Главная страница
Навигация по странице:

  • Театр.

  • Вопрос № 5. Особенности культурно-досуговых интересов и занятий эпохи Возрождения.

  • Анджело Беолько (1502-1542)

  • Вопрос № 6. Социально-культурный уклад Руси в XIV-XVII веках.

  • Ответы на вопросы.ГОСЫ. Ответы на вопросы. Вопрос Историкокультурологические предпосылки возникновения и развития теории социальнокультурной деятельности


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеВопрос Историкокультурологические предпосылки возникновения и развития теории социальнокультурной деятельности
    АнкорОтветы на вопросы.ГОСЫ.doc
    Дата17.12.2017
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы на вопросы.ГОСЫ.doc
    ТипДокументы
    #11876
    страница2 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Вопрос № 4.

    Виды и формы досуга в Древнем Риме.
    В римском быту издавна четко различались два сектора, две формы времяпрепровождения: “дело” и “досуг”, negotium и otium: первый включал войну, земледелие и управление общиной, второй – все остальное. В понятии «досуг» соединялись для римлян удовлетворение выполненной жизненной задачей; отдых от дел, войны или общественных обязанностей; досуг, отданный творчеству, беседе и размышлениям; наслаждение красотой благоустроенной природы и произведений искусства. Удельный вес и формы проявления otium’a в римском быту менялись. В раннюю эпоху о будничном досуге еще не приходилось говорить: досуг возможен только сезонный, праздничный, общенародный, распределенный по римскому календарю. С повышением жизненного уровня в римском обществе для досуга освобождалось все больше места, в первую очередь в высших, обеспеченных слоях общества; досуг становиться повседневным и индивидуальным. Практицизм римлян проявлялся и в отношении к развлечениям: театр не был популярен, как, к примеру, в Греции, ибо в нем не видели особого прока. Зато были популярны бои гладиаторов, так как они способствовали воспитанию твердости духа у будущих воинов – защитников Рима, приучали их к виду крови и жестокой реальности войны.

    Во времена республики устраивались ежегодно семь народных праздников, которые в эпоху Августа занимали в общей сложности 66 дней:

    Игры Римские 16 дней (4—19 сентября).

    Плебейские 14 » (4—17 ноября).

    Цереры 8 » (12—19 апреля).

    Аполлона 8 » (6—13 июля).

    Кибелы 7 » (4—10 апреля).

    Флоры 6 » (28 апреля—3 мая).

    Триумфа Суллы 7 » (26 октября—1 ноября).

    14 дней из этого числа предназначено было для игр на ипподроме, 2 для конского бега, 2 для народных обедов и 41 для сценических представлений. Все эти праздники, за исключением последнего, существовали еще в IV в. до Р. X.; но продолжительность их была сокращена.

    Во времена империи число праздничных дней постоянно увеличивалось. В конце концов их был 175, из них 10 предназначались для боя гладиаторов, 64 для игр в цирке и 101 для театральных представлений.

    Цирк. Цирковым играм предшествовала торжественная процессия, в значительной мере напоминавшая триумф: была она отголоском тех времен, когда конские бега являлись частью религиозного празднества.

    Заведующий играми подавал знак, бросая белый платок на арену. Тотчас раскрывались ворота сараев, откуда колесницы устремлялись на ипподром. Выезжало обычно четыре колесницы, но бывало и по 6, и по 8, и даже по 12. Полагалось объехать арену семь раз; победителем считался тот, кто первым достиг белой черты, проведенной мелом, напротив магистратской ложи.

    Главными действующими лицами в дни цирковых игр были возницы. Эта профессия чаще всего переходила от отца к сыну; иногда опытный кучер обучал юнца, и ученик хранил благодарную память о своем воспитателе.

    Театр. Из всех видов театральных представлений наибольшим успехом пользовались ателлана и мим.

    Ателлана — народная комедия. Действие было коротко и ограничивалось обыкновенно одним актом.

    Мим представляет собой также ряд мало связанных между собой бытовых сцен, взятых из обыденной жизни; мим короток, и в отличие от ателланы его действующие лица не представляют собой неизменных традиционных типов.

    Как тот, так и другой вид народной комедии служил интермедией (пьеса или сценка комического характера). Действие и там и здесь имело один и тот же характер: пощечины и удары занимали первое место; остроумие плоское и шутовское, игра неестественная. Женские роли против обыкновения исполнялись не мужчинами, а женщинами.

    Народная комедия просуществовала до IV века нашей эры. Гораздо менее соответствовала вкусу широкой публики трагедия. Чтобы увеличить ее привлекательность, необходима была роскошная постановка и бесконечные шествия фигурантов, колесниц, заморских зверей, отчего представление затягивалось на четыре часа и даже более. Нередко в пьесу вставлялись отрывки из трагиков, которые пел какой-нибудь актер.

    Римлянам особенно нравилась пантомима. Здесь игра лица и жесты составляли все. Лишь пение хора разъясняло зрителям ход действия.

    Наконец, римлянам известен был и балет в собственном смысле этого слова.

    Игры в амфитеатре. Бой гладиаторов появляется в Риме лишь пять веков спустя после основания города.

    Гладиаторами делались или осужденные преступники, или военнопленные, обращенные в рабство или, наконец, добровольцы. Обязательство биться в качестве гладиатора на играх в амфитеатре часто являлось прибавкой к главному наказанию осужденного; ему подвергались лишь подсудимые, не имеющие прав римского гражданства и принадлежащие к низшим классам.

    Еще в эпоху республики во время игр в Риме стали устраивать звериные бои и травли. В первый раз (в 186 г. до Р. X.) затравлено было множество львов и пантер. В 169 г. на арену выпустили 63 африканских зверя; тут были пантеры, леопарды, гиены и слоны. В цирке устраивалась также охота на страусов, косуль, зайцев, оленей, диких кабанов, медведей и буйволов.

    Термы (Т.). Римляне строили бани всюду, где они селились или надолго останавливались.   В Древнем Риме общественные бани являлись также общественными, увеселительными и спортивными учреждениями. Термы часто являлись сложным комплексом различных построек с многочисленными помещениями. Существовали и частные Термы.

    Жизнь римского населения была, конечно, очень пестрой. Бедняк, зачисленный в списки получавших хлеб от государства, преторианец или пожарник, ремесленник, клиент и сенатор жили очень по-разному. И, однако, рамки, в которые укладывалось это очень разное содержание, были почти одинаковы: утреннее вставание, занятое время, отдых в середине дня, часы, проводимые в бане, развлечения – все шло чередой, соблюдаемой относительно одинаково всем городским населением. Но, несмотря на все эти очевидные различия, развлечения древних римлян очень похожи на современные, в первую очередь, зрелищностью и масштабностью. Главная же отличительная черта состоит в том, что досуг, а вернее само общество, стало более гуманным.

    Вопрос № 5.

    Особенности культурно-досуговых интересов и занятий эпохи Возрождения.
    Возрождение (ренессанс) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии 14-16 вв., в других странах - конец 15 - начало 17 вв.), переход из средневековой культуры в культуру нового времени. Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм.

    Возрождение, Ренессанс (фр. renaissance - возрождение) - одна из величайших эпох, переломный этап в развитии мирового искусства между средними веками и новым временем. Свое название - Возрождение (или Ренессанс) - этот период в развитии культуры получил в связи с возрождением интереса к античному искусству. Однако художники этого времени не только копировали старые образцы, но и вкладывали в них качественно новое содержание. 

    Эпоху Возрождения принято подразделять на прото­ренессанс, то есть предвестие Ренессанса (XIII - неполный XIV в.), раннее Возрождение (конец XIV - почти весь XV в.), Высокое Возрождение (от 1490-х гг. до первой трети XVI в.) и позднее Возрождение (вторая половина XVI и часть XVII в).

    В эпоху Возрождения театр в разных регионах Европы проходит различные этапы художественной эволюции. Так, во Франции театральные зрелища до первых десятилетий XVII в. сохраняют структуру игр и спектаклей Средневековья, а в Ни­дерландах и в Германии площадные, церковные и «школьные» спектакли средневекового типа превалируют на всем протяже­нии XVII в.

    Эпоха Возрождения началась в  Италии и продолжила свое развитие в странах северной Европы: Франции, Англии, Германии, Нидерландах, Испании и Португалии. Позднее Возрождение датируется серединой XVI – 90-ми годами XVI века.
    Влияние церкви на жизнь общество ослабело, возрождается интерес к античности с её вниманием к личности человека, его свободе и возможностям развития. Изобретение книгопечатания содействовало распространению грамотности среди населения, росту образованности, развитию наук, искусств, в том числе художественной литературы. Буржуазия не удовлетворилась религиозным мировоззрением, которое господствовало в средние века, а создала новую, светскую науку, основанную на изучении природы и наследия древних писателей. Так началось "возрождение" античной (древнегреческой и римской) науки и философии. Ученые стали разыскивать и изучать древние памятники литературы, хранившиеся в библиотеках.

    Появились писатели и художники, осмелившиеся выступить против церкви. Они были убеждены: самую большую ценность на земле представляет человек, и все его интересы должны быть сосредоточены на земной жизни, на том, чтобы прожить ее полно, счастливо и содержательно. Таких людей, посвятивших свое искусство человеку, стали называть гуманистами.
    Для литературы Возрождения характерны  гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, "реализм Возрождения" (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического. Произведения эпохи Возрождения дают нам ответ на вопрос о сложности и важности утверждения человеческой личности, ее творческого и действенного начала.
    В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта ("Ромео и Джульетта"), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.
    Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Джованни Боккаччо становится  законодателем нового жанра – новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. Этот жанр рожден характерным для Возрождения ощущением удивления перед неисчерпаемостью мира и непредсказуемостью  человека и его поступков.
    В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.
    Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге "Утопия". Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень ("Опыты") и Эразм Роттердамский ("Похвала глупости").
    В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника "Гептамерон".
    В изобразительном искусстве эпохи Возрождения человек предстал самым прекрасным  творением природы, сильным и совершенным, гневным и нежным, задумчивым и весёлым. 

    Термин Возрождение — был введен в XVI в. итальянским художником и историком искусства Джорджо Вазари. Однако общепринятым стал французский вариант сло­ва - Ренессанс. Понятие «возрождение» — это не единственный, но главный ключ к феномену эпохи, ибо задачей ее титанов стало возрождение античного гуманизма. До того как привился термин Вазари, деятели эпохи и называли себя гумани­стами. Это тоже ключевой термин, так как во главу угла ставились человеческие ценности, взращенные греко-римской античностью и трактовавшиеся с современных позиций универсальными дея­телями — титанами Возрождения. Это было открытие в человеке его безмерных творческих сил, его природного, земного благород­ства, всеохватности его разума, несокрушимости его воли, тон­кости и глубины его чувств, его духовной и физической красоты.

    Словосочетание «lа сommedia dell`artе» в точном переводе означает «профессиональный театр», в историческом смысле — театр профессиональных актеров. Самым крупным предтечей актерского театра был поэт и драматург Анджело Беолько (1502-1542), он же — крупнейший из тогдашних актеров, создатель характера-типа Рудзанте.

    Комедия дель арте обладает тремя главными особен­ностями: 1. сценарий вместо пьесы; 2. импровизация как важ­нейший элемент в искусстве актера; 3. маски, указывающие на основной принцип комедии дель арте.

    Маски. Актеры комедии дель арте могут играть как в обстановке богато декорированной сцены, используя все ее преимущества, так и посреди площади — в плотном кольце зри­телей. Могут выступать соло, дуэтом, в ансамбле, в составе лю­бой гастрольной или иноязычной труппы. Потому что у актера комедии дель арте есть свои аксесуары, атрибуты и приемы, своя особая техника, владение которой и делает актера про­фессионалом. Одно из базовых умений актера комедии дель арте - маскотворчество и умение обращаться с маской.

    Искусство комедии дель арте связано с карнавалом, который уходит корнями в языческие времена. Карнавальное ряжение и маски карнавала — один из основных источников масок комедии дель арте. Маска, как фиксированный образ, имеет свою структу­ру, набор признаков. Но конкретная маска-тип, действующая на сцене, живет талантом, мастерством, выдумкой и удачей каж­дого актера. Типология и иерархия масок прояснилась к XVII в. Несмотря на бесчисленное множество вариантов, все маски можно подразделить на три группы. Это молодые любовники (Аморози) - лирические или лирико-комедийные персонажи. Затем старики — возрастные комические персонажи, и дзан­ни— буффонные персонажи без ограничений в возрасте.

    Импровизация. Второе фундаментальное свойство ко­медии дель арте — сценическая импровизация речи и поведе­ния актера на подмостках. Импровизация реплик, монологов, реприз, любого текста, произносимого по ходу игры, не озна­чает существования вне литературной драматургии, тем более ее отрицания или принципиального нежелания (невозмож­ности) выучить текст.

    Основные виды маски. Все актеры, чьи персонажи носят маску на лице, встречаются с необходимостью особых трени­ровок. «Настоящие» маски для комедии дель арте делаются только из кожи и только вручную.

    При игре с маской используется также техника «остранения», когда актер намеренно разрушает иллюзию маски-лица и строит игру на демонстрации ее «неестественности». Можно также просто-напросто снимать маску, дразня этим либо парт­нера, либо публику или предуготовляя трансформацию, чтобы персонаж переоделся «до неузнаваемости», но кто-то нужный оставался в курсе метаморфозы.

    Большим достижением музыкальной культуры Возрождения явилось развитие инструментальной музыки с опорой на новые разновидности напевно-мелодических смычковых инструментов, которые допускали «пение» на инструментах (виола, смычковая лира, гамба, скрипка), а с другой стороны - значительное расширение выразительных возможностей клавишных инструментов (орган, клавикорд, клавесин) в отношении аккордово-гармонических последований. Быстро совершенствуется и лютня - один из наиболее распространенных инструментов бытового и концертного музыцирования.

    Кроме этого в эпоху Ренессанса происходит развитие профессионального мастерства, связанных с появлением метриз - певческих школ-интернатов - своего рода хоровых капелл, где обучение пению, игре на органе, музыкальной теории и общеобразовательным предметам производилось с раннего детства и обеспечивало систематическое совершенствование музыкальных способностей учащихся.

    Так формируется новый тип музыкант - не дилетант из аристократов, не жонглер и шпильман, а профессионал, получивший специальное музыкальное образование.

    Важнейшим достижением в истории культуры в эпоху Возрождения явилось изобретение книгопечатания (1440). До середины XV в. в ходу были лишь рукописные книги. Они обращались в небольшом числе списков и стоили весьма дорого. Введение книгопечатания дало возможность размножать книги в большом числе экземпляров, что в высшей степени способствовало распространению знаний.

    Сцена театра, бывшая до недавнего времени лишь местом примитивных увеселений или проповеди церковных догматов, превратилась в общественную трибуну. С этой трибуны все чаще звучали новые социальные идеи, показывались драматические коллизии века, подвергались анализу сложные психологические процессы и душевные переживания.

    Театральные деятели эпохи Возрождения считали ориентиром народную аудиторию, объявляли зрителей партера главными судьями театрального искусства, оценку которых они считали разумной и справедливой. Главным героем театра эпохи Возрождения стал человек, имеющий яркие индивидуальные черты. Этот герой был либо представителем народа, либо его судьба была отражением трагической участи народа. Положительный герой ренессансного театра даже при трагическом завершении своей судьбы не терял уверенности в конечной победе идеалов гуманизма. Это было обусловлено оптимизмом знаменитых художников. Источником оптимизма служила вера в силу народа, в стремление людей превозмочь всевозможные тяготы на историческом пути развития.

    Вопрос № 6.

    Социально-культурный уклад Руси в XIV-XVII веках.
    В XV – XVIII вв. интенсивно развиваются феодальные отношения в России. Период царствования Ивана Грозного, эпоха Смутного времени характеризуется постоянным угнетением всех слоев населения, что оказывало негативное воздействие на развитие просвещения, духовной жизни общества. Неграмотность была присуща большей части населения. Распространялись суеверия, происходило «огрубение» семейных нравов. Содержание досуга, досуговой деятельности ограничивалось низким социальным статусом женщины, ее положением затворницы.

    Идеи ранних просветителей об изначальном равенстве всех людей пробивали себе дорогу. Развивается материальная база просвещения, и как следствие появление печати, открывается первая типография. Иван Федоров печатает первую азбуку. Появляются другие азбуки, буквари. Все это сыграло важную роль в распространении грамотности в русском государстве, просвещение не только бояр и духовенства, но и простых людей.

    В исторических хрониках того времени впервые упоминается о досуге. Это понятие характеризует семейно-бытовой уклад.

    Власть и церковь к досугу относились неоднозначно:

    1) активно поощрялся праздничный досуг.

    2)запрещалось выступление скоморохов, бесовские игры, хождение с медведями.

    В этот период расширяются функции семьи. Внимание к семейному воспитанию проявляются в народном творчестве, в сочинениях просветителей, в различных домостроях.

    Домострой в XVI в. – это образец житейских правил и наставлений духовной, социальной и семейной жизни. Он являлся тем документом, в котором содержались основные признаки патриархальной культуры. Главным было поучение страху Божию, а так же учили всем добродетелям и работе.

    В это время определились две тенденции проведения досуговых занятий различными слоями населения:

    1) Традиционное (крестьянство тяготело к традиционному)

    2) Европейские новшества.

    Расширились благотворительные функции церкви, которая активно влияла на воспитание патриотизма. Церковная деятельность в области развития народного просвещения развернута. Развивается благотворение, забота о бесприютных детях-сиротах. Образование было равнодоступным для различных сословий допетровской Руси. Общесословность была характерной чертой древнерусских монастырей и школы. Церковь по прежнему регламентировала всю роль общества.

    В 1687г.- состоялось открытие славяно-греко-латинской академии, ставшей центром просвещения на Руси. Заметные преобразования происходят в 17-18 вв. в области просвещения. Приобретает новый характер содержание быта и досуга новых сословий. Возникают предпосылки для внешкольного образования. Реформируется первая славянская азбука, создается новый гражданский алфавит.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта