Выдающиеся отечественные ученыетифлологи, (А. А. Крогиус, М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева и др.)
Скачать 71.86 Kb.
|
2. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТИФЛОПСИХОЛОГИИГносеологические вопросы психологии - это вопросы о познавательном отношении человека к реальной действительности, об отношении образа к отображаемому, их решение позволяет установить, "...каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным" (В.И. Ленин. Соч., т. 18, стр. 102). Постановка и решение этих вопросов в тифлопсихологическом исследовании, с одной стороны, открывают широкие возможности для материалистического объяснения познавательной деятельности слепых и слабовидящих и критики различных антимарксистских концепций. С другой стороны, использование гносеологического подхода в тифлопсихологии позволяет покрыть диалектику процессов познания при полном или частичном нарушениях функций зрительного анализатора, что имеет важнейшее значение для теории и практики обучения слепых и слабовидящих. Познавательные возможности слепых издавна привлекали внимание психологов и философов, и всегда в силу своей теоретической и практической значимости вопросы, связанные с познавательной деятельностью при дефектах зрения, являлись центральной темой тифлопсихологических исследований. Изучение познавательной деятельности слепых в дореволюционной тифлопсихологии шло в основном в трех направлениях: определение порогов чувствительности сохранных органов чувств и возможности восприятия пространства и времени; выявление содержания представлений; интроспективное исследование мышления. В диссертации рассматриваются в историческом аспекте основные подходы к решению проблемы ощущений и мышления при дефектах зрения, их отношения к миру и взаимоотношения, детальному анализу подвергаются господствовавшая в дореволюционной тифлопсихологии знаковая теория (А.А. Крогмус, Г.И. Челпанов и др.) и немногочисленные попытки механистической трактовки познавательных процессов при слепоте (А.В. Владимирский, Г.П. Недлер). Отмечается, что, несмотря на различия в подходе, ни механицисты, ни тем более идеалисты не смогли раскрыть действительные познавательные возможности слепых. И те, и другие в конечном итоге приходили к выводу о неспособности слепых к наглядно-образному отражению мира, к утверждению о существовании принципиальных различий в представлениях об окружающем у слепых я зрячих. Причина тому - разрыв чувственного и логического, абсолютизация первого механицистами, второго - идеалистами. Существенный сдвиг в решении проблемы ощущений и мышления произошел в советской тифлопсихологии после того, как ее представители, вооружившись ленинской теорией отражения, учением Сеченова-Павлова, достижениями общей психологии, провели большое количество исследований, раскрывших многие особенности познавательной деятельности при дефектах зрения, гностические возможности слепых и слабовидящих. Были решены вопросы, в какой мере эквивалентны результаты зрительного и осязательного восприятия, способен ли человек при глубоких нарушениях зрения адекватно отражать объективный мир, может ли быть действительность правильно отражена в ощущениях какой-либо одной модальности и, наконец, возможно ли при нарушениях сенсорной сферы адекватное опосредованное и обобщенное отражение. Первым шагом в решении указанных вопросов было подтверждение выдвинутых И.М. Сеченовым положений о возможности отражения одних и тех же категорий признаков объектов как зрительно, так и осязательно. Исследования в общей (Б.Г. Ананьев, Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломов, Л.А. Шифман и др.) и тифлопсихологии (М.И. Земцова, Ю.а. Кулагин, И.С. Сверлов и др.) убедительно показали, что в осязательном восприятии зрячих и слепых адекватно отражаются основные пространственные, временные и физические категории признаков, подтвердили его ведущую (наравне со зрением) роль в процессах познания и труда, показали, "что частичная компенсация утраченных зрительных функций активным осязанием позволяет в значительной мере преодолеть сенсорную ограниченность познавательных возможностей слепого человека" (Б.Г. Ананьев). Исследования процесса формирования представлений (А.И. Зотов и его сотрудники) показали возможность достижения слепыми я слабовидящими высшей его фазы - дифференцированного, обобщенного адекватного образа. Значительные успехи достигнуты и в исследованиях мышления слепых и слабовидящих. В тифлопсихологии окончательно преодолены субъективно-идеалистические взгляды, утверждавшие независимость мыслительной деятельности от чувственного познания, и раскрыты некоторые особенности мышления и его взаимоотношений с чувственным познанием при дефектах зрения. Исследования Т.П. Головиной, И.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, К.М. Украинской и др. показали, что первоначально сокращение возможности накопления чувственного опыта тормозит развитие мышления. Это понятно, если иметь в виду, что ощущения - начальный этап познания. Но, решая вопрос о взаимоотношениях ощущений и мышления, необходимо помнить о диалектике этих взаимоотношений, помнить о том, что чувственное первично по отношению к мысли только в генезисе (в данном случае в онтогенезе слепого или слабовидящего). Педагогические воздействия, корригирующие и компенсирующие отклонения в психическом развитии, способствуют формированию мышления на ограниченной сенсорной основе, в результате чего на определенном этапе развития мышление само начинает оказывать обратное корригирующее влияние на процессы чувственного познания. Итак, в результате исследовании выяснилось, что слепые и слабовидящие правильно, адекватно в субъективных чувственных образах и понятиях отражают объективный мир. Но для программирования и управления психическим развитием аномального ребенка этого недостаточно. Необходимо еще установить степень адекватности отражения и причины часто наблюдающегося несоответствия образа оригиналу при слепоте и слабовидении. Последнее объяснить только дефектом зрения невозможно, т.к. в ряде случаев точность отображения оказывается независимой от состояния зрительных функции. Теоретической разработке этих вопросов в данном разделе диссертации отводится центральное место. Диалектико-матерюлистическая теория отражения, развитая В.И. Лениным и по праву носящая его имя, является незыблемым фундаментом для построения марксистских концепций о человеке и его деятельности в самых различных науках, в том числе и в тифлопсихологии. Ее значение для психологии обусловлено тем, что "теория отражения определила принципиальные возможности решения важнейших психологических и гносеологических проблем" (А.В. Петровский). Наиболее важной из используемых в теории познания категорий для теоретической психологии является категория отражения. Ключевая позиция этой категории обусловлена прежде всего тем, что она репрезентирует реальное взаимоотношение субъекта и объекта познания, показывая, как внешние воздействия, преломляясь через внутренние условия в процессе активной практической деятельности человека, становятся источником знаний, как человек, воздействуя на внешний мир, идет от незнания к знанию, такт образом, "понятие отражения имеет не только гносеологический смысл, но вместе с тем смысл конкретно-научный, психологический" (А.Н. Леонтьев). Отсюда вытекает необходимость использования в системе тифлопсихологических категорий понятия отражение во всей полноте его содержания. До недавнего времени большинством советских тифлопсихологов преследовалась важная, но далеки не единственная и не раскрывающая всей сложности проблемы познавательной деятельности при сужении сенсорной сферы цель: дать философское обоснование и экспериментальное подтверждение принципиальной возможности адекватного отражения и познаваемости мира при дефектах зрения. Подобная возможность представляется нам давно доказанной. Сейчас, когда экспериментально установлено, что точность отражения при дефектах зрения снижается, и адекватность образов в известной мере зависит от состояния зрительных функций, следует рассматривать не столько принципиальную возможность адекватного отражения, сколько степень соответствия отображения оригиналу при слепоте и слабовидении. Правомерность постановки вопроса о степени адекватности отражения при слепоте и слабовидении вытекает на двух важнейших положении теории отражения. Во-первых, общеизвестно, что соответствие отображения оригиналу не является абсолютным. Отсутствие полной аутентичности между отображением и отображаемый неоднократно подчеркивал В. И. Ленин, указывавший, что сознание, будучи, отражением бытия, есть "...в лучшем случае приблизительно верное (адекватное, идеально точное) его отражение" (В.И. Ленин. Соч., т. 16, стр. 346). И если к некоторому расхождению между образом и оригиналом, обусловленному в норме объективными условиями взаимодействия объектов и субъективностью отражения человеком мира, присовокупить влияние аномальных факторов - дефектов зрения, то соответствие между образом и оригиналом еще более нарушится. Кроме того, степень адекватности образа зависит от способа отражения и, очевидно, отдельные параметры внешнего мира будут отражаться слепыми и зрячими с разной полнотой и точностью и вызывать различное отношение к ним, что чрезвычайно важно при постановке гносеологической проблемы (С.Л. Рубинштейн). Во-вторых, психическое отражение есть результат приспособления человека к условиям жизни на Земле, в результате которого сформировалась чисто человеческая чувственность (К. Маркс), в полной мере соответствующая гностическим задачам, стоящим перед человеком. В связи с этим возникает вопрос, как изменяются познавательные возможности человека при сужении сенсорной сферы. И.И. Сеченов, а за ним многие другие психологи достаточно ясно показали, какую огромную роль играет зрение в чувственной познании, и нет надобности доказывать, что выпадение или серьезное нарушение его функций ведет к пробелам в чувственном опыте индивида. Но этим, как правило, и ограничиваются тифлопсихологи, характеризуя специфику отражения при слепоте и слабовидении. Однако, имеется ряд исследований, свидетельствующих, что наряду с количественными различиями в объеме информации, получаемой слепыми и зрячими, и преобладанием у первых ощущения иных модальностей, существуют не менее значительные качественные различия. Анализ философской, психологической и физиологической литературы по проблеме отражения позволил выявить ряд причин, обусловливающих качественные особенности (снижение степени адекватности образов; чувственного отражения при дефектах зрения.) Во-первых, при патологии зрительных функций ослабляются или полностью нарушаются связи между зрительной и другими воспринимающими системами, сложившиеся в процессе общественно-исторического развития и лежащие в основе сенсорной организации человека (Б.Г. Ананьев). Это затрудняет отражение окружающей среды и снижает его точность. Нарушения в исторически сложившейся системе межанализаторных связей влекут за собой заметные изменения в процессах чувственного познания, отрицательно сказываясь на уровнях чувствительности отдельных анализаторных систем и на процессах восприятия и формирования представлений. Примером тому может служить исследование В.И. Комиссарова, в котором обнаружились как снижение кинестетической чувствительности, так и снижение точности произвольных движений у слепых по сравнению с нормой. Автор объясняет это отсутствием влияния зрительного анализатора на кинестетический. На точности осязательного восприятия, очевидно, сказывается и то, что "у зрячего контрольный аппарат лежит вне работающей руки, а у слепого - в ней самой" (И.М. Сеченов). Таким образом, нарушение зрительных функций и последующая дезинтеграция складывающейся в норме зрительно-кинестетическитактильной системы связей отрицательно влияет не только на точность информации, получаемой визуально, а в случаях тотальной слепоты не просто исключает ее из чувственного опыта индивида, но и сказывается на качестве информации, поступающей через иные сенсорные каналы. Разумеется, в процессе компенсаторного приспособления нарушенная система анализаторов перестраивается и начинает вполне адекватно отражать внешние воздействия (например, по данным А.Е. Беляева, М.И. Земцовой и др., точность произвольных движений слепых в результате упражнений может достигать достаточно высокого уровня). Однако до определенного момента степень адекватности отражения при нарушенном или утраченном зрении оказывается, по сравнению с нормой, сниженной. Во-вторых, поскольку отражательная психическая деятельность есть процесс взаимодействия воспринимающего субъекта и воздействующего извне объекта, для адекватного восприятия необходимо развитое восприятие, "обученная сетчатка глаза" (И.М. Сеченов), умело осязающая рука, при глубоких нарушениях функций зрения развитие зрительного восприятия замедляется и в тоже время наличие даже незначительного остаточного зрения тормозит развитие активного осязания. Первое подтверждается обнаруженным нами снижением точности восприятия по мере понижения остроты зрения, а второе - более точным гаптическим восприятием при тотальной слепоте, нежели при наличии незначительного остаточного зрения. В-третьих, важнейшей причиной недостаточной полноты и точности отражения при дефектах зрения является снижение познавательной активности, наблюдающееся у слепых и слабовидящих. Активный характер отражательной деятельности человека неоднократно отмечал В.И. Ленин, указывая при этом, что отношение субъекта к объекту отражения может быть понято лишь в том случае, если "...взять во внимание и общие посылки бытия конкретного субъекта (= жизнь человека) в объективной обстановке" (В.И. Лeнин. Соч., т. 29, стр. 184). Не подлежит сомнению, что отсутствие зрения или тяжелые хронические нарушения его ведущих функции вносят существенные изменения в жизнь человека, затрудняя его взаимодействие с окружающим миром, снижая активность, и диссертации подробно рассматриваются причины замедленного развития активности - отрицательный подкрепления ориентировочного рефлекса (А.А. Малиновский), недостаточная внешняя стимуляция, отрицательно сказывающаяся на тонусе коры, понижающая активность мозговой деятельности (Л.И. Новикова), замедленное в связи с недостаточным чувственным опытом формирование "перцептивных" потребностей (Б.Г. Ананьев) и др. Адекватность отражения при слепоте и слабовидении в современной литературе обосновывается, как правило, экспериментами, доказывающими возможность правильного отображения отдельных параметров (величины, формы и т.д.) или объектов. Но известно, что отображение отдельных свойств и даже объектов окружающей действительности еще не свидетельствует об адекватности отражения мира в целом. Отсюда вытекает необходимость исследования восприятия слепыми и слабовидящими не только отдельных параметров и объектов, но и их пространственно-временных отношений, причинно-следственных связей и т.д. Первые шаги в этом направлении уже сделаны (работы А.И. Зотова и его сотрудников), и анализ представлений слепых и слабовидящих о ситуативных совокупностях объектов показал их серьезное отставание от нормы как в количественном, так и в качественной отношениях, выявив одновременно их большие потенциальные возможности. Затруднения, испытываемые слепыми и слабовидящими при восприятии окружающего мира, и вызванное ими снижение активности отражения требуют самого широкого педагогического вмешательства с раннего детства, вмешательства, которое способствовало бы развитию навыков осязательного и визуального обследования, формированию перцептивных потребностей и познавательных интересов, а в конечном итоге - активизации познавательной деятельности. Сказанное относится преимущественно к процессам непосредственного чувственного отражения. При опосредованном отражении, выступающем в форме "приборного" восприятия и понятийной форме, взаимоотношения субъекта и объекта отражения меняются. Кратким анализом этих форм отражения и их адекватности при слепоте и слабовидении завершается второй раздел диссертации. В ней подтверждается, что "применение приборов, расширяя границы восприятия, дополняя отсутствующие подчас у человека органы чувств, не приводит к искажению действительности" (Ф.И. Георгиев и др.) и намечается основная задача, стоящая перед создателями тифлоприборов, - выяснение условий, при которых используемые коды были бы наиболее тесно связаны с действительностью, а также подчеркивается минимальная выраженность влияния аномальных факторов на взаимоотношения субъекта и объекта отражения при опосредованном обобщенном логическом познании. |