Ощущ и воспр. Відчуття та сприймання для студентів всіх форм навчання спеціальності
Скачать 0.5 Mb.
|
Часть 3. Изучение образов восприятия и представленияВводные замечания: Этапы формирования образа. Восприятие в истории человеческого развития неразрывно связано с практикой. Порождая новые формы предметного бытия, историческое развитие общественной практики порождало и новые формы восприятия. Жизненная практика заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдателя. На этой стадии восприятие уже превращается в специфическую «теоретическую» деятельность - наблюдение. Теоретическая деятельность наблюдения включает в себя анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринимаемого. Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека - не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственного образа данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия. Восприятие строится на чувственных данных ощущений, доставляемых нашими органами чувств под воздействием внешних раздражителей, действующих в данный момент. Восприятие не сводится к простой сумме ощущений, оно всегда является сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и его чувства и эмоции. При отражении объективной действительности через восприятие преломляется вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего. Выделяют три основных вида восприятия: 1) восприятие пространства; 2) восприятие движения; 3) восприятие времени. Представления - это образы предметов, сцен и событий, возникающих на основе их припоминания или продуктивного воображения. Образ - субъективная картина мира или его фрагментов. Согласно Б.Ф. Ломову, образ - это одна из форм отражения объективной реальности [6] . Понимая образ как субъективное отражение предметов и явлений объективной действительности и исходя из работ И.М. Сеченова, Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, можно выделить 3 основных уровня пси- 52 хического отражения, на которых происходит формирование образа: сенсорно-перцептивный, представленческий и речемыслительный. 1. На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств. 2. К уровню представлений относится широкий круг явлений: образная память, последовательные, эйдетические, гипнотические образы и т. д. Все эти образы вторичны по сравнению с теми, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и событий на органы чувств. 3. Речемыслительный, вербалогический уровень отражает существенные связи и отношения между явлениями. Это уровень понятий и оперирования знаковыми системами (прежде всего языком). На речемыслительном уровне человек и строит образ сознательно и целенаправленно. Таким образом, представление - это воспроизведенный образ предмета, который (на основе предшествовавшего сенсорного воздействия) воспроизводится в отсутствие предмета, в то время как восприятие дает нам образ предмета лишь в его непосредственном присутствии, в результате тех раздражений, которые падают от него на наши периферические рецепторные аппараты. Как и восприятие, представления наглядны. По сравнению с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью. В то же время степень яркости представлений бывает очень разной, что зависит от индивидуальных особенностей воспринимающего и эмоциональной окраски прошлого опыта. Представления отличаются некоторой фрагментарностью и обобщенностью. Представление может быть обобщенным образом не единичного предмета или лица, а целого класса или категории аналогичных предметов. Поэтому воспроизведенные образы памяти, представления являются ступеньками, ведущими от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению, которым оперирует мышление. Неустойчивость представлений выражается в изменчивости и текучести некоторых частей, свойств или деталей образа-представления, как бы вводит в представление ряд переменных. Представления являются образами памяти лишь в том случае, когда образ-представление воспроизводит прежде воспринятое. Когда представление возникает или формируется безотносительно к прежде воспринятому, хотя бы с использованием воспринятого в более или 53 менее преображенном виде, представление является образом скорее воображения, чем памяти. Если бы не было представления, для человека не существовало бы ни прошлого, ни будущего. Внутренней жизни не существовало бы тоже, так как представления создают тот план, на котором она развертывается. Особенно ярко роль представлений выступает в творчестве людей, у которых представления служат единственной наглядной основой деятельности. |