Главная страница

Вечные и современные


Скачать 0.5 Mb.
НазваниеВечные и современные
Дата21.06.2020
Размер0.5 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаRudenko_A_M_Filosofia_-_R_2.doc
ТипДокументы
#131827
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7
§ 106. Пространство и время


Материя проявляется во времени и пространстве.

По поводу расположенности материи во времени и пространстве можно выделить два подхода:
1) субстанциональный, сторон­ники которого считали время и пространство отдельной реально­стью, наряду с материей как само­стоятельной субстанцией. Про­странство отождествлялось с пус­тотой — местом, понимаемым как самостоятельная субстанция. Вре­мя тоже рассматривалось как са­мостоятельная сущность: время имеет свое «течение», независи­мо от того, происходит что-либо или не происходит;
2) реляционный, сторонники ко­торого воспринимали время и про­странство как отношения, обра­зуемые взаимодействием матери­альных объектов. Реляционная концепция времени исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относитель­но которых в зависимости от ха­рактера изменений формируются временные отношения. Время выступает как выражение упоря­доченности, последовательности происходящих изменений.


Теория относительности подтвердила правильность реляционной тео­рии (т.е. понимание времени и пространства внутри материи) и пере­вернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неиз­менные величины. Поэтому в настоящее время более достоверной является реляционная теория, в соответствии с которой:



Время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений данных объектов в процессе их развития.

Пространство — форма бытия ма­терии, которая характеризует ее про­тяженность, структуру, взаимодей­ствие элементов внутри материаль­ных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно связаны между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что про­исходит во времени, находится в пространстве. Кроме того, простран­ство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел: если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Существуют также пространство и время социального бытия.



Единицами социального про­странства могут выступать де­ревня, полис, феодальное поме­стье, национальное государство.
С
Существуют психологическое пространство и время, особенности и характеристики, которых обусловлены психикой отдельного человека, а также внешними обстоятельствами их существования. Восприятие человеком времени и пространства имеет свои особенности:

оциальное время
— форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей. Ощущение времени в различ­ные эпохи связано с темпом жизни, с применением календарей, часов, с насыщенностью жизни событиями, с динамичностью социальных процес­сов в целом.

Восприятие времени представляет собой субъективное отражение объективной длительности, последо­вательности и скорости явлений дей­ствительности. Во многом оно опре­деляется эмоциональным состояни­ем человека (кроме того, достаточно точно установлено, что, например, алкоголь заставляет время течь мед­леннее, а кофеин ускоряет его, по­добно лихорадке) и характером переживаний, которыми они были ознаменованы. Время, заполненное увлекательной и интересной дея­тельностью, кажется намного коро­че, чем малособытийное время, про­веденное в бездействии. «Грустные часы длинны», — говорит Ромео у В. Шекспира. Но когда мы через не­которое время вспоминаем о про­веденном времени, то, как правило, наблюдается обратный эффект: вре­мя, проведенное в скуке, кажется короче, а событийное — запомина­ется как более продолжительное.

Восприятие пространства представляет собой чувственно-наглядное отражение расстояния или отдаления, в котором пред­меты расположены от нас и друг от друга. Восприятие простран­ства является сложным образо­ванием, в котором сплетаются разнородные компоненты. Зна­чительную роль в нем играют ося­зательные и двигательные ощу­щения, но наибольшую информа­цию о пространстве дает зрение. Восприятие пространства совер­шается обычно движущимся гла­зом, а мышечное чувство в соче­тании со зрительными ощущени­ями играет в деятельности самого глаза существенную роль. Бла­годаря нему глаз как бы «ощупы­вает» предмет, функционируя в качестве измерительного при­бора.
В заключение отметим, что пространство и время существу­ют объективно и не зависят от сознания. Мы не можем остано­вить, задержать, предвосхитить или вернуть время. Мы бес­сильны перед ним, словно соломинка в речном потоке.
§ 107. Отражение

Отражение — способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем — является четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации и размеренностью в про­странстве и времени).



Материальным доказательством отражения является наличие следов одного материального объекта на другом материальном объекте:

  • Следы человека на грунте

  • Следы действий человека

  • Царапины, эхо

  • Отражение предметов в зеркале, на поверхности водоема


Эти следы, запечатлеваемые в другом и используемые самоорганизующи­мися системами, называются информацией. При раскопках ученые нахо­дят отпечатки давно умерших животных. Отпечатки — тоже отражение, несущее информацию.
Термин «отражение» используется в разных науках:
В философиисчитается, что оно выступает всеобщим свойством материи, проявляющимся в спо­собности материальных систем воспроизводить определенность других материальных систем в форме изменения собственной определенности в процессе взаи­модействия с ними.
В психологиионо трактуется как родовое понятие психики и как способ межличностного общения. Во втором значении оно высту­пает простейшей формой копиро­вания кого-либо как способ обще­ния с ним (виды отражения: пере­нимание позы, жестикулирование и выделение тоном голоса).
В физикеоно обозначает процесс взаимодействия волн или частиц с поверхностью. В акустикеотражение явля­ется причиной эха и используется в гидролокации. В гео­логиионо играет важную роль в изучении сейсмических волн. В медицинеотражение ультразвука на границах раз­дела тканей и органов используется при проведении УЗИ-диагностики.
Отражение встречается:


  • В неживой природе.


Элементарные фор­мы отражения (ме­ханическая, физиче­ская, химическая). Элементарные фор­мы отражения еще не обладают формой активности. Отобра­жаемая и отобража­ющая системы выде­ляются лишь услов­но, ибо здесь еще нет избирательно направленной актив­ности.

Свойство отражения имеет всеобщий ха­рактер, т.е. оно при­суще всей материи. Высшим уровнем (ви­дом) отражения яв­ляется сознание.


  • В живой природе.


1) раздражимость это реакция живых орга­низмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды, вызывающая активность. Она име­ется уже у растений. Например, высыхание, сво­рачивание листьев на жаре;
2) чувствительность — более высокая раз­новидность биологического отражения, способ­ность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Опережающее отражение ре­альности у животных осуществляется элемен­тарными формами психики (ощущениями, вос­приятиями и др.);
3) психическое отражение систематизация ощущений, способность высших животных и че­ловека моделировать поведение в целях при­способления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандарт­ные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.
В отличие от процессов отражения, наблюдаемых в других системах, психическое отражение активно и избирательно по своей природе. Оно осуществляется посредством двигательной активности, которая, по мере развития психики, совершенству­ется, становится произвольной и переходит в сложные формы осознанного, целенаправленного поведения и деятельности. Кро­ме того, в психической системе отражение актуального «здесь и теперь» сопряжено с предвосхищением возможного будуще­го, что обеспечивает упреждение нежелательных внешних воздействий и организацию поведения во времени.
§ 108. Сознание




На протяжении многих столетий философы и ученые из самых разных областей социально-гуманитарного знания пытаются раскрыть тайну сознания. На сегодняшний день в различных научных областях накоп­лен обширный теоретический материал, проливающий свет на этот сложнейший и наиболее загадочный феномен нашей душевной жизни.




  • В биологии сознание по­нимается как родовой признак человека, выде­ляющий его из царства животного мира.




  • В физиологии понятие «сознание» час­то отождествляется с понятием «внима­ние», поскольку физиологический меха­низм сознания состоит в формировании в коре головного мозга очень подвиж­ного очага оптимальной возбудимости на фоне заторможенных участков (Пав­лов И. П., 1951 (a). С. 247).

  • В медицине понятие со­знания приравнивается к нахождению человека в состоянии бодрствования, т.е. это состояние чело­века, в котором он осо­знает себя, в противопо­ложность состояниям сна, комы, амнезии и т.п.




  • Социология акцентирует внимание на общественном сознании, формирующем личность, которая воспринимается как сумма общественных отношений.




  • Экономика, акцентируя внимание на трудовых отношениях, выделяет в сознании его целенап­равленность, способность предвидеть результаты труда.




  • С юридической точки зрения, под созна­нием понимается способность субъекта логически обосновывать и адекватно мо­тивировать свой замысел. В этом смыс­ле оно синонимично понятию вменяе­мости (способности отдавать себе отчет в своих поступках) и дееспособности (ра­зумности в ведении дел).




  • В психологии сознание — это высшая ступень раз­вития психики; это по­следний этап в развитии психики в филогенезе. Если психика насчитыва­ет сотни миллионов лет, то сознание — только сот­ни тысяч лет.




  • В философии сознание трактуется как основа нашего опыта, как смыслообра-зующий источник мыслительной деятель­ности человека, активное начало прак­тического и познавательного отношения к действительности, создающее свой соб­ственный мир обыденных и научных по­нятий, без которого невозможно пред­ставить жизнь человека (Словарь фило­софских терминов, 2005. С. 527).


Наиболее обобщенным и содержательным может служить следующее определение: сознание это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном от­ражении объективных устойчивых свойств и закономерностей окру­жающего мира, в формировании у человека внутренней модели внешне­го мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Сознание есть некая целостность, в которой объединены все психичес­кие функции, но которая не сводима, ни к одной из них. Сознание — это высшая ступень развития психики, так как психика есть у животных и человека, а сознание — только у человека. Но где грань, отделяющая одно от другого?

  • Понятие «психика» всё же шире понятия «сознание», ибо психи­ка помимо сознания содержит в себе подсознание, бессознатель­ное и др.

  • Психика может проявляться не только как нечто целое, но и как части этого целого (отдельные функции), сознание же проявля­ется только как целое.

  • Работа психики является посто­янным фактором жизнедеятель­ности человека. Работа созна­ния — фактор переменный (оно частично отсутствует, например, во сне или под гипнозом).

  • Если психика присуща всем воз­растным периодам человеческой жизни, то сознание отсутствует в младенчестве и может сокращать­ся в старости в результате возра­стных изменений в организме.


Функция сознания заключается в том, что оно играет ключевую роль:


  • вформировании целей дея­тельности;

  • в предварительном мыслен­ном построении действий;

  • в предвидении их резуль­татов,

  • в самоконтроле;

  • в разумном регулировании поведения и деятельности человека;

  • в построении отношений

  • в познании (ведь знания — это ядро со-знания);

  • в переживании (ибо не всякое зна­ние нужно человеку, а только зна­чимое для него, для его жизни);

  • в управлении активностью (прида­вая смысл тем или иным жизненным событиям и явлениям, человек по­лучает мотив для своих действий);

  • в интеграции (поскольку присущий сознанию фактор целенаправленно­сти объединяет все его стороны в единое целое).


В философии выделяются три основные точки зрения:


  1. Сознание имеет косми­ческое (либо божествен­ное) происхождение(со­гласно космической точ­ке зрения, сознание су­ществует само по себе, независимо от его мате­риальных носителей — живых организмов, чело­века. Сознание «исходит» непосредственно из Кос­моса (другой вариант — из разума Бога), едино, неделимо, цельно по сво­ей сути. Частицы «миро­вого сознания» рассеяны в природе в виде созна­ния живых организмов и человека.




  1. Сознание присуще всем живым организмам(основная идея «биологической» точки зре­ния: сознание — порождение живой приро­ды и присуще всем живым организмам. Сто­ронники данной точки зрения обосновыва­ют ее тем, что жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, име­ет смысл. Инстинкты бывают не только врож­денные, но и приобретенные. Животное в те­чение жизни накапливает и умело использу­ет опыт. А многие действия, совершаемые животными (особенно высшими — кошачьи­ми, собачьими, приматами и др.), сложны (на­пример, охота) и требуют большой работы сознания. Животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.). Дан­ная точка зрения является наиболее адек­ватной.




  1. Сознаниесвойство исключительно человеческое.Согласно «челове­ческой» точке зрения, сознание — продукт исключительно человеческо­го мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Данная точка зрения была распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта. Животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.


Стороны сознания:

  • рациональная;

  • эмоционально-волевая.


Сознание можно структурно рассматривать как целостное единство рациональной и эмоционально-волевой сторон.
Сознание нельзя отождествлять лишь с разумом. Несмотря на то, что по этому поводу до сих пор ведутся оживленные дискуссии, между сознани­ем и разумом нельзя поставить знак равенства, ибо в сознании также всегда присутствуют и эмоционально-волевые составляющие.
§ 109. Самосознание
Венцом развития сознания является формирование самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, свой индивидуальности. И в фило­генезе, и в онтогенезе человек первоначально осознает окружающий мир (это уровень сознания), а уже потом, позднее, на более высоком уровне развития — самого себя: свое тело, мысли, чувства, характер, поведение, мотивы поступков, потребности, свое положение в обще­стве (это уровень самосознания).
Имея самосознание, чело­век отдает себе отчет в том, что он думает и делает. Он постоянно познает самого себя (интеллектуальный аспект самосознания).
Но человек также имеет определенное отношение к себе (эмоциональный аспект самосознания), поскольку выделяет себя на фоне других, сравнивая себя с ними. Ключевую роль в этом играет взаимодей­ствие с другими людьми через собствен­ную деятельность и общение.
Самосознание включает в себя...
Самонаблюдение наблюдение, объектом которого являются психиче­ские состояния и действия самого себя.

Рефлексию мыслительный процесс, направлен­ный на анализ и понимание самого себя.

Самоутвержде­ние — стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности.

Ретроспекцию припоминание и анализ лично наблюдавшихся и пережитых событий и своих действий в них

Самооценку — ту ценность, значи­мость, которой человек наделяет себя и отдельные свои стороны.

Антиципацию — представление о своих действиях в событиях до того, как они будут реально осуществлены.

Самочувствие комплекс ощущений, отражающих степень комфортности состояния человека.

§110. Бессознательное
Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире челове­ка, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осо­знанным. Для этого нужно выразить его словами — вербализовать. Выделяют:

1) подсознательное — те представления, желания, действия, устремления, ко­торые ушли сейчас из созна­ния, но могут потом прийти в сознание;

2) собственно бессознательное — такое психическое, которое ни при каких обсто­ятельствах не становится сознательным. Бессознательные побуждения лежат в ос­нове многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.
Бессознательное это совокупность психических явлений (мыслей, образов, влечений), которые трудно или невозможно сделать созна­тельными. Поэтому человек, как правило, не отдает себе отчета о влиянии этих явлений. В бессознательном пласте психики невозможны произвольный целенаправленный контроль за совершаемыми действия­ми и оценка их результатов. Прошлое, настоящее и будущее в нем часто слиты воедино (например, во сне, в бреду, под гипнозом и т.д.).
К бессозна­тельным явлениям психики могут быть отнесены:


  • Субсенсорные процессы ощущения и восприятия, вызванные нижепороговы­ми раздражителями.

  • Интуиция способность предчувствовать и предвидеть ход событий.

  • Сновидения, галлюцинации, бред.

  • Гипнотические состояния.

  • Неосознаваемые регуляторы деятельности (автоматизмы, привычки, навыки).

  • Непроизвольное запоминание и часть долговременной памяти.

  • Неосознаваемые мотивы, влечения и смысловые установки.





Относительно соотношения сознания и бессознательного

в настоящее время известно следующее:




В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновремен­но приходящих из внеш­ней и внутренней среды организма сигналов. Сиг­налы, попавшие в зону ясного сознания, исполь­зуются человеком для осознанного управления своим поведением. Ос­тальные сигналы также используются организмом для регулирования неко­торых процессов, но на подсознательном уровне.




Сознание позволяет контролировать наши умственные состояния и сообщать о них другим людям, но всё же оно — «лишь верхушка айсберга в отношении обработки информации. Большое коли­чество информации обрабатывается нами подсознательно» (Майерс Д., 2006. С. 284).

Подсознательная обра­ботка информации как хороший помощник вы­полняет второстепенные по значению обязанно­сти, чтобы сознание как главный руководитель сконцентрировало вни­мание на главном.

Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств спо­собствует нахождению нового режима регулиро­вания или нового спосо­ба решения, но как толь­ко они найдены, управле­ние вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для раз­решения вновь возника­ющих трудностей.

Бессознательная часть психики способ­на перерабатывать полученную мозгом информацию, хотя процесс этой перера­ботки ускользает от контроля сознания. Благодаря включению бессознательно­го уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются возможности человека в научном или художественном творче­стве.


Подсознательная обработка информации происходит одновременно со множеством параллельных операций. Когда человек смотрит на летящую птицу, то не заду­мывается, что одновременно он обраба­тывает информацию о ее окраске, фор­ме, движении, расстоянии он него и т.д. В отличие от подсознательной обработ­ки информации, которая происходит од­новременно и параллельно, сознатель­ная выполняется последовательно. Она бывает относительно медленной и огра­ниченной.


В зону ясного сознания в тот или иной момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Воз­никшие затруднения привлекают внима­ние, и они таким образом осознаются.



§111. Познание


Учение о познании, или гносеология, возникло в философии на самом раннем этапе ее развития. Современная гносеология изучает природу человеческого познания, отношение знания к реальности, условия его существования в культуре, критерии истины, а также форму, способы и закономерности достижения истинного знания.



Основной вопрос гносеологии — познаваем ли мир в принципе?

В зави­симости от ответа на него выделяются:

  • гностицизм гносеологиче­ский оптимизм: мир познаваем, границ позна­ния нет, необхо­димы лишь вре­мя и средства;

  • агностицизм мир непозна­ваем в принци­пе, человек не познаёт мир, а строит вирту­альный мир на основе чувст­венного вос­приятия;

  • скептицизм— мы познаём фе­номенальный мир, познавае­мость подлин­ного мира про­блематична;

  • солипсизм единственно-несомненно ре­ально сущест­вую Я, всё ос­тальное — плод моей фантазии, кроме меня мне познавать не­чего.

Вся история развития человечества показывает, что мир познаваем и это является условием создания материальной и духовной культуры разви­тия наук и техники. Современная гносеология стоит на позициях гности­цизма и базируется на следующих принципах:

  • познаваемости — быть убеж­денным в самой возможности познания;

  • историзма — рассматривать все предметы и явления в контек­сте их исторического возникно­вения и становления;

  • объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независи­мо от воли и сознания человека;

  • активности творческого ото­бражения действительности;

  • диалектики, что подразумевает необходимость с точки зрения развития подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

  • практики — признавать глав­ным способом познания практи­ку, т.е. деятельность человека по преобразованию окружающе­го мира и самого себя;

  • конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.



Познание — процесс целенаправленного активного отображения дей­ствительности в сознании человека. В ходе познания выявляются раз­нообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей и явлений, а также субъект познавательной деятельности — человек — исследует человека, т.е. самого себя.

Познание означает процесс приобретения знаний и соотносится с прак­тикой.
Субъектом познания выступает человек как носитель целенаправленной, актив­ной предметно-практической познава­тельной деятельности и ее оценки, ис­пользующий инструменты, приборы и средства духовной и материальной куль­туры человечества, включая усвоенные данным человеком знания. В качестве субъекта познания могут выступать кол­лектив, группа и общество в целом.

Объектом познания является то, на что направлена позна­вательная активность субъек­та, т.е. материальные и духовные ценности, а также сам субъект. Кроме того, субъект и объект познания взаимно обусловливают друг друга: без субъекта нет объекта, а без объекта нет субъекта.
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:


  • познает окружающий мир непосредственно (т.е. открывает не­что новое либо для себя, либо для человечества);

  • познает окружающий мир через ре­зультаты познавательной деятель­ности других поколений (читает кни­ги, учится, смотрит кинофильмы и пр.).


Начальной ступенью познания является чувственное наглядное отра­жение с помощью органов чувств, ощущений и восприятий. Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов, а восприятие — это цело­стный образ отображаемого предмета. Представления формируются на основе памяти.
Рациональная ступень познания опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех логических формах: понятия, суждения, умозаключения. Понятие — элементарная форма мысли, в которой пред­меты отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах. Суж­дения отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, опе­рируют понятиями; суждения что-либо утверждают или отрицают. Умо­заключение — процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение.
Большую роль в познании играют эмоции и интуиция. Эмоции выражают ценностное отношение к отображаемой действительности. Интуиция помогает найти внезапное решение, постижение истины без логического доказательства.
§112. Истина


Непосредственной целью познания является истина. Все гносеологи­ческие проблемы так или иначе связаны с проблемой истины: с поис­ком средств и путей ее достижения, форм ее существования и реали­зации, структуры познавательных отношений и т.д. Категория истины является одной из важнейших в философии, наряду с такими понятия­ми, как «справедливость», «красота», «добро» и «смысл жизни».




Истина — правильное, адекватное и идентичное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, а также бытие того сущего, которое называется «истинным». Иными словами, это воспроиз­ведение объекта познающим субъектом таким, каким он предположи­тельно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.
Следует знать и помнить, что истина:

  • субъектна(т.е. не су­ществует помимо чело­века и человечества), но в, то, же время объек­тивна (т.е. истинное содержание человече­ских представлений не зависит, ни от челове­ка, ни от человечества);

  • внеклассова (поэто­му не может быть «буржуазной физи­ки» или «буржу­азной генетики») и надысторична (т.е. не зависит от того или иного этапа ис­тории);

  • конкретна (т.е. предполагает зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени их существования и раз­вития).


Основной формой познания и критерием истины при познании является практика, т.е. конкретная деятельность людей по преобразованию окру­жающего мира и самого человека. Главные виды практики: материаль­ное производство, управленческая деятельность, научный эксперимент и социальные действия, преобразование общественного бытия. Практика является основой и движущей силой познания, потому что все знания вызваны к жизни прежде всего потребностями практической деятельно­сти людей. Практика является и конечной целью познания, так как по­знание осуществляется для последующего использования полученных знаний в деятельности.
Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от лжи и заблуждений.

Заблуждение — это неадекватное, недо­стоверное отражение познающим субъек­том окружающей действительности, иска­женный, а также не соответствующий действительности, результат познания.
Ложь — это сознательное введение в заблуждение, возведение заведомо не­правильных представле­ний в истину.
Условно можно выделить различные формы истины:
По характеру объекта:

  • предметная истина (поток ин­формации, идущий от материаль­ных систем бытия), которая может дифференцироваться на предмет­но-физическую, предметно-биоло­гическую и другие виды истины);

  • экзистенциальная истина (ис­тинность представлений лично­сти об экзистенциальной реально­сти: духовных ценностях, идеалах добра, справедливости, красоты, дружбы, любви и т.п.);

  • когнитивная истина (рационали­стически познавательная истина о духовно-материальном мире);

  • концептуальная истина (соответ­ствие убеждений субъекта позна­ния комплекту сущности научной теории или религиозных догматов).


По видам познавательной деятельности:

  • научная истина (истина, к кото­рой применены критерии научно­сти: объективность, рациональ­ность, нацеленность на восприятие сущности, системность и проверя­емость);

  • истина повседневного знания, получающего обоснование из по­вседневного опыта, из некоторых индуктивно установленных рецеп­турных правил, не обладающих до­казательной силой;

  • «художественная правда» степень полноты, глубины, убеди­тельности, яркости и адекватно­сти выражения действительности в художественном образе того или иного произведения искусства.

По степени полноты освоения объекта познания:

  • Абсолютная истина — это, во-первых, полное и исчерпывающее знание о бесконечном мире в целом, и, во-вторых, знания, которые не могут быть опровергнуты в будущем. Абсолютная истина является гносеологическим идеалом, который, вероятно, никогда не будет достигнут. Тем не менее прогресс в познании все-таки возможен за счет накопления и системати­зации относительных истин о человеке и многообразии проявления про­цессов и явлений окружающей действительности

  • Относительная истина — это, во-первых, неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, а во-вторых — знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения. Причем устаревшие истины либо заменяются новыми (например, класси­ческая механика заменилась квантовой), либо опровергаются и стано­вятся заблуждениями (например, идея вечного двигателя).

Тесты для самоконтроля и главе 11

1.Один из центральных разделов философии, изучающий проб­лему бытия, называется:

а) онтологией;

б) гносеологией;

в) аксиологией;

г) антропологией.

2. Реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая вклю­чает в себя всё сущее:

а) сознание;

б) бытие;

в) разум;

г) чувства.

3. Существование человека как единства материального и
духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире:


а) материальное бытие;

б) идеальное бытие;

в) человеческое бытие;

г) социальное бытие.

4. Какой подход к понятию категории «материя» провозгла­шает, что материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы дух, человек, общество порождение материи:

а) позитивистский;

б) субъективно-идеалистический;

в) объективно-идеалистический;

г) материалистический?

5. То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как:

а) изменение;

б) стагнация;

в) статичность;

г) неизменность.
6. Постоянно присущие материи случайные колебания и от­клонения называются:

а) флуктуация;

б) детерминация;

в) элиминация;

г) профанация.

7. Форма бытия материи, которая выражает длительность
существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития:


а) пространство;

б) время;

в) движение;

г) отражение.

8. Способность материальных систем воспроизводить в са­мих себе свойства взаимодействующих с ними других матери­альных систем:

а) пространство;

б) время;

в) движение;

г) отражение.

9. Продукт общественно-исторического развития, функцио­нальное свойство мозга, идеальное отображение действитель­ности, регулятор деятельности человека:

а) чувствительность;

б) раздражимость;

в) психическое отражение;

г) сознание.

10. Процесс целенаправленного активного отображения дей­ствительности в сознании человека:

а) познание;

б) незнание;

в) неумение;

г) недоразумение.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта