ВКР по теме "Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольног. ВКР по теме "Обучение элементам дизайна как условие развити. Выпускная квалификационная работа
Скачать 29.97 Mb.
|
Глава II. Опытно - практическая работа по развитию детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях по дизайну 2.1. Констатирующий этап исследования Цель: выявить исходный уровень развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста. В процессе экспериментальной деятельности нами был спланирован и осуществлен педагогический эксперимент на базе МБДОУ детского сада «Калинка» г. Волгодонска, участниками которого являлись дети подготовительной группы в количестве 10 человек, из них 5 мальчиков и 5 девочек, которые имеют разный уровень общего развития. Список детей: 1. Виктор К. 2. Рома К. 3. Андрей П. 4. Вика А. 5. Катя Г. 6. Вика Н. 7. Данил П. 8. Андрей В. 9. Дарья Н. 10. Ангелина Н. Эксперимент проводился в три этапа: 1. Констатирующий. 2. Формирующий. 3. Контрольный. Руководствуясь основными критериями уровня освоения образовательной программы «Детство» (авт. В.И.Логинова; Т.И. Бабаева), по которой работает дошкольное учреждение, мы провели промежуточную диагностическую работу в данном направлении [16, 59]. С каждым ребенком была проведена диагностика уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков. Полный набор критериев и показателей, определенных нами, мы обледенили в единую таблицу, что позволяет оперативно проанализировать более глубоко характеристики уровня овладения детьми изобразительной деятельностью. Для этого мы отобрали ограниченный набор критериев и показателей, общий для всех видов изобразительной деятельности. Параметры развития детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
На основе этих показателей провели диагностику обследования умений и навыков дошкольников. Для диагностики использовали листы бумаги, набор цветных карандашей- 12 цветов, набор гуашевых красок- 12 цветов. Методика №1 Цель: определить уровень развития композиционных умений, овладение техническими навыками и умениями. Инструкция: нарисовать рисунок на тему «Мой дом. Моя семья». Методика №2 Цель: определить уровень цветового, эмоционально- художественного восприятия, творческого воображения, определить уровень овладения техническими навыками и умениями. Инструкция: поиграть в « художников» и нарисовать картину. Методика №3 Цель: изучение оригинальности рисунков детей. Инструкция: дорисовать к фигуре, изображенной на листе бумаги, дополнительные детали, чтобы получилась красивая сюжетная картинка. Во время диагностического исследования, мы использовали методы: беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, наблюдения в процессе изобразительной деятельности, анализ детских работ. Для проведения первой методики определили тему, соответствующую старшему возрасту «Мой дом. Моя семья». Перед началом провели беседу на тему «Где я живу», «Мои родные». Затем предложили детям нарисовать свой рисунок сначала с помощью простого карандаша, потом красками или карандашами. Большинство детей выбрали гуашевые краски. В ходе работы мы обратили внимание, что почти во всех рисунках присутствует шаблонность, дети рисовали одинаковые дома, окна, деревья. Большинство детей испытывали затруднения в композиционном решении, им было сложно «поставить» предметы на плоскость, определить- где земля, а где небо. Несколько детей- Витя К., Данил П. и Даша Н. изобразили предметы, не объединив их в единый сюжет. Трое детей справились с задачей без особых сложностей- они самостоятельно составили композицию, не отвлекаясь, полностью продумали работу, уверенно использовали карандаш, разные способы разукрашивания, пользовались кончиком кисти- старались не выходить за контуры. Их рисунки были полностью завершенными. Эта методика показала следующее: из 10 детей 2 человека выполнили задание, которое было дано по инструкции взрослого, быстро приступили к работе. Проанализировав работу этих детей, можно сделать вывод, что у них высокий уровень развития технических и композиционных умений. 6 детей показали средний уровень, так как приступили к работе не сразу, долго задумывались над сюжетом, испытывали затруднения в применении технических умений и навыков. И 2 детей нуждаются в повторе указаний, прибегали к помощи при расположении на листе бумаги. Отсюда следует, что у этих детей низкий уровень развития композиционных и технических умений и навыков. Целью второй методики было определить уровень развития цветового и эмоционально- художественного восприятия, творческого воображения. Для этой задачи детям предложили поиграть в «Художника» - нарисовать картину на свободную тему. Перед началом работы было дано время на рассматривание картин знаменитых художников. Использовали дети также краски и карандаши. Девочки рисовали принцесс, своих подруг, себя, свои любимые игрушки, одна девочка, Ангелина Н. нарисовала матрешку. Мальчики в основном рисовали машинки. Некоторым было сложно передать то, что они задумали в рисунке. Также было выявлено, что очень мало детей пользуются смешиванием красок, не уверены в работе с кистью. В работах детей были использованы лишь основные цвета спектра, а в некоторых рисунках, даже не все. Многие ребята разукрашивали неаккуратно, выходя за контуры, часто не могли подобрать нужный цвет. Лишь двое детей самостоятельно работали с оттенками, не боялись экспериментировать с красками, были очень увлечены выполнением работы. Данная методика показала результаты: 2 детей имеют высокий уровень, 4 средний и 4низкий. Третья методика, целью которой было изучение оригинальности рисунков детей старшего возраста. Было дано 10 листочков, на которых были нарисованы различные фигуры. Нужно было дорисовать к фигуре дополнительные детали, чтобы получилась красивая сюжетная картинка. Проанализировав работы детей по данной методике можно сделать выводы, что 3 человека справились с заданием. Они с помощью дополнительных деталей нарисовали 8 оригинальных рисунков и получили высокий уровень, 4 человека изобразили 5-6 оригинальных рисунков и отсюда следует, что у них средний уровень развития творческого мышления. И 3 человек не смогли справиться с заданием вообще. Таблица результатов исследования уровня художественного развития детей (первый этап)
Диаграмма исследования уровня художественного развития детей старшего дошкольного возраста (первый этап) 2.2. Формирующий этап исследования Проведенный нами анализ развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста показал необходимость повышения уровня и качества изобразительной деятельности детей в дошкольном учреждении, а также результаты констатирующего эксперимента позволили нам перейти к формирующему эксперименту. Целью его явилось: развитие у детей старшего дошкольного возраста художественного творчества средством обучения детей элементам дизайна. Для реализации выше указанной цели нами был разработан план непосредственно- образовательной деятельности на основе раздела «Школа дизайна» И. А. Лыковой. Занятия с детьми, в процессе реализации позволяют приобщать их к наблюдению за действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества умения, видеть мир глазами художника, формировать наблюдательность и внимательность, предоставлять свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира. План проведения занятий
Цель занятий в «Школе дизайна»: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности посредством обучения детей элементам дизайна. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Обучение детей элементам дизайн - деятельности. 2. Развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества взрослых и детей. 3. Развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. 4. Формирование навыков детей в работе с разнообразными материалами. 5. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников, через дизайн – деятельность. Обучение дизайну осуществляется поэтапно. В детском возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник», «скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала, для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводила игры: «Юный дизайнер», « Укрась костюм» « Придумай интерьер», и т. д. (Приложение 5) Знакомила дошкольников с различными новыми методами и технологиями используемыми в дизайне: «Скрапбукинг», «Квиллинг», «Декупаж». Обучала умению моделировать одежду, при этом идет формирование эстетического вкуса, художественного кругозора, понимания проектирования одежды, как творческого процесса, приобретение знаний и навыков создания моделей одежды. Наблюдая за детским творчеством видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т. д.). На наш взгляд, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно эту способность видеть необычное в обычном мы использовали на занятиях детским дизайном. В ходе творческой деятельности маленькие мастера делали множество открытий, добивались личных достижений. Хотя объективно они не создавали ничего абсолютно нового, неизвестного, результат их труда носил субъективный характер, так как в самом этом процессе заключалась для ребенка его первостепенность. В процессе дизайнерской деятельности дети знакомились с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов и новыми технологиями. Тематика занятий с детьми была разнообразна. Это: · дизайн интерьера; · дизайн одежды; · дизайн подарков. При восприятии конечного результата своего творчества старшие дошкольники проявляли активный, ярко выраженный интерес к дизайну. Дети давали оценку с позиции понимания художественного образа как результата творчества. Данные работы были выполнены из разного материала (картон, бумага, коробки, природный материал). Дизайн интерьера: В настоящее время большое влияние на ребенка оказывает предметно - развивающая среда, поэтому особое внимание детей я обращаю на украшение интерьера. В данном случае интерьер выступает эталоном эстетического воспитания, в котором ребенок черпает безграничное море фантазии и творчества. Дети обращают внимание на окружающие объекты, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, фактуры, величины, пропорций. Для дизайнерской деятельности дети собирали растения, использовали бумагу, ткани, природные материалы, создавали из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта. Интересен и полезен детям дизайн композиций из даров природы (зелень, сухостой, овощи, фрукты). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте, познают удивительный и необъятный мир природы. Ведь природный материал - кладовая для фантазии и игры воображения. В процессе совместной трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, что приносит ему радость, поддерживает интерес и желание мастерить. Дизайн одежды: Особое внимание уделялось ознакомлению детей с одеждой, новыми технологиями и направлениями в украшении одежды. Игры художественного содержания и сюжетно - ролевые игры побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, кофточки), декора к спектаклям. Направление «Моделирование и декор одежды» - позволило ознакомить детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов. Работа в этом направлении формировала у дошкольников внимание и интерес к своему внешнему виду, кукольно- игровому гардеробу. Дети узнали, что одежда может многое рассказать о человеке: например, о его художественном вкусе, о чувстве меры в следовании моды. На основе эскизов одежды дети создавали предметы объемного дизайна: модели головных уборов, платья, костюмы из бросового материала. Дети придумывали новые и удивительные коллекции одежды: · «Галстук для папы»; · «Шляпы и шляпки!» Сделали совместный альбом моды. Дизайн подарков: В процессе занятий по этому разделу, дети с радостью придумывали, как и с помощью каких материалов можно сделать подарок. Очень интересно было им составлять композиции для оформления открыток, украшать шкатулку. Маленькие дизайнеры научились видеть и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Маленькие дизайнеры участвовали в мини- выставках, где представляли свои работы, выполненные в разных жанрах, с использованием разного материала. 2.3. Контрольный этап исследования Для определения сформированности изобразительных, технических умений и творческих способностей детей использовали те же диагностические задания, подробно раскрытые в 1 этапе практической работы. Данные приведены в таблице и диаграмме. Таблица результатов исследования уровня художественного развития детей (третий этап)
Диаграмма исследования уровня художественного развития детей старшего дошкольного возраста (третий этап) Полученные результаты свидетельствуют о том, что наблюдается положительная динамика в работе. Ребята старались проявить фантазию, самостоятельность и творчество в работе над заданиями. Без труда могли придумать образ для рисунка по заданной теме, также повысился уровень технических умений. Вывод по второй главе Проведя сравнительный анализ, можно отметить, что уровень усвоения детьми данного материала, а именно развитие творческой активности детей, повысился на 40%. На протяжении данного времени дети познакомились с разнообразием прикладного искусства, учились сочетать цвета, использовать разнообразные материалы и всю цветовую гамму, учились создавать прекрасное своими руками, видеть восхитительное в том, что нас окружает в повседневной жизни. В результате занятий по детскому дизайну дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. Творческая активность проявилась также в способности планировать свою работу. Дети научились задумывать образ, искать средства их воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры. Таким образом, гипотеза оказалась верной: обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна является эффективным, при соблюдении требований: - цикл занятий строиться последовательно и включать в себя разные виды дизайн- деятельности; - донесение до детей смысла и значения дизайн- деятельности, ее практической направленности; - практического использования продуктов детской дизайн - деятельности в детском саду; - организация восприятия детьми образцов дизайн искусства; - организация взаимодействия ДОУ с семьей; - а также наличия необходимого материального оснащения занятий по детскому дизайну. Таким образом, художественно - эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения детей к основам дизайнерской деятельности я рассматриваю как основу деятельной и саморазвивающейся, творческой личности. Поэтому я считаю эту работу необходимой, системной и целенаправленной. В детском саду необходимо работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с дизайнерской деятельностью. Заключение На основании вышеизложенного, можно сказать, что под давлением времени, вопрос обучения детей элементам дизайна стал невероятно актуальным, изучение его только- только начинается, возможно, уже на подходе несколько серьезных трудов по этой проблеме. Но сейчас объем источников невероятно мал, хотя по имеющемуся передовому педагогическому опыту уже можно и нужно использовать дизайн-деятельность в детских садах. Ведь мы хотим, чтобы наши дети понимали красоту и умели создавать ее, так как это очень важно для всестороннего развития ребенка. Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте. Поэтому в своей работе мы обратились к этой новой на сегодняшний день деятельности - детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует: - развитию всех сторон личности ребенка - развитию эстетического восприятия природы, произведений искусства, предметного пространства - развитию чувства цвета, формы, композиции; - воспитанию эстетического вкуса; - формированию умения, связанного с художественно-образным отражением явлений и предметов в различных видах изобразительной деятельности; - самостоятельности в поисках приемов изображения при интеграции видов изобразительной деятельности; - возникновению желания создавать оригинальные изделия из различных материалов, используя их для украшения интерьера, в играх и т.п Опыт работы по развитию творческих способностей детей при формировании дизайн- культуры помогает каждому ребенку, независимо от уровня его развития, раскрыть свой творческий потенциал и проявить себя. Разнообразие материала (подручного или бросового) рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые конструкции и использовать их в играх. А так же позволяют ребенку почувствовать уверенность в себе, в своих силах, что способствует повышению самооценки. Для художественного творчества детей характерен поиск, непосредственность и яркость передачи впечатлений. Они любят экспериментировать с художественным и бросовым материалами, перестраивают свою деятельность в зависимости от получаемого результата, который могут сами оценить и при необходимости находят пути исправления недостатков. Методом проб и ошибок, зная цель своей работы, малыш приходит к решению поставленной задачи. Это все могут дать ребенку занятия дизайном. «В художественной дизайн - деятельности ребенка формируется его психика, интеллект, развиваются новые формы общения и возникают новые виды изо- пространственного творчества» [23, 46]. Детский дизайн - новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка. В старшем возрасте у детей интенсивно развиваются художественное восприятие и творческие способности, повышается стремление к самостоятельному творчеству, формируется оценочное отношение к окружающему, дети уже согласованнее могут выполнять общие работы, и более качественно – индивидуальные, поэтому именно этот возраст очень благоприятен для занятий по дизайн - деятельности. А при соблюдении выше перечисленных условий будут достигнуты очень хорошие результаты. Таким образом, результаты эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу и доказали, что старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами, а в результате занятий этой деятельностью повышается художественное творчество. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, помогая друг другу, с помощью педагога, они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Список литературы 1. Антонова С.И. Весь мир в букете//Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2003. - № 6. – С. 45 2. Валиулина Е.А. Создаем развивающую среду своими руками. http://www.dou.ru/new/make_eviroment.shtml. 3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 1998. – 272с. 4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. – 344с. 5. «Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество» Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с. 6. Дрезнина М.Г. "Каждый ребенок художник: Обучение дошкольников рисованию" / М.Г. Дрезнина. – Москва: "Ювента", 2002. -200 с.: ил. 7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Под. ред. Т.И. Ерофеевой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. – 344с. 8. Катханова Ю.Ф. Дизайн: Учебное пособие для младших школьников: ВЛАДОС, 1994. – 190с. 9. Климова Е.П. "Художественно эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия" / Е.П. Климова. – Волгоград: "Учитель", 2007. – 77 с. 10. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2.- С. 18 11. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990. – 144с. 12. Конышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе// Начальная школа. -2006. - № 5. - С. 26 13. Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников. http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=419196. 14. Ковешникова Н. А. Дизайн. История и теория// Омега- Л. Москва- 2009, 224с. 15. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов для работы с детьми 2-7 лет. - М., 2005.- 240с. 16. Комарова Т.С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. - М., 2004.- 144с. 17. "Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий" / Под ред. Р.Г. Казаковой. – Москва: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с. 18. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание»/ Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. – 256с. 19. Лыкова И. Чудо-писанки - шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. - 2007. - № 3. - С. 46 20. Лыкова И.А. Время развивать воображение./Дошкольное воспитание №2, 2006.- 85-87с. 21.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Старшая группа/ М. Карапуз-дидактика, 2008.-208с. 22. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа/М. Карапуз- Дидактика, 2008.-208с. 23. Пантелеев Г. Детский дизайн// дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 24. Пантелеев Г. Детский дизайн. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192с. 25. Прокофьева Э. Психология детского творчества. prokofieva@beep.ru. 26. Швайко Г.С. Совет педагогов: Детский дизайн на занятиях по изобразительной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2004. - № 1. - С. 24 27. Широкова С. Ландшафтный дизайн в ДОУ// Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2006. - № 4. - С. 150 28. Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2. - С. 35 29. Ярыгина А. Дети и графическая сценография// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11. - С. 24 30. Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 2. - С. 65. Приложение 1 Глоссарий Аранжировка – это французское слово, которое переводится как «…приводить в порядок». Аранжировка интерьера – это внесение гармонии в наше окружение. Аранжировками могут быть различные букеты, гербарии, сухостой, композиции из природного материала. Акватипия- техника рисования, для рисования в технике необходимо свернуть лист пополам. Нарисовать половину рисунка на одной стороне листа, затем вторую половину листа смочить водой, свернуть лист пополам и разгладить рукой. Открыв лист, получится симметричный рисунок. Батик- (batik) - индонезийское слово (tik - на индонезийских языках означает «точка» или «капля», а ba - хлопчатобумажная ткань). Батик - это общее название разнообразных способов и техник художественной росписи по ткани. Основе искусства техники изготовления батика лежит принцип резервирования. Принцип резервирования заключается в том, что отдельные участки ткани покрывается специальным составом, который не пропускает краску. И затем при окрашивании ткани именно эти неокрашенные участки формируют узор. Витраж- (фр. vitre – оконное стекло; от лат. vitrum – стекло) — произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. Гравюра- техника в рисовании, когда изображение процарапывается на поверхности. Эта техника позволяет создавать черно-белые и цветные рисунки, когда на поверхности, на которую нанесена краска, специальной палочкой – штрихелем - процарапывается рисунок. Граттаж- (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Дизайн - От англ. Design – проектировать; в широком смысле - художественное конструирование предметного мира; разработка образцов рационального построения предметной среды. |