журнал первый выпуск. Вестник 1 образования май 2021 Официальное издание мкоу сош 9 им. Х. Ч. Кубанова с. Джага Научно исследовательский журнал
Скачать 7.99 Mb.
|
Фольклор В фольклоре отражалась жизнь народа, каждодневные занятия, борьба за жизнь. Многие произведения посвящены восхвалению образцовости горцев и высмеиванию самых тяжких грехов, которыми, по их мнению, были обжорство и трусость. Мужчины сочиняли песни для работы, а женщины пели про любовь и сочиняли колыбельные. Советский период был связан с войной, чему посвятили множество легенд и хоровых песен. Карачаевцы уделили внимание сказками и анекдотам, пословицам, историям о борьбе с ханами. Аталычество В общественном быту карачаевцев важное место занимал институт аталычества ( от тюркского слова аталык- отец, воспитатель).В соответствии с обычаем, который сохранился с отдаленных времен, князья не имеютправа воспитывать своих сыновей ни в своем доме, ни под своим наблюдением, а должны как можно раньше , чуть ли не с самого рождения , отдавать их на воспитание в чужой дом. Главной обязанностью воспитателя считалась подготовка из своего названного сына хорошего война, поэтому с шести лет ребенка учили стрельбе, верховой езде и борьбе, приучали переносить голод , холод, зной и усталость. Воспитанника обучали также красноречию и умению рассуждать здраво, что должно было помочь ему обрести должный вес на общественных собраниях. Девочек с малых лет знакомили с правилами этикета, учили умению вести домашнее хозяйство, вязать, готовить, обучали шитью золотом и серебром и другим ручным работам. Воспитание девочки входило в обязанности жены аталыка. При завершении срока воспитания аталык дарил воспитаннику парадную одежду, коня, вооружение и торжественно в присутствии родственников возвращал его в родной дом. Взаимопомощь ( маммат) Одним из важных интересных обычаев, который своими корнями уходит в первобытную историю карачаевцев, является обычай взаимопомощи. С развитием общества и общественных отношений складывались и новые формы взаимопомощи. Например , с разложением родового строя наряду с родственной взаимопомощью появляется и соседская. Кроме того, у карачаевцев маммат был двоякий: трудовой (иш маммат) и экономический (мал маммат). Под разными названиями подобный обычай существовал у многих народов Кавказа. Этот древний , прекрасный обычай не забыт современными карачаевцами. Мы считаем, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того , удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры. Творческий потенциал, заложенный в традиционной культуре, используется в современном обществе в работе с детьми и молодежью. Именно народная культура становится средством адаптации человека к противоречивой жизни современного общества. К сожалению, государство в некоторой степени утратило свою роль в сфере культуры. Коммерциализация сферы культуры , перерегулируемый рынок культуры, где духовные ценности и таланты оказались всего лишь товаром, а шоу-бизнес превратился в один из самых прибыльных отраслей – вот она современная действительность жизни… Сегодня назрела необходимость в разработке мер, направленных на создание новых механизмов сохранения и поддержки культурного наследия, развития и популяризации народной культуры. Необходимо принять современную государственную концепцию по сохранению культуры народов России через создание нормативно- правовой базы по защите её культурного наследия. Роль народного искусства в жизни общества неизмеримо возрастает, особенно в эпоху глобализации; оно становится едва ли не важнейшим средством сохранения уникальных самобытных традиций, разнообразия и борьбы с культурной ассимиляцией. Народная культура имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества- мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту. Список источников: 1.Арнольдов А.И. Введение в культурология :учебник для вузов /А.И.Арнольдов М.: Просвещение,1995.-245с 2.Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие/С.А.Арутюнов М.:Наука,1989г.-247с 3.Баркова Э.В. Приоритеты политики в сфере народной культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции « Народное искусство России. Традиция и современность». Сборник .Вологда, 2008.-21с. 4.Мусукаев А.И.Народные традиции кабардинцев и балкарцев/ А.И.Мусукаев. Нальчик 1992.-125с. 5.Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы./К.М.Текеев М.Просвещение, 1989-68с. Статья подготовлена для заочного этапа V Всероссийской научно- практической конференции «Культура, искусство,, образование: история и современность) (сборник, апрель 2021г.) Ресурсы интернета -http://www.tengri.ru/UserFiles/Image/gall2/big/komnata5_big.jpg -http://belov-art.moy.su/foto/sbornik_ikhp.pdf -http://fb.ru/article/147674/traditsii-eto-chto-takoe-vidyi-traditsiy---natsionalnyie-sotsialnyie-kulturnyie-religioznyie-i-drugie Почему я против межнациональных конфликтов? Акбаева С.Р. Ученица 10 класса МКОУ «СОШ №9 им.Х.Ч.Кубанова с.Джага» E-mail: saida.akbaeva025@mail.ru Аннотация: Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем человечества-межнациональным конфликтам. Раскрывается понятие и сущность межнациональных конфликтов, а также пути их преодоления. Ключевые слова: межнациональный конфликт, консенсус, раса, межнациональная рознь, этнос. «Why I am against ethnic conflicts» Akbayeva S. R 10th grade student MKOU « Secondary School No. 9 named after Kh. Ch. Kubanov S. Dzhaga» E-mail: saida.akbaeva025@mail.ru Abstract: The article is devoted to one of the most pressing problems of humanity-interethnic conflicts. The article reveals the concept and essence of interethnic conflicts, as well as ways to overcome them. Keywords: interethnic conflict, consensus, race, national discord, ethnos. Для России межнациональные конфликты смертельно опасны, где бы они ни происходили, они подрывают основы нашего общества. Дмитрий Медведев В современном мире не изжиты межнациональные конфликты. В настоящее время эта проблема очень актуальна и занимает не последнюю роль в жизни всего общества. И именно проблема национальных конфликтов нуждается в скором решении. Существует более двух тысяч наций. Между ними наблюдаются две противоречивые тенденции в развитии: дифференциация и интеграция. Каждый народ стремится к саморазвитию, к самостоятельности, к сохранению и развитию собственной культуры- в этом проявляется дифференциация. Однако в настоящее время одна нация не может быть изолирована от другой, так как она не будет развиваться вообще, поэтому происходит процесс сближения и объединения народов, расширение связей между ними, обмен культурными знаниями- в этом заключается интеграция. Нередко межнациональные отношения могут принимать форму конфликта. Исторический опыт показывает, что отношения между народами и нациями бывали напряженными и трагическими. Например, русские земли испытывали удары монгольских кочевников, польских захватчиков. Открытие Колумбом Америки привело к уничтожению индейцев. В ходе мировых войн XX века беспощадно уничтожались те или иные нации. [1] Межнациональный конфликт представляет собой любую конкуренцию (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов. [ 2 ] Пролетают века. Люди всё чаще говорят о гуманизме, а межнациональные войны не прекращаются. Можно привести множество примеров. Так, сегодня мы являемся свидетелями национального конфликта на Украине, где убивают мирных граждан только за то, что они имеют свою точку зрения на дальнейшее развитие государства. А ведь вопрос можно было решить мирным путём! К несчастью, люди не учатся на ошибках предыдущих поколений. Да, я против межнациональных конфликтов, ибо это недопустимо в первую очередь в нашей многонациональной стране, что может привести к трагическим последствиям, таким как: разрушение и кровопролитие, усиление ожесточения и внутригруппового напряжения, разрушение социальных общностей, отвлечение внимания членов общества от насущных проблем, разрушение нормальных каналов кооперации. В итоге к полному подрыву общества и распаду государственности. Сегодня межнациональные конфликты можно преодолеть только путём переговоров и компромисса, через формирование толерантности, т.е терпимости к людям других рас, национальностей, религий, убеждений, через запреты на разжигание национальной, расовой, религиозной розни и борьбу с бытовым национализмом. [ 3 ] Вот что пишет культуролог и литературовед Юрий Лотман: «Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких людей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли». [ 4 ] Каждый из нас должен задуматься над этими словами. Необходимо остановить бессмысленное истребление народами друг друга, восстать против тех, кто греет руки на убийстве людей. Все народы должны сплотиться ради жизни будущих поколений, ради сохранения жизни на земле. Литература 1. Бабаков В.Г. Межнациональные противоречия и конфликты в России» // Социально- политический журнал. 1994, №8, стр. 16-30 2. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в России// Общественные науки и современность. 1996, №2, стр. 153- 164 3.Комоцкая В.Д. Фактор политической культуры в межэтнических конфликтах на территории бывшего СССР. М., 1998 3. Морозова Л.А. Национальные аспекты развития российской государственности// Государство и право. 1995, №12, стр. 11-18 4. Шарафулин М.М. Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения// Проблемы образования, науки и культуры. М., 2006, Политика и международные отношения. Выпуск 20. 5. Шутов А.Д. Коренные этносы Балтии и русские: общие интересы// М.,Социс. 1996, №9 стр. 113-116 Национализм- маска, прикрывающая нацизм… Байрамукова Л.И. Ученица 10 класса МКОУ «СОШ №9 им.Х.Ч.Кубанова с.Джага» E-mail: tmm7187@gmail.com Аннотация. В статье раскрывается проблема национализма в современном обществе. Особое внимание уделяется негативным последствиям национализма – по сути своей маска, прикрывающая нацизм и фашизм. Указывается на то, что национализм в нашей стране может привести к распаду России. Ключевые слова: национализм, нацизм, фашизм, деградация, экспансия, интеграция. Nationalism-a mask covering Nazism… Bayramukova L. I. Student of the 10th grade MKOU "Secondary school No. 9 named after Kh. Ch. Kubanov S. Dzhaga" E-mail: tmm7187@gmail.com Abstract. The article reveals the problem of nationalism in modern society. Special attention is paid to the negative consequences of nationalism – essentially a mask covering Nazism and fascism. It is pointed out that nationalism in our country can lead to the collapse of Russia. Keywords: nationalism, Nazism, fascism, degradation, expansion, integration. Я считаю, что национализм неприемлем под любым видом и формой для такой многонациональной и многоконфессиональной страны, как Россия. Россия веками была многонациональным государством, в котором бок о бок жили в мире и согласии мно8гие народности. В отличие от колониальных войн и экспансий других держав и империй, Россия никогда не имела колоний для обогащения, все территории просто интегрировались в состав страны. Сила России всегда была именно в многонациональном характере страны, каждый регион имеет равные права, население у нас весьма пестрое по своему этническому составу, но все считают себя россиянами. [2] Да, я против национализма, ибо национализм-по сути своей маска, прикрывающая нацизм, которая рано или поздно вылезает наружу, и плавно переходит в нацизм, примером чего являются фашистские режимы в Германии при Адольфе Гитлере и в Испании при Бенито Муссолини. [1] Под знаменем идеи «национального (расового) превосходства» уничтожались другие народы. Немецкие фашисты уничтожали все нации, которые казались им неполноценными.[3] В заключение, я хотела бы сказать, что надо беречь единство страны и подавлять националистические настроения еще в самом зачатке. Если этого не делать, то что будет дальше, можно прекрасно увидеть на примере Украины или ряда других стран. Мне кажется, что национализм в нашей стране приведет к разрушению и распаду России. Ресурсы интернета https://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-nacizm-ot-nacionalizma/ https://newsland.com/user/4297681521/content/chto-takoe-natsionalizm-v-sovremennoi-rossii/4096300 https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/nacionalizm-chto-ehto-takoe-nacionalisty.html https://bigenc.ru/ethnology/text/2252782 https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1057221 Мораль и нравственные ценности Боташева А. Х Ученица 10 класса МКОУ«СОШ № 9 им. Х.Ч.Кубанова с.Джага» E-mail: ab.baxxplmnplmn@gmail.com Аннотация. В статье рассматривается проблема морали и нравственных ценностей. Прослеживается роль и значение морали в становлении личности, влияние нравственных ценностей на индивидуальную личность. Ключевые слова: ценности добра и зла, мораль, нравственность . Morality and moral values Botasheva A. X 10th grade student MKOU " Secondary school No. 9 named after Kh. Ch. Kubanov S. Dzhaga» E-mail: ab.baxxplmnplmn@gmail.com Abstract: The article deals with the problem of morality and moral values. The author traces the role and significance of morality in the formation of personality, the influence of moral values on the individual personality. Keywords: values of good and evil, morality, morality. Грусть от того, что не видишь добра в добре Н.В.Гоголь Мораль - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям. Одна из основных форм общественного сознания. Моральные ценности – это некий уровень человечности, гуманности, который определяет общество.[1] Все в нашем мире поддается оценке. Одно и то же действие с разных позиций может быть расценено, как хороший поступок или плохой. В каждом обществе существуют какие-то свои нормы поведения, правила. Чаще всего они основаны на том, чтобы всем было удобно. Люди не должны друг другу мешать, причинять вред, а в случае беды протянуть руку помощи. Зная моральные ценности, нам нетрудно им следовать, главное, захотеть. Человек, который понимает, что одному в мире не выжить, а одинокая жизнь не так уж и хороша, не станет создавать конфликты на пустом месте. Это означает, что он следует каким-то установленным правилам, живет так, чтобы не ущемлять свои права, но и не мешать другим. Поведение, отвечающее морали, и есть нравственность. [2] Проблема добра и зла заключается, наверное, в их неразрывном единстве. Добро воспринимается как противопоставление злу. Выбирая добро, человек должен определиться в отношении зла. Самое трудное – определить их четкие границы, ибо они чрезвычайно текучи. В моральном определении добра и зла - границы между ними абсолютны и путаница недопустима.[3] в случае если человек научился определять их границы, то, значит, он приобрел определенную нравственную мудрость. Гуманисты прошлого Ж.Ж. Руссо, Ф. Шиллер и др. Неоднократно отмечали, что благие цели, возвышенные идеалы при попытке их осуществления часто приводят к противоположным, особенно в моральном отношении, результатам, к злу. В свою очередь, в истории нередко зло, низменные мотивы, войны, насилие, как ни парадоксально, оказываются движущей силой истории. В исследованиях личности, я бы хотела затронуть проблему нравственных ценностей, их место в общей ценностной системе, и те процессы, которые оказывают позитивное и негативное влияние на индивидуально-личностный компонент бытия человека. Педагоги, психологи и другие ученые разных времен признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема сегодня. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы. Мы не похожи друг на друга. И наиболее явные различия между нами связаны с полом. Для мальчиков и девочек существуют различные стили поведения, игры, увлечения и т.д. замечено, что мальчики более склонны к проявлениям агрессивности, чем девочки, и это, в частности, объясняется тем, что обладание некоторыми близкими к агрессивному формами поведения поощряется у мальчиков, а у девочек запрещается. Образ мужчины как защитника и война входит в мужской социально - личностный стереотип.[4] девочкам же с самого раннего детства категорически запрещается вести себя агрессивно, т.к. в женский социально - психологический стереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие, женственность. В начале подросткового возраста у ребенка появляются и усиливаются стремление быть похожим на старших. Самый легкий способ достичь цели "быть как взрослый" состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12—13 лет (девочки раньше, мальчики позднее) копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Высокие нравственные ценности – это визитная карточка полноценной здоровой личности в современном мире. Сформировавшаяся личность должна обладать набором развитых и культивируемых черт характера и индивидуальных взглядов на жизнь, чтобы быть в состоянии общаться с другими людьми, а в будущем создать семью и привить необходимые нравственные ценности своим детям. Мораль и нравственные ценности семьи играют ключевую роль в решении этого вопроса. Основными критериями нравственности и морали человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.[5] Таким образом, нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. |