_Тараненко В.И., Разоблаченный логотип, или Психогеометрия. Владимир Иванович Тараненко Разоблаченный логотип, или Психогеометрия
Скачать 1.25 Mb.
|
Глава 11. Осязаемая трансценденция – свод, арка, чаша, подкова, полумесяцТо, что неосознаваемо, – и есть наиболее действительное. … 11.1. Под сенью аркиКто самые лучшие альпинисты и водники? Чукчи и эскимосы. Иглу, яранги, каяки и стали прообразом современных альпинистских палаток, байдарок и прочего туристского снаряжения. … Под сводами эхо отзывается теплее и дружественнее. Пометка спелеолога Можно построить шалашик. А можно вырыть пещерку. Выбирай. Любовное предложение времен палеолита Перед входом во храм, пригнитесь в поклоне, чтобы потом взлететь душой под купола и узреть божественное. Истинно для всех религий Вначале небольшая преамбула. Сводом в архитектуре и строительстве называют выпуклое по форме перекрытие потолка. Своды могут быть различной конфигурации: цилиндрической, округлой купольной, перекрестной и т. д. Свод как строительная конструкция известен со времен каменного века. Проведите эксперимент, правда, несколько трудоемкий для современного гомо сапиенс. Выройте собственноручно маленькую пещеру где-нибудь на приглянувшемся склоне. Получится именно сводчатая пещера. Прямой «квадратный» потолок либо обрушится, либо попросту не получится. Незаметно для его «прямолинейного» зодчего. Свод как конструкция обитаемого для человека пространства непосредственно и очень прочно записан в нашем архетипном подсознании. Арка (от лат. arcus – дуга) – выпуклое перекрытие входа в стене, между двумя колоннами для обрамления торжественного проезда и пр. Арка – более поздний вариант свода, времен римской эпохи. Пламенеющий расцвет в готической архитектуре. Ренессанс в классицизме. И так далее, до дней сегодняшних и, весьма вероятно, грядущих. Аркада – это ряд одинаковых арок, ведущих в определенном направлении. И арка, и аркада – весьма распространенный элемент логотипов. Ну а купол более сферический, перекрытие в виде полукруга. Купольное пространство также почему-то необыкновенно притягивает человека, точнее, влияет на его душевное состояние. Под сводом, аркой, куполом всегда приятно находиться. Это не требует доказательств, убедитесь сами. Пойдите и постойте. И сравните с ощущением пребывания в прямоугольном пространстве с ровным потолком. Даже если, простите, это не «хрущевка», а высокопотолочная «сталинка» либо современный модерн «хатынки». Со сводом им все равно не сравниться. Так что ройте для душевного комфорта еще попутно и пещерку со сводчатым потолком в месте, где благодатная глина либо песчаник. Сгодится также известняк. Прочие породы более тяжелые для обработки и более ответственные для восприятия, что не всегда эквивалент «благодатному». Впрочем, в любом месте и из любого материала свод или арка повлияют на человека сугубо положительно. Проверено нажитым опытом человечества. Итак, в чем секрет, а лучше сказать, суть «несокрытой истины»? Эффект кроется в организации пространства. Сводчатого, подкупольного, арочного и другого подобного, скажем, той же перевернутой чаши. Начнем с того, что перекрытие подобного типа не придавливает стоящего под ним человека. Наоборот, поднимает ввысь, влечет к чему-то. Но это точно не есть сам потолок. На нем можете смело нарисовать горнее небо, либо лики святых. В любом случае это будет некая четко очерченная граница, предел, пусть и ввысь. Впрочем, сделайте в основании купола прорези для света и сводчатое перекрытие всплывет в лучах озарения. Но в пещере или яранге свод освещается внутренним светильником. И все равно хорошо, совершенно не чувствуешь себя в замкнутом давящем пространстве. Оно, пространство, словно раздвигается в некий выход. Так оно и есть. Трансцендентальный, но вполне реальный выход. Абсолютно четкая точка в системе трехмерных координат. Парящая в пустоте под сводом. Хорошее, что бы там ни судачили кумушки, само слово «сводить». Не только скрепить камнем– замком либо другой распоркой полукруг потолка, да так, чтобы на века, а то и тысячелетия, но и привести человека к истине его возможностей, может быть, открыть доступ к самой сущности бытия. Каждый прочувствует это по-своему, но все проявится очень даже реально. Точно так же, как существует сам центр круга, вписанного в свод. Ведь сам по себе свод – это, по сути, раскрытое и очень прочное на самораспорке полукружие. Но у полукружия, как и у круга, есть свой центр. Только здесь он парит в воздухе (рис. 11.1). В пустоте. Которая более чем реальна. Как и «выход» через точку. Свод нас приводит к ней, желаем мы того или нет. Дальше, как говорится, по возможностям и по судьбе. Но «воспарить» хоть на мгновение придется. Все земное, дольное, корыстное, прагматичное, злобное, завистливое и прочие «достоинства» нашей сути вдруг куда-то денутся. Интересно, с чем приблизимся к этой вроде бы неосязаемой точке? Однозначно вернемся на грешную землю уже чуть налегке. За что и должны быть благодарны своду. Мы вышли из своего текущего суетного состояния и ощутили наяву куда более существенные явления. Так появится шанс не только изменить ход мыслей, событий, но, может быть, и саму свою судьбу. Либо неожиданно для всех хоть на время прервать кармическую цепочку. Откроется возможность ее подправить. Что во все времена дорогого стоит. Еще один важный момент. Конфигурация свода такова, что он сохраняет. Как покрывало. Ведь все мы в детстве, а то и в житейских невзгодах непроизвольно принимаем форму зародыша и прячемся под одеяло. Свод действительно эргономичен. Он хорошо удерживает тепло, создает уют и дает чувство безопасности, в котором мы порой так нуждаемся. Но, в отличие от овоида или шара, свод не настолько замкнутый. Все-таки полусфера. И чем ниже она покоится на своем основании, тем больше защиты. Тогда точка сборки находится на уровне пола, там, где обычно разводят очаг (рис. 11.2). Человек может часами без устали и скуки смотреть на огонь. Здесь объединено и то и другое. Своего рода антиподом является арка стреловидная, распространенная в «пламенеющей готике» (см. рис. 11.3). Своим профилем чем-то сильно напоминает ракету, устремленную ввысь. Где-то так и есть. У стреловидной арки несколько собирательных точек. Они расположены одна за другой вертикально вверх, представляя центры полукружий, и тянутся к самой вершине арки. И естественно, влекут за собой человека, шагнувшего под стреловидный свод, который к тому же прорезан цветовыми витражами и окнами. Нарастающая динамика возвышения здесь очевидна. Добавьте еще органные хоралы. Воистину: то, что ищет человек, он не обретет, потупив свой взор к одной лишь земле. «Пламенеющая готика», пожалуй, одно из самых сильных проявлений человеческого духа, устремленного ввысь. Где-то там, в вышних небесах, быть может, нам уготовано обетованное счастье и одновременно дерзновенный умиротворяющий покой. Быть может. ЧЕЛОВЕК ПОД СВОДАМИ. Это сильная ищущая личность, стремящаяся к выходу за пределы привычного мира вещей и порядка. То, что мы обычно и называем «трансцендентным влечением». И не обязательно в виде религиозного чувства. Скорее даже наоборот. Строгая иерархия церковности с непреложными догмами вряд ли привлечет мятущуюся душу. В казарменный строй их также не загонишь. Это люди мягкие, ранимые, тонко чувствующие. Хотя не слабые и совершенно лишенные трусости. Просто свод им дает покой, умиротворение и в то же время стимулирует развитие душевных порывов. Наиболее активные и деятельные будут, конечно, тяготеть к готическому стилю. Влекомые душой и сердцем выберут купольный. А кто-то захочет спрятаться хоть на время в уютной пещерке и «не помнить про время»*. Только это не будет напоминать бегство. Наоборот, собирание патронов для будущего боя. У арки нет агрессивности, но это очень прочная конструкция, могущая постоять за свои идеалы. Ну а со «стреловидной» все же лучше по-крупному не ссориться. Люди, обретающие что-то для себя под сенью сводов, не мелочны и не мстительны. Просто вы можете их потерять для себя. Что куда больней, нежели победа или поражение. Выход за пределы нашей маленькой «ойкумены» всегда непредсказуем. Люди, стремящиеся под своды, могут позволить себе сделать шаг к точке. Они ищут ее. Это, опять же, отнюдь не фанатизм. Не попытка обвинить кого-то либо доказать что-то. Подлунный мир все равно останется прежним. Что-то произойдет лишь только с теми, кто нашел время, место и способ. Арка и свод теплые и сберегающие. Поэтому попыток и шантажа суицидом не будет в принципе. Человек попытается жить очень плодотворно. Может быть, чуть по-другому, нежели остальные. Ненаказуемое ведь не запретишь? В творческом плане эти люди действительно весьма плодотворны. Не эгоистичные и не самовлюбленные. Отдавать свою любовь близким для них самое большое благо на земле. Маргарита отчасти за то и влюбилась в Мастера. Он был всецело человеком такого типа. Под куполами иногда дарят бессмертие. А теперь особое NB! Вы на свою беду можете столкнуться с компенсаторным явлением. В таком случае будьте очень осторожны. Жесткие и властные, деспотические натуры зачастую стремятся «под купола», чтобы красиво покаяться в содеянных грехах. В другом месте им уже просто невмоготу выносить самих себя. Вот и ищут Бога и спасения на стороне. Не попадитесь под их жесткие жернова. Делегировав свои прегрешения своду, немного отдохнув, они, скорее всего, опять примутся за старое и привычное ремесло повелевать и использовать других людей. Покалеченных судеб будет много. ЧТО ПОД АРКОЙ, или ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ФИГУРАМИ. Арка под свои своды может принять любую фигуру, но степень взаимной комфортности будет различной. Скажем, для стреловидной арки вытянутый по той же линии оси конус, пирамида, ромб и треугольник будут очень даже к месту (рис. 11.4). Своды арки их как будто «потянут» ввысь за собой, добавив при этом фигуре дополнительный смысл бытия. А вот квадрат, как ни старайся, увлечь запредельными высотами не получится. Трудно тянуть из болота бегемота. Квадрат будет рационализировать, сопротивляться всей своей структурой, тяготеть к базису и т. д. А что над ним свод, он не против. Есть надежная крыша. Тем более что квадрат развивается медленно и разрушит оберегающие его своды он не скоро. Вот такой односторонний прагматический «симбиоз». Шестиугольник куда более рьяно не согласится идти «под крышу». Где это видано для корпоративной структуры? Да, мозаичный пол из шестиугольников вряд ли будет гармонировать с подкупольным пространством храма. Что касается пятиугольника, то он еще более активно будет атаковать своды. У него ведь ударный угол и своя собственная идеология. Иная метафизика ему не нужна. Если вы поместите шар под арку, то получится двойственный эффект, который не суммируется, во всяком случае легко и естественно это не получится. Придется переключаться, так как у арки и шара свои центры притяжения (рис. 11.5). Тем не менее конфликт не возникает. Шару комфортно под полукруглой «крышей», а свод будет увлекать тех, кто сумел пройти и выйти из зоны притяжения шара. Пожалуй, человек обогатится уникальным опытом, вот только вернуться обратно «в шар» он уже не захочет. Молния внутри арки или под сводами? Невероятно захватывающе и столь же, если не более, опасно. Сошлись две фигуры, которые вам не просто откроют дверь в неведомое, а зашвырнут туда, простите за выражение. Возвращение ведь совершенно не гарантированно! Что приобретете, узнаете тоже лишь по факту, когда менять что-либо будет поздно. Вы готовы? Инкорпорируется арка в другие фигуры довольно-таки легко, но не всякие фигуры допустят, чтобы вовнутрь к ним можно было проникнуть под сводами, да еще с иной идеологией. Как ни странно это кажется на первый взгляд, но для прямоугольных фигур (квадрат, куб, прямоугольник, параллелепипед) наличие в их структуре арки почти что спасение от сухого рационализма. Появляется шанс на выход в нечто иное, более возвышенное и трансцендентное, но при этом общая господствующая геометрическая прямолинейная структура все же сохраняется и «вроде бы» доминирует. Именно по этому принципу построена римская триумфальная арка (рис. 11.6). Арка внутри круга приоткроет вход к закрытому центру, что, несомненно, напрочь перечеркнет эту замкнутую тотальность. Но еще лучше будет смотреться анфилада арок (рис. 11.7), показывая, что достичь заветного центра можно лишь путем восхождения. Идея красивая. Зато другие фигуры не столь радостно будут приветствовать арку внутри своей структуры. Ромб, наверное, первый из них. Не отстает от него активным неприятием арки и шестиугольник. Им и даром не надо никакого входа внутрь себя, и никакой другой трансценденции, кроме собственной, они тоже не примут. С этими фигурами никак не договоришься. А вот пятиугольник, по примеру квадрата, может приоткрыть сводчатую дверцу в зоне базиса. Если она, конечно, будет небольшой. Треугольник арке обрадуется меньше, монолитность во все стороны все-таки есть монолитность, и она не должна нарушаться. А вот конус и пирамида с удовольствием и к месту примут сводчатый вход. Еще неизвестно, куда он приведет. Ведь вся сокрытая истина пребывает на вершине. А вот в поступлении энергии и информации пирамида и конус всегда нуждаются. Арочный вход здесь своего рода ловушка-приглашение. Может, кому-то и повезет достигнуть вершины и пережить там настоящее перерождение. Дерзновенному удачи! ПОД ЛАЗУРНЫМ СВОДОМ, или ЦВЕТА АРКИ. Великий Тимур тяготел к голубому или ярко-синему цвету. Арки и купола мечетей и прочих зданий Самарканда, их внутренние своды в эпоху его правления обязательно отделывали бирюзой и окрашенной керамикой. Такая арка легка и привлекательна, а синий цвет умиротворяет душу и зовет ее к прекрасному, вечному, позволяет отрешиться от суетных дел, как бы соблазнительны те ни были. Своего рода чисто компенсаторный механизм для жестокой психики Тамерлана. Да и жителям столицы было не так страшно жить бок о бок со столь беспощадным и в то же время просвещенным правителем. Глубокий синий ведь добавляет мудрости, понимания и терпения. Легкий голубой настраивает на мир, дружелюбие и прощение. Примечательно, но только столица и дворцы великого хана удостоились синего цвета. Над всей остальной империей и ее соседями – занесенный карающий бич. Цвет походных шатров великого хана всех монголов, по традиции, был пурпурным . Для правителя выбор цветовой гаммы идеален. В таком шатре гости будут чувствовать себя вполне уютно и проявлять почтительность к хозяину. А тот не позволит себе необдуманных резкостей и срывов. Как минимум выслушает, перед тем как казнить. Впрочем, есть шанс, что своды все же смягчат ситуацию и хан проявит свою милость. Иное дело в бранном поле или в тронном зале, где потолки так высоки, что их и не видно. Тадж-Махал выстроен из белого мрамора. Ранним утром его пять белоснежных куполов окрашиваются нежно-розовым цветом. Вечером мавзолей становится на время лиловым . Белая арка словно приглашает войти под ее своды, белый цвет которых как нельзя лучше передает идею реинкарнации, состояние перехода и обретения надежды на что-то новое. Возвращаться в прошлое и даже отчасти в настоящее, пройдя белую арку, – неохота. Лиловый и розовый – цвета любви и нежности, которой в последнее время так не хватает в этом мире. Нежная любовь – чувство, которое выразимо, но до конца не может быть испито. Парящие в небе и отражающиеся в воде купола Тадж-Махала именно это и хотят нам передать. Султан Шах-Джахан отнюдь не нам, а своей рано ушедшей из жизни горячо любимой жене Мумтаз-Махал посвятил свои чувства. Он искренне жаждал встречи с любимой в любом другом месте времени и пространства. Чтобы только больше не разлучаться. Под куполом нежно-белой арки не просто веришь, но и можешь обрести другую жизнь. Серая арка позволит войти и очень тонко прочувствовать иное состояние. «Шумовая» экспрессия чувств и порывов будет приглушена. Зато то, что идет из самых глубин души, будет услышано. И получит шанс быть реализованным. Алая и красная арки – нонсенс, ибо это уже нечто другое. Внутреннее пространство «работать» не будет. Излучать энергию, причем крайне экспансивную, начнет внешний обод арки. Таким образом, алая арка превращается в своего рода мощный излучатель (см. рис. 11.8). Но подпитка идет как раз изнутри. С желтым или золотистым цветом аналогично. Только экспансия вовне гораздо более жизнерадостная и благожелательная. Это уже так называемая эманация, т. е. истечение энергии без ее уменьшения. Желтая и золотая арки действительно олицетворяют успех и богатство, которое придет благодаря. вдохновению души. Пример – служители муз, которым после долгих мытарств с какого-то момента именно их творчество дало счастливую возможность более никогда не бедствовать. Зеленый свод неподвижен. Кажется, застыла и сама пустота. Полная консервация у порога трансценденции. Чем цвет не пригож для мавзолея? Вот только живым там будет несколько дискомфортно, тоскливо и гнетуще. Тем радостней окажутся объятья мира вне «усыпальницы». Черная арка, безусловно, магически чрезвычайно сильно притягивает. Однако здесь будет воздействовать больше сам свод, нежели «точка», парящая в воздухе. Черному своду нет сил сопротивляться, но тот, кто при этом сумеет сохранить себя, получит желанное. В принципе, сработает и сама «точка». Магия темной пустоты, заключенная под сводами, поистине беспредельна. Только не у всякого получается ее использовать. Все зависит от внутреннего мира человека. 11.2. Испить чашу до дна и прибить на счастье подковуЧто есть чаша? Это пустота в виде формы, которая временами изгоняется напитком. … Эх, зачерпнуть бы кружкой, да шампанского! Гусар поутру Меня уважают, возят и на руках носят. Полковой котел Завоеванные кубки на переплавку! Изгоним дух и память о враге! Приказ античного триумфатора Хотите полноты счастья? Купите сначала лошадь, а уж потом под нее подкову. Цыганское кредо По большому счету, купол – это перевернутая чаша, поскольку чаша в человеческом обиходе появилась гораздо раньше купольного перекрытия в архитектуре. Впрочем, первобытный человек эпохи палеолита одновременно сооружал примитивные сводчатые жилища и использовал скорлупу плодов в качестве посуды. Позже появится глиняная, ручной лепки. Чаша, чашка, кружка – мы не мыслим своего быта без них. Не пить же из пригоршни (хорошо хоть не лакать). Сейчас это просто «обиходная утварь», хотя во все времена чаша несла в себе более глубокий, магический смысл. Оттуда – испить чашу до дна. Хотя не в самом дне кроется истина, там, простите, как раз оседает осадок. Дно – это конечная, завершающая точка. Классически круглая чаша – это перевернутая вверх полусфера. Сфера состоит, по сути, из ряда окружностей, у которых есть свои центры (рис. 11.9). Таким образом, чаша по строению действительно аналогична купольному своду. Эти точки (окончательная на самом дне) и содержат в себе главный смысл чаши. Они ее суть. Все, что будет в нее налито или насыпано, переструктуризируется под воздействием точек центра и стенок чаши. Так что важно не только, что налито, но и во что. Содержащее добавляет сущности содержимому. В наш век сугубо утилитарного прагматизма об этом как-то не задумываешься. Может быть, отчасти поэтому ныне в таком почете пластиковые стаканчики. Чаша – всегда позитивное вместилище. Она максимально сохранит и усилит все индивидуальные качества того, что содержится в ней. Люди, которым нравится символ чаши, ищут более глубокий смысл в окружающем их мире. Это необязательно мистики, но что-то роднит их с врачевателями. Уловить суть и ни в коем случае не растерять ее в дрязгах и заботах обыденности. Чаша идеальный накопитель чего-то стоящего. Но заметьте – это не закрытый сосуд! Так что рано или поздно все же придется испить чашу до дна. В этом вторая миссия чаши. Подсознательно она подготавливает человека к чему-то более важному в его жизни. Потребуются поступки, действия, решающий шаг. Чаша к тому призовет. Люди, пригубившие из нее, готовы брать ответственность на себя. Без излишней патетики и совершенно без агрессивности. Но вряд ли они откажутся от толики того, во что веруют и на что полагаются. Это – как жребий, и понапрасну от него не убегают. Во всем остальном, в том числе и в делах, на них можно целиком положиться. Все, что идет от души, чувств и сердца, они сделают. Заметьте: «чаша» и «чувство» на один и тот же звук откликаются. Можете смело назвать таких индивидуумов ярыми антирационалистами. Их сейчас немного, но они живут. Чаша приемлет внутри своего пространства любую фигуру. Ей изначально присуща глубокая толерантность. В чаше всяк может раскрыться в полноту своей сути. Но резкость, жесткость и категоричность при всем том заметно смягчается. Без размытости и расплывчатости, поскольку чаша обладает свойством сборки и сохранения. При этом не исключена некоторая метаморфоза преображения. Не в ущерб помещенной фигуре. Изображение чаши внутри какой-либо другой фигуры всегда более желательно, нежели наоборот. Даже предельно жесткий ромб как-то «очеловечивается». Треугольник не ослабляется, а обретает дополнительно глубокий смысл – драться за идею, причем без агрессивной стойки к бою. Чаша внутри квадрата – загадка для психоанализа. Что там бережно хранится и сокрыто внутри насквозь линейно-рациональной структуры, для которой даже простые сантименты уже душевный подвиг? Чаша гуманизирует корпоративную поступь шестиугольников. А круг станет менее тотальным и тайным в своей идеологической доктрине. Чаша все-таки сосуд открытый. Испив ее до дна – только так можно достичь вершины пирамиды. Овоид свою чашу дарует отведать лишь самому достойному. И тогда сбудется предначертанное. Цвет для чаши весьма значим, но никогда не бывает неподходящим, либо неприемлемым. Хрустальная чаша заставит напиток играть неповторимую симфонию оттенков и цветовых ощущений. Простое стекло сделает сосуд невидимым, а то, что в нем помещено, осязаемым. Белый цвет невероятно сильно актуализирует сам процесс наливания или помещения чего-то в чашу, ведь до того момента было лишь – ожидание. Бирюза привнесет щемящее чувство слияния. Просто так сойти с пути окажется душевно сложно. Придется пригубить еще не раз, чтобы прошло смятение чувств. Нефритовая чаша окажется идеальной для сохранения и оберегания, она не даст целостности распасться. А выточенная из гранита привнесет уверенное спокойствие и непредвзятость. Серебряная чаша добавит твердости духа и стойкости. Золотая – принесет удачу и успех, не требуя чрезмерной платы. Зато черная обсидиановая – мобилизует все, что только можно выставить на барьер. Черная чаша укажет путь и даст силу там, где, казалось бы, нельзя выжить. Иногда бывает и так. ПОДКОВА своей формой напоминает арку. Фактически тот же полукруглый свод с боковыми отверстиями, чтобы можно было подковать коня. Подкова испокон веков считалась оберегом. Она приносила счастье и удачу тому, кто ее найдет или прибьет над дверью своего жилища. Вот только не стоит символ подковы, дающий надежду и опору, разрушать изображением восклицательного знака, как это в «помаранчевое время» сделал известный политический деятель в Украине (рис. 11.10). Следовало бы уже знать, что символы, подобно амулетам и талисманам, воздействуют на ход событий самым непосредственным образом. Очень опасно, будучи несведущим, заигрывать с подобными вещами. Разрушив свод подковы, в буквальном смысле, разрушаешь благоденствие и смысл своего бытия. Есть только какой-то деструктивный сигнал восклицания. Эйфория пройдет, деструкция останется и начнет свою разрушительную работу. Что и стало со страной по имени Украина. Когда пишутся эти строки, украинский народ сделал свой новый выбор. «Достопамятный» знак покамест вошел в анналы современной истории. Перевернутая подкова напоминает чашу (рис. 11.11), только несколько более закрытую. Такую форму часто придают бокалам, чтобы подольше сохранить букет вина или другого напитка. У подковы очень хорошо получается беречь от травм и перегрузок копыто коня. А где здоровый конь, там достаток и трудолюбие. Человек живет в согласии со смыслом своего бытия. Нам бы иногда так. Подкова традиционно серого либо даже темно-серого цвета, темная окалина железа, обогащенного углеродом, придает ей такой оттенок. Серый цвет динамичен, обладает пластичностью и в то же время достаточной стойкостью и крепостью. Именно таким должен быть охраняющий и сберегающий элемент. Серый цвет не привносит ничего от себя, но уж ничего не упустит и на все тотчас адекватно среагирует. Для демонстрации силы и имиджа, безусловно, подойдут серебряные подковы. Ну а для славы и триумфа – позолоченные . Золото – мягкий металл, быстро стирается, поэтому лавры победителя подтверждать придется снова и снова среди пыли, пота, а то и крови. Последнее менее всего желательно. Арка, чаша и подкова не тяготеют к ярко-алому цвету. Тогда уж лучше чисто черные , что, впрочем, тоже нонсенс. 11.3. Челнок в небесной сфереВышел месяц в фраке, острый как кинжал, Громко, как в трубу, протрубил звезду эстрады. Вячеслав Бутусов. Звезда поэта Попытаемся проанализировать полумесяц чисто с психогеометрических позиций. Однако биологический архетип в любом случае отбросить не удастся. В противном случае это будет означать, что мы никогда не видели ночного небе с растущим либо убывающим рожком луны. Образная память в таких случаях также не подводит. Итак, полумесяц. Прежде всего это вогнутая фигура, чем-то напоминающая получашу или древнеегипетский челнок из папируса. Вогнутая часть – некое собирательное вместилище (рис. 11.12). В горизонтальном положении полумесяц действительно легко представить челноком с вогнутой палубой, на которой может разместиться, в принципе, что угодно. Еще есть собственно тело полумесяца, которое может как расти, так и уменьшаться. Так что полумесяц – накопительная для себя фигура, но может и потратиться, если уж приспичит. Ну и наконец, острые, изогнутые, как турецкий ятаган, концы рожков. Если полумесяц на ночном небе движется сквозь тучи, он их словно взаправду разрезает. Шутить с его острыми, режущими краями небезопасно. Это вам не круглоликая луна. Воинствующий дух мусульманской религии, пожалуй, удачно подобрал себе соответствующий символ. Здесь и вечный бой с неверными, и религиозная нетерпимость, попутно – накопление и сохранение завоеванного и постигнутого. А еще уют и умиротворение для истинно уверовавших. Аналогичен и психопортрет тех, кому нравится созерцать острый рожок полумесяца на ночном небе. Умеют считать деньги, но не пугливы. Однако на кон свое благосостояние все же не поставят. Обязательно сделают заначки и подберут варианты страховки. Нередко даже перестраховки. Запасы делаются для того, чтобы всегда быть независимыми и автономными. Ради этого полумесяц не будет понапрасну «бурунить» и волновать окружающую среду. Привычную осторожность он может потерять лишь в чрезвычайных обстоятельствах. В общении и деловой коммуникации такие индивидуумы весьма обходительны и располагают к себе, поскольку от природы это натуры чувственные и непосредственные. Что, однако, не мешает им быть жесткими, а то и жестокими. Края рожков полумесяца режут очень больно. И будьте к этому готовы. Переход от мягкости к резкости может со стороны показаться очень неожиданным. Увы, такова их природа. Хотя для своих близких такой человек постарается максимально долго быть мягким и терпеливым. Что и хорошо. Есть некая отмычка и отдушина. Переубедить хоть в чем-то его вряд ли сразу удастся. Здесь мировоззрение и чувства спаяны воедино. Но челнок должен все-таки куда-то плыть. И здесь есть вторая отмычка к душе. Нас всех завораживает плывущий в облаках кораблик луны. А вот таких людей – особенно. Может быть, они так и не реализовали мечту своей жизни? Были излишне резки и, по сути, ни с кем так и не поделились? Все-таки луна – жестко стелющая хозяйка и во всем прежде всего любит счет. А при всем том еще и чувственное, так до конца и не реализованное томление. Вот такие характерологические амбивалентности спаяны воедино. Интересный психоанализ полумесяца. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ФИГУРАМИ. Здесь можно быть кратким. Полумесяц, как уже говорилось, фигура весьма и весьма самодостаточная и автономная. Как каравелла для дальнего плавания. На своей палубе месячный челнок может поместить любую фигуру, и она не покажется лишней. Например, пятиугольник, тоже весьма высоко ценящий свою независимость и всегда могущий дать отпор (рис. 11.13). Полумесяц не только собиратель, но еще и отличный перевозчик. Пусть и не всегда делает это бесплатно. В накладе он никогда не останется. Но и конфликтов, пока вы «на борту», также не предвидится. Иное дело, если кто-то встанет на пути полумесяца. И совершенно не важно, «кто этот кто». Его встретят режущие и безжалостные острия рожков. Так что изначально договаривайтесь и путешествуйте обоюдно с миром. Но все же будет определенно лучше, если на палубе полумесяца окажутся фигуры с более пластичными контурами, та же арка, полукруг, овоид и т. д. (рис. 11.14). ЦВЕТОВАЯ ГАММА заслуживает упоминания. Начнем с того, что лунный цвет (та же лунная дорожка на воде в полнолуние) отнюдь не мягкий и сентиментальный. Может быть, романтичный, но с привкусом стальных доспехов. Лунный цвет – это очень жесткий и контрастный металлик. В полнолуние, особенно в зимние ночи, срабатывает оптический эффект терминатора, т. е. разница между светом и тенью почти предельна. По дорогам ездить опасно – сразу не поймешь, что находится перед тобой на шоссе: обычная колдобина или, скажем, бревно, выпавшее с лесовоза. Мягкости и прорисовки нет и в помине. Сканировать поверхность, залитую контровым лунным светом, почти невозможно – многие детали будут выглядеть неестественно, а другие просто растворятся в тени. И холод. Даже в жаркие июльские ночи луна отсвечивает металлическим холодом. Жутковато воспринимается багровый отлив полумесяца. Чисто алый цвет покажется куда более жизнерадостным. Такой челнок будет стремиться плыть навстречу жизни, а не наоборот. А вот черный полумесяц для суицидальных личностей может оказаться фатальным. Затмение луны многим лучше пережить в квартире перед экраном телевизора. И чтобы побольше рекламы. Редкий случай, когда она в тему. Наверное, самый жизнерадостный и приятный для глаза и души полумесяц золотистый . Дарующий счастье и надежду из нашего детства. Пусть он будет таким и дальше по жизни. |