Главная страница

Ответы на вопросы.ГОСЫ. Ответы на вопросы. Вопрос Историкокультурологические предпосылки возникновения и развития теории социальнокультурной деятельности


Скачать 1.03 Mb.
НазваниеВопрос Историкокультурологические предпосылки возникновения и развития теории социальнокультурной деятельности
АнкорОтветы на вопросы.ГОСЫ.doc
Дата17.12.2017
Размер1.03 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы на вопросы.ГОСЫ.doc
ТипДокументы
#11876
страница5 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Одним из ориентиров социально-культурной политики на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации являются технологии, направленные на сохранение, реставрацию и совершенствование учета объектов, входящих в культурное наследие.

Охрана памятников представляет собой современное направление государственной политики – сохранение культурного наследия. Над ее решением трудятся люди самых разных профессий – философы, историки, архитекторы, реставраторы, искусствоведы, музейные работники, краеведы. Становится все более очевидной необходимость объединения усилий этих людей в целях сохранения культурного наследия и памяти о тех, кто оставил яркий след в истории и культуре России. Памятниковедение как наука уточняет понятийный аппарат, дает единые критерии оценки исторической, эстетической и научной значимости памятников и их классификацию.

В слове «памятник» корень, основа и смысл его – память. Памятник является материальным выражением интеллектуальной памяти и представляет собой хранителя и передатчика информации.

Только комплексное использование культуроохранных технологий с учетом социально-культурных и экономических факторов может дать положительные результаты по патриотическому воспитанию молодежи.

Охрана ландшафтов

Ландшафт – природно-территориальный комплекс, однородный по своему происхождению и истории развития, обычно на территории площадью не менее нескольких квадратных километров.

Ландшафт культурный – целенаправленно созданный антропогенный ландшафт, обладающий целесообразными для человеческого общества структурой и функциональными свойствами.

Под охраной ландшафтов понимают систему административно-правовых, экономических, технологических, биотехнических, просветительских мероприятий, направленных на сохранение возможности выполнения ландшафтом ресурсовоспроизводящих и средоформирующих функций.

Охрана и использование культурно-исторического и природного наследия в туризме

Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

К социально-культурным институтам музейного типа относятся научно-просветительные учреждения, занимающиеся сбором, комплектованием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеям присуще единство исследовательских и просветительных функций.

Музейная сеть включает следующие социально-культурные институты музейного типа, которые находятся в ведении государства, ведомств либо создаются на общественных, кооперативных началах: музеи исторические, естественно-научные, научно-технические и отраслевые, мемориальные, художественные, прикладного искусства, литературные, краеведческие, деревянного зодчества и музейные комплексы под открытым небом. К краеведческим музеям близки памятники природы, старины и культуры, в первую очередь историко-культурные, художественные памятники историко-бытового характера, архитектурные, архитектурно-ландшафтные, военные и др. Большую группу составляют многочисленные частные и общественные музейные коллекции.

Занятия декоративно-прикладным творчеством, изучение и возрождение народных ремесел и промыслов может стимулировать воспитание у молодежи духовных, нравственных, патриотических и эстетических ценностей.

Вопрос № 22.

Законодательство Российской Федерации о культуре (ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09 октября 2002 года; Федерально-целевая программа «Культура России 2006-2010»).

Закон "Основы законодательства РФ о культуре" и финансирование учреждений культуры (VIII раздел).
Учредителями организаций культуры в соответствии с законодательством РФ в пределах своей компетенции могут выступать (ст.41): 1.федеральные органы государственной власти 2.органы государственной власти субъектов Российской Федерации 3.органы местного самоуправления, а также иные юридические и физические лица.

"Основы законодательства РФ о культуре" (1992 г.) и обязанности государства в области культуры.

1 финансирование государством учреждений в сфере культуры

2 организация широкого доступа к ценностям культуры. У каждого гражданина РФ есть право на обучение в сфере культуры, есть любительское творчество.

3 государство должно способствовать развитию государственных культурных учреждений (дотации, льготы).

2. Основные типы и виды учреждений культуры.

Учреждения делятся на: Бюджетные, Внебюджетные (самоокупаемые, хозрасчетные)

Типы учреждений:

1 тип Клубные учреждения

- сельский – городской – ведомственный - по месту жительства (клуб юного техника) и т.д. - дом культуры

- дворец культуры

2 тип Театрально – зрелищные учреждения

- театр всех видов – Кинотеатры - Цирковое искусство - Концертные залы, площадки, организации

3 тип Музеи

- отраслевые - мемориальные – краеведческие - музеи-заповедники - музеи-усадьбы (ясная поляна)

- галереи- военно-патриотические музеи (Куликово поле)- музеи диковинок (кунскамеры) и т.д.

4 тип Библиотечные учреждения

- территориальное деление (районная, городская, российская и т.д.) - отраслевое деление (иностранной литры, педагогической литры, медицинской литры) - учебное деление (школьная, училищ, ВУЗов) - демографическое деление (детская, юношеская, для пенсионеров и т.д.)

5 тип Парки культуры и отдыха

- городские ПКиО- центральные ПКиО - сады- скверы

Появляются новые типы учреждений культуры.

  • 2 Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    • 2.1 Статья 1. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре

    • 2.2 Статья 2. Законодательство Российской Федерации о культуре

    • 2.3 Статья 3. Основные понятия

    • 2.4 Статья 4. Область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре

    • 2.5 Статья 5. Суверенитет Российской Федерации в области культуры

    • 2.6 Статья 6. Равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры

    • 2.7 Статья 7. Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития

  • 3 Раздел II. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

  • 4 Раздел III. ПРАВА И СВОБОДЫ HАРОДОВ И ИНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

  • 5 Раздел IV. НАЦИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • 6 Раздел V. ПОЛОЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

  • 7 Раздел VI. ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

  • 8 Раздел VII. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

  • 9 Раздел VIII. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

  • 10 Раздел IX. КУЛЬТУРНЫЕ ОБМЕНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ

  • 11 Раздел Х. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КУЛЬТУРЕ


Наименование Программы - федеральная целевая программа "Культура России (2006 - 2010 годы)"

Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего правового акта) - распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 1432-р

Государственный заказчик-координатор - Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Государственные заказчики - Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное архивное агентство

Основные разработчики Программы - Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное архивное агентство

Цели Программы - сохранение культурного наследия Российской Федерации; формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан; создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации; интеграция в мировой культурный процесс; обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям

Задачи Программы - обеспечение сохранности историко-культурного наследия; сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований; адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества; обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности; обеспечение культурного обмена; разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры; поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок; обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций; модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности - обеспечение сохранности объектов культурного наследия Российской Федерации, в том числе недвижимых памятников истории и культуры, музейных ценностей, библиотечных фондов и архивных документов:

- увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения до 33,5 процента;

- увеличение доли отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории до 3 процентов;

- увеличение доли архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве архивных документов до 21 процента;

- укрепление единого культурного пространства, культурных связей между регионами, обеспечение выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан:

- увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда до 15 процентов;

- увеличение количества посещений музеев;

- увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных;

- увеличение показателя средней книгообеспеченности;

- увеличение количества творческих дебютов и новаторских проектов в отрасли (увеличение доли новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств до 18 процентов);

- укрепление позиций отечественного кинематографа на российском и мировом рынке (увеличение доли национальных фильмов в общем объеме проката до 22 процентов);

- укрепление влияния российской культуры на мировой культурный процесс, укрепление мировых культурных связей, использование опыта зарубежных стран в развитии отечественной культуры (увеличение количества российских культурных акций, проведенных за рубежом, по сравнению с предыдущим годом, до 1,15 процента в 2010 году)

Перечень мероприятий Программы
В 2006 - 2010 годах должен быть проведен комплекс ремонтно-реставрационных работ на 300 объектах культурного наследия федерального значения, среди которых Нижегородский кремль, Астраханский кремль, Лефортовский дворец в г. Москве, Дворец наместника в г. Тобольске, здание Арсенала в г. Челябинске, усадьба Остафьево, объекты Литературного музея, государственного музея-заповедника "Гатчина" и государственного музея-заповедника "Павловск", Гостиный двор в г. Архангельске, Суздальский кремль, Путевой дворец в г. Твери и другие.
В течение 2006 - 2010 годов в ходе реализации Программы будут созданы дополнительные возможности для активизации культурного обмена, повышения доступности искусства, обеспечения социально значимой литературой жителей различных регионов страны.
Мероприятия, проводимые в рамках Программы, предполагают развитие отечественного кинематографа. Предусматривается создание более 80 игровых, 1100 частей неигровых и 30 мультипликационных фильмов.
Ресурсы Программы должны быть направлены на преодоление отставания музеев, библиотек и архивов России в использовании современных информационных технологий, создании произведений культуры на электронных носителях, обеспечении безопасности их хранения.
Важным для библиотек и архивов России сегодня является перевод информационных ресурсов с бумажных на электронные носители, развитие систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей.
Предполагается дальнейшее развитие сети региональных и межрегиональных центров консервации документов, формирование системы автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации.
Реализация Программы позволит продолжить формирование базы данных Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации и обеспечить ежегодное введение в него более 1,5 млн. записей. Возрастет количество музеев, имеющих доступ к Интернету. Будет осуществляться реставрация музейных предметов, уникальных и особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации.

Вопрос № 23.

Современные технологии социально-культурной деятельности.

технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые исполь­зуются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

крупномасштабных технологиях на уровне страны, рес­публики, региона;

макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объе­динениях, социальных и обществ. институтах и т.д.;

микротехнологиях, которые направлены на определен­ные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

Существуют определенные различия в технологиях, приме­няемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в сфере культуры и досуга.

Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена 'большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, исполь­зуют множество методов, с помощью которых не только форми­руется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональ­ные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

1) общие технологииориентируют на наиболее характер­ные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельно­сти (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

2) функциональные (отраслевые) технологиив своей осно­ве содержат различные направления культурно-досуговой дея­тельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просвети­тельной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

3) дифференцированные технологиипредставляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

Таким образом, технологии могут существовать в сфе­рах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику,

В качестве логических оснований для классификации социально-культурных технологий выдвигаются три их наиболее общих, характерных признака:

1) исторически сложившийся содержательный признак;

2) функциональный или процессуальный признак;

3) демографический, специализирующийся на субкультурных стратах.

1.Историко-содержательный признак.

Оздоровительные технологии: медико-биологические, лечебно-профилактические.

Культуроориентированные технологии: технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.

Культуротворческие технологии: технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, и взрослых.

Экологические технологии: технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные.

2.Функциональный или процессуальный признак.

Информационно-образовательные, обучающие, просветительные технологии.

Коммуникативные технологии.

Творчески развивающие, формирующие технологии.

Рекреативные технологии.

Компенсирующие технологии: реабилитационные.

Технологии социального прогнозирования, проектирования, творческого моделирования.

3.Социально-демографический, «субкультурный» признак.

Индивидуально ориентированные технологии (авторские, частные и др.) в социально-культурной среде.

Специализированные или групповые технологии: семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические технологии малых групп и общностей.

Массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности.
Вопрос № 24.

Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление.


Культурно-досуговая программа - это сценическое или площадное произведение, которое по своей природе должно иметь драматургию. Поскольку есть драматургия драматического театра, оперная и балетная, кино и телевидения, все эти виды драматургии различаются спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть у них и общее - действие, жизнь в движении.

Во-первых, драматургическое действие всегда развивается на наших глазах, в настоящем времени, даже если повествует о давно прошедшем. Примером могут служить сценарии театрализованных вечеров и концертов, посвященных героическим традициям народа. Рассказ ведется через призму настоящего времени - зритель становится соучастником событий.

Во-вторых, действие только тогда и называется действием, когда оно требует преодоления препятствий, встречает противодействие и развивается в виде драматической борьбы. Без драматического

конфликта нет и не может быть драматургии.

В-третьих, драматургическое действие всегда делает зрителя свидетелем, соучастником борьбы, не оставляет его равнодушным, вызывает те или иные чувства.

Драматургия культурно-досуговых программ предполагает действие не безликое, а преломленное через конкретные образы, через поступки, мысли и чувства людей, через столкновение характеров и

Стремлений. Поэтому специфика драматургии культурно-досуговых программ обусловлена самой природой учреждения культуры. Специфика эта основана на иной природе общения зрителей и сцены, нежели в театре, кинотеатре и других видах искусства, где есть четвертая стена. Поэтому процесс воздействия в учреждении

культуры строится не только по линии самого материала, но и по линии внутриаудиторного воздействия, внутриаудиторного общения. В процесс этого общения включаются духовные ценности.

Драматургия культурно-досуговой деятельности развивается в трех направлениях: культурно-досуговые программы, предметная художественная деятельность в учреждениях культуры и домашнем досуге.

Драматургия - это сюжетно-образная концепция культурно-досуговой программы, будь то спектакль, кинофильм, эстрадный номер и т.д. Драматургия - это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.

Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ нагляднее будет представить в сравнительном анализе учреждения культуры широкого профиля и театра.

В учреждении культуры

В театре

1) творчество бесплатное и оплачиваемое;

1) творчество оплачиваемое;

2) творчество основано на добровольности и самодеятельности участников;

2) творчество драматурга является профессиональной деятельностью;

3) драматургическое творчество осуществляется коллективно («коллективная самодеятельность»);

3) творчество драматурга индивидуально;

4) драматургия программ оперативна, ее формы подвижны;

4) создание пьесы требует длительного времени;

5) степень оперативности решаемых учреждением культуры задач создает необходимость использования в драматургии литературно- художественных произведений или их фрагментов;

5)творчество драматурга – оригинальное творчество;

6) драматургия культурно-досуговых программ документальна (обязательным является включение фактов из жизни конкретной аудитории);

6) использование документального материала - возможный для драматурга путь, но не обязательный. В основном творчество драматурга представляет художественный вымысел;

7) построение драматургии осуществляется по эпизодам;

7) построение драматургии по актам;

8) задача драматурга - создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие;

8) задача художника - создать пьесу, спектакль, имеющий художественную ценность (произведение искусства);

9) В драматургии используется все многообразие выразительных средств (драматургия - синтез искусств);

9) театральная драматургия синтетична;

10) использование документального и художественного материала вызывает необходимость применения метода монтажа; (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка);

10) оригинальное творчество обязывает драматурга следовать основным законам аристотелевской драмы;

11) в драматургии герой - конкретный, реальный человек или художественный образ;

11) герой - художественный обобщенный образ;

12) задача драматурга - выявить социальные черты конкретного человека.

12) наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ.


В сценарии культурно-досуговой программы во главе угла всегда реальный герой, даже если о нем рассказано художественными образами или документами.

Особенностью драматургии культурно-досуговых программ следует подчеркнуть еще одну важнейшую специфику драматургии, которая заключается в том, что здесь драматург и режиссер выступает в одном лице, что требует особого склада мышления, внутреннего видения будущего результата. Цель сценария программы

состоит в том, чтобы создать оригинальное художественно-реалистическое произведение путем соединения необходимых выступлений, церемоний, действия, а также стихов, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов в единую композицию, построенную в определенной последовательности и отображающую авторское видение будущей программы.

Основные требования к сценарию программы:

1) опора на основные закономерности драматургии: фактологичность, сюжет, конфликт, построение композиции действия;

2) предусматривание внешних действий для выявления актуальных идей и положений, для выявления мотива участия зрителей в коллективных действиях;

3) соответствие содержания и формы образовательному и культурному развитию данной аудитории, а также материально-техническим возможностям учреждения культуры.

В драматургии культурно-досуговой программы организующей силой сценария является сюжет. Сюжет - это сумма событий (элементов), связанных в определенной последовательности и раскрывающих в намеченном объеме тему программы.

Драматургия культурно-досуговых программ:

во-первых, драматургия документальная, драматургия факта;

во-вторых, она подчиняется основным законам классической драматургии, т.е. имеет целостный сюжет, развитие действия от экспозиции через кульминацию до финала, ряд приемов и способов классической драматургии;

в-третьих, данная драматургия, исходя из природы учреждения культуры, предполагает обязательное активное вовлечение участников в коллективное действие.

Музыкальное оформление программ. Одна из функций музыки – создание атмосферы действия. Благодаря своим качествам – эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, тембровой окраске музыка является своеобразным фоном действия, создавая, с одной стороны, условия для более глубокого восприятия зрителем содержания отдельного фрагмента, эпизода, мероприятия, с другой, – помогая исполнителю глубже сосредоточиться на воплощении образов. Умелое использование этой возможности музыки может оказать огромное эмоциональное воздействие на аудиторию. Музыка способна не только создавать эмоциональный образ, служить определенной иллюстрацией действия, важной ее функцией является участие в конфликте, так как она сама является его носителем. Тому пример – тема добра и зла в произведениях классиков и современных композиторов. Это качество музыки можно использовать в музыкальном оформлении культурно-досуговых программ, поскольку наличие конфликта является основой сценария. В одном случае музыка может быть только носителем конфликта, а в другом – обострить противоречия, подвести к кульминации. Тогда она сама становится драматургическим фактором.


Вопрос № 25.

Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры. Сущность и основные понятия самодеятельного народного творчества.

Самодеятельное творчество на протяжении всей истории своего существования всегда являлось не только средством воспитания, но и средством художественно-творческого развития личности.

Творчество является неотъемлемой частью культуры.

НХК является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

Отсутствие четкого понятийного определения «народная художественная культура», отождествление его с народным искусством приводит к терминологической путанице не только в культурологических, но и в искусствоведческих исследованиях. В справочных изданиях термин «народное искусство» отождествлялся с «народным художественным творчеством».Достаточно сравнить объяснение этих терминов в различных энциклопедических справочниках, чтобы в этом убедиться. «Народное творчество (народ­ное искусство, фольклор) - художественная коллективная творческая деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни), музыка, театр (драмы, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство», - такое объяснение дает «Советский эн­циклопедический словарь». Народное художественное .творчество, народное искусство, художественная творческая деятельность, по мнению некоторых ученых, существуют также и в форме самодеятельного искусства, в частности создаваемые и бы­тующие в народных массах архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство: художественно обработанные орудия труда, постройки и домашняя утварь, одежда и ткани, игрушки, лубок и так далее. Важно отметить, что здесь мы уже встречаем и понятие «самодеятельное искусство», а объединяет эти понятия «трудовой народ»как творец народного искусства.
Генезис, историю и функции народного искусства или народного художественного творчества определяет трудовая деятельность человека. В большинстве произведений народного ис­кусства видна непосредственная или опосредованная связь с трудовой деятельностью. В первую очередь это можно отметить в народной деревянной архитектуре, декоративном убранстве жилых интерьеров, декоре хозяйственных построек, эстетизации орудий производства и предметов домашнего обихода, в произ­водстве и украшении средств передвижения (телеги, возки, сани, дуги, сбруя и так далее). Художественной деятельностью напол­нен и женский труд (прядение, ткачество, кружевоплетение и другое). Наиболее же ярко художественное начало проявлялось в народной будничной, праздничной и обрядовой одежде.
Художественная самодеятельность - непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и декоративно - прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку. Коллектив художественной самодеятельности - творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива. Сущностные признаки самодеятельного творчества: добровольность участия в самодеятельном коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование самодеятельности в сфере свободного времени. Специфические признаки самодеятельного творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности, более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности, безвозмездность и др.
Сущность самодеятельного художественного творчества необходимо рассматривать как социальное движение культуры, которое представляет собой многоплановое явление включающее ценностные ориентации. Результатом этого движения является обогащение и видоизменение в народной художественной культуре форм, жанров, структурной организации и содержательных сторон, а сам процесс творчества требует находить что-то новое, оригинальное, нестандартное.

Художественное любительское творчество - это первоначальный пласт историко-культурного освоения действительности средствами искусства, включающий в себя индивидуально-творческую деятельность (природную самодеятельность), а также любительское профессиональное творчество, не имеющее отношение к основной профессии любителя.

Художественно - творческий аспект деятельности любителей - это совокупность видов и форм реализации творческих интересов участников существующих любительских движений. Создаваемые в результате творческой деятельности любителей материальные и духовные ценности могут иметь самостоятельное художественно-культурное значение или восприниматься интерпретацией существующей культурной традиции (самодеятельность).

Любительское объединение - совокупность любительских знаний, увлечений, источник духовного обогащения личности, где происходит новое последовательное включение творческого аспекта деятельности любителей в процесс социального опыта, в том числе в форме индивидуального членства, при реализации саморазвития и самообразования каждого индивида в свободном временном пространстве.

Клубное объединение, или клуб по интересам - это форма совместного удовлетворения социальных и культурных потребностей (групп, близких по интересам; участие в кружках, студиях, клубах), при создании условий для духовного общения и побуждения к самодеятельному творчеству, где могут самоорганизоваться множество различных любительских объединений.

Самодеятельное художественное творчество представляет собой своеобразный саморазвивающийся механизм, процесс движения от традиции к новизне, который взаимосвязан с профессиональным и традиционным народным творчеством, однако включает в себя ценностные ориентации и новые, оригинальные виды деятельности, не имеющие аналога в других пластах художественной культуры.

Самодеятельное художественное творчество необходимо понимать как социальное движение культуры, которое представ­ляет собой многоплановое явление, включающее ценностные ориентации. Результатом этого движения является обогащение и видоизменение в народной художественной культуре форм, жанров, структурной организации и содержательных сторон, а сам процесс творчества требует находить что-то новое, оригинальное, нестандартное.

Вопрос № 26.

Классификация культуроохранных и культуротворческих технологий.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта