Главная страница

Ппр. Выделение сущности предмета философии и формулировка вариантов ее определения


Скачать 1.36 Mb.
НазваниеВыделение сущности предмета философии и формулировка вариантов ее определения
Дата04.01.2022
Размер1.36 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаprakticheskie_zanyatia.doc
ТипЗанятие
#324072
страница4 из 6
1   2   3   4   5   6
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени

Иррационализм- направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории,
диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историюкак хаос, цепь случайностей.

Основоположником иррационализмасчитается Артур Шопенгауэр (1788 - 1860).

Философская позиция.В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистическим духом, неверием в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.

Труды: “Мир как воля и представление” (1818 первый том, а в 1844 второй том).

Мировоззрение Шопенгауэра формируется из трех источников, из трех мировоззренческих позиций:

1.Философия Платона (с его миром идей и миром вещей, которая проникнута духом аристократизма, презрения к толпе); Обыденные вопросы отодвинуты на второй план – главное мир идей.

2.Философия Канта; Априорность, мир познаваем до опыта.

3.Философия древней Индии (философия Упанишад). Мистика, поэтическая красота.

Общая идея этих позиций: утверждается, что разум (наше мышление) постигает только поверхность (часть) бытия. Подлинные причины происходящего всегда скрыты от нас.

Для Шопенгауэра развитие мысли идет так (перевернутая пирамида как на рисунке): основу составляет подлинное бытие рационально недоказуемое и познаваемое интуицией (очевидность) вследствие чего доказательства не требуется. Затем следуют рациональные выводы и их достоверность подтверждается опытом.

В основе мира лежит интуитивное познаваемое бытие.

Что же позволяет интуиция увидеть за завесой?

За нашими представлениями интуитивно открывается, что основу мира составляет воля.

« Вещь в себе» в философии Канта есть воля в философии Шопенгауэра. Понятие воли – см. рис.

Что объединяет три момента: человека, природу и мир (Вселенную)? Их объединят стремление жить.

Человек – для него главное жить, для природы также.

Что такое красота? Это то, что живое. Живое всегда красиво. И Вселенная она тоже живет.

Откуда берется эта тяга к жизни? Она не откуда не берется это фундаментальное свойство мира – воля к жизни.

Воля к жизни фундаментальное свойство человека, Природы и Космоса. Воля к жизни порождена мировой волей. Воля к жизни у человека, Природы и Космоса – это проявления мировой воли.

Определение воли по Шопенгауэру: Воля – это воспроизведение самого себя.

Человек скрывается от мировой воли, прячась за рациональные объяснения, за науку. Человек мировой воле противопоставляет свое самоутверждение. Для человека мир представляется безумием, в котором главное – выжить.

И только философия и религия создают иллюзию жизненных ценностей и иллюзию смысла жизни.

Философия ничего нам не разъясняет. Цель любой философии сделать жизнь выносимой.

Шопенгауэр – философ мировой скорби (влияние буддизма). Но это не унылая, не безысходная скорбь, скорее она напоминает позицию античных стоиков.

Люди страдают. Страдание порождают вражду и злобу. Чем больше люди страдают, тем больше злобы. Противопоставить этому можно только одно: наше стремление к духовности и духовной культуре.

Культура – это средство обуздания злобно-эгоистического начала в человеке.

Если мировая воля не имеет никакой логики, то и человеческая история один из случайных векторов.

«История – смутный кошмар человечества» и след. такой науки, как истории быть не может, ведь не может быть истории хаоса! То, что читают в Университете есть иллюзия истории, набор сказок.

Шопенгауэр – великий скептик, пессимизм.

Не питает никаких иллюзий на счет человека. Государство – жесткий намордник, который необходимо надевать, чтобы привести человечество к определенному порядку. Государство должно быть наиболее жестким.

Философия жизни.

Философия жизни отличается от предыдущих отрицанием того, что только разум, только наука может постичь действительность.

Философия жизни – в широком смысле любая философия, ставящая вопросы о смысле, цели, ценности жизни,оставляя в стороне теоретическое знание.

Философия жизни стремится «понять жизнь из нее самой».

Философия жизни стоит на стороне мистики, выступая против разума

Философия жизни стоит на стороне интуиции, выступая против логики.

Философия жизни защищает творческое воображение от рациональной, механической деятельности.

Одним из основоположников «философии жизни» являлся Фридрих Ницше (1844- 1900).

В частности, им были выдвинуты идеи:

- о возможности человека полностью влиять на свою судьбу;

- движущих силах человеческого поведения («воля к жизни», «воля к власти» - экспансия своего «Я»);

- иллюзорности, неактуальности Бога («Бог умер»).

Фридрих Ницше (1844-1900)

Продолжатель идей Шопенгауэра, хотя близость их идей только начальная.

Общая направленности философии Ницше:

1.Антипозитивистская направленность: оба полагали, что только наука, только разум не решают всех человеческих проблем; не исчерпывают собой все грани человеческого бытия. Есть нечто, что наука «не берет».

2.Обращение к реальным проблемам человека и его бытия в целом (в отличие от Гегеля и Маркса).

3.Критика христианства.

Труды: «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886).

Человек в своей истории развивается, и не следует наивно полагать, что на нас это развитие остановилось.Сверхчеловек – человек будущего, такой каким он станет через много веков, который формируется сейчас в нас. Для сверхчеловека мы как для нас человекообразные обезьяны. Сила сверхчеловека, прежде всего, в уровне духовного развития.

Сверхчеловек – это аристократ духа, воспитанный на ценностях естественной жизни, на воле, активной деятельности. Путь сверхчеловека реализует путь человека к власти.

Учебно-теоретический и справочный материал к практическому занятию № 7

Тема 1.4. Современная философия

Позитивизм — направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.

Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857).

Распространенным в первой половине и середине XX в. направлением философии был неопозитивизм.

Представителями неопозитивизма были:

Л. Витгенштейн (1889 - 1951).

Главная идея неопозитивизма — философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.

Основной принцип неопозитивизма — принцип верификации — сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать — подвергнуть опытной проверке фактами.

Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) — верификации не подлежат, а следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии.

Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина — конец XX в.).

Его главными представителями считаются К. Поппер (1902 — 1994), Т. Кун (р. 1992).

Постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки.

Главная цель постпозитивизма исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания.

Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:

• как возникает новая теория?

• как она добивается признания?

• каковы критерии сравнения научных теорий, как родствен; ных, так и конкурирующих?

• возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий?

Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания.

. Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:

проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, оказавшихся неистинными фактов);

• проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий);

• проблема рациональности (что такое рациональность в науке);

• проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теорий);

• проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий.

Герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.

Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

• "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;

• "герменевтический круг" — циклический характер процесса понимания.

2. Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались "расшифровкой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.

К числу современных философов- герменевтов можно отнести Ф. Шлейермахера (1768 - 1834), М Хайдеггера (1889 - 1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера (р. 1913).

Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе. Расцвету экзистенциализма в 20-е — 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

• нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

• бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);

• опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

• усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);

• распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;

• бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

• разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");

• проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);

• проблема бессмысленности жизни;

проблема внутреннего выбора;

• проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни.

Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 - 1855).

Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".

. Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собственно создавшими его, были:

• Карл Ясперс (1883 - 1969);

• Жан-Поль Сартр (1905 - 1980);

• Альбер Камю (1913 - 1960);

• Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).

Карл Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ - был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. (в книге "Психология мировоззрений", вышедшей в 1919 году — после окончания первой мировой войны).

Согласно Ясперсу человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного "Я". Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием.

Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 — 1980) — проблема выбора.

Важнейшим условием жизни человека, ее "стержень", основание активности — свобода.

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

Вся жизнь — цепочка различных "маленьких жизней", отрезков разного бытия, связанная особыми "узлами" — экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д.

По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотносительна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя ("Все, что со мной происходит, — мое").

Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

Альбер Камю (1913 — 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.

Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бессмысленна.

Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований).

Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни.

соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

• соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой ("Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой").

В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

Философия экзистенциализма очень популярна в современной Западной Европе и актуальна для нее.

В настоящее время наблюдается тенденция смешения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни.

Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план проблему первичности и отношений материи и сознания.

Психоанализ — направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты.

Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".

Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

2. Фрейдом выделяются две схемы психики:

• топографическая;

• динамическая.

При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.

• "Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.

• "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.

• "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции.

"Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" — нормы и запреты - часто подчиняет "Я".

Таким образом, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное человеческое Я") испытывает мощное давление с трех сторон:

• бессознательного - "Оно";

• внешнего мира;

• норм, запретов - "Сверх-Я"; и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:

удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру" желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и культурного творчества.

Учебно-теоретический и справочный материал к практическому занятию № 8

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта