Главная страница

Ответы на вопросы.ГОСЫ. Ответы на вопросы. Вопрос Историкокультурологические предпосылки возникновения и развития теории социальнокультурной деятельности


Скачать 1.03 Mb.
НазваниеВопрос Историкокультурологические предпосылки возникновения и развития теории социальнокультурной деятельности
АнкорОтветы на вопросы.ГОСЫ.doc
Дата17.12.2017
Размер1.03 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы на вопросы.ГОСЫ.doc
ТипДокументы
#11876
страница4 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Вопрос № 12.

Становление теории внешкольного образования в России.
Первое упоминание об организованных формах внешкольной работы с детьми относят к 30 – м гг. XVIII в. в шляхтинском кодетском корпусе. Они выпускали газету «Праздное время, в пользу употребленного».

В конце 18в. возникали первые клубы для детей в народных домах.

После революции внешкольные учреждения стали чаще, почти повсеместно появляться. А основным назначением внешкольной работы было: закрепить знания, полученные в школе; осуществить коммунистическое влияние на детей.

В июне 1918г. в сокольниках создается 1-я в стране биостанция юных любителей природы, где дети занимались физическим трудом, проводили беседы, массовые мероприятия (день птиц и пр.).

В 1920г. открывается детский театр под руководством Н.Сац.

В 1922г. начинается деятельность всесоюзной пионерской организации и начинается создание домов и дворцов пионеров.

В 1922г. открывается лагерь «Артек».

В 1935г. создаются первые специализированные внешкольные учреждения. Типы внешкольных учреждений делятся на 2 типа: комплексные (дворец пионеров и пр.) и специализированные (биостанции и пр.).

В военное время Московский дворец пионеров проводит новогодние елки для детей.

Основная задача после ВОВ восстановление и переоборудование системы внешкольных учреждений.

В 1958г принимается программа «Ступени юного пионера».

В 50е гг. развивается краеведческое направление.

В 60е г.г. на развитие внешкольного образования повлияло бурное развитие технического творчества. Возникли новые направления кружковой работы. Возникают клубы моряков, речников, полярников. Возникают дома комсомольцев.

В 70е гг. создаются детские телестудии. Большую популярность приобретают киножурналы (Ералаш).

80е годы характеризуются временем начала кризиса и поиска воспитательной системы. На базе школ создаются различные музеи, создаются детские автотрассы. Большим достижением советского периода было создание государственной системы внешкольной работы, направленной на развитие детской самодеятельности.

И, несмотря на мощное идеологическое давление, разнообразные Дворцы пионеров, Станции юных техников, натуралистов, Дома школьников, Спортивные школы и пр., по существу выполняли роль детских клубов по интересам, свободного от формализма и максимально приближенного природе ребенка.

Вопрос № 13.

Сущность и основные задачи социально-культурной политики на современном этапе.
Сущность социально-культурной политики состоит в целенаправленной, перспективно ориентированной долгосрочной деятельности, обеспечивающей развитие общества или отдельно взятого региона в рамках обоснованно отобранных и внедряемых социально-культурных норм и отношений. Социально-культурная политика государства представляет собой совокупность норм и принципов, используемых в государственном руководстве социальными и культурными процессами в обществе.

На практике выделяют, как правило, несколько уровней социально-культурной политики: международный, федеральный, региональный, локальный (местный).

Реальными субъектами социально-культурной политики по праву считаются государственные органы, негосударственные (общественные) формирования и деловые (коммерческие) структуры.

В реализации социально-культурной политики практически задействованы все учреждения и организации социально-культурной сферы, средства массовой информации, основные социально-демографические группы населения.

Под культурной политикой подразумевается деятельность, связанная с формированием и согласованием социальных механизмов и условий культурной активности как населения в целом, так и всех его групп, ориентированных на развитие творческих, культурных и досуговых потребностей.

Целью культурной политики является не что иное, как стремление сохранить или изменить картину мира людей таким образом, чтобы это соответствовало интересам субъекта культурной политики. С одной  стороны, культурная политика - это специфический вид деятельности по регулированию культурной жизни, сводящийся к воздействию на личность с целью формирования ее "картины мира", то есть той координатной сетки, через которую человек воспринимает и оценивает окружающую действительность. С другой стороны, культурная политика - это вполне определенное (осознанное или нет) воздействие субъекта культурной жизни на культуру (то есть на ее определенную сферу) с целью сохранения или изменения национальной картины мира или картины мира некой субкультуры.

Функции культурной политики и принципы ее реализации.

К функциям культурной политики можно отнести защитную - сохранение культуры; конструктивную - создание культурных ценностей; их распространения и пропаганды; оценки и установления иерархии культурных ценностей, явлений и фактов; общественного контроля всего процесса развития культуры.

Задачами культурной политики являются:

- разработка и внедрение в действие общегумманистических и общесоциальных идеалов, ценностей, критериев оценки происходящего;

- разработка нормативных целей развития культуры в соответствии с социальным идеалом;

- оценка реальных перспектив и коррекция принятых решений на основе обратной связи;

- государственно-правовое и финансово-экономическое обеспечение системы производства, распространение и потребление культурных ценностей и благ;

- обеспечение социальных гарантий, широты выбора культурных ценностей и доступности их для всех социальных слоев;

- сохранение национальной специфики культуры и искусства;

- создание гарантий сохранения культурной микросреды и единого культурного пространства.

Главным результатом социально-культурной политики всегда остаётся сохранение, обогащение, воспроизводство социально востребованных культурных норм и отношений в конкретной среде города или района. Поэтому содержание бытующих в практике субъектов Российской Федерации моделей социально-культурной политики подчиняется, как правило, двум основным направлениям.

С одной стороны - это сохранение (консервация) или воспроизводство необходимого уровня культуры, культурной среды, опыта, норм и традиций.

С другой - частичное или полное изменение культурных норм и традиций, внедрение и поддержка новых подходов в культуре.

Концепции, программы, проекты, реализуемые не только на региональном, но и на местном, локальном уровне с помощью и на базе средств массовой информации, учреждений культуры, образования, социального обслуживания, досуга, спорта, по своей сути являются не только убедительным результатом, но и эффективным инструментом социально-культурной политики.

Социально-культурная политика неизменно сохраняет главные черты, составляющие её ценность и достоинство, - это вариативность её' содержания, опора на социально-культурную инициативу и активность общественности и отдельных граждан.


Вопрос № 14.

Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний.
Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях:

- как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы;

- как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой;

- как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.

В этом разделе мы останавливаемся на третьем значении этого понятия. Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного, тем самым в известной мере развивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и других.

Возникновение и диалектика развития категории «социально-культурная деятельность» связаны с философским, культурологическим, педагогическим, социально-психологическим обоснованием термина. Предшествующие или сопутствующие этой категории понятия «образование», «просвещение», «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-массовая работа», «дополнительное образование» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свое содержание.

Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечественной науке на смену понятию «культурно-просветительная работа», общепринятому в советское время для обозначения одного из массовых инструментов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс. Не случайно появлению этого термина предшествовала политико-просветительная деятельность (политпросвет), с которой связана культурная революция 20-30-х годов.

По поводу словосочетания «культурно-просветительная работа» вполне резонна точка зрения В.В. Туева, считающего, что неприемлемость содержащихся в нем терминов «просветительная» и «работа» обусловлена их крайней узостью, ограничивающей разнообразие видов современной общественной деятельности населения в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта.

Перемены в содержании и организации современной социально-культурной, досуговой деятельности потребовали переосмысления и необходимой корректировки сущности содержания самой учебной и научной специальности. Традиционное понятие «культурно-просветительный работник» сегодня уже не соответствует качественно иным функциям специалиста современной социально-культурной сферы. Его традиционная ориентация на просветительство никак не согласуется с существующими ныне реалиями, не вписывается в контуры новых парадигм, востребованных современной социально-культурной практикой. Жизнь заставила искать иные методологические подходы и обоснования социально преобразующей, культуротворческой, социально-педагогической направленности профессии.

Статус современного специалиста социально-культурной сферы - менеджера, педагога, технолога - не выдуман, он не рождается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Преодоление негативных последствий административно-командной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятельностного начала, необходимых этому специалисту в современной экономической ситуации.

Со временем эта специальность подверглась последовательной трансформации в целый ряд родственных специальностей и специализаций: вначале - организатора-методиста, позднее - культуролога, социального педагога, социолога, режиссера, менеджера, экономиста социально-культурной сферы. Общим основанием этого ряда, в котором, по-видимому, ставить точку рано, была и остается социально-культурная деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности или группы лиц (студии, кружка, любительского объединения) в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта.

В значительной мере обогатилось содержание этой деятельности и подверглась корректировке ее структура как для отдельно взятого человека, так и для многих семейных и групповых общностей.

Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах.

Известный российский психолог Л.С. Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия выделял две основные, качественно своеобразные линии - линию биологического формирования элементарных процессов и линию социально-культурного (подчеркнуто нами - Авт.) образования высших психических функций, из сплетения которых и возникает реальная история детского и взрослого поведения.

Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века.

Первая попытка обозначения смысла и сути функциональной потребности общества в постижении и освоении культуры с помощью интегрирующего термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским социологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье.

В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная специальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств авторами данного учебника. ( Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д.)

В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.

Основу содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда педагогов-исследователей (В.А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундаментальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для содержания и организации социально-культурных процессов.

По сути, социально-культурная деятельность - воспитательная деятельность; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действительность.

Вопрос № 15.

Функции и принципы социально-культурной деятельности.
СКД – это деятельность, направленная на сохранение, развитие, создание, тиражирование культурных ценностей и культурных объектов.

В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на:

  1. постоянные, 2. основные, (присущие большинству социально-культурных институтов),3. вспомогательные, 4. временные, (возникающие и исчезающие на определенных временных отрезках).

К основным функциям социально-культурной деятельности относятся:

1. развивающая

2. коммуникативная,

3. информационно-просветительная,

4. культуро-творческая,

5. рекреативно-оздоровительная,

6. экономическая,

7. нормативно-правового обеспечения,

8. гедонистичечкая.

Развивающая функция. Является основной, она связывает в одно целое все остальные функции; каждая функция так или иначе с развитием и саморазвитием личности и ее социальным самоутверждением, основанном на добровольности, инициативности, самостоятельности людей.

Коммуникативная функция.Она предполагает реализацию потребности человека в общении (осуществляется в деятельности творческих объединений, через такие формы как, беседы, диспуты, вечера встреч и т.п.). Эту функцию выполняют как крупные организации СКД (кинотеатры, музеи, театры, библиотеки, учебные заведения), так и на уровне аудиовизуальных технических комплексов (интернет, кабельные компьютерные сети, радио, телевидение и т.п.). Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый.

Информационно-просветительная функция. Включает в себя педагогическую, образовательную, самообразовательную деятельность, направленную на духовное обогащение личности, приобретение системы знаний в соответствии с его интересами, предпочтениями, потребностями.

Культуро-творческая функция - связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная), целенаправленная на творческую учебную деятельность детей (фестивали, олимпиады, конкурсы, туристические походы). Культуро-творческая деятельность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распространен среди работающих на предприятиях.

Рекреативно-оздоровительная функция - состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Эта функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими. Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия с творческими, экскурсионно-туристскими, медицинскими учреждениями, умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации.

Экономическая функция. Участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуга и творчества жителей социума. Именно эта функция является достаточно востребованной для специалистов социально-культурной сферы. Деятели культуры и искусства, организатор социально-культурной деятельности, не зависимо от учреждения, должны быть общительными, способными к прогнозированию, выработке конструктивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, как объектами социо-культурной сферы, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфере организованного и неорганизованного досуга.

Функция нормативно-правового обеспечения. Направлена на защиту конституционных свобод личности в условиях досуга.

Гедонистическая функция. Отражает способность искусства приносить удовольствие человеку.

Каждая из функций социально-культурной деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей.

На практике знание функций необходимо для того, чтобы совершенствовать, улучшать педагогическую организацию социально-культурной сферы, исключать из нее элементы случайности, сократить ненужные затраты времени, рациональнее использовать материальные, финансовые, кадровые ресурсы.

Принципы социально-культурной деятельности и их характеристика

Принципы - это генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации воспитательного и организационного назначения субъекта или объекта. В самой категории принципа находят отражение основные исходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека, основные особенности, структура и функционирование того или иного социального института.

В качестве принципов нами рассматриваются основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности учреждений культуры.

К общим принципам социально-культурной деятельности относится принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды – нацелен на учет такого важного фактора, как понятие "педагогическая закономерность". К числу таких закономерностей относится сочетание продуктивного и непродуктивногов самой сути, в содержании социально-культурной деятельности. Эта деятельность ориентирована на внутренний мир человека, на получение удовольствия от процесса производимых действий и переживаний. Но вместе с тем здесь возможен и конкретный, осязаемый результат в виде творческого продукта, изделия, услуги. Отсюда следует еще одна закономерность - аккумулирование в этой деятельности необходимого заряда творческой энергетики, позволяющего реализовать внутренние потенции человека. Социально-культурная деятельность обладает такой закономерностью, как «зеркальность» и универсальность. Не только досуг, но и все другие её сферы, включая и образование, и искусство, и спорт, отражают и воспроизводят окружающий мир во всем его богатстве и неповторимости, что делает эту деятельность поистине волшебной.

Универсальным характером обладает принцип личностного подхода - предполагает признание личности ребенка, подростка, взрослого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каждой личности, признание прав и свобод людей в социально-культурной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека.

Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектовкасается большинства многонациональных по составу регионов Российской Федерации.

Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчествав отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества.

Основой всех таких принципов социально-культурной деятельности существуют принципы культурного, целесообразного, технологического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т.д. Еще существуют:

-принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ;

-принцип единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

-принцип общественно-государственного самоуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.

В них отражены основные положения федеральных законодательных актов, а также принятых международных документов и программ ООН и ЮНЕСКО по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культурной деятельности, выделению культурного аспекта развития и утверждения культурной самобытности каждого народа. В этих документах содержатся попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой развития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организаций такого же заинтересованного отношения к культуре, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию общества.

Вопрос № 16.

Общая характеристика средств, форм и методов социально-культурной деятельности.
Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия на сознание и чувства людей, включенных в систему культурно-досуговых занятий, т.е. то, с помощью чего активные работники учреждений культуры и члены клубных объединений достигают поставленных целей. Генеральной целью социально-культурной деятельности можно считать повышение общей культуры людей, частными целями - воспитание культуры профессиональной, нравственной, и т.п. Включая человека в систему культурно-досуговой деятельности, приобщая его к социально-культурной деятельности, мы стремимся пополнить запас его знаний, сформировать его взгляды и убеждения и как бы подвинуть человека к правильным, красивым поступкам - действиям, что находит свое выражение в общественной, культурной активности личности, говоря обобщенно - его активной жизненной позиции. Достигается это с помощью средств - живого слова, печати, радио, телевидения, музыки, и т.п. На вооружении работника учреждения культуры имеются также технические и вспомогательные средства: звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, разнообразная атрибутика информации и рекламы и т.п. Важно знать возможности каждого из этих и других средств, уметь ими сознательно и целенаправленно пользоваться, словом, - владеть методикой их практического применения в своей работе. Основные требования и правила здесь таковы:
1. средства воздействия всегда индивидуальны, их выбирают с учетом объекта воздействия - подросток, пенсионер, верующий, домохозяйка - ко всем этим людям или их группам свой подход, свое средство идейно-эмоционального воздействия;
2. выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, цель определяет средство;
3. количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;
4. воспитатель избравший те или иные средства должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;
5. имеющиеся в распоряжении средства должны быть всегда под рукой и в полной исправности.
Формы культурно-досуговой деятельности - виды культурно-досуговых общностей (организационные формы), а также конкретные информационно-просветительные и воспитательные акции, рассчитанные на массовую или по каким-либо признакам дифференцированную аудиторию (методические формы). Организационные формы традиционно подразделяются на индивидуальные (эстетическая беседа, занятие в кружке, и т.д.), групповые (кружки, студии, секции), коллективные (народные художественные коллективы) и массовые (народные университеты, школы культуры, лектории). Создание каждой из этих и подобных им форм - дело сложное и ответственное, требующее компетентного педагогического руководства, учета психологических, возрастных, половых, профессиональных и национальных особенностей людей, а главное, - культурных интересов и духовных потребностей различных их слоев и групп. Методические формы - это элементы единого воспитательного процесса, протекающего на базе конкретного культурно-досугового учреждения, это, как уже отмечалось выше, воспитательные и просветительные акции, направленные на выполнение конкретных задач и реализацию конкретных функций. Их принято подразделять в зависимости от используемых средств идейно-эмоционального воздействия и преобладающих способов организации идейно-эмоционального воспитательного материала. В частности, выделяются: 1) устные (лекции, доклады, диспуты, и т.п.); 2) печатно-наглядные (выставки, окна сатиры, клубные газеты); 3) комплексные (выпуски устных журналов, тематические вечера, праздники, массовые гуляния и др.).

Методы социально-культурной деятельности – это пути и способы достижения поставленных целей работниками социально-культурных учреждений и общественным активом. В педагогике под методами понимаются способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, воспитателя и воспитуемых, направленные на решение задач образования, воспитания и развития. Субъект и объект воспитания в социально-культурной работе находятся в особом положении по отношению один к другому, а главное здесь - не внешнее воздействие воспитателя на воспитуемого, а их взаимодействие, предполагающее постоянное самообразование, самовоспитание и саморазвитие людей, включенных в систему культурно-досуговых взаимоотношений.

В самом общем виде методы можно представить в виде нескольких групп:
а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, обозревателя; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-досуговых учреждений или самими участниками мероприятий; упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);
б) методы формирования общественного сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);
в) методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;
г) методы стимулирования социально-культурной активности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.
д) методы социологических исследований социально-культурной деятельности - опрос, интервью, эксперимент, анкетирование, тестирование и другие.
Приведенная классификация методов достаточно условна. Практически во всех случаях социально- культурным работникам приходится иметь дело одновременно с несколькими методами, что соответственно, и рождает общую отраслевую методику социально- культурной деятельности.


Вопрос № 17.

Субъекты и объекты социально-культурной деятельности.

К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых прямо или косвенно осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний. Классификация субъектов производится по целому ряду типологических признаков - территориальному, отраслевому, по виду принадлежности (собственности). «Социально-культурные институты» В самом широком смысле оно относится к любому из государственных, общественных образований (центров, комплексов, одно - или многопрофильных организаций, учреждений и т.д.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временной устойчивостью.
Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, и т.д.

Субъект СКД предполагает наличие лица или группы лиц учреждений осуществляющих организацию досуга различных групп населения.
По формам принадлежности можно квалифицировать:

  1. Государственные социально-культурные учреждения, организации и предприятия.

  2. Кооперативные, акционерные учреждения.

  3. Частные и индивидуальные, семейные.

  4. Смешанные.

Кроме того к субъектам СКД относятся:

а) личность, которая рассматривается в 2-х аспектах: 1. как тип человека соответствующих требованиям общества, его ценностным нормам, стандартам и совокупность присущих ему форм; 2. Как носитель определенных социальных характеристик, обычаев, традиций присущих для общества в котором проживает эта личность.

б) социальные институты, которые по своей функциональной целевой направленности делятся на 2 уровня:

1.нормативный уровень (рассматривается как исторически сложившийся в обществе, совокупность определенных культурных морально-этических норм, традиций, обычаев объединенных одной целью – язык, просвещение, фольклор, семья, наука, лит-ра, искусство);

2.учрежденческий уровень (к которому относятся предприятия, учреждения, ведомства, выполняющие социально-культурную деятельность в рамках досуга, спорта).

Социально-культурные институты различаются по ролевым группам:

  1. Занимается произведением духовных ценностей: идеология, политика, право, гос-ое управление, наука, религия, образование, язык, лит-ра, архитектура, худ. самодеятельность, коллекционирование.

  2. Занимается коммуникацией, трансляцией духовных ценностей.

  3. Занимается организацией неформальной творческой деятельностью семьи, учреждений культуры, общественных движений, используя такие формы как, массовые праздники, обряды, гулянья, фольклор, народное творчество.

Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций является объектом социально-культурной деятельности. Аудитория – это временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации.

Вопрос № 18.

Досуг как сфера социально-культурной деятельности.

В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени (его части), как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент.

Являясь основной сферой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей (сон, питание и т.д.) и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей.

Досуговое (или рекреационное) время – это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.

В осмыслении досуга как социального явления с полным основанием можно положиться на народные культурно-педагогические идеи и традиции. Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость досуга от качества и уровня организации труда, степени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельностью.

Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия. Наиболее характерный признак овладения традиционной культурой заключен в умении человека соединить в своей жизни труд и отдых, в гармонизации двух этих полюсов

Социокультурные свойства досуга нуждаются в постоянной регуляции, поскольку проявлениям социокультурных закономерностей (природнозаданных свойств досуга) присуща широкая вариативность в зависимости от национальных, экономических, социальных факторов, других внешних условий. Целенаправленно влиять на досуговую сферу означает содействовать проявлению ее закономерностей в наиболее полном выражении.

К основным регуляторам досуга относятся, прежде всего, административные методы, направленные на блокировку асоциальных явлений, правовое упорядочение досуга, охрану здоровья людей. Экономические способы регулирования способствуют предупреждению «обвальной» коммерциализации сферы свободного времени. Педагогическое воздействие также выступает в роли регулирующего фактора, влияет на процесс досуговой общности, готовой в силу своей духовной и волевой развитости, социокультурной ориентированности самостоятельно реализовать в наилучшем варианте потенциал свободного времени.

Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенностей.

Во-первых, в отличие от трудовой деятельности, досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности.

Во-вторых, если цель трудовой деятельности состоит, прежде всего, в производстве необходимых средств и условий жизни, то в процессе досуговой деятельности конечный результат не имеет для человека принципиального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время того или иного досугового занятия.

В-третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека, в других - его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других - может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер.

Деятельная концепция досуга дает основание сделать несколько выводов. Досуговая (рекреационная) деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса. Она отличается огромным разнообразием, осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека и характеризуется добровольностью выбора занятий. Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности.

Целям использования досугового времени как способа оздоровления, адаптации человека к неизвестным условиям природной и социальной среды, снятия стрессов служит расширение сети исторически сложившихся и вновь осваиваемых курортно-рекреационных центров и зон как в России, так и за рубежом.

Организация отдыха и развлечений должна носить развивающую направленность и быть нацеленной на повышение культурного уровня личности.

Одной из задач организаторов отдыха и развлечений является формирование у людей хорошего, жизнерадостного настроения. Особенностью настроения является то, что в отличие от эмоций оно не связано с каким-либо конкретным объектом. Настроение - это общее эмоциональное состояние личности, возникающее под влиянием многих впечатлений.

Вопрос № 19.

Клуб как комплексный институт социально-культурной деятельности.

Клуб (англ. club) - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными и др. интересами, а также для совместного отдыха и развлечений.

Клубы впервые появились в Англии в XVI в. В начале XVII в. был основан один из старейших английских клубов — "Фрайди Стрит", среди членов которого был У. Шекспир. В России первый клуб («Английский клуб») был открыт в 1770 в Петербурге по инициативе иностранцев. Он был популярен среди высших слоев общества и в литературных кругах. В число его членов входили Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, И.А. Крылов. Позднее «Английский клуб» был организован также в Москве.

Клуб, как объединение, действующее на основе согласования индивидуальных потребностей молодых людей, социального заказа государства (министерств, органов по работе с детьми и молодежью разных уровней) и локального сообщества (группы взрослых, населения), выполняет важную социальную функцию. В клубном пространстве удовлетворяются коммуникативные, социокультурные, образовательные, информационные запросы различных категорий детей и юношества.

Главные методические принципы любительского творчества – свободное волеизъявление граждан, самоорганизация и самоуправление, равноправие, избирательность интересов и форм досуговой деятельности.

В современной культурно-досуговой практике наработаны разные технологические подходы:

  1. Неформальные общественно-добровольные формирования: волонтеры, культурно-просветительские общества, молодежные объединения. Они представляют собой открытую социально-культурную систему, взаимодействуя с другими, они, как правило, приглашают, нанимают специалиста – социально-культурного организатора.

Неформальные объединения типа: клуб интересных встреч, клуб одиноких сердец, клуб друзей.

Основные виды любительских объединений и клубов по интересам (официально зафиксированы в положении о любительских объединениях и клубах по интере­сам (1986 г.):

1. Общественно-политические клубы (политические клубы, клубы избирателей, клубы философов, клубы междуна­родников, воинов защитников). Работа по организации этих различных клубов ведется в парках, музеях, общежитиях, на пред­приятиях, зеленых площадках по месту жительства, в Домах культуры.

2. Производственно-технические клубы (клубы техничес­кого творчества - радио, моделирование, кар­тинг и др.; дизайн; компью­терная техника; и др.). Привлекательным, но по-прежнему пока еще малодоступ­ным, направлением является техническое творчество. Участие подростков и молодежи в техническом творчестве способствует не только формированию у них разносторонней технической культуры, навыков конструктивного мышления и деятельности, но и расширяет познания в других видах науки и техники. Формы участия культурно-досуговых и внешкольных учреждений в распространении технического творчества могут быть различны. Несомненно, что развитие этого вида творчест­ва зависит от заинтересованности административных органов и наличия профессиональных кадров. Сегодня наибольшую популярность имеют компьютерные клубы, которые созданы во многих учебных заведениях, Домах культуры. Любители часами просиживают у компьютеров, которые привлекают подростков и молодежь игровыми программами, созданием новых образов - озвучива­ние инструментального оркестра, сочинение музыки на любые стихи, создание кино и мультипликации.

3. Клубы естественно-научной направленности. Среди них чаще встречаются клубы любителей природы, селекционе­ров, цветоводов и садов, клубы любителей астрономии, физики и многие другие.

Разнообразие форм и методов поисковой и исследователь­ской работы привлекает большое количество ребят в библио­теки, музеи, клубные учреждения, где подростки могут встре­титься с участниками краеведческих и экологических экспеди­ций, стать очевидцами различных событий, самостоятельно проводить краеведческие наблюдения, работать в фондах музеев. В последнее время среди школьников и студентов стало популярным участие в экспедициях научных институтов и общественных организаций.

4. К объединениям физкультурно-оздоровительной на­правленности относят: клубы закаливания, любителей бега, туризма, клубы «болельщиков», клубы народных спортив­ных развлечений и игр, дельтапланеризма и т.д.

Всегда актуальной была проблема оздоровления разновоз­растных групп населения, а особое внимание уделялось органи­зационной работе с подрастающим поколением. На сегодняш­ний день - это главная цель всех учебных и внеучебных учреждений, различных объединений, так как медицинские исследования последних лет свидетельствуют о том, что каж­дый второй ребенок имеет достаточно серьезные проблемы со здоровьем.

5. Объединения коллекционеров-собирателей существуют сегодня повсеместно. Взрослые и дети собирают самые раз­нообразные вещи, начиная от конфетных оберток и спичечных этикеток до видеофильмов и картин. И если раньше клубы кол­лекционеров относились к объединениям художественной направленности, то с принятием нового положения о клубах по интересам и любительских объединений в 1986 году коллекционеры выделились в отдельную группу. Сегодня действуют клубы филателистов, филофонистов, филокартистов, нумизматов и многие другие.

6. Объединения художественной направленности (любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, лите­ратуры, танца, песни, фотоискусства, декоративно-прикладного творчества, фольклорные клубы и т.п.).

Диапазон жанров искусства в самодеятельных коллективах велик - кружки, студии, любительские объединения, клубы по интересам, которые способствуют развитию самодеятельности и инициативы масс. В них применяются и используются различ­ные формы организованного досуга, которые способствуют приобщению неорганизованного населения к участию в соци­ально-культурной деятельности в сфере свободного времени. Объединения художественной направленности чаще всего подразделяют на две группы: учебно-творческие и искусство­ведческие. В свою очередь учебно-творческие делятся на автор­ские и исполнительские коллективы.

Деятельность всех клубов по интере­сам и любительских объединений осуществляется по следую­щим основным видам: познавательная, пропагандистская, учебно-исследовательская, коллекционно-собирательская и организаторская, что закреплено в положении о клубах по инте­ресам и любительских объединениях за 1986 год.

Вопрос № 20.

Семья как традиционный социально-культурный институт: типология современной семьи, микро и макро среды как социальные партнёры семьи.
Семья играет важнейшую роль в обеспечении экономического и социального прогресса общества, укреплении здоровья и воспитания подрастающих поколений, в улучшении демографических процессов. Здесь формируются основы характера человека, его отношения к моральным и культурным ценностям.

На основе рекомендаций ООН Госкомстатом России принято следующее определение семьи, использующееся при переписи населения: «Семья - это группа совместно проживающих лиц, связанных родством и общим бюджетом», однако оно отличается от определения, применяемого в семейном праве.

Семья, таким образом, характеризуется по наличию трех основных видов семейных отношений: 1) супружества, 2) родительства, 3) родства.

Семья является одним из основных социальных институтов, а социализация выступает как одна из его важнейших функций. «Семья - главный институт человеческого общества. В свою очередь, институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и т.д.».

Функции семьи – это набор исторически обусловленных форм деятельности. Классификация функций семьи: репродуктивная функция, функция содержания детей, сексуальная функция, экономическая и хозяйственно-бытовая функции, воспитательная функция, коммуникативная функция, эмоциональная функция, досуговая и рекреативная функция. Семья осуществляет следующие функции: физического и эмоционального развития ребенка, умственного развития ребенка, формирования психологического пола ребенка, овладения социальными нормами, социальными ролями (прежде всего, семейными), формирования ценностных ориентации (в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, и др.), социально-психологической поддержки человека.

По количеству членов в группе и структуре выделяется несколько типов групп: малая (микрогруппа), большая (макрогруппа); в некоторых случаях говорят также о средней группе.

Основные направления работы с семьей выглядят следующим образом.

  • Содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;

  • Выработка предложений по формированию и реализации эффективной семейной и демографической политики на федеральном, региональном и местном уровнях;

  • Объединение усилий общества и государства для возрождения и укрепления российской семьи, сохранения семейных традиций и духовно-нравственных ценностей;

  • Формирование общественного мнения и отношений, основанных на признании в качестве социальной нормы благополучия семьи, создающей все необходимые условия для жизни и развития детей в естественных условиях семейного воспитания;

  • Формирование и развитие просемейных установок у детей и молодежи.

Эти цели подразделяются на важные задачи.

  • Необходимо проанализировать существующие сегодня проблемы российской семьи и привлечь к ним внимание руководителей законодательной и исполнительной ветвей власти федерального, регионального и местного уровней, широкой общественности;

  • Обобщить положительный опыт, представить наиболее интересные и эффективные программы и методики работы с семьей.

Острота задач нарастает с каждым годом. Важно не только обратить внимание общественности на проблемы российских семей, но и искать пути решения этих проблем.

В нашей стране и практически во всех развитых странах мира преобладают неполные, псевдосемейные и внесемейные формы существования семьи. При этом ступень общественного принятия и одобрения всех этих форм нарастает.

Семья, как социальный институт, обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого продукта семейного производства социальная система не может функционировать. Семейная политика в гражданском обществе должна формироваться на принципе взаимодействия тех субъектов социальной жизни: семьи как малой группы, разнообразных социальных и территориальных общностей и объединений и государства.

Сегодня семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия. В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные, многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора.

Вопрос № 21.

Основные направления и институты социально-культурной деятельности по сохранению, освоению, распространению и развитию культурных ценностей.
Культурные ценности - по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. "нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты".
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта