Ответы на вопросы.ГОСЫ. Ответы на вопросы. Вопрос Историкокультурологические предпосылки возникновения и развития теории социальнокультурной деятельности
Скачать 1.03 Mb.
|
Вопрос № 43. Социокультурные реабилитационные технологии: общая характеристика и классификационные подходы. Средства, формы, методы реабилитационной деятельности. Понятие социокультурная реабилитация характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений. Главной целью социокультурной реабилитации является психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие ребенка с ограниченными возможностями. Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека. В традиционной отечественной социологии социальная реабилитация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности. Обычно различают определенные этапы социальной реабилитации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой. Социокультурная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений. Социальная реабилитация — это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, которое включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений. Социальная реабилитация как технология социальной работы — это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность, миграцию, безработицу, отбывание наказания в тюрьме и т. д. В процессе организации социальной реабилитации необходимо предоставить возможность человеку или группе людей активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации. К средствам социальной реабилитации можно отнести следующие системы: - здравоохранения; - образования; - профессиональной подготовки и переподготовки; - средства массовых коммуникаций и массовой информации; - организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции; - общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем. К основным целям социальной реабилитации относятся: восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности. Социокультурнаяреабилитацияинвалидов — комплекс мероприятий (включающих культурологические механизмы), направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию, и, в целом восстановлению культурного статуса инвалида как личности. Приобщаясь к культуре инвалид становится частью культурного сообщества. В рамках социокультурной реабилитации инвалидов реализуется досуговая реабилитация. Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга. Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Вопрос № 44. Социально-культурная анимация как средство реабилитации. Социально-культурная анимация — это педагогика понимания и посредничества, призванная утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчиненность, устанавливать взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставлять индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении. Современные технологии социально-культурной анимации предполагают комплексное решение различных проблем личности, обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные и другие виды социально-культурной деятельности. При этом речь идет о преодолении социальной изоляции, психологического отчуждения не только инвалидов, но и многих других категорий населения. Все это заставляет аниматоров — социальных работников, социальных педагогов, специалистов социально-культурной деятельности — находить эффективные педагогические технологии преодоления проблем социокультурной дезадаптации. Социально-культурная анимация — одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры. В социально-культурной анимации решаются задачи обеспечения условий для свободного развития, творческого самовыражения личности и условий для эффективного социального контроля в сфере культуры. Анимация создает оптимальные условия для того, чтобы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивидуума. Социокультурная анимация признает личность как уникальную целостность, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Принципы социокультурной анимации. Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, можно выделить следующие: — человек должен изучаться и приниматься в его целостности; — каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; — человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; — человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека. Задачи социокультурной анимации. Анимация в социальной среде как путь «оживления», «одухотворения» межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентаций личности средствами культуры и искусства. Выделяются три взаимосвязанных процесса в анимации: — процесс создания условий для раскрытия личности или группы; — процесс установления межличностных отношений; — процесс творчества как поиск проблем в окружающем мире и их решение. Социокультурная анимация — реабилитационная технология из области общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Это воздействие осуществляется посредством разнообразных видов деятельности. Феномен анимации несет двоякое значение, являясь одновременно методом приспособления, социальной терапии и идеологией освобождения через участие в социальном творчестве. Функции анимации, с одной стороны, заключаются в разблокировании общественных связей, установлении теплых, доверительных отношений. С другой стороны, — в обучении и овладении языками мышления, эстетики, поэтики. Предмет анимации — оживление отношений между индивидуумами и социальными группами. Целевая направленность социокультурной анимации состоит в активном предотвращении «умирания», «отчуждения» личности в культуре общества, в сложной структуре общественных отношений. Анимационная деятельность проявляется на организационном, деятельностном и методическом (технологическом) уровнях. Среди форм организации анимационной терапии следует выделить клубы общения, широко использующие технологии социокультурной реабилитации. Их деятельность может содержать элементы групповой психотерапии и психологические тренинги, релаксационные программы, пантомимические сцены, участие в конструктивном споре и разыгрывании ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории жизни, описание содержания сновидений, фантазий, ассоциаций и др. Участие в таких видах деятельности позволяет членам анимационной группы выступать одновременно в роли и активного участника, и наблюдателя, предоставляет возможность для тренинга эмоциональной сферы, проведения интеллектуального анализа, поиска и выбора подходящей модели поведения. Ведущим методом анимационной терапии (наряду с рекреационной, игровой, развивающей деятельностью и другими) является художественное творчество. Различные направления художественного творчества (драматическое исполнительство, театральная импровизация, изобразительное искусство, самодеятельное музыкальное исполнительство, авторские виды творчества и др.) являются средствами анимации. Основной принцип — искусство для участника, а не искусство для зрителя, то есть главная цель — доставить эстетическое и нравственное удовлетворение участнику, а не публике. Это является терапевтическим моментом для реабилитанта, который может проявить себя в разных ролях — исполнителя, автора, ассистента, организатора. Реализация программ социокультурной анимации (например, работа с населением территориального образования, анимация в монородительских семьях, анимационная деятельность с одаренными инвалидами и др.) предполагает: -определение наиболее емких и практически применимых критериев «отклонений от социальной нормы»; -разработку планов и программ на основе социального, социально-психологического и педагогического анализа аномальных процессов социализации личности, проведенного на основе критериев «отклонений от социальной нормы»; -организацию взаимодействия с учреждениями социокультурной сферы в процессе реализации программ анимационной деятельности; -анализ результатов анимационной деятельности. Вопрос № 45. Социально-культурная работа как система: характеристика, технологии. Субъект и объект воспитания в социально-культурной работе находятся в особом положении по отношению один к другому, а главное здесь - не внешнее воздействие воспитателя на воспитуемого, а их взаимодействие, предполагающее постоянное самообразование, самовоспитание и саморазвитие людей, включенных в систему культурно-досуговых взаимоотношений. Распространение СКД с точки зрения системности. Система – живой организм, не статичен и находится в динамике. Системность – категория, состоящая из взаимосвязи элементов Элементы – субъекты (управленческие органы). Учреждение призвано выходить на население - Общественная организация (Общественные и необщественные). Взаимодействие при огранизации массовых мер, проведении научных форм организационно-управленческого организма, исследовательской и проектной деятельности (научно методический центр, дом культуры) - Неформальные объединения Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные организации и объединения ничего этого не имеют. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией. Стихийно возникающие молодежные группы именуют то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. С моей точки зрения, наиболее адекватным представляется термин "самодеятельное движение". И вот почему: во-первых, все они формируются на принципе добровольности и являются организационно самостоятельными; во-вторых, в большинстве своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в расчете на реальную отдачу. Вот почему употреблявшийся первоначально термин "неформалы" является не совсем точным и может быть использован только лишь относительно таких групп и объединений, как "Хиппи", "Панки", "Металлисты" и прочие другие группировки. Им характерен, чаще всего, спонтанный, неорганизованный, нестабильный характер. Технологии: - менеджмента - исследовательские - экпериментальные - проектные - реабилитационного характера - коммуникативные - рекреативные Вопрос № 46 Социально-культурная анимация: понятие, сущность, содержание и виды. Понятие социально-культурной анимации Понятие «анимация». Социокультурная анимация(animation) – особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения. Социально-культурная анимация может рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с современной российской социально-культурной деятельностью. Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой – обозначать собственно духовный (animе– душа) аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса. Речь идет об особых способах общения, диалога, наполненного подлинным сочувствием, сопереживанием, содействием, а также о педагогических технологиях, основанных на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты. В современной педагогической науке применение понятия анимации связано, прежде всего, со вторым аспектом, т.е. оно используется в основном для характеристики системы развивающих и развивающихся социальных отношений. Социально-культурная анимация – это «деятельность, которую осуществляют объединяющиеся личности, самостоятельно определяющие ее содержание и целенаправленную социальную, культурную, воспитательную деятельность за пределами рабочего времени. Главным образом это область добровольных ассоциаций или полуобщественных учреждений. Анимацией в общепринятом смысле слова считается определенный вид деятельности, преследующий цели по разработке и представлению специальных программ для проведения свободного времени. Анимационные программы включают в себя спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п. Социально-культурная анимация является особым видом социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, который основан на современных технологиях (социально-педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения. Технологии социально-культурной анимации предлагают в виде основных способов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, обширное использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, тем самым обеспечивая личности определенные условия для включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности. В процессе развлечения, человек либо группа людей удовлетворяют свои определенные духовные потребности, оценивают собственную личность а так же анализируют свою роль в масштабах различных подсистем. Разнообразные процессы развлечения могут происходить и в естественной, и в искусственно созданной обстановке. Социально-культурная анимация является одним из главных звеньев в общей индустрии развлечений, используя при этом специализированные приемы и методики. Социально-культурная анимация — это педагогика понимания и посредничества, призванная утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчиненность, устанавливать взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставлять индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении. Современные технологии социально-культурной анимации предполагают комплексное решение различных проблем личности, обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные и другие виды социально-культурной деятельности. При этом речь идет о преодолении социальной изоляции, психологического отчуждения не только инвалидов, но и многих других категорий населения. Во всех социальных и возрастных стратах общества имеются люди, поставленные на грань «социального умирания», для которых борьба за полноценный социальный статус приобретает смысл борьбы за жизнь, а извечный вопрос «жизнь или смерть» для многих становится решающим. Все это заставляет аниматоров — социальных работников, социальных педагогов, специалистов социально-культурной деятельности — находить эффективные педагогические технологии преодоления проблем социокультурной дезадаптации. На это нацелено особое направление западной социально-культурной педагогики — социально-культурная анимация. В ней причудливо переплетаются философско-мировоззренческие подходы и различные прикладные практики (от психотехнических до театральных). При этом социокультурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми, именно это позволяет признать ее сегодня инновационным направлением в развитии социально-культурной деятельности. Социально-культурная анимация — одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры. Социокультурная анимация признает личность как уникальную целостность, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. |