. Выготский писал: «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

                Если уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития»  ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как из-за несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

                 А.В. Запорожец, опираясь на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, высказал предположение о том, что игра является своеобразным материальным этапом в формировании психических процессов, позволяющим в доступной для ребенка наглядно-действенной форме воссоздать (смоделировать) образцы, эмоционально притягательные, но пока еще в силу возрастных особенностей для него недоступные.

                 Логические операции в старшем дошкольном  возрасте ещё, как правило, не могут существовать вне игры, так как нуждаются в сильной эмоциональной «поддержке».

                Это нашло отражение в экспериментах Л.С. Славиной, где простейшие примеры на сложение и вычитание предъявлялись ребенку сначала вне игровой ситуации, а затем в сюжетно-ролевой игре в «магазин». Вне игры дети неохотно выполняли задания, всем свои видом показывая, что они безразличны к этой деятельности.

                 Необходимым условием для формирования у детей учебной деятельности является произвольность. Она предполагает подчинение определенным нормам, законам, правилам. Например, произвольная память означает запоминание не того, что бросается в глаза, а того, что необходимо для игры, учебы, или какой-либо другой деятельности. Казалось бы, очень просто научить ребенка подчинятся правилам, но не случайно исследователи подчеркивают, что произвольность возникает лишь к концу дошкольного возраста, когда дети освоят нормы и правила, которым их обучает взрослый, и будут подчинять поведение своим собственным законам и нормам. Такое формирование произвольности возможно только в игре, где ребенок учится действовать в соответствии с сюжетом, подчиняться определенным правилам, пока игровым. При этом он действует добровольно.

    Игра является деятельностью, в которой преодолеваются непосредственные аффекты и желания ребенка, и он учится действовать не под влиянием минутных желаний, а в ситуации будущей деятельности. Поэтому игра – школа новых потребностей. В ней ребенок эмоционально предвосхищает радость будущей серьезной деятельности, деятельности общественно значимой и общественно оцениваемой. Тем самым игра готовит ребенка к школьному обучению со стороны формирования необходимой мотивации и возможности подчинения, добровольно взятым на себя обязанностям и правилам.

    Благодаря игре поведение ребенка, его внимание, память становятся произвольными, это показано в исследованиях многих ученых.

                     З.М. Истомина подвергла специальному исследованию возникновение произвольной памяти в дошкольном возрасте. Оказалось, что в ходе сюжетно-ролевой игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания.

                З.В. Мануйленко, подвергнув специальному экспериментальному исследованию значение сюжетно-ролевой игры для развития волевых процессов, убедительно доказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию.

                И так, игра – школа произвольного поведения. Важным аспектом развития произвольности поведения детей является формирование контрольной функции, которая отвечает за четкое и полное выполнение правила, следование образцу поведения при исполнении роли.

                 Как показано в исследовании Е.А. Бугрименко, сюжетно-ролевая игра способствует выделению и освоению дошкольниками социальной функции контроля, т.е. раскрытию его смысловой стороны. Это осуществляется, в частности, за счет того, что правила контроля, составляют основное содержание игровых действий, вплетаются в систему ролевых взаимоотношений детей. В  её исследованиях также было показано, что сюжетно-ролевая игра для детей 6-7 лет уже в большей степени утрачивает свое значение в выделении социальной стороны контроля.

                 Необходимо также отметить значение сюжетно-ролевой игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребёнка. В сюжетно-ролевой игре, подчеркивает Д.Б. Эльконин, в результате эмоционально-действенной ориентации ребёнка в смыслах человеческой деятельности возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности; возникает, и получает свое развитие новая психологическая форма мотивов.  

    Большое значение имеет сюжетно-ролевая игра в «Школу». Каждый ребенок должен обязательно побыть и в роли ученика, и в роли учителя.

    Очень важный момент психологической готовности ребёнка к школе - принятие на себя роли ученика, желание идти в школу. Сложно требовать от ребёнка, которому школа неинтересна, внимательности, выполнения заданий учителя и домашних уроков.

              Социальный мотив к походу в школу тоже закладывается в сюжетной игре. В этом случае игра - это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, разобраться в их системе отношений. Играя в школьника, ребёнок изживает страх перед новым этапом своей жизни, понимает, что это новая, возможно, сложная, но интересная позиция - позиция школьника. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношения игрой и зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ сделать это - пойти в школу.

    Роль учителя даст ребенку возможность понять позицию настоящего учителя, что очень важно для успешного обучения в школе.

                Таким образом, сюжетно-ролевая игра заключает в себя правила, которые организуют волю ребенка, способствуют развитию произвольного поведения, упражняют ум и развивают его как личность.  Развивая у старших дошкольников необходимые качества для школьной жизни, сюжетно-ролевая игра является оптимальным средством формирования психологической готовности детей к обучению в школе.
    Вариант 8

    Вопрос 1
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта