ВКР по теме "Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольног. ВКР по теме "Обучение элементам дизайна как условие развити. Выпускная квалификационная работа
Скачать 29.97 Mb.
|
Первое направление - «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций. Второе направление - «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков - эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя - одежды повседневной и праздничной. Третье направление - декоративно-пространственный дизайн - ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы [24, 172]. Как бы там ни было, но ребенок склонен представлять некую общую картину, он не обучен еще расчленять творческую задачу на отдельные фрагменты, структурировать их в своем сознании. Он не может создавать чертежи и схематические рисунки. Однако чертеж, рисунок, эскиз какого-либо изделия могут быть ему понятны: уже с 4-х лет дети оказываются способны представить себе то, какую форму и размер имеет знакомая комната или участок земли; они способны понять, что значит макет того или иного предмета, комнаты. Старшие дошкольники способны мысленно представить пути решения задачи, конечный результат - образ будущего изделия, поэтому и наше исследование будет направлено на детей этого возраста. Кузнецова О.В. в своей статье «Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников» [13] указывает на то, что в практике детского сада нередко смешивают содержания понятий: «изобразительная деятельность» (с рукоделиями), «творческое конструирование» и собственно деятельности «детского дизайна». Естественно, что эти ограничения условны, но вместе с тем следует отметить следующее: детская продукция после художественно-дидактических занятий складываемая в папки и коробки и далее не востребованная - это еще не детский дизайн. Так, детские выставки (интерьер, декор и костюмы к праздникам и развлечениям, оформленные с их участием) могут являться объектами детского дизайна (декоративно-оформительской деятельности). Вместе с тем, как мы выяснили при изучении литературы, детский дизайн имеет общие черты с профессиональным дизайном. Это: · оригинальность и неповторимость творческого продукта; · знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования; · совместно раздельный характер исполнения замысла; · предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности; · использование аналогичных материалов и техник; · общий подход в оценке художественности профессионального и «детского» искусства; · самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества (эксклюзивного поиска проектанта) [12, 26]. Искусство дизайна активно входит в жизнь. Как мы выяснили, если «дизайн для детей» является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то «детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта. Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников. Старшие дошкольники оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно, нарядно одетым людям. Из занятий они черпают знания и уже по одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня-столовая, спальня).Наблюдая и оценивая убранство комнат (дома, в детском саду), дети переносят доступные им принципы эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера. Старший дошкольник в состоянии «увидеть» и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов [8, 123]. В процессе обучения детей элементам дизайна О. В. Кузнецова также советует знакомить их с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема “набрызг”; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи. Ведь введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал. О.В. Кузнецова, также как и Г.Н. Пантелеев предлагает использовать в практике работы с детьми элементы архитектурно - художественно дизайна, ведь он отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту [13]. Плодотворна дизайн-деятельность детей в художественно - игровых ситуациях, типа: «Театр мод», «Праздник шляп», «Бал в сказочном королевстве». Дети проявляют себя настоящими художниками - модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и индивидуальностью. Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте [30, 65]. И вот, уже к старшему дошкольному возрасту дети, имея опыт изобразительной деятельности, могут стать неплохими дизайнерами. «В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогам они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь дизайном, дети становятся не только исполнителями, но и творцами» [12, 26]. 1.3. Проблема обучения элементам дизайна детей дошкольного возраста Обращаясь к теме нашего исследования, мы столкнулись с проблемой малого количества научной литературы по данному вопросу. И хотя многие педагоги считают необходимым введение обучения дизайн- деятельности в дошкольных учреждениях и представляют свои мысли в различных статьях в Интернете и журналах «Дошкольное воспитание», однако, книг по детскому дизайну практически нет. Некоторые педагоги отдельных детских садов представляют свой опыт на сайтах всемирной сети для заинтересованных лиц и мы не могли не воспользоваться этим опытом. Воспитатель Кузнецова Ольга Валентиновна в своей статье «Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников» [13] говорит о том, что в современном мире возрастают культурные потребности людей, а, следовательно, и меняется концепция дошкольного образования «которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности, как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка». Ссылаясь на авторов программы «Истоки» Кузнецова О. В. говорит о том, что, занимаясь с детьми основами дизайн- деятельности можно сформировать у дошкольников художественный вкус, умение выражать свой внутренний мир, используя элементы дизайн- культуры. В своей статье она также предлагает примерное планирование занятий по ознакомлению детей с техникой дизайна в подготовительной группе. Другой автор, Ярыгина А. представляющая свои статьи на страницах журнала «Дошкольное воспитание» считает наиболее приемлемым для детей видом детского дизайна это фито - дизайн и графический дизайн [28, 35]. В статье «Дети и дизайн» она предлагает педагогу с детьми создавать объемно-художественные композиции из растений (аранжировки растениями) и представляет несколько вариантов таких композиций: «Пустынный ландшафт», «Японский садик», «Рябиновые бусы», «Мышка в норке», «Зеленая лягушка». Также она предлагает использовать декоративные элементы интерьерного озеленения (дизайн природных уголков). В статье «Графический дизайн» [28,35], выше приведенный автор, указывает на ту серьезную роль, которую играет графический дизайн в нашей жизни, а также на доступность его для детей дошкольного возраста. Здесь она предлагает детям на занятиях изготавливать различные коробки и упаковки на разную тематику: «Новогодний сапожок», «Дизайн новогодних коробок», «Нарядные пакеты», «Коробка для торта», «Веселые ведерки», «Коробочки для карандашей» и др. Также Ярыгина считает, что одним из эффективных путей приобщения детей к дизайну является графическая сценография, которая «обслуживает театрализованную деятельность детей, совмещая в себе изобразительное и игровое начало» [29, 24]. В статье «Чудо- писанки - шедевры миниатюрной живописи» Лыкова И. предлагает активно знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, а в частности с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца. Она рассказывает о некоторых секретах старинного мастерства, предлагает материалы, которые можно использовать в детском творчестве, какие краски использовать, предлагает различные варианты росписи яиц [19, 46]. Однако, изучая статьи различных авторов мы обратили внимание на то, что предлагая варианты занятий, темы, материалы для детского дизайн- творчества, только один автор - Г.Н. Пантелеев - изучил эту деятельность, подошел к исследованию детского дизайна вплотную. Его работы представлены как и в дошкольном воспитании, так и в Интернете. Не так давно им была выпущена книга «Детский дизайн». Цель этой книги - первой по дизайн- культуре в отечественной педагогике - нравственно-эстетическое развитие детей 5-10 лет средствами новой художественно-декоративной деятельности детского дизайна в детском саду, начальной школе и семье. В этом пособии очень подробно рассматривается новое направление художественного воспитания - детский дизайн, его направления, освещены некоторые его культурологические и воспитательно-образовательные аспекты, представлены тематические циклы художественно-творческих занятий с детьми, даны советы и рекомендации педагогам и родителям. Что касается современных образовательных программ, то только в одной - программе «Истоки» - обращается внимание на новое направление - детский дизайн в старшем дошкольном возрасте. В программе «Радуга» существует раздел «Художественный труд», основу которого составляет народное творчество; в программе «Детство» раскрываются задачи приобщения ребенка к искусству, эмоционально-эстетическому отношению к окружающему; в программе «ТРИЗ» ставятся задачи развить фантазию детей, научить их мыслить системно, воспитать творческие качества личности [7, 123]. Под давлением времени вопрос обучения детей элементам дизайна стал невероятно актуальным, изучение его только-только начинается, возможно, уже на подходе несколько серьезных трудов по этой проблеме. Но сейчас объем источников невероятно мал, хотя по имеющемуся передовому педагогическому опыту уже можно и нужно использовать дизайн-деятельность в детских садах. Ведь мы хотим, чтобы наши дети понимали красоту и умели создавать ее, так как это очень важно для всестороннего развития ребенка. Итак, каким же образом организовывать занятия детским дизайном, чтобы они способствовали развитию изобразительного творчества детей в старшем дошкольном возрасте? 1.4. Условия, методы и приемы обучения детей элементам дизайна Новая концепция детства и художественного образования повышает сегодня ответственность семьи и педагога, формирующих у детей эстетическое отношение к миру. Развить эти природные задатки призван взрослый: научить ребенка «активно» видеть красоту действительности, природного окружения и произведений искусства, научить «изображать, украшать, строить и творить», знакомить с богатством и разнообразием произведений культуры и искусства. Как мы уже выяснили ранее, детский дизайн является одним из тех видов деятельности, который наиболее полно способствует развитию изобразительного творчества у детей. Поэтому одним из важнейших условий при организации занятий по обучению детей элементам дизайна является организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обеспечение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Здесь немаловажна работа с родителями, их активном взаимодействии с педагогом. Также одно из важнейших условий развития детского творчества - единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.[20, 86] Освоение художественно-творческой деятельности, а соответственно и обучение детей элементам дизайна, немыслимо без общения с искусством, в данном случае – дизайн- искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность [20, 86]. Поскольку творчество - это всегда выражение индивидуальности, необходим учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном обучении детей подобной деятельности. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит данная творческая работа. Непременным условием при организации занятий по детскому дизайну должна быть атмосфера творчества. То есть стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда они чувствуют себя свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить. Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания - существенное условие творческой активности ребенка. Другое условие - бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Здесь можно сказать о том порой небрежном отношении к продуктам детской деятельности, когда детские работы убираются подальше, выкидываются, а если они и выставляются, то ненадолго. Раз мы говорим детям о дизайне и его сущности, то мы должны практически использовать продукты их деятельности - оформление участка детского сада, групповой комнаты (см. Приложение 3), игровых уголков, использование в игре, на занятиях продуктов детского творчества и т. д. Безусловно, что и материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника необходимо. Конечно, разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность детей. В обучении детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна используется следующий художественный материал: 1. Бумага и картон: окрашивание бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги и картона. 2. Природный материал: аппликации из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликации из семечек, косточек, аппликации природными сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил, чай), мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала. 3. Бросовый материал: аппликации из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление поделок на основе коробок (мебель, транспорт, сказочные персонажи и т.д.), работа с проволокой и фольгой (каркасные куклы). 4. Ткань и другие волокнистые материалы: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись [15, 138]. Используя опыт других детских садов, Е.А. Валиулина советует планировать в группах: · «Центр познавательной активности», · «Стена творчества», · «Дом-подиум», · «Уголок уединения», · «Кукольный дом», · «Театральное помещение», · Использование звукового «дизайна» в ходе занятий, перед сном, во время приема пищи, (записи шелеста листьев, плеска воды, пения птиц, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку). · Создание «русской избы», где в сборе подлинные старинные вещи. Дети с удовольствием занимаются в ней [2]. Также для обучения детей дизайну важно организовывать специальные игры (см. Приложение 2). 1.5. Интеграция различных видов изобразительной деятельности, как способ обучения детскому дизайну. Одним из видов интеграционной деятельности является дизайн-деятельность ребенка. В дизайн – деятельности у дошкольника развиваются чувство материалов и декоративности, пространственное воображение, закладываются предпосылки проектно-художественного мышления. Посещая музеи, знакомясь с представленными экспонатами, наблюдая окружающий мир, ребенок, открывая для себя всё его многоцветие, получает радость от этого открытия и осознаёт свои возможности в воплощении своего видения. Все это имеет непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки [26, 24]. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Дизайн-деятельность – это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Интеграция позволяет педагогам и воспитателям формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности, развивать творчески самостоятельную личность. Интеграция разных видов изобразительной деятельности обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Интеграция позволяет объединить впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов изобразительной деятельности позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознавать искусство и явления жизни [9, 34]. Исследования показали: интеграция важна не сама по себе. Суть в том, что педагог должен привить детям в ходе занятий первоначальные основы художественной культуры; развить эстетическое отношение к окружающему через личностную позицию каждого, но учитывать при этом как интересы, так и склонности. На интегрированных занятиях больше внимания отводится знакомству с изобразительным искусством, так как художественный образ воздействует на чувства детей, вызывает эмоциональный отклик, сопереживание. Специально организованное восприятие произведений живописи, скульптуры, графики благоприятно влияет на формирование художественного образа - будь то рисунок, лепка или аппликация [9, 23]. Взаимосвязь видов изобразительной деятельности - один из путей реализации интегрированного подхода к художественному воспитанию, педагогическое условие, обеспечивающее сочетание занятий разного типа. И если в каждом виде деятельности педагог выделит отдельный подвид, тем самым он обогатит содержание занятия. Обучение на занятиях педагог ведет планомерно, систематически, на доступном для детей уровне. И, как результат, они овладевают всеми средствами изображения как на плоскости, так и в объеме. Поэтому первый этап интеграции видов изобразительной деятельности должен отличаться последовательностью, соотношением видов, так чтобы дети могли освоить предлагаемый материал. Интеграция видов изобразительной деятельности дает детям возможность находить свои варианты, способы изображения. Такого характера задания, если создается поисковая ситуация, условия для выбора художественных материалов, дети выполняют более творчески. Поэтапное решение задания учит планировать деятельность, находить адекватные изобразительно-выразительные средства [6, 156]. Интеграция видов творчества дает основание говорить о новом аспекте структуры детской изобразительной деятельности, ее планировании. Да, усвоение практических навыков, специфических для каждого вида (рисования, лепки, аппликации), по-прежнему остается главным направлением работы, но при одном условии, если на занятии устанавливается тесная взаимосвязь между видами. Только так можно усилить общевоспитательный эффект воздействия на каждого ребенка. Только такой подход поможет приобщить к изобразительному искусству, обогатит инициативно возникающую самостоятельную художественную деятельность, тесно связанную с игрой. Ведь в процессе игры для оформления атрибутов, украшения силуэтов, объемных форм необходимы умения и навыки по дизайн- деятельности. Взаимодействие всех видов изобразительной деятельности педагог обеспечивает в значительной степени индивидуально - дифференцированным подходом к детям с учетом их возрастных возможностей. Каждый ребенок (в условиях целенаправленного воспитания) отдает предпочтение тому или иному виду изобразительной деятельности. Поставленный в ситуацию возможного выбора, решая учебную задачу, он получает оптимальные условия в плане своего художественного развития. Особенно это касается детей старшего дошкольного возраста. В процессе обучения они приобретают опыт, который позволяет им самостоятельно выбирать различные материалы, способы и средства для осуществления замысла. Педагогическое руководство изобразительной деятельностью при условии интеграции ее видов приобретает косвенный характер. Основное внимание воспитатель уделяет активизации художественного опыта. В результате устанавливается взаимосвязь между методами, используемыми на занятиях разного характера. Разнообразие форм занятий разного типа дает возможность выполнять учебные и творческие задачи как индивидуально, так и коллективно, находить в каждом конкретном случае способы их самостоятельного решения [9, 66] . Планируя работу, воспитатель тщательно продумывает подбор материала, который позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные на занятиях одним видом изобразительной деятельности, дети могут с успехом использовать и в ходе других работ и с другим материалом. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство детей со свойствами материалов (бумага, карандаши, краски, глина и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем знания углубляются - это и окружающие предметы, и материал, и оборудование; это стремление передать в изобразительной форме впечатления от окружающего мира [4, 172]. Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению, с возрастом падает), поэтому необходимо расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных детских способностей. От возраста к возрасту у ребёнка увеличивается объём художественных представлений, знаний, изобразительных умений через своё понимание мира, свой личный опыт, через своё “Я”. Познанное ребёнком должно творчески трансформироваться и приобретать свой колорит, свои особенности и индивидуальность. Использование интеграции разных видов изобразительной деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств, а значит, и к овладению элементам дизайна [9, 56]. 1.6. Кружковая деятельность по обучению дизайну в детском саду В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Кружковая деятельность в детском саду давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива. Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий. Кружковая деятельность в дошкольном учреждении дает возможность выявить и поддержать детей, способных к творческой деятельности и каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные, познавательные, эстетические, творческие запросы. Приобщение детей к творческой деятельности в кружках, студиях способствует развитию у них качеств творческой личности, умственной активности, смекалки, изобретательности. Особое значение имеет формирование самостоятельности ребенка. Содержание, формы организации, методы и приемы педагоги выбирают самостоятельно, рассматривая кружок или студию как возможность индивидуальной работы с детьми и повышение уровня их развития [25]. Организуя кружковую работу следует учитывать: • интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секции, студии; • возрастные особенности детей; • необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада; • понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания кружковой работы именно на ее основе; • необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться свободная творческая личность; • нормы нагрузки на ребенка. Основная форма организации детей – интегрированные и комплексные занятия, в которые включены рассматривание картин, иллюстраций детских советских художников (Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачева, Е.И. Чарушина, Ю.Д. Коровина…), беседы, чтение художественной литературы, слушание музыки, выполнение творческих заданий. Через игру, игровые ситуации дети побуждаются к художественно-творческой деятельности. В кружке могут использоваться активные методы обучения: -выполнение творческих заданий; -экспериментирование с изобразительными материалами. -Большое внимание уделяется коллективному творчеству (композиции, панно, коллажи), что в этом возрасте важно, увлекательное сотворчество детей с педагогом и друг с другом [5, 102]. У детей развивается способность действовать сообща. Воспитатель со своей стороны, имеет хорошую возможность понаблюдать за детьми, выявить особенности каждого ребенка. А педагогу предоставляется прекрасная возможность поучаствовать в создании коллективной композиции наравне с детьми [5, 103]. Все занятия взаимосвязаны, содержательны, выстроены на близкой и любимой детьми тематике и направлены на постепенное освоение детьми разных художественных материалов и способов взаимодействия с ними в игровой форме. Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, развития, она усиливает, обогащает реализацию в дошкольном учреждении основную образовательную программу. Воспитание цветового и эмоционального восприятия, изучение законов и правил изобразительной грамоты, развитие наблюдательности и аналитического мышления, ознакомление с основами дизайнерской деятельности, воспитание человека пытливого, неравнодушного к окружающему миру, умеющего творчески, конструктивно подходить к решению жизненных проблем — эти задачи можно решить в кружке по дизайну [11, 85]. Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки. Вот почему так актуальны занятия по дизайну. Основная цель работы с детьми в кружке — через развитие способности к эстетическому восприятию окружающего мира прийти к эстетическим переживаниям, а затем к творческой эстетической деятельности, проявить свои творческие способности в различных видах дизайнерской деятельности [8, 175]. Задачи: - приобщить детей к дизайну в процессе ручного труда; - познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; - развивать чувство цвета, ритма, формы, эстетический вкус; - развивать навыки ручного труда с различным материалом; -продолжать развивать умение составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. - сформировать у детей понимание того, что всё надо научиться делать хорошо, красиво; - воспитывать интерес к искусству, потребность в общении с ним. Дизайн в ДОУ — это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. В детском возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль - художник», «скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала, для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру [27, 145]. На занятия в гости к дошкольникам приходят известные и любимые герои, которые знакомят дошкольников с различными новыми методами и технологиями, используемыми в дизайне:
(Другие нетрадиционные техники см. Приложение 6) Работы кружка по дизайну используются для оформления зала к праздникам, для оформления групповых комнат, в интерьере ДОУ. Этот метод называется «эффект присутствия». Суть его в том, что ребёнок является участником, создателем и потребителем интерьера. В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Родители воспитанников могут активно помогать педагогу в овладении новых технологий. В свободное время они могут прийти в изостудию, готовить разный материал, включаются в творческие проекты, проводимые в детском саду. А дома закрепляют полученные знания и умения в изображении предметов. Отрабатывают с ребенком "трудные” техники. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне [6, 167]. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. В целом дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Вывод по первой главе Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта. В повседневной жизни должна быть организована специальная система игр, заданий, развивающих творчество - «педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческими, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества» [3, 134]. То есть обучение является важнейшим условием развития детского изобразительного творчества. Вследствие этого, мы обратились к новому на сегодняшний день направлению - детскому дизайну. Воспитание средствами искусства должно осуществляться в тесном единстве со всеми сторонами художественного воздействия на ребенка – через художественную литературу, живопись, театрализованную деятельность. Только комплексное воздействие искусств может оказать существенное влияние на гармоническое формирование личности ребенка. Знакомство детей с искусством следует рассматривать не как формальное обучение с целью получения определенной суммы знаний и выработки определенных умений и навыков, а как интересный увлекательный процесс доверительного общения с детьми, “погружения” их в мир творчества, создания новых художественных образов и сюжетов, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка. Старшие дошкольники в состоянии планировать свою деятельность, предвосхищая художественный результат, и поэтапно планируя свой «проектный замысел». Например: свои представления о праздничном убранстве помещения реализуют сначала в рисунках, потом в макетах, а затем на практике. Обучение технике нетрадиционного рисования и освоения дизайн - культуры осуществляется поэтапно:
Для успешной работы с детьми необходимо организовать эстетически - грамотную среду и художественно - декоративную деятельность детей. Содержание работы планировать в следующей последовательности: от фольклорно-декоративных образов к сюжетно-изобразительным, от предметно-декоративной деятельности к пространственно-декоративной, от оформления кукольно-игрового пространства к детскому и взрослому интерьеру, а также – наблюдение природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн- деятельности и любование ими. На занятиях важно использовать синтез разных видов искусств: рассматривание картин, предметов декоративного творчества и дизайн - деятельности, поэзию и музыку. Показывать детям оригинальные образцы, слайды и репродукции, вместе с детьми собирать и систематизировать материалы для аранжировок [1, 45]. Дети учатся подбирать растения и минералы, отходы галантереи и бижутерии (пряжки, пуговицы, бусы, кольца, флаконы и др. упаковочная тара). Работа с разнофактурными материалами (мягкий – твердый, блестящий – тусклый) развивает сенсорные способности, интеллект ребенка. Педагог советует, помогает, направляет деятельность детей, мастерит вместе с ними. Наблюдая за окружающей предметной средой, старшие дошкольники могут умело подбирать обстановку кукольных комнат в соответствии с назначением помещений (гостиная, кухня-столовая, спальня). Играя в сюжетно-ролевые игры, они проявляют себя активными участниками инсценировок, придумывают гардероб для кукол, персонажей спектакля, костюмы для развлечения (платья, шляпки, туфли, украшения). Образовательный процесс должен строится таким образом, что дети самостоятельно могут выбирать разные художественные материалы и инструменты. педагог только рекомендует, как удобнее, целесообразнее передать тот или иной образ. Зная свойства различных материалов, дети удачно сочетают их в работе. Свободно владея разными способами изображения, дети могут выбирать те из них, которые в большей степени подходят для передачи выразительного образа, красивой композиции. Во время продуктивной деятельности дети могут свободно общаться с воспитателем и друг с другом по поводу работы [5, 154]. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогатить и развить внутренний мир ребенка, проявить творческое воображение. Первое о чем надо подумать: ребенок – не пустой не сосуд, который мы наполняем, он - субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Творческие задания носят открытый характер, не имеют правильного ответа. Ответов столько же сколько и детей. Роль педагога состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих решений, а иногда защитить нестандартную работу. В результате занятий по детскому дизайну дети более эмоционально откликаются на красоту природы, одежды, помещений, проявляют более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повышается их творческая активность и художественная самостоятельность. |