Главная страница

диплом. Диплом. Выпускная квалификационная работа игровая деятельность в нравственном воспитании младших школьников (на примере курса внеурочной деятельности в программе воспитания образовательной организации)


Скачать 149.74 Kb.
НазваниеВыпускная квалификационная работа игровая деятельность в нравственном воспитании младших школьников (на примере курса внеурочной деятельности в программе воспитания образовательной организации)
Анкордиплом
Дата17.06.2022
Размер149.74 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДиплом.docx
ТипДокументы
#598763
страница2 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Глава 1. Теоретическое обоснование возможностей использования игровой деятельности в процессе нравственного воспитания младших школьников

1.1. Научно-теоретические основы нравственного воспитания младших школьников


Процесс формирования представлений о нравственности начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Китае, Индии. Вопросами нравственности активно занимались Сократ (469-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Тогда о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [Аристотель. Соч. в 4-х т. т. IV – М., 2004, с. 360. ].

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате «Наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней» [Урумбасарова, Э. А. Проблема нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. – Алмата, 1999. – с. 84.].

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует «добродетельный характер и сочувственное отношение к людям» [Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб.пособие для студентов пед.учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 2010].

Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность» [Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб.пособие для студентов пед.учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 2010].

Из педагогов – классиков прошлого столетия наиболее ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский в статье «о нравственном элементе в воспитании» он писал: «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой» [Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. Т. II. – М., 1980. – с. 64].

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». Он говорил: если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980 г. – c. 29.].

С годами понимание нравственности изменилось. Так, например, в словаре Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [Ожегов, С.И. , Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М.,2002. – с. 414].

Понятие «нравственное воспитание» П.И. Подласый раскрывает как «целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. [Текст] / И. П. Подласый. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 576 с.].

Основные задачи нравственного воспитания: 1) формирование нравственного сознания; 2) воспитание и развитие нравственных чувств; 3) выработка умений и привычек нравственного поведения [Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. в 7-ми т. т. IV. М., 1979. – c. 163.].

«Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов» [Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб.пособие для студентов пед.учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 2010].

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок. Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности [Фридман Л.М. «Психопедагогика общего образования: Пособие дл студентов и учителей» (переиздание 1997 г.) – М.: 2007. – 45 с].

Выделим критерии и показатели нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста, основываясь на исследованиях Я.И. Колдунова в которых говорится, что «стоит выделять следующие критерии нравственной воспитанности: «1) когнитивный, его показатель: полнота и объем нравственных представлений и понятий (трудолюбие, бережное отношение к природе, культурность, эмпатию); 2) эмоционально-ценностный, его показатели: убеждение в необходимости ценностного отношения к людям; способность к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений; 3) поведенческий, его показатели: способность дать нравственную оценку поведению своему и окружающих; наличие практического опыта готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам в поведении; степень самостоятельности в нравственном выборе в ходе преодоления проблем, руководствуясь принятыми нравственными требованиями, нормой и правилами поведения» Колдунов Л. К. Нравственное воспитание школьников в процессе ознакомления с окружающим миром. М.: Педагогика, 2008. – 104 с.

Данные критерии, по нашему мнению, наиболее полно позволяют оценить сформированность нравственных качеств личности.

Нравственный мир личности младшего школьника характеризуется тремя уровнями: высокий, средний, низкий (по Яновской М.Г.): «Градация происходит следующим образом:

Высокий уровень: глубокие и полные знания о нравственных ценностях, то есть умение выделить их основные и наиболее существенные характеристики, творчески применять полученные знания для организации и анализа своего поведения и поведения окружающих людей, умение устанавливать тесную связь нравственных знаний с поведением; эмоциональная окраска полученных знаний; наличие собственных оценочных суждений; чувства устойчивы, глубоки, осознанны, действенны, проявляется сочувствие; устойчивая позиция по отношению к нравственным ценностям; устойчивая тенденция нравственного поведения.

Средний уровень: наличие определенного объема знаний о нравственных ценностях, умение выделить их существенные признаки, приводить примеры их проявления на практике; эмоциональная окраска знаний; наличие собственных, но иногда зависящих от ситуации оценочных суждений; устойчивая позиция по отношению к нравственным ценностям; чувства осознанны, глубоки, проявляется сочувствие, но иногда и безразличие в зависимости от ситуации; устойчивая тенденция положительного поведения.

Низкий уровень: знания отрывисты, не всегда проявляется умение связать их с реальными проявлениями в жизни; эмоционально слабо окрашены; редки оценочные суждения о своем поведении и поведении окружающих людей, а иногда вообще отсутствуют в зависимости от внешних факторов; проявляется сочувствие на уровне намерения; нет устойчивой позиции по отношению к нравственным ценностям; имеются случаи частого проявления отрицательного поведения» [Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2013. – № 4­ – с. 24-29.].

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей обучающихся [Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении.-М.: Педагогика. 2009. – 374 с.].

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.

Педагоги Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин выделяют следующие условия нравственного воспитания школьников: 1) осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех обучающихся; 2) использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием; 3) под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей; 4) систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/ Вопросыпсихологии. - М.: Просвещение, 2008. – 104 с.].

«Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий, в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями» [Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян //Педагогика. – 2005 - №2 – С 67-68.].

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку [Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие.-4е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, – 2008.].

Культура поведения младших школьников в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.

Рассматривая систему нравственного воспитания, Кулагина И.Ю. различает несколько аспектов: 1) осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех обучающихся; 2) использование приемов формирования воспитательной деятельности нравственным воспитанием; 3) под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей; 4) систему нравственного воспитания следует рассматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [5 Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до17 лет. М., 2004.].

С точки зрения Е.Б. Горшковой, системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС, – это «метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм, достигается согласование аксиологического и системно–деятельностного подходов к организации пространства нравственного развития младшего школьника» [12 Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. [Текст] / И. П. Подласый. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 576 с.].

Большинство педагогов приходит к заключению, что на сегодняшний день особенно значимым является такие нравственные установки, как умение быть отзывчивым, готовым помочь, любить, дружить, а особое значение приобретают такие качества как межкультурное понимание, толерантность, неравнодушие к судьбе страны. Следует подчеркнуть, что пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью [4 Богданова О.С. Этические беседы со школьниками / О.С. Богданова. - М.:Педагогика, 2007. – 310 с.].

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. При этом важно учитывать возрастные особенности обучающихся.

Таким образом, нравственное воспитание оказывают влияние на условия и факторы воспитания. Современная педагогика все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. Но решающую роль в этом процессе играют педагогические факторы, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений, исходя из ведущей учебной деятельности младшего школьника. Таким образом, приоритетной целью образования на сегодняшний день является воспитание нравственных качеств и ценностного отношения школьников к образованию, труду, природе, жизни, человеку, к Родине и семье.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта