Вечные и современные
Скачать 0.5 Mb.
|
§103. Движение Движение является неотъемлемым свойством бытия и атрибутом материи. В философии под движением принято понимать способ существования сущего, в широком смысле — всякое изменение вообще, в узком — изменение положения тела в пространстве. Движение есть следствие взаимодействия вещей, явлений между собой: взаимодействие объектов неизменно вызывает изменения в каждом из них. Об абсолютном движении можно говорить только в соотнесении с какой-либо точкой, которая мыслится находящейся в мировом пространстве в состоянии покоя. Понятие движения отдельного тела — чистая бессмыслица. Для изучения движения какого-либо объекта нужно найти другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение. Этот другой объект носит название системы отсчета. Выделяются следующие формы движения: Механическое. Физическое. Химическое. Биологическое. Социальное. Свойства движения проявляются в том, что оно: Возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы). Постоянно (прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения). В самоорганизующихся системах принимает форму флуктуации — постоянно присущих материи случайных колебаний и отклонений, в результате которых появляются новые связи между элементами материи — она приобретает новое состояние, так называемую неустойчивую «диссипативную структуру». В дальнейшем данная структура либо укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи (если есть приток энергии из внешней среды), либо она распадается и гибнет (из-за непрочности новых связей или отсутствия притока энергии из внешней среды). Всеобъемлюще (движется всё: отталкиваются и притягиваются атомы микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов — работает сердце, система пищеварения и др., движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество. Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца; звездные системы движутся в галактиках, галактики — во Вселенной; в обществе тоже наблюдаются изменения: даже мышление представляет собой движение мысли). Движение может быть: Количественным (перенос материи и энергии в пространстве). Качественным ( изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств). Оно делится на: а) Динамическое движение — изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие потенциала прежних материальных форм. б) Популяционное движение — кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к возникновению совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Оно может происходить: Эволюционное (т.е. постепенно). Эмержментно (т.е. путем «взрыва»). Движение — это основа всякого развития. Развитие — высшая форма движения. Развитие представляет собой определенно направленное, необратимое количественное и качественное изменение материальных и идеальных объектов, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. По направленности изменений выделяют два взаимосвязанных типа развития: От низшего к высшему, т.е. прогресс (рост, познание). От высшего к низшему, т.е.регресс (старение, смерть, распад). Изучение предметов и явлений окружающего мира в развитии имеет огромное методологическое значение: сущность и особенности любого феномена открываются тогда, когда мы знаем тайну его происхождения и историю становления. Общепризнанной в современной философии теорией развития всего сущего является диалектика. § 104. Диалектика Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Главная проблема диалектики — что такое развитие? Законы диалектики отличаются от законов других наук своей универсальностью, поскольку они охватывают все сферы окружающей действительности и раскрывают глубинные основы движения и развития (их источник, механизм и пр.). Существует три базовых закона диалектики: 1. Закон единства и борьбы противоположностей: всё сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое и т.д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции: например, положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме и т.д. Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия: содействие, союзничество, нейтралитет и мутуализм (полная взаимосвязь, когда для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе). 2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений: при определенных количественных изменениях обязательно меняется качество (специфика) той или иной вещи или явления. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переходе иное состояние понимается в философии как «скачок» — сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за границы меры. Переход количества в новое качество может произойти резко, одномоментно или же незаметно, эволюционно. 3. Закон отрицания отрицания: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается всё более новым. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов. Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи некоторых «положительных» элементов отрицаемого качества в переработанном виде называется «снятием». Для снятия характерны три аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высокую ступень. Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. По вопросу о направленности развития сущего в философии существует три точки зрения: 1. Развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим,— т.е, восходящее развитие. 2. Развитие может быть как восходящим, так и нисходящим. 3. Развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция всё же восходящая (например, организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие), или исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами — расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, Новое время и т.д.). Таким образом, развитие скорее идет по спирали, причем каждый виток спирали повторяет всё, что было раньше, но на более высоком уровне. К основным категориям диалектики относятся: Единичное — объект, имеющий совокупность свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную количественную и качественную определенность. Общее — единое во многом, своего рода «душа», суть единичного, закон его существования. Особенное — конкретное единство единичного и общего. Содержание— единство всех составляющих элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. Форма — способ выражения и существования содержания. Структура — способ расположе-ния элементов объекта в пространстве и строение (последовательность и ритм) определенного процесса во времени. Причина и следствие. Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, а второе — как следствие. Причина является первичной по отношению к следствию. Необходимость — такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних свойств явлений. Случайность — непредвиденное, не предполагаемое событие или непредусмотренное совпадение с другими событиями. Сущность — главное, основное и определяющее в предмете (внутренние связи, противоречия и тенденции). Явление — внешнее обнаружение сущности предмета, форма ее проявления. Основными принципами диалектики являются: Принцип всеобщей связи, который означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы. Принцип развития, который является фундаментальной основой диалектики. Развитие представляется не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи, причина же развития лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому включает как прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), так и элементы регресса. Принцип системности, который означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядочение Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. Принцип причинности, т.е. наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, т.е. имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными. Принцип историзма, который подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда. В системе своих взаимосвязей категории, принципы и законы диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии. Однако не следует думать, что диалектика является единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике. § 105. Альтернативы диалектики Главной альтернативой диалектики является метафизика. Это объясняется тем, что метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией. На многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике. Основные отличия метафизики от диалектики
К числу других альтернативных диалектике теорий можно отнести: «Негативную» диалектику, которая разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир. Можно выделить главные идеи негативной диалектики, отличающие ее от обычной «консервативной»: диалектика может быть только «негативной» — критической, диалектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся; диалектика должна постоянно в каждом предмете, явлении искать повод для критики, всё подвергать сомнению, всё критиковать, всё отрицать; новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (т.е. диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды); «негативная» (критическая) диалектика не имеет объективного значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку всё отвергает и критикует только сознание; отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности. Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания. Эклектику— построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций. Софистику— выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные. Догматизм— восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении и отношении к миру. Синергетику— науку, изучающую эволюцию и самоорганизацию систем открытого типа с нелинейными обратными связями. В настоящее время синергетика приобрела характер универсальной теории эволюции и самоорганизации любых сложных систем. Открытые системы, которые изучает синергетика, — это системы, имеющие доступ к внешним источникам энергии, вещества, информации, а также обладающие блоками соответствующего выхода. Синергетика оказалась плодотворной при исследовании большинства естественнонаучных и социальных проблем. |