Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральный регистр культурных ценностей

  • Технологии творческого развития детей, подростков и взрослых

  • Вопрос № 27. Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект.

  • Этнокультурная идентичность

  • Межкультурная интеграция

  • Этнокультурное образование

  • Этнокультурное образовательное пространство - э

  • Вопросы № 28. Технологии этнокультурного образования в условиях региональной культурной политики.

  • Вопрос № 29. Технология развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных объектов.

  • Вопрос № 30. Технология краеведческой работы в условиях столичного мегаполиса. Технология краеведческой работы

  • Вопрос № 31. Классификация и содержание деятельности любительских объединений и клубов по интересам.

  • Любительские объединения и клубы по интересам

  • Вопрос № 32. Основные этапы организации коллектива самодеятельного творчества.

  • 1 этап Материально-техническая база и основные фонды.

  • 2. этап Реклама и информация

  • 4. организация репетиционной и педагогической работы

  • Сущность и специфические особенности коллектива самодеятельного творчества

  • Отличительные признаки коллектива самодеятельного творчества

  • Технология создания коллектива самодеятельного творчества 1 блок.

  • Вопрос № 33. Методика социологического исследования досуга.

  • Ответы на вопросы.ГОСЫ. Ответы на вопросы. Вопрос Историкокультурологические предпосылки возникновения и развития теории социальнокультурной деятельности


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеВопрос Историкокультурологические предпосылки возникновения и развития теории социальнокультурной деятельности
    АнкорОтветы на вопросы.ГОСЫ.doc
    Дата17.12.2017
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы на вопросы.ГОСЫ.doc
    ТипДокументы
    #11876
    страница6 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    Классификация культуроохранных технологий
    Одним из ориентиров социально-культурной политики на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации являются технологии, направленные на сохранение, реставрацию и совершенствование учета объектов, входящих в культурное наследие.

    Главной установкой культуроохранных технологий является сохранение культурно-исторической среды с помощью современных охранно-реставрационных мероприятий. Существуют многообразные типы культуроохранных технологий, которые можно представить следующим образом:

    - технологии организации краеведческой работы;

    • технологии учета и изучения памятников истории и культуры, ландшафтных зон и историко-культурных заповедников;

    • -технологии создания территориальных краеведческих энциклопедий и справочников;

    • -реставрационные технологии по возвращению памятникам и культурным сооружениям первоначального назначения;

    • технологии музеефикации частных художественных собраний и коллекций (произведений изобразительного искусства, орденов, костюмов, монет, почтовых марок и т.д.);

    • -технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов;

    • -технологии возрождения традиционных форм социально-культурной деятельности: народных промыслов, ремесел, обрядов и др.

    Основой для осуществления большинства культуроохранных технологий на общефедеральном и региональном уровнях является сформированный и систематически заполняемый Федеральный регистр культурных ценностей. Он представляет собой электронную базу данных с организацией доступа к ней через глобальные информационные сети.

    В технологическую базу культуроохранной деятельности входит создаваемая и поддерживаемая на федеральном уровне общероссийская система мониторинга сохранности и использования памятников истории и культуры. Благодаря мониторингу осуществляется целенаправленное проведение комплекса противоаварийных, консервационных и реставрационных работ.

    Если рассмотреть особенности использования культуроохранных технологий в современных социально-культурных процессах, то следует отметить, что эти технологии разнообразны по содержанию, сферам деятельности, масштабу применения, использованию субъектов социально-культурной деятельности.

    Таким образом, культуроохранные технологии в системе социально-культурной деятельности представляют собой методы и приемы сохранения и изучения культурно-исторического наследия, возрождения и развития традиционных форм народной художественной культуры, организации историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы.
    Культуротворческие технологии в системе социально-культурной деятельности направлены на создание и обогащение культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых, деятельное участие в организации свободного времени населения.

    Научную основу культуротворческих технологий, связанных с ранним выявлением и дифференциацией интересов детей, составляет учение о способностях (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков и др.). В соответствии с этим учением можно развести сами понятия способностей, одаренности и таланта, находящих отражение в социально-культурной деятельности.

    Способности – это личностные умения и навыки, которые формируются на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных творческих технологий.

    Одаренность – высокий уровень развития интеллекта, качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешную самореализацию человека в одном из видов творческой деятельности (музыке, живописи, поэзии, ремеслах и т.д.).

    Талант – сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально осуществить какую-либо сложную, требующую высокого уровня мастерства деятельность.

    Технологии творческого развития детей, подростков и взрослых, создания и обогащения культурных ценностей непосредственным образом связаны и взаимодействуют с технологиями изучения, сохранения, восстановления этих ценностей, освоения и использования культурного наследия в современном обществе.

    Серьезные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество и, прежде всего, различные виды социально-политической деятельности.

    Виды и типы культуроориентированной и культуротворческой деятельности: музыкальная, театральная, хореографическая, изобразительная, декоративно-прикладная, цирковая деятельность, киноискусство, техническое творчество, исполнительская, импровизационная.

    Классификация технологий самодеятельного творчества: технологии, ориентируемые на основные пласты художественной культуры, этнофольклорные школы и стили профессионального искусства.

    Типы творческих технологий: исполнительские, авторские, импровизационные;

    - по степени организации и субъекту организации: формальные, неформальные, стабильные, нестабильные;

    - по преобладающему виду деятельности: учебный тип, познавательный, художественно-исследовательский, организаторский, игровой, творческий, комплексный;

    - по месту локализации: сельские, городские;

    - по возрастному типу: детские , молодежные, взрослые и др.

    Вопрос № 27.

    Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия и социальный аспект.

    В принятом в 1996 году Законе Российской Федерации «О национально-культурной автономии» заложены правовые основы национально-культурного самоопределения граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, открыты возможности для их добровольной самоорганизации в целях са­мостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
    Стратегические направления развития этнокультурного образовательного пространства региона направлены на реализацию двух взаимосвязанных целей: этническая идентификация и общекультурная национальная интеграция.
    Этнокультурная идентичность народа складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям и традициям, развития языка, образования, сохранения культурной самобытности. Этнокультурная идентичность формируется в процессе свободного и добровольного жизнетворчества нации.
    Состояние этнокультурной идентичности достигается через созданную народом социокультурную сферу, к которой относятся семья, дошкольные учреждения, школьные и средние специальные учебные заведения, национально-культурные центры, жур­налы и газеты, художественная и научная литература, научно-исследовательские и административные учреждения и др.
    Межкультурная интеграция- фундаментальная и стратегическая цель этнокультурного образовательного процесса. Если этнической идентичности отдельный народ может достигнуть в относительно короткое время, то достижение межкультурной интеграции - длительный процесс, требующий усилий представителей всех этносов, проживающих на территории региона.
    В конечном итоге именно создание единого культурного, информационного и образовательного пространства и есть основное условие возможности этнической идентификации людей, населяющих регион.
    Этнокультурная и общенациональная идентичность могут быть достигнуты наиболее эффективно через систему образования и социально-культурных институтов общества.
    Образование как средство формирования национального самосознания, реализации культурно-национальных интересов должно выполнять четыре главных функции:
    1) транслирующую (обеспечение целостности и воспроизводимости этнонациональных сообществ);
    2) развивающую (формирование и развитие национального самосознания);
    3) дифференцирующую (выявление и учет национально-культурных интересов проживающих на территории области этнических групп);
    4) интегрирующую (обеспечение взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур в условиях отдельно взятого региона).
    Именно образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к определенной общности и народу, у него сформированы культурные потребности, стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам.
    Другое образовательное требование - понимание и принятие иной культуры. Лишь во взаимодействии, в диалоге культур проявляются принципы и особенности каждой отдельной культуры.
    Этнокультурное образование- это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.
    Принятие идеи этнокультурного образования на уровне региона в нашем понимании означает создание на территории области системы обучения и воспитания, базирующейся на основе культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей современный уровень технической, информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями.
    Основными условиями реализации данной идеи в условиях региона являются:

    - развитие и укрепление национальных начал образования во всей образовательной системе региона;

    - признание и обеспечение безусловного приоритета для личности родного языка и культуры; демократизация образования;

    - вариативность и мобильность образования как по типу собственности, так и по многообразию каналов реализации этнокультурных интересов, запросов, предпочтений;

    - общедоступность и дифференцированость образовательных и культурных услуг;

    - открытость, адаптивность и непрерывность образовательной деятельности, направленной на реализацию этнокультурных запросов личности и общества;

    - целенаправленная ориентация на выявление и удовлетворение спроса на услуги в области этнокультурных потребностей;

    - наличие региональных программ по данной проблеме с учетом особенностей этнического состава населения на базе единой региональной образовательной социально-культурной политики.
    При этом в основе этнокультурного образования в регионе необходимо руководствоваться целым рядом принципиальных положений.
    Участие политических партий, иных общественных, втом числе религиозных, объединений, частных лиц в сфере оказания образовательных услуг этническим и языковым группам должно быть ограничено рамками закона. Должно быть обеспечено фактическое равноправие наций и национальных групп в удовлетворении их этнокультурных запросов и интересов как в области образования, так и культуры.
    Необходимой предпосылкой становления региональной темы этнокультурного образования является создание и развитие этнокультурного образовательного пространства в регионе.
    Под этнокультурным пространствомподразумевается культурная «почва», «поле» для развития этнических культур, материальные условия развития национальных культур народностей, проживающих на территории региона.
    Этнокультурное образовательное пространство - это семья, материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы вузы, национально-культурные центры, кружки, курсы и т.д. Структурно оно состоит из двух органически взаимосвязанных частей: институциональная (школы, колледжи, вузы и т.д.), неформальная (обучение и воспитание в семье, общение в кругу друзей, соседей и т.д.)
    Любовь к своему народу гармонически должна сочетаться с любовью к земле, на которой живет этот народ. Центральная задача этнокультурного образования в этой части состоит в том, чтобы дети испытывали законную гордость, называл себя уроженцами родного края.
    Основная часть этнокультурного образования - институциональное образование.Главная задача - это обучение. Реализуется этнокультурное образование в детских садах, школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Обязательным условием здесь служит изучение родного и государственного языков.
    В местах компактного проживания этнических групп создаются, наряду с основным типом школ, национальные школы с преподаванием предметов на родном языке и обязательным глубоким изучением с первого по выпускной классы государственного языка.
    В средних специальных и высших учебных заведениях региональное этнокультурное образовательное пространство создается не только языком обучения, но и предметным содержанием курсов. Особое значение данного образования в том, что в регионе готовятся педагогические кадры, от которых, в первую очередь, зависит создание этнокультурного образовательного пространства региона. Поэтому особого внимания в рамках реализации региональной социокультурной политики требуют высшие и средние специальные учебные заведения культуры и народного образования.
    Внеинституциональное обучение и погружение в практику занимают особое место в системе этнокультурного образования. Именно они позволяют эффективно осуществить задачу, которая представляется как наиболее важная - приближение этнокультурного образования к практическим потребностям индивидов.
    Этнокультурное образовательное пространство здесь создают учреждения и центры дополнительного образования, национально-культурные центры, кружки и курсы при школах, Дворцах культуры, в учебных заведениях, иных организациях. Кроме того, этнокультурное образовательное пространство региона интенсивно формируется средствами массовых коммуникаций, в теле-радио-передачах, публикациях в газетах и журналах. Важными его ком­понентами являются также учебники, специализированные журналы, учебные фильмы и научно-популярные передачи.
    На начальном этапе внедрения этнокультурного образования в регионе необходимы предварительные условия - разработка законодательных актов и принятие региональных программ. Необходимо и активное участие всех заинтересованных в этом процессе социокультурных институтов, включая не только учебные заведения, но и объекты культуры, искусства, представителей авторских школ, представителей учительства, как в городе, так и на селе - все это в совокупности ориентирует на систематизацию имеющейся информации.





    Вопросы № 28.

    Технологии этнокультурного образования в условиях региональной культурной политики.

    Перспективным направлением этнокультурного образования в современных условиях стали технологии этнохудожественного образования. Этнохудожественное образование представляет собой процесс и результат освоения традиционной художествен­ной культуры, В настоящее время существенно возрастает роль самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций, сложившихся в различных регионах страны как одного из факторов преодоления острых духовно-нравственных, межэтнических, экологических и других проблем общественного развития. Об этом свидетельствуют такие важнейшие государственные документы, как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг.), «Национальная доктрина развития образования в России» и «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», принятые в 2000 г. Выдвинутые в этих документах задачи приобретают особую значимость на международном уровне, в свете ряда документов ЮНЭСКО (прежде всего «Рекомендации о сохранении фольклора» (1989 г,), а также осуществляемых под эгидой этой организации в России ряда проектов и программ по сохранению самобытных культур народов нашей страны и шедевров народного творчества, а также по поддержке этнохудожественного образования как важнейшего канала трансляции ценностей народной культуры в современное мировое сообщество.
    Особое значение в региональной социально-культурной политике приобретают задачи развития этнохудожественного образования с учетом особенностей истории данного региона, этнического состава его населения, распространенности тех или иных религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художественного образования, своеобразия традиционных форм сельского и городского быта, а также классического художественного на­следия.
    Этнокультурные образовательные технологии, с которыми мы имеем дело в учебном процессе, являются механизмами реализации теории в практику этнокультурной деятельности. К настоящему времени технологии, наработанные в сфере этнокультурного образования и воспитания, приобрели общесоциальное значение, статус социальных технологий. Представляется правомерным определение социальных технологий как средства обмена человеческими способностями и потребностями между духовным и материальным производством.
    Современные социологические исследования показывают, что общественным мнением осознается многоплановость целевого предназначения социальных, социокультурных и этнокультурных технологий. По мнению опрошенных, указывает А.Л. Гусева, эти технологии направлены на регулирование отношений как между людьми, так и между социальными институтами. В зависимости от того, на каком уровне общественных отношений разрабатываются и внедряются социальные технологии, можно выделить три группы технологий:
    1) крупномасштабные,то есть технологии макросистем (общество в целом, его основные подсистемы, большие социальные группы и т.п.);
    2) мезотехнологии,то есть технологии на уровне мезосистем (общественные институты, крупные трудовые корпорации, территориально-поселенческие системы и др.);
    3) микротехнологии,то есть технологии, рассчитанные на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне, а также технологии самоорганизации, направленные на развитие и рациональное использование личностного потенциала.
    Возможна классификация социальных технологий по основным сферам общественной жизни, выделение групп социальных технологий по основным видам человеческой деятельности: производственно-трудовая; подготовительно-трудовая или образовательная деятельность в системе дополнительного образования; социокультурная деятельность; занятия спортом; деятельность в семейно-бытовой сфере и т.п.
    В проектировании этнокультурных образовательных технологий важно определить последовательность перехода от знания к практическому действию. Выбор цели - это сложное социальное действие, включающее в себя несколько этапов: анализ ситуации; анализ основных проблем; прогноз развития основных тенденций и вариантов новых ситуаций, складывающихся либо стихийно, либо вследствие включения технологии.
    Обобщая вышеизложенное, мы сформулировали следующее определение этнокультурной образовательной технологии как специально организованной системы знаний, умений и навыков, имеющей целью оптимизацию разносторонней этнокультурной деятельности людей и этнокультурного развития региона, общества в целом, в условиях современной нарастающей взаимозависимости, динамики и кризисного развития общественных и социокультурных процессов.
    Примерами исторически первых этнокультурных технологий могут служить национальные традиционные обрядово-ритуальные формы, а в современной социально-педагогической практике - экспериментальные историко-культурные региональные программы, комплексные программы эстетического и художественного воспитания, развития народного творчества, программы охраны памятников истории и культуры, организации семейного досуга и т.д.
    Деятельность современных социально-культурных институтов является базой для создания прогрессивных этнокультурных технологий.
    Формируются или проектируются они, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности, от этнического состава населения, наличия центров просвещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, характера культурных инициатив этнических групп и условий для их практической реализации, социально-демографических, социально-экономиче­ских, социально-психологических и других ситуаций в регионе.
    Благодаря этнокультурным технологиям, пройдя через стадии формирования своей сущности «человек умелый» - «человек разумный», в условиях складывающейся новой педагогической парадигмы и новых образовательных систем «человек познающий», достигнет следующей стадии своего развития, которую можно назвать «человек образованный». Безусловно, ключевая роль в этой эволюции принадлежит фундаментальному образованию, которое на основе целостного знания о мире, с помощью интеллектуальных, этнокультурных, в том числе и информационных технологий, поможет достичь эту цель.

    Вопрос № 29.

    Технология развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных объектов.
    Индустрия туризма занимает важное место в политике, экономике и культуре современной России. Из многообразия видов туризма (культурный, деловой, лечебно-оздоровительный, учебный, шип-туризм и др.) наиболее распространенным является культурно-познавательный или культурно-просветительный туризм, занимающий более 60% группового туризма.

    Туристов привлекают памятники истории и культуры, составляющие культурное наследие народа. Памятники материальной культуры, гражданской и культовой архитектуры, архитектурно-ландшафтные ансамбли и мемориальные комплексы раскрывают историю культуры определенного региона или местности. Туристов различных социальных групп и возрастов привлекает возможность познать неведомое, расширить свой кругозор, знания и интеллект.

    В культурно-познавательном туризме можно выделить две формы организации работы: экскурсионная и культурно-досуговая.

    Экскурсия как туристическая услуга обеспечивает эстетические, духовные и информационные потребности туристов. Экскурсия отличается многообразием функций: функция информации; функция познания; функция культурного досуга; функция отдыха; функция общения.

    Экскурсия отличается процессом наглядного познания культурно-исторических памятников определенного региона и способствует удовлетворению эстетических и морально-психологических потребностей туристов, которые возникают по восприятии экскурсионных объектов и влияют на факторы рекреационной деятельности как комплексная оценка экскурсий и тура в целом; реализация рекреационных ожиданий; создание имиджа туристического маршрута и его популярности; создание эмоционального настроя от экскурсии (отрицательные или положительные, удовлетворение, возмущение и т.д.).

    Экскурсия представляет собой и эффективную форму обучения в педагогическом процессе, что позволяет привить экскурсантам навыки самостоятельного наблюдения и анализа полученных знаний и впечатлений. Экскурсия представляет из себя и культурно-досуговую работу, связанную с посещением культурно-массовых мероприятий, концертов, спектаклей.

    Вопрос № 30.

    Технология краеведческой работы в условиях столичного мегаполиса.

    Технология краеведческой работы Понятие «краеведение» зародилось в 1761 г. (М.В.Ломоносов пытался проводить краевые исследования с участием местного населения, в т.ч. и детей). За время существования понятия «краеведение» в него вкладывали различное содержание: в 20-е годы XX в. его рассматривали как метод синтетического изучения какой-либо определенной, относительно небольшой территории; в 30-е годы краеведение определяли как общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в социалистическом строительстве всего края на основе всестороннего его изучения; в настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны, города или других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование природы, истории, хозяйства, населения, его культуры и быта.

    По содержанию краеведение может быть: историческим; литературным; этнографическим; биологическим; географическим.

    В процессе становления краеведения сложился комплекс его направлений: государственного (находится в ведении краеведческих музеев, управлений и отделов культуры при мэриях), общественного (краеведов-общественников, туристов, общественных организаций) и школьного(учащиеся под руководством учителей).

    Краеведение – это форма общественной деятельности; школа познания; школа воспитания культуры и истории; школа экологического образования; школа патриотического воспитания; школа общения разных поколений.

    Методы краеведческого исследования «своего края»

    К методам краеведческого исследования «своего края» относятся: литературный (работа с литературными источниками); картографический (используются картографические материалы); статистический (статистико-экономические показатели); метод полевых наблюдений; зарисовки, фотографирование и видеосъемка объектов; анкетирование местных жителей.

    Работа с литературными источниками предполагает использование разного рода печатных изданий об изучаемой территории. Они включают монографии, справочники, сборники статей, учебные пособия, а также периодические издания (особенно местные), посвященные данному району и конкретной теме.

    Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности и служит одним из основных источников сведений о своей местности.

    Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении погоды, климата, населения и хозяйства местности.

    Метод полевых наблюдений включает изучение природных условий, которое осуществляется ландшафтными методами. Сущность этих исследований заключается как в анализе отдельных природных компонентов (геологическое строение, формы рельефа, воздух, воды, почва, растительность и животный мир), так и в выявлении и характеристике природно-территориальных комплексов.

    Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений.

    Зарисовка, фотографирование и видеосъемка – неразрывные краеведческие исследования. Результаты фотографирования типичных объектов могут дать материал для краеведческой экспозиции и использоваться как наглядный материал.

    Вопрос № 31.

    Классификация и содержание деятельности любительских объединений и клубов по интересам.

    Разные авторы по-своему трактуют такие понятия, как «любительские объединения», «клубы по интересам», «любитель­ское творчество», «любительская деятельность». Эти понятия исследуются с разных позиций, но речь идет об одном и том же явлении - «творчестве любителей» в самодеятельных формах его проявления. Вместе с тем в «Положении о любительском объеди­нении и клубе по интересам» принятом в 1986 году было сказано, что любительское объединение, клуб по интересам являются организованной формой общественной самодеятельности населения, создаваемой на основе добровольности, общих творческих интересов и индивидуального членства участников, с целью удовлетворения многообразных духовных запро­сов и интересов людей в сфере свободного времени.

    Под термином «любительство» сегодня мы понимаем такое состояние деятельности, благодаря которому увеличивается уверенность в себе, укрепляется вера в свою способ­ность «творить», стремиться к конкретной нравственной цели. Эта уверенность вовлекает в сферу художественного твор­чества многих талантливых людей, которые готовы отдать этой деятельности свое свободное время. Любительские занятия обогащают общество новыми творческими личностями. В результа­те ими создаются материальные и духовные ценности. По наше­му мнению, в процессе любительской деятельности человек создает свою микросреду, тем самым снимая напряжение, стрессы. Любительство - это своеобразный уход от однообразия реальности. Оно не связано с реализацией достижений в профессио­нальной деятельности. Однако любительство - это не только отдых, но и труд, так как индивид в результате рекреации занят трудом. Это активное расслабление, переключение на ту сферу, которая не затронута основным видом жизнедеятельности чело­века, его профессией. Любитель - творец - создающий свой собственный мир, прояв­ляющийся в индивидуальных и массовых формах. Создаваемый в процессе творчества мир связан с повседневной реальностью и внутренним субъективным миром человека.

    Широко распространенные сегодня термины «любительское творчество» и «художественная самодеятельность» впервые появились в конце XIX века и характеризовали значительный интерес различных слоев русского общества к художественному творчеству. Связано это было с массовым внедрением в культуру и быт русского общества организованных форм занятий различ­ными видами любительского искусства (театры, духовые орке­стры и оркестры народных инструментов, хоры, изобразительное искусство, прикладное творчество). Это была широко спланированная программа включения народных масс в различные виды творчества, так как именно в нем можно было найти пути выхода из кризиса в решении многих социальных проблем (борьба с пьянством, безработица). В рамках народного художественного творчества уже тогда появилось многообразие форм и жанров, таких, как массовые гуляния, ярмарки, куплетные песни и многое другое. Сюда же можно отнести организуемые праздники и выставки, где непосредственное участие принимали любители, выступавшие в качестве организаторов всевозможных направле­ний деятельности в культуре. Богослуже­ния, обряды, «процессии дураков», «встречи поста и масленицы», ярмарки с балаганами, с выступлениями фокусников и жонглеров, застольные речи и песни - все это можно причислить к искусству средневековья, поскольку искусство тогда естественно и стихийно впле­талось в быт. Господствовала стихия ремесла и фольклора, фольклор - всегда прикладное искусство, ибо никогда не обо­собляет себя от повседневности».

    Любители - это те, кто «врастает» в сферу культурно-творческой деятельности, где существуют традиции народного художественного творчества. Усвоение культурных традиций и художественных форм деятельности, а именно любительских (пение, музицирование, занятие художественно-прикладным творчеством и т.д.) является ориентиром деятельности любителя. Самодеятельность в процессе познания преобразуется в эстетические убеждения, нормы и принципы поведения. Основным, неизменным ядром его является человеческая индивидуальность, побуждающая личность к движению, стремлению проявить себя в занятиях творчеством. Художественное творчество лю­бителей более всего тяготеет к индивидуальным формам культурно-досуговой деятельности, однако может включать и коллективные формы (самодеятельность).

    Самодеятельные организации, а именно любительские объединения и клубы по интересам, имеют более высокую форму внутриклубных объединений. В их основе заложено удовлетворение нравственных, внутренних потребностей и способностей личности.

    В любительских объединениях оцениваются желание, энтузиазм, включающие человека в организационную деятельность средствами художественного творчества. Увлечение художественным творчеством в таких коллективах формирует новые способности, так как там собираются группы людей, имеющие много общего, независимо от уровня одаренности. Именно «интерес», «страсть» в художественном творчестве могут дать значимый результат, который будет неповторим, оригинален и непосредственен. Его итоговым проявлением являются различные формы представления творчества на суд зрителей, слушателей.

    Таким образом, на основании различных подходов к проблеме любительского творчества мы предлагаем собственное определение любительских объединений и клубов по интересам. Любительское объединение — это совокупность любительских знаний, увлечений, источник духовного обогащения личности, где происходит новое последовательное включение творческого аспекта деятельности любителей в процесс социального опыта, в том числе в форме индивидуального членства, при реализации саморазвития и самообразования каж­дого индивида в свободном временном пространстве.

    Клубное объединение, или клуб по интересам - это форма совместного удовлетворения социальных и культурных потребностей (групп, близких по интересам; участие в круж­ках, студиях, клубах), при создании условий для духовного об­щения и побуждения к самодеятельному творчеству, где мо­гут самоорганизоваться множество различных любительских объединений.

    Очень часто работники учреждений культуры и досуга подменяют любительские объединения и клубы по интересам объединениями кружкового типа.

    Любительские объединения и клубы по интересам - организационно оформленное добровольное объединение людей, занятых социально-полезной культурно-досуговой деятельностью в целях удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов в сфере свободного времени.

    Основными организационными особенностями любительского объединения, в отличие от творческого коллектива, являются следующие:

    - Целью участия в любительском объединении является не столько получение умений и навыков в определенном жанре самодеятельного творчества, сколько общение с единомышленниками на основе общих интересов и увлечений;

    - Любительское объединение может не иметь строго фиксированного графика встреч и занятий, его общий количественный состав также может не быть постоянным.

    Любительские объединения и клубы по интересам развиваются по целому ряду направлений, что дает основание для их примерной классификации:

    общественно-политические

    художественно-творческие

    культурно-развлекательные

    научно-технические

    спортивно-оздоровительные

    коллекционно-собирательские

    семейно-бытовые

    профессиональные

    социально-демографические

    экологические, естественнонаучные и др.

    Любительские объединения и клубы по интересам способствуют организации содержательного досуга населения, создают благоприятные условия для живого человеческого общения, участвуют в пропаганде достижений отечественной и мировой культуры, литературы, искусства, науки, формируют мировоззрение, воспитывают эстетический вкус, прививают навыки самоуправления и самообразования, развивают инициативы и предприимчивость.

    Вопрос № 32.

    Основные этапы организации коллектива самодеятельного творчества.

    Самодеятельные коллективы создаются при различных учреждениях: в ВУЗах, домах и дворцах культуры, культурных центрах и ассоциациях и т.д.

    Организация работы осуществляется на протяжении всей деятельности коллектива.

    1 этап Материально-техническая база и основные фонды.

    Для создания самодеятельного коллектива нужны определенные условия:

    - материально-техническая база, репетиционное помещение, инструменты, необходимые для работы, а также денежные средства на оплату труда руководителя и его помощников, приобретение концертных костюмов, фонотеки и т.д.

    2. этап Реклама и информация

    Создание и организация коллектива — сложный процесс, требующий большой заинтересованности и помощи от руководства организации, при которой создаётся коллектив. В процессе организации коллектива следует использовать различные средства рекламы, агитации и пропаганды: объявления о создании коллектива по местному радио и в печати и т.д.

    3. отбор участников

    Важнейшим этапом формирования состава является прослушивание его участников и беседа с ними. Результаты прослушивания должны строго и систематически фиксироваться в специально заведенном журнале. В нем, помимо данных прослушивающихся, следует фиксировать общее и специальное образование, место работы или учебы, домашний адрес (телефон, год рождения семейное положение).

    4. организация репетиционной и педагогической работы

    Важнейшим организационно-педагогическим вопросом в работе коллектива является создание традиций. Без интересных, разнообразных, крепких традиций деятельность самодеятельного коллектива недолговечна.

    Главнейшей традицией коллектива должна быть дружба его участников, творческая атмосфера его деятельности. Традиции могут создаваться в различных нормах: организация совместных вечеров отдыха, поездки за город, поздравления с днем рождения участников, творческая дружба с другими участниками коллективов.

    Сущность и специфические особенности коллектива самодеятельного творчества

    Определение понятия коллектива по А.С. Макаренко: "Коллектив - это свободная группа людей, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности.

    Признаки коллектива:

    1. Коллектив художественной самодеятельности - добровольное объединение для совместного осуществления цели в свободное от основных занятий время.

    2. Единая цель - осуществление максимальной самореализации личности через совместную художественно-творческую деятельность.

    3. Организационное оформление группы - наличие руководителя, органов самоуправления. Отличительные признаки коллектива самодеятельного творчества:

    Функционирует в сфере свободного времени.

    Деятельность добровольная.

    Деятельность общедоступная.

    Деятельность осуществляется в связи с внутренними потребностями личности.

    Коллектив является демократической организацией, т.к. руководитель учитывает интересы своих участников, наличие органов самоуправления.

    Коллектив самодеятельного творчества - демократическая саморазвивающаяся организация людей, основанная на общности интересов, принципах добровольности и общедоступности, объединенная относительно стабильной совместной деятельностью в сфере свободного времени.
    Технология создания коллектива самодеятельного творчества

    1 блок. Выявление интересов и потребностей потенциальных участников самодеятельности в определенном виде творчества или жанре искусства.

    Для этого необходимо собрать определенную информацию в том или ином населенном пункте (селе, поселке, районном центре, городе) о:

    направленности интересов (музыка, вокал, хореография, театр, прикладное творчество и т.д.);

    степени массовости распространения соответствующих интересов;

    заинтересованности в реализации интересов в процессе групповой деятельности;

    степени готовности к занятиям по интересам в рамках учреждения.

    Необходимо выявить конкретных носителей данного интереса.

    Методы выявления интересов:

    социологические (анкетирование, опрос, интервью). Можно провести в учебных заведениях, общежитиях, на предприятиях, на клубных мероприятиях беседы с работниками культуры, учителями, руководителями различных подразделений, с людьми. В случае отсутствия интереса к данному виду деятельности, необходимо попытаться сформировать его:

    провести лекцию-концерт с рассказом об определенном жанре искусства и показом концертных номеров или видеоматериалов;

    пригласить в учреждение культуры аналогичный коллектив и продемонстрировать их творчество;

    использовать средства массовой информации (газета, радио, ТВ) для рекламирования создаваемого коллектива;

    провести выставку-презентацию;

    проведение конкурсов, викторин, диспутов с устоявшейся клубной аудиторией.

    2 блок. Информационный или рекламный.

    Приняв решение о создании самодеятельного коллектива, необходимо широко прорекламировать данное событие. Для этого можно использовать все виды рекламы, которые можно разделить следующим образом: реклама в СМИ (пресса, радио, телевизионная и видеореклама), наружная реклама.

    Самым популярным и приоритетным средством рекламирования, безусловно, является СМИ. Каждое из средств массовой информации (пресса, радио, телевидение, Интернет) имеет свойственные только ему возможности и характеристики в отношении определенных общественных групп.

    Следующий вид рекламирования - радио. Основные преимущества радио перед другими СМИ - 24-часовое вещание на многие регионы и разнообразие программ. Радио слушают везде, поэтому рекламные объявления охватывают значительный процент заданной аудитории потребителей, независимо от их расположения. Радиореклама оперативна и имеет невысокую стоимость.

    Наиболее престижным средством размещения рекламы является телевидение, потому что телевизионная реклама включает в себя изображение, звук, движение, цвет, вследствие чего оказывает на рекламную аудиторию значительно большее воздействие, чем объявление в других СМИ. Реклама на телевидении становится все более интересной, информативной и, вместе с тем, сложной и дорогостоящей в производстве, особенно, если основывается на компьютерной графике.

    Еще один вид рекламы - это наружная реклама. Преимущество ее в том, что щиты с наружной рекламой размещаются вдоль оживленных мест. Рекламное объявление в наружной рекламе обычно кратко и не может полностью дать информацию о наборе в коллектив самодеятельного творчества. Наружная реклама подразделяется на четыре типа. Первый тип - это стационарные средства наружной рекламы, которые характеризуются постоянным местом размещения. К ним относятся: щитовые установки, тумбы, объёмно-пространственные конструкции, флаговые композиции, наземные панно.

    Второй тип - временные средства наружной рекламы и информации. К ним относятся следующие виды: штендеры - выносимые щитовые конструкции, реклама на временных ограждениях, "ходячая реклама" (или "люди-сэндвичи") - носимые рекламные конструкции, реклама на подъёмных воздушных шарах, аэростатах, дирижаблях.

    Третий тип наружной рекламы - реклама на транспорте (общественном, пассажирском, легковом, грузовом). У транспортной рекламы несколько преимуществ перед другими видами. Во-первых, она мобильна. Во-вторых, с помощью наземного городского транспорта можно сразу охватить различные группы населения. На красочные троллейбусы и автобусы обращают внимание не только пешеходы и пассажиры, но и водители автотранспорта.

    Существует два вида транспортной рекламы - внутренняя и внешняя. К внутренней относится реклама в салонах городского транспорта - рекламные постеры, приклеенные внутри транспортных средств, красочные наклейки на окнах, яркие стикеры, звуковые сообщения. Это очень эффективное место для восприятия рекламной информации, т.к есть время и условия для её восприятия. Внешняя транзитная реклама размещается на боковых сторонах транспортных средств, сзади и на крышах. Внешние рекламные панели очень похожи на уличные рекламные щиты, и для их разработки используются те же принципы.

    К четвёртому типу наружной рекламы относятся рекламно-зрелищные мероприятия. Это публичные акции, воздействующие как на их участников, так и на потребителей рекламы. Такие рекламные акции подразделяются по типу мероприятия - с перемещением или без перемещения по городу, в заявленном месте проведения (рекламно-зрелищные мероприятия и представления, митинги и пикеты с использованием рекламы, распространением рекламных материалов в виде буклетов, брошюр и иной печатной продукции).

    Первая волна рекламы о наборе коллектива обычно проходит в конце мая - начале июня, перед каникулами и отпуском, с тем, чтобы было время обдумать информацию. Вторично реклама запускается непосредственно перед началом учебного года - в середине августа.

    3 блок. Непосредственная работа с потенциальными участниками. Прием документов.

    Получив информацию о создании коллектива самодеятельного творчества из СМИ, афиш, растяжек и т.п., потенциальные участники самодеятельности могут позвонить или придти в учреждение культуры, чтобы поподробнее узнать о правилах приема. Поэтому работникам культуры необходимо четко продумать встречу с ними:

    установить дни и часы консультаций руководителя коллектива или активистов;

    оборудовать и красиво оформить место встречи;

    проводить беседы с изъявившими желание заниматься потенциальными участниками;

    оформлять приемные документы - журналы, картотеку, заявления, в которые заносятся сведения о потенциальных участниках самодеятельности (фамилия, имя, отчество, год рождения, место учебы или работы, адрес);

    подготовить к занятиям аудиторию, оборудование, реквизиты, методическую литературу, костюмы и т.п.;

    разработать проекты организационных документов (положение о коллективе, примерный устав), организационную структуру, название.

    В данный период продолжается дальнейшее распространение рекламного материала, в котором в обязательном порядке должна быть точная информация о первом сборе.

    4 блок. Первая встреча руководителя с участниками самодеятельности. Организационное собрание.

    Существует несколько методик приема в коллектив художественной самодеятельности.

    1. Отбор по способностям. Поскольку коллектив самодеятельного художественного творчества связан с выработкой художественной продукции, такой подход вполне оправдан. Но в данном случае нарушается принцип самодеятельности и свободы выбора досуговых занятий.

    2. Прием всех без исключения желающих в состав коллектива. Положительный момент состоит в том, что работники культуры пытаются удовлетворить потребности населения. Однако, во-первых, существует опасность несоответствия интересов населения с законами жанра и вида искусства. Во-вторых, в первое время может наблюдаться большой отсев участников ввиду отсутствия у них способностей, в связи с этим будет необходим дополнительный прием в коллектив.

    Таким образом, руководителям самодеятельного коллектива необходимо использовать оптимальные ограничения набора (минимальные способности, возрастные ограничения и др.).

    При проведении первой встречи с участниками самодеятельности или организационного собрания необходимо соблюдать следующие условия. Главная задача руководителя - информационная. Он должен:

    ознакомить участников или их родителей с проектами организационных документов;

    объяснить участникам цели и задачи организации коллектива;

    выработать совместное решение об организации работы коллектива на первом этапе его создания;

    составить расписание - дни и время репетиционных занятий.

    права и обязанности участников коллектива;

    уточнить некоторые правила пользования реквизитом, оборудованием, а также правила технической и пожарной безопасности.

    Организационным собранием заканчивается технология создания коллектива самодеятельного творчества. Впоследствии может осуществляться дополнительный прием в коллектив, который может быть оформлен специальной кампанией. Коллектив может пополняться естественным путем, когда участники приводят на занятия своих друзей и знакомых.

    По окончании набора в коллектив руководитель и его участники решают, в основном, творческо-производственные задачи.

     

    Вопрос № 33.

    Методика социологического исследования досуга.

    Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.

    Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.

    С помощью его можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.

    Социологическое исследование - один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах.

    Место и роль программы в социологическом исследовании. Социологическое исследование начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации) и включает:

    - определение проблемы, объекта и предмета исследования;

    - предварительный системный анализ объекта исследования;

    - характеристику цели и задач исследования;

    - интерпретацию и операционализацию основных понятий;

    - формулирование рабочих гипотез;

    - определение стратегического плана исследования;

    - составление плана выборки;

    - описание методов сбора данных;

    - описание схемы анализа данных.

    Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму - описание методов сбора, обработки и анализа данных. Программа должна ответить на два основных вопроса:

    - во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала;

    - во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта