Вечные и современные
Скачать 0.5 Mb.
|
§ 115. Происхождение и развитие человека Психика современного человека и особенно его сознание являются качественно более высоким уровнем психического по сравнению с животными. И хотя она не исключает характеристик психического у животных и растений, их процентное соотношение у человека в целом гораздо меньше. К примеру, если у насекомых поведение на 100 % инстинктивно, у слонов, волков и обезьян больше приобретенного, то у человека доля социального фактора является преобладающей. 1. Чем сложнее организм, тем дольше ему требуется приспосабливаться к окружающей сред. Птице, чтобы приспособиться к окружающему миру, достаточно одного сезона, тигру — несколько лет, человеку — около полутора десятка лет. Получается, что чем больше размер мозга, тем больше потребуется времени на то, чтобы научиться им пользоваться. А до тех пор, пока этого не происходит, человек сам по себе является не только беззащитным и беспомощным (без участия родителей), но и абсолютно не приспособленным. 2. Немецкий философ Арнольд Гелен (1904-1976) указывал на то, что «у человека отсутствует волосяной покров, а следовательно, естественная защита от холода; отсутствуют естественные органы для нападения и телесные приспособления для бегства; человек уступает большинству животных в остроте чувств; у него нет настоящих инстинктов, что смертельно опасно для жизни; наконец, он нуждается в защите в течение всего периода вскармливания и детства, которые несравненно продолжительнее, чем у других живых существ — т.е. в биологическом смысле человек неадаптирован, ему присуща родовая неспециализированность, неразвитость» (Гелен А., 1988. С. 155-158). Казалось бы, всё это давно уже должно было привести к гибели человека. Но произошло прямо противоположное: человек подчинил себе природу и животных, став их господином. Как и за счет чего это могло произойти? 3. Именно потому, что человек рождается как несовершенное и незавершенное существо, ему необходимо было постоянно действовать (защищать себя, достигать самоопределения, саморазвития своей способности анализировать ситуации, окружающий мир, выявлять его закономерности, предвидеть последствия и т.п.), что и привело к развитию психики и ее высшей формы — сознания. И если учесть, что психическое неразрывно связано с биологическим, то стоит признать, что развитие психики шло одновременно с развитием ее материального носителя — головного мозга в процессе антропогенеза. 4. Антропогенез (от греч. anthropos— человек,genesis— развитие) — это эволюционное формирование физического типа современного человека. Это сложный, длительный и противоречивый системный процесс, в котором взаимодействовали многие факторы и составляющие. Эволюция приматов и человека
Среди факторов, повлиявших на процесс очеловечивания обезьяны (гоминизации), ученые чаще всего называют: Климатические изменения: 3 млн. лет назад наступило значительное похолодание, поэтому происходило расширение зоны африканских саванн — открытые пространства побудили к прямохождению, усложнили охоту, вызвали необходимость применения острых камней для добычи пищи, создания орудий труда, совместных усилий по охоте. Крупные мутации: повышение уровня радиации в Восточной и Южной Африке привело к мутации и появлению ранних гоминид (прямохождение, потеря крупных клыков, увеличение мозга). Естественный отбор и скачкообразные, малые мутации, приводящие к постепенному изменению генов (изменения среды повысили степень естественного отбора более приспособленных существ и ускорили эволюционные изменения). Трудовая деятельность и язык— один из решающих факторов очеловечивания. Социогенез — развитие общества, возникшее в силу необходимости под влиянием преимуществ, которые давали общественный труд и совместная деятельность людей; оно повышало шансы на выживание каждого человека. Это, конечно, не полный перечень факторов и условий, которые привели к формированию современного человека, существующего на Земле всего 1600 поколений. При этом первые 1200 жили в пещерах. И только последние 22 поколения читают напечатанные книги, при этом лишь 5 — при электрическом освещении. За многомиллионнолетнюю эволюцию размеры человеческого мозга увеличились в три раза. Современный человек развивается, в отличие от древнего, гораздо быстрее. Нынешний год, с точки зрения эволюции, равен прежнему столетию. Да и население Земли сегодня значительно разнообразнее прежнего по расам, национальностям, физическому и интеллектуальному уровню, привычкам, пристрастиям, вкусам и т.п. В заключение рассмотрения данного вопроса необходимо еще раз подчеркнуть о единстве психического (души) и биологического (тела) в человеке. Это действительно одна из ключевых основополагающих истин о человеке: психика и организм неразрывно связаны между собой. Каждая мысль, каждая эмоция, каждое настроение есть прежде всего биологическое событие. Психика не может существовать вне тела, равно как и тело без психики есть уже не человек, а труп. Только неразрывное единство одного и другого составляет основу человеческого. Человек существует в мире и связан с миром через тело. Чувствует и думает, плачет или смеется, испытывает боль или наслаждение, любит или ненавидит только в теле. Без тела мы никто. Психика существует в теле и для тела, она позволяет человеческому организму поддерживать все жизненно необходимые системы в состоянии гомеостаза. §116. Человек как объект философского осмысления Как объект философского осмысления человек выступает в специальном разделе философского знания, который носит название философской антропологии. Термин «философская антропология» закреплен также за современной философской школой, представителями которой были немецкие философы Макс Шелер (1874-1928),Арнольд Гелен (1904-1976) и Гельмут Плесснер (1892-1985). Макс Шелер считал, что философская антропология — это базисная наука о сущности и сущностном строении человека. Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Жизнь является общим для человека и остального органического мира. В ходе эволюции органического мира происходят становление и эволюция психического начала: ощущения, инстинкты, ассоциативная память, практический интеллект. Поэтому естественный человек при рождении в принципе не отличается от животного. Но между человеком и остальным животным миром имеется сущностное различие — это различие обусловлено наличием у человека духа. Человек преодолевает ограничения среды, выходит в открытый мир, осознает бытие предметов в их объективности. Арнольд Гелен обращает внимание на биологическую неприспособленность и недостаточность человека: его тело не имеет защиты от погоды, от врагов, острота чувств уступает остроте чувств и силе животных, поэтому чтобы выжить, человек вынужден стать «действующим существом» (совершать действия, создавать орудия труда, выращивать себе пищу и т.п.). Главный принцип существования человека — «принцип освобождения от бремени» — процесс преодоления физических ограничений своего тела, создания вспомогательных культурных средств, обеспечивающих выживание, существование человека. Результатом этого процесса является становление человека как культурного существа, а в основе культуры («второй природы человека») лежит духовное начало. Гельмут Плесснер считает, что человек отличается от животных «эксцентрической позицией», т.е. человек способен отделять свое «Я» от своего физического существования, способен осознавать свою духовную неповторимость, осознавать себя как личность. Эксцентрическая позиция задает структуру внутреннего мира человека и основные способы реализации человеческого существования, формы отношения человека к бытию, базовые антропологические законы жизни человека: «Человек должен сам себя сделать тем, что он есть». (Человек может жить, только сам управляя своей жизнью.) «Познавательное отношение человека к миру опосредовано его «Я», поэтому человек обладает дистанцией по отношению к миру». «Закон утопического места — закон неукоренности человека в бытии, его неуверенности, сомнения, которые побуждают человека на бесконечные поиски устойчивого бытия». §117. Основные характеристики человека Дать полное, адекватное и исчерпывающее определение человеку очень трудно, а может быть, и невозможно: слишком многогранен и разносторонен человек в своих мыслях, делах и поступках. В то же время попытки охарактеризовать человека в философской литературе предпринимаются. Одна из таких попыток предпринята российским ученым-философом Валерием Губиным (2004), который выделил пять основных качеств, характеризующих человека: Несводимость. Человек несводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков — станет по повадкам волком, среди обезьян — обезьяной. Человек никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психической особенностью, ни с профессией, ни с работой, ни с делом. Человек — это существо, которое постоянно переступает самое себя: чего бы он ни достиг, ему всегда мало; что бы он ни получил, ему всегда не хватает; он никогда до конца не осуществляется. Сущностью человека является ничто. Человек всегда меняется, всегда преодолевает свое сегодняшнее состояние. Он ничто, которое не есть что-то (законченное), а есть условие всякого что-то, которое позволяет ему быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой. Неповторимость. Каждый человек уникален. Любая жизнь достойна, пусть внешне незаметная и неинтересная, если человек проживает ее как свою жизнь, никого не копирует, ничему не подражает, а просто живет самобытно. Чем более оригинален и неповторим человек, тем он нам ближе и понятнее. В самой потаенной глубине своей сущности мы все одинаковы. В самой глубине мы становимся не поэтами или писателями, а просто людьми, живущими в стихии человечности. Непредопределенность. Человек никогда не бывает абсолютно свободным, он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, его отношение к окружающим (от наследственности, от климата, от культуры, от государственного строя, от зарплаты, от семьи и т.д.). Пересечение этих зависимостей создает водоворот случайностей, предугадать которые просто невозможно. Человек не знает, что с ним будет завтра. В результате этого незнания он часто не в силах предотвратить многие события своей жизни. Незаменимость. Она выражается в том, что человек должен найти свое дело, ради которого он пришел в мир. У каждого человека есть такое дело, которое кроме него никто не сделает. А если и он не сделает, то во Вселенной так и будет пустое место, дыра, не заполненная ничьим трудом, ничьим усилием. Вся проблема в том, чтобы найти такое дело, найти такое место, встав на которое, можно занять свою уникальную, неповторимую позицию. Невыразимость. Человека нельзя изучить, познать объективно как некий внешний предмет. Человека можно познать и описать только косвенно, прежде всего по продуктам его творчества, но самое главное и самое глубокое всегда остается невыразимым и неуловимым в человеке. Дополняя данный перечень характеристик, следует отметить, что человек также является существом энергоизбыточным. Именно избыток психической энергии человека, по сравнению с высшими млекопитающими, позволил ему возвыситься над другими представителями органического мира. Теплокровные животные, чья температура тела выше окружающей среды, также энергоизбыточны. Но у человека значительно больше энергии, чем требуется для того, чтобы существовать биологически, реа-лизовывать исключительно витальные потребности (особенно у людей холерического темперамента). Избыток энергии позволяет человеку быть не только индивидом, индивидуальностью, но и создает предпосылки для становления личности. § 118. Человек: индивид, индивидуальность, личность Несмотря на принципиальную сложность или даже невозможность полного и адекватного определения понятия «человек», в философии человек понимается как особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны,биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации. Кроме того, человек является социально-биологическим существом, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое. Чтобы лучше разобраться в том, что такое человек, следует четко разграничивать понятия «личность», «индивид», «индивидуальность». Индивид — это единичный представитель вида homosapiens, биологический организм, носитель наследственных свойств биологического вида(индивидом рождается каждый человек). Индивидуальность — это непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого. Она подразумевает своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение). Только другие люди могут сказать, чем один человек отличается от другого. Напротив, личность — это то, что формируется и наблюдаемо самим человеком. Личность — совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества. Понятие «личность» отражает всё, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность возникает в результате культурного и социального развития. Это социально-психологическая сущность человека, совокупность уникальных черт, которые могут вносить вклад в общее социальное целое. Личность формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения). Быть личностью — значит иметь следующее: обладать независимостью, свободой, т.е. личностной автономией; иметь активную жизненную позицию; иметь цель в жизни и обладать принципиальностью; обладать способностью к самонаблюдению, самоанализу, саморегуляции; осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости; оценивать последствия принятого решения и быть за него ответственным; иметь созидательную установку и созидательное поведение. Таким образом, когда мы говорим о человеке, то имеем в виду: не только его существование как психосоциобиоло-гического организма (т.е. как индивида); не только степень уникальности, непохожести, автобиографичности его внешнего и внутреннего бытия (т.е. как индивидуальности); но и как носителя уникальных социально значимых качеств, реализуемых в его деятельности в условиях конкретно исторической социокультурной реальности (т.е. как личности). Учитывая данные определения, можно заключить, что человек смертен лишь частично: он смертен как индивид и индивидуальность, личностное проявление человека может преодолевать временные границы его жизни как индивида. И чем более развита, чем ярче и оригинальнее проявляется личностная компонента человека, тем менее привязана она к границам существования человека как индивида. Например, немецкий композитор Людвиг ван Бетховен как индивид жил в период с 17 декабря 1770 г. по 26 марта 1827 г. 0 его индивидуальности можно прочитать в биографических справках. Но как личность Бетховен жив! Он жив в тех симфониях и сонатах, трио и квартетах, концертах и увертюрах, которые на протяжении многих поколений изучаются, исполняются и слушаются миллиардами людей во всем мире. И каждый раз, когда звучит его музыка, «оживает» личность Бетховена. Среди всех ролей, выполняемых личностями, обычно выделяется одна, реализацию которой в соответствующей сфере человек считает для себя главным делом своей жизни. Различают следующие социальные типы личности: Деятели, для которых характерно активное действие и не только как источник существования, но и как средство самовыражения и достижения душевного комфорта. Это земледельцы и ремесленники, рабочие, учителя, врачи, экономисты и т.д. Мыслители,которые ставили своей задачей спасение людей от заблуждений и соблазнов, сохранение их нравственной чистоты,пытались уберечь от угрожающих их жизни последствий цивилизации, наставляли человечество на путь добра и истины. Это Будда и Заратус-тра, Соломон и Моисей, Конфуций и Лао-Цзы и другие. Гуманисты и подвижники — люди, о которых можно сказать, что они чужую боль воспринимают как свою; личности, избравшие себе целью облегчить страдания не только «ближних», но и «дальних», всех людей планеты, независимо от их географического проживания, пола, возраста, расы, национальности и вероисповедания. Творцы — создатели художественных (в широком смысле) произведений. Это люди чувств и эмоций: композиторы, писатели и поэты, опережающие время четко и остро выписанными «художественными образами». §119. Ценности личности При выборе той или иной цели человек ориентируется на сформированные у него ценности, т.е. в сфере ценностей сконцентрирована вся смыслополагающая и целеполагающая система личности. Учение о ценностях и их природе носит название аксиологии. Под ценностями принято понимать определенные объекты и явления, которые имеют значимость для личности, социума или культуры. Ценности выполняют следующие функции: Фундамента формирования социальных связей личности и реализации социальных взаимоотношений. Ядра мотивационной системы человека. Самоуправления поведением человека, распределяя внутреннюю психическую энергию личности между разнообразными проявлениями социокультурной реальности. Критерия оценки реальности и смыслообразующего фактора це-ленаправленной деятельности. Существуют различные критерии классификации ценностей: В зависимости от социального значения и последствий реализации ценности делят на положительные и отрицательные. По субъекту — субъективно-личностные (формируются в процессе накопления жизненного опыта) и надындивидуальные (групповые, национальные, классовые и общечеловеческие). По виду удовлетворяемых потребностей — на материальные (утилитарные) и духовные. По содержанию — экономические, политические, религиозные, морально-нравственные (этические), эстетические, экзистенциальные и др. По принципу иерархичности — на ценности-цели и ценности-средства(инструментальные), выступающие как промежуточные ценности, подчиненные высшим целям. Без ценностей-средств невозможна реализация ценностей-целей. Одним из глубинных свойств человеческой личности является стремление к тому, чтобы ее ценности разделялись другими людьми. На протяжении всей истории человечества ценности победителей навязываются побежденным, ценностные ориентации властвующих рано или поздно находят поддержку у подчиненных. Это свойство реализуется на разных уровнях: на уровне личности, семьи и государства. На уровне личности стремление в лучшем случае к распространению и пропаганде (а в худшем — к навязыванию) личных ценностей лежит в основе жажды власти, ибо именно власть дает возможность не встречать сопротивления на пути к осуществлению собственных желаний, содержание которых определяется ценностными ориентациями человека. На уровне семьи отношения также строятся на основе близости ценностных установок людей, что во многом является гарантом стабильности брака. На уровне государства и международных отношений это проявляется в специфике издаваемых законов и конвенций, отражающих ценности правящих партий и лидирующих стран. С одной стороны, с точки зрения человеческой эволюции подобное явление вполне объяснимо: сильные, выносливые, волевые распространяют свой образ мышления и жизнедеятельности, вытесняя слабых, безвольных, нежизнестойких. В целом оно способствует общественному прогрессу, совершенствованию человеческого генофонда, ибо самозарождение каждого конкретного человека обусловлено своеобразной биохимической победой. С другой стороны, на уровне личности, общества и государства экспансия ценностей сильных, правящих и влиятельных часто носит деструктивный характер по отношению к более слабым и незащищенным. На межгосударственном уровне наглядным примером последних лет, доказывающим это, является довольно агрессивная политика некоторых западных ядерных держав по отношению к государствам, не имеющим ядерного оружия и не представляющим по отношению к ним угрозы ответного удара. Экспансия западных ценностей происходит также в социокультурном и в экономическом аспектах. Это приводит к тому, что современная отечественная культура находится в сложном, глубоко кризисном состоянии, препятствующем адекватной самореализации человека. События культурной жизни последних десятилетий проходят под знаменем тотальной капитализации и стихийности произвола рыночных отношений. Всё это приводит к тому, что в современных отечественных условиях духовная Функция ценностей явно занижена, что сказывается и на процессах целеполагания разных видов деятельности, и на смысловом содержании ее, которое часто сводится лишь к овладению «вещами и монетами». § 120. Экзистенциалы человеческого бытия По содержанию с ценностями личности перекликаются человеческие] экзистенциалы. Важнейшими экзистенциалами человеческого бытия (т.е. специфически человеческими способами подлинного существования, выделяющими человека из мира всего живого) являются: Свобода и ответственность. Свобода — возможность поступать так, как хочется, возможность осуществлять добрую или злую волю. Понятие «свобода» в философской антропологии соотносится с понятием «ответственность». Ответственность человека является показателем его зрелости, наличия самосознания и совести. Вера, надежда, любовь. Вера выражается в твердой убежденности, несомненном доверии и надежде к чему-либо или кому-либо. В качестве объекта веры могут выступать: достижение цели и смысла жизни, наступление какого-либо события и т.п. Надежда связана с ожиданием наступления желанных событий, она придает сил и энергии, порождает желание действовать во имя осуществления желаемого. Любовь представляет собой состояние безусловно положительного отношения человека к какому-либо другому человеку, группе людей, к предметам, явлениям, идеям или принципам жизни. Самореализация и творчество. Самореализация — это процесс и результат воплощения человеком своего жизненного предназначения. Важнейшей формой самореализации выступает творчество. Для того чтобы быть творческой личностью, необходимо иметь, во-первых, достаточно широкий кругозор в той области деятельности, в которой человек собирается сказать что-то новое, и, во-вторых, иметь достаточно смелости и храбрости, чтобы «переступить черту», «выделиться на общем фоне» и подавить в себе конформиста. Семья и карьера. Если карьера дает человеку возможность раскрыть и проявить свои способности, личностные и профессиональные качества, добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей и общества в целом, то семейные отношения являются наиболее важным источником положительных эмоций и удовлетворенности, выполняя жизненно важные функции воспроизводства, воспитания, восстановления сил и др. Обе эти сферы — профессиональная и приватная — являются полем самореализации человека, взаимодополняя друг друга. Счастье. Счастье является самым желаемым состоянием любого человека. Счастье — это состояние наибольшей внутренней удовлетворенности, полноты и осмысленности жизни (когнитивный фактор, т.е. знание того, что все хорошо), сопровождающееся положительными эмоциями (радостью, интересом, блаженством, удовольствием и т.п. — эмоциональный фактор, т.е.ощущение того, что все хорошо) при отсутствии отрицательных. §121. Смысл жизни человека Смысл жизни — философско-антропологическая проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления личности. Вопрос о смысле жизни («Стоит ли жить?») может пониматься: Как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям. Как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире. Как проблема воздействия человека на окружающую действительность. Как проблема постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы: В рамках первого подхода утверждается, что смысл жизни человека был задан Богом. Он якобы состоит в сохранении и очищении своей бессмертной души. Данный подход основан наложных представлениях о существовании души как отдельной субстанции. Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека во имя светлых идеалов добра и справедливости, при этом каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этой цели. Этот подход является антигуманным. В третьем подходе смысл жизни отрицается. В философии представители экзистенциализма часто утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно. Данный подход основан скорее на пессимистическом, чем на реалистическом отношении к действительности. В четвертом подходе смысл человеческой жизни заключается в самореализации личного потенциала человека в социуме, «в совпадении основной направленности субъективных установок, позиций личности с общими тенденциями развития общества» (Спиркин А.Г., 2001. С. 732). Т.е. реализация на практике того, к чему у человека есть предназначение, на благо другим, что является залогом прогресса и составляет сущность объективного смысла жизни. Субъективным смыслом жизни в этом смысле будет счастье как удовлетворение, проистекающее от сознания правильности, величия и благородства основной жизненной линии поведения. §122. Смерть и бессмертие Смерть — естественный конец жизни живого организма, тело которого после этого подвержено действию только законов неорганической природы. В философии существует две наиболее общие полярные точки зрения на смерть: Смерть как отрицание будущего: обесценивание прошлого, поскольку в таком случае оно как подготовка настоящего и будущего не имеет смысла. Отсюда делается вывод: бери от настоящего всё, что можно взять. Смерть как переход прошлого в вечность: жить, по мнению австрийского психолога и философа Виктора Франкла (1905-1997), значит творить для вечности. Осознавая это, человек должен максимально использовать все свои способности и время, чтобы внести свой посильный вклад в историю, обогатив тем самым будущее. Смерть имеет смысл. Смерть — это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции. Без смерти, которая придала самое полное и серьезное значение факту выживания наиболее приспособленных и таким образом сделала возможным прогресс органических видов, человек вообще никогда не появился бы Смерть выступает как «вдохновительница» философии. Только факт смерти ставит вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть. Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т.е. если бы была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смерть кладет конец крайней физической боли или умственному упадку. Мертвые не страдают. Осознание бренности жизни заставляет человека найти или придать ей смысл. Обреченность человека на смерть может стать стимулом делать добро людям, чтобы оставить о себе светлую память потомков, «подстегнуть» человека закончить начатое дело. Смерть есть момент обновления, прежде всего органического мира, а затем и всего мира. Не было бы смерти, человек не думал бы о вечности, не «примерял» бы себя к ней, надеясь на собственное бессмертие. Вечность достигается лишь путем прохождения через смерть, и смерть есть участь всего живущего в этом мире, и чем сложнее жизнь, чем выше уровень жизни, тем более ее подстерегает смерть. Смерть делает человеку близкими общие заботы и общую судьбу всех людей повсюду. Она объединяет людей глубоко прочувственными сердечными эмоциями и драматически подчеркивает равенство конечных судеб людей. Идея бессмертия возникла как реакция на страх смерти. Бессмертие — это чисто человеческий феномен, так как животные не знают о конечности своего существования, поэтому не думают о бессмертии, живут только сегодняшним днем. Мы же знаем, что каждый человек должен пройти через трагедию смерти. Конечная точка, к которой устремлена всякая жизнь, есть смерть. В этом смысле смерть есть самое страшное зло, которое больше всего страшит человека. Желание преодолеть смерть заставляет философов рассуждать о бессмертии. Существуют различные концепции понимания бессмертия: 1. Бессмертие как продление жизни. Биологически, генетически бессмертие понимается как наследование в генах потомства: детей, внуков, правнуков и т.д. Этот вид бессмертия свойствен большинству людей, о нем французский писательЛнатоль Франс (1844-1924) сказал: «Жизнь коротка, но человек вновь переживает ее в своих детях». 2. Бессмертие за счет мумификации тела. Мумификация практиковалась в гробницах египетских фараонов, в мавзолеях государственных деятелей. Практика бальзамирования тел (В.И. Ленина, Мао-Цзэдуна и др.), а также создание криогенных установок для глубокого замораживания тел сулят человечеству возможности увековечивания памяти о дорогих их сердцу людях. 3. Бессмертие как космизация тела и души умершего, вхожден ие их в так называемое космическое «тело», распад в нем на отдельные частицы, включенные в вечный круговорот материи. Верящие в это люди питают надежду, что когда-либо эти разрозненные частицы скомбинируются так же, как были в его теле, что приведет к его реальному телесному возрождению. Бессмертие за счет изменения состояния сознания в процессе и результате эзотерических (тайных, скрытых) действий, погружения в свое внутреннее пространство души и «прорыв» в прошлое и будущее. Бессмертие с помощью результатов жизненного творчества человека. Создание выдающегося произведения литературы или искусства, научные открытия, проявления полководческого таланта в военном сражении, определившем победу в войне, государственная мудрость политика, непревзойденный никем спортивный рекорд, незаурядное исполнительское искусство остаются навечно в памяти народной, социально наследуясь в сменяющихся поколениях. Из всех представленных концепций о бессмертии наиболее адекватными являются первая и пятая, ибо человек относительно бессмертен не только как материальное существо (в генах его потомков), но и как существо духовное (в результатах его труда, созданных личностью). Поэтому бессмертие завоевывается личностью и есть борьба за личность. Тесты для самоконтроля к главе 12 1. Раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека: а) философская герменевтика; б) философская антропология; в) социальная философия; г) диалектическая философия. 2. Кто из классиков философской антропологии считал, что сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни»: а) Макс Шелер; б) Арнольд Гелен; в) Гельмут Плеснер; г) Эрих Фромм? 3. Особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации: а) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) человек. 4. Единичный представитель вида homosapiens, биологический организм, носитель общих наследственных свойств биологического вида: а) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) человек. 5. Совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества: а) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) лидер. 6. Понятие, используемое в философии и социологии для указания на личностную, социальную и культурную значимость определенных объектов и явлений: а) ценность; б) важность; в) авторитетность; г) существенность. 7. В зависимости от социального значения и последствий реализации ценности делят на: а) положительные и отрицательные; б) материальные и духовные; в) ценности-цели и ценности-средства; г) всё вышеперечисленное. 8. Вопрос о смысле жизни — это вопрос о том: а) Стоит ли рождаться? б) Стоит ли жить? в) Стоит ли взрослеть? г) Стоит ли умирать? 9. Твердая убежденность и несомненное доверие к чему-либо или кому-либо — это: а) вера; б) надежда; в) любовь; г) счастье. 10. Состояние наибольшей внутренней удовлетворенности, полноты и осмысленности жизни — это: а) вера; б) надежда; в) любовь; г) счастье |