Ппр. Выделение сущности предмета философии и формулировка вариантов ее определения
Скачать 1.36 Mb.
|
Тема 1.4. Современная философия Рубеж XIX – XX вв. – важнейшая веха на пути философской мысли, открывающей собой новейший этап ее сложной и противоречивой истории. Философию XX в. можно назвать постклассической, так как она отличается от «классического» этапа своего развития. XX в. – это век величайших потрясений в жизни человечества (мировых войн, революций), когда перед всеми людьми планеты реально встал вопрос о самом существовании земной цивилизации. Научно-техническая революция сделала отношение человека к природному миру и к собственному миру культуры значительно более сложным, чем в прошлые времена более опосредованным. Диалог «философии человека» и «философии науки» в наше время по сути только начинается. В этом диалоге родились и рождаются новые направления философского знания. Укажем на некоторые из них. Неопозитивизм (логический позитивизм) – современная форма позитивизма, общекультурные и гносеологические корни которой уходят в XIX столетии, когда были сформулированы и разработаны основные принципы и предложения классического позитивизма: признания достоверности только физически-опытного знания и отказ научного исследования от «ненаучного», «метафизического» объяснения (т.е. от мировоззренческих и философских проблем как теоретически и практически невозможных). Понимая философию как род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков, логические позитивисты добились определенных результатов в выяснении роли знаково-символических средств в научном познании, в возможности математизации знания, соотношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки. Идеальным средством решения этих задач неопозитивисты считают аппарат математической логики. П остпозитивизм возник и сложился в середине XX в. на базе критики и самокритики неопозитивизма. Отграничение научного знания от ненаучного представители постпозитивизма видят в том, что научное знание принципиально может быть опровергнуто с помощью данных опыта. С этой точки зрения любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Важное их достоинство – обращение к истории, развитию знания. Психоанализ – направление, обязанное своим происхождением австрийскому культурологу, психологу и врачу-психиатру З. Фрейду (1856 – 1939). В основе направления лежит фундаментальное положение о роли бессознательного в жизни людей, которое рассматривается психоаналитиками как мощное энергетическое начало. В эту область «спрятаны» все запрещенные культурой влечения и страхи, что порождает постоянные неврозы и психические расстройства человека. Но бессознательно может и должно стать предметом научного познания, поскольку у бессознательных процессов есть свой смысл. Психоанализ и есть средство научного познания тайн бессознательного. Психоанализ основан на нескольких фундаментальных принципах. Первый из них – принцип детерминизма. Психоанализ предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом. Мысли, чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским опытом индивида. С помощью специальных методов исследования, в основном через свободные ассоциации и анализ сновидений, можно выявить связь между текущим психическим опытом и событиями прошлого. Второй принцип носит название топографического подхода. Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности для сознания. Процесс вытеснения, при котором определенные психические элементы удаляются из сознания, свидетельствует о постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет их осознать. Согласно динамическому принципу, психика побуждается к действию сексуальными и агрессивными импульсами, которые являются частью общего биологического наследия. Эти влечения отличаются от инстинктивного поведения животных. Инстинкт у животных – стереотипный ответ, обычно явно направленный на выживание и вызываемый особыми стимулами в особых ситуациях. В психоанализе влечение рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на стимулы, побуждающие психику к действию, направленному на снятие напряжения. Четвертый принцип был назван генетическим подходом. Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические симптомы и психологические структуры в целом восходят к критическим событиям, желаниям и фантазиям детства. По контрасту с более ранними концепциями детерминизма и топографическим и динамическим подходами, генетический подход – не теория, а эмпирическое открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических ситуациях. Суть его можно выразить просто: какие бы пути ни открывались индивиду, он не может уйти от своего детства. Феноменология – направление, современный вид которому придал немецкий философ Э. Гуссерль (1859 – 1938). Ф еноменология, по его мнению, - дисциплина, описывающая существенные характеристики сознания. Выполнить это феноменология может только будучи строгой наукой. Значит, что она должна выделять чистое, т.е. допредметное, досимволическое сознание, или «субъективный поток», и определить его особенности. Только таким путем можно пройти к пониманию сущности сознания вообще, основная характеристика которого – «интенциональность», т.е. его направленность на тот или иной предмет. Источником всех теорий и понятий науки феноменология признает мир повседневности (жизненный мир). Переход от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности получил у феноменологов наименование «феноменологическая редукция», т.е. переориентировка внимания ученого с предмета на то, каким образом указанные предметы даны нашему сознанию. Таким путем, считает феноменология, открывается возможность исследования многообразных видов человеческого опыта. Экзистенциализм – направление, признающее единственной подлинной реальностью бытие единичной человеческой личности. Общим положением экзистенциализма является утверждение о первичности человеческого существования по отношению к социальной сущности индивида. И это потому, что человек сам определяет свою сущность. Он стремиться к своей индивидуальной цели, творит себя, выбирает свою жизнь. Но в обыденной жизни человека не осознает бессмысленности мира и стремится быть «как все», избегая свободы и ответственности. Этим, однако, отличается обыденный человек от подлинного свободного, принимающего на себя всю ответственность за свой выбор и свои решения. Современный экзистенциализм (преимущественно немецкий и французский) сформировался под влиянием датского философа С. Кьеркегора (1813 – 1855), философии жизни и феминологии. С. Кьеркегор Н. Бердяев Л.И. Шестов Предтечей экзистенциализма были русские философы Н.А. Бердяев и Л.И. Шестов. Несмотря на сохраняющееся обилие разнообразных толкований понятия "экзистенциализм", среди них можно выделить некоторые общие черты (принципы), присущие всем без исключения представителям данного направления: Во-первых, это идея о том, чтосуществование(existence) предшествуетсущности(essence). Существование означает явление и становление, сущность же подразумевает статическую материю, не способную самостоятельно изменяться. Существование предполагает процесс, сущность относится к конечному продукту. Существование связано с ростом и переменами, сущность знаменует собой статичность и исчерпанность. Западная цивилизация, подкрепленная авторитетом науки, традиционно ценила сущность выше существования. Она старалась объяснить окружающий мир, включая человека, с позиций его неизменяемой сущности. Экзистенциалисты же, напротив, утверждают, что сущность людей состоит в их способности постоянно переопределять себя через выбор, который они делают. Во-вторых, экзистенциализм не признает разрыва между субъектом и объектом. Мэй определял экзистенциализм как"настойчивую попытку понять человека, расширив область его изучения далее той черты, по которой проходит трещина между субъектом и объектом"(1958 b, p. 11). Мы уже упоминали о том, что Кьеркегор скептически относился к рассмотрению личности исключительно как мыслящего субъекта. Цитируя Кьеркегора, Мэй писал: "Только такая истина реально существует для человека, которую он сам производит своими действиями". Иными словами, бесполезно искать истину, сидя за письменным столом, ее можно познать, только честно принимая в себя все многообразие подлинной жизни. В то же время Кьеркегор не поддерживал и тех, кто стремился сделать из людей лишь безликие объекты, подобия машин. Каждый человек уникален, и нельзя видеть в нем только зубец в механизме индустриального общества. В-третьих, люди ищут смысл своей жизни. Они задают себе (хотя и не всегда сознательно) важнейшие вопросы, касающиеся бытия. Кто я? Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Имеет ли она смысл? Как я могу осуществить свое человеческое призвание? Склонность если не к систематическим размышлениям на эту тему, то, по крайней мере, к переживанию подобных проблем входит в число универсальных свойств человеческой натуры. В-четвертых, экзистенциалисты придерживаются той точки зрения, что каждый из нас в первую очередь сам отвечает за то, что он есть и чем он становится. Мы не можем обвинять родителей, учителей, начальство, Бога или обстоятельства. Как говорил Сартр, "человек есть не что иное, как то, что он сам из себя делает. Это - первый принцип экзистенциализма". Хотя мы способны общаться с себе подобными, объединяться друг с другом и строить продуктивные и здоровые взаимоотношения, в конечном счете каждый из нас в глубине остается одинок. Мы не можем свободно выбрать свою судьбу, имея шанс лишь для того, чтобы свести воедино абстрактное "могу" с конкретным "хочу". В то же время даже отказ от ответственности и попытка избежать выбора в конечном итоге также оказывается нашим собственным выбором. От ответственности за свое "я" нам не уйти, как не уйти от самого себя. В-пятых, экзистенциалисты вообще отвергают принципобъясненияявлений, лежащий в основе всякого теоретического знания. По их мнению, все теории дегуманизируют людей, изображают их механическими объектами, расчленяют единство личности. Экзистенциалисты считают, что непосредственное переживание всегда имеет преимущество перед любыми искусственными объяснениями. Когда переживания переплавляются в некие надбытийные теоретические модели, они отделяются от того, кто их первоначально испытал, и, следовательно, теряют свою подлинность. Структурализм и постструктурализм - общее название для ряда направлений в современном философском и гуманитарном знании, связанное с поиском логических структур, объективно существующих за многообразием явлений культуры. Предпосылки структурализма можно проследить даже в античности (пифагорейцы, неоплатоники), но в современную философию идеи структурализма пришли из специальных областей знания (лингвистики, литературоведения, этнографии). Свою основную задачу структурализм видит в поисках устойчивых логических структур, т.е. устойчивой связи объектов. Структурализм добился значительных успехов в выявлении глубинных структур культуры. Вместе с тем он явился противником гуманистических представлений о центральной роли человека и его свободы, что объективно дегуманизирует обществознание. Продолжением, но и самокритикой структурализма стал постструктурализм, признавший невозможность редукции объекта к структурам, что в значительной степени означало возвращение к человеку как субъекту. Философская герменевтика – первоначально (с античных времен) это слово означало искусство истолкования текстов. С XX в. Хайдеггер Г. Гадамер П. Рикер (Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикер и др.) этим словом обозначается философское учение о понимании и постижении смысла («сути дела») феноменом духовной культуры. Так, для Гадамера понимание – способ существования познающего, действующего и оценивающего человека, универсальный способ освоения человеком мира в «опыте жизни», в «опыте истории» и «опыте искусства». Философская антропология – ставит перед собой задачу осмысления проблем человеческой природы и основных модусов человеческого бытия. Противоречивая сущность человека заключается в том, что он погрежен в мир и возвышается над ним, что дает возможность взглянуть на мир и с точки зрения мгновения, и с точки зрения вечности. Универсальность человека как космического существа, способного к самосознанию, требует изучать его и как объект, и как субъект своей жизни. Философская антропология выступила против биологогизаторских концепций сущности человека, подчеркивая духовные и творческие основы человека и общества. Учебно-теоретический и справочный материал к практическому занятию № 9 Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение В каком бы времени ни творили философы и каких бы взглядов ни придерживались, все они пытаются решить одни и те же основные вопросы, стоящие перед человечеством — о смысле жизни, познаваемости мира, роли и месте в нем человека. Основные черты развития философии в разные эпохи
Методы философии В античной философии важное место занимало обсуждение методологической проблематики и, в первую очередь, обсуждение проблемы главного метода науки. Античными философами были выдвинуты и обоснованы три основных концепции: индуктивизм (Демокрит, Сократ, Архимед, Эпикур); дедуктивизм (Парменид, Платон) и концепция методологического многообразия и синтеза (Аристотель). Согласно древнегреческим индуктивистам и эмпирикам, основным методом науки должен быть индуктивный метод, движение мысли от частного к общему. Сторонники дедуктивизма считали основными методами науки мыслительную рефлексию и дедукцию. Аристотель и его последователи развивали концепцию методологического синтеза, считая, что все указанные методы одинаково необходимы в науке, они дополняют друг друга в поиске и обосновании объективно-истинного знания, но каждый из них имеет свою область применения и использования (индукция на чувственном и эмпирическом уровне научного познания; рефлексия, интуиция и дедукция – на теоретическом уровне познания). Формально-логический метод. Основа – логика Аристотеля. Диалектический метод. Диалектика как метод есть рассмотрение явлений в их развитии. Противостоит формально-логическому. Заложили основы – Гераклит, Сократ. Наиболее полно представлен в философии Гегеля, Маркса. Концепция методологического синтеза будет забыта в средневековой науке в силу ее тесной зависимости от религиозного мировоззрения и станет востребованной лишь в эпоху Возрождения и Новое время. Прагматический метод (от греческого «прагма» — действие, практика). Он исходит из того, что синтез познания и преобразования составляет характерную черту философствования. (Вспомните, кто так считал? И определите метод какой эпохи). Системный метод. Задачи адекватного воспроизведения в знании сложных социальных и биологических объектов впервые были поставлены К. Марксом и Ч. Дарвином. «Капитал» Маркса послужил образцом системного исследования общества как целого и различных сфер общественной жизни. Учебно-теоретический и справочный материал к практическому занятию № 10 |