Главная страница
Навигация по странице:

  • 2-я группа.

  • 4-я группа.

  • Структура программы социологического исследования

  • Вопрос № 34. Понятие, сущность и функции рекреативных технологий, специфика их использования в социально-культурной сфере.

  • Принцип насыщения содержания рекреативно-оздоровительной деятельности культурными ценностями.

  • III. Принцип коллективности в формировании здорового образа жизни и организации активного, духовно-обогащающего отдыха.

  • Вопрос № 35. Особенности организации отдыха и развлечений в сфере досуга.

  • Вопросы № 36 Классификация игр. Игра как средство социально-культурной деятельности.

  • Классификация игр. по области деятельности

  • Ответы на вопросы.ГОСЫ. Ответы на вопросы. Вопрос Историкокультурологические предпосылки возникновения и развития теории социальнокультурной деятельности


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеВопрос Историкокультурологические предпосылки возникновения и развития теории социальнокультурной деятельности
    АнкорОтветы на вопросы.ГОСЫ.doc
    Дата17.12.2017
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы на вопросы.ГОСЫ.doc
    ТипДокументы
    #11876
    страница7 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16

    Термины и понятия


    Перед тем как начать разговор на заданную тему необходимо дать трактовку терминам и понятиям, используемым в методике социологических исследований.

    Социология - наука об обществе как о целостной системе, законах его развития и функционировании, включая все его структуры, общности, подсистемы, а также развитие всех возможных форм социума (трудовой коллектив, семья, школа, пенсионеры, студенты и т.д.).

    Социология рассматривается на трех уровнях:

    1. Исторический материализм;

    2. Специальные социологические теории, отражающие тот или иной аспект социальной жизни общества (социология труда, быта, культуры, досуга, семьи). Эта часть направлена на рассмотрение проблем, которые решаются обществом;

    3. Непосредственно социологические исследования - система теоретических и эмпирических процедур, позволяющих получить знания об изучаемом объекте для разрешения социальных проблем.

    Методология - учение о формах, методах исследования или познания.

    Методология социальных исследований - совокупность приемов исследования, включая методику, технику и процедуру, поиск социальной информации.

    Методика социальных исследований - система операций, процедур, приемов установления социальных факторов, их систематизации и средств их анализа.

    Прием - часть метода, его отдельный элемент.

    Классификация функций социологических исследований:

    - познавательная;

    - аналитическая (анализируются исследования, данные);

    - диагностическая (выявляется на основе анализа содержание, структура элементов предложенной модели и определяются факторы, на них влияющие);

    - прогнозирование (научное предсказание о ходе процесса);

    - идеологическая;

    - объяснительная (раскрывает специфику изучаемого объекта);

    - критическая;

    - управление (практическое применение результатов).

    Классификация видов социологических исследований:

    1-я группа. По научной глубине и степени сложности:

    1. Разведывательные (наиболее простой вид);

    2. Описательные (чуть сложнее);

    3. Аналитические (научное социологическое исследование, отличающееся глубиной и масштабностью используемых процедур).

    2-я группа. По месту проведения:

    1. Лабораторные (проводятся в специально созданных условиях);

    2. Полевые (проводятся в естественных условиях).

    3-я группа. В зависимости от сроков проведения:

    1. По плану исследований - плановое;

    2. Возникающие случайно - оперативное.

    4-я группа. По объекту, находящемуся в динамике или статистике:

    1. Точечные (разовые);

    2. Повторные.

    5-я группа. В зависимости от основного метода сбора первичной информации:

    1. Опрос (анкетирование, интервью);

    2. Наблюдение;

    3. Эксперимент;

    4. Контент-анализ (анализ документов);

    5. Социометрия.

    Социология досуга призвана выявлять социальную роль, специфику проявления, закономерности функционирования культуры, поведения, общение людей в досуговой сфере.

    Социологическое исследование досуга предполагает изучение общих закономерностей, динамики культуры и специфических форм ее проявления в досуговой сфере, степени усвоения или конкретного вклада индивида той или иной социальной общности в развитие ее субкультуры.

    Одним из важнейших направлений социологического изучения досуга можно назвать выявление реальной аудитории посетителей учреждений культуры как определенной общности. Исследования в этой области позволяют полнее учитывать характерные особенности, социально типичные признаки посетителей учреждений культуры, проанализировать их возможные реакции на различные виды досуговых занятий и услуг.

     Программа социологического исследования досуга


    Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа как теоретическая основа исследования досуга представляет собой документ, определяющий стратегию (чего добиваются) и тактику (как добиваются) научного поиска.

    Структура программы социологического исследования:

    Составление программы начинается с выбора:

    1) темы социологического исследования и выяснения

    2) проблемной ситуации.

    Следующим структурным элементом программы является постановка:

    3) Цели. Например, целью социологического исследования может быть выявление структуры учащейся молодежи.

    4) Определение задач, которые являются средством реализации цели, раскрывают содержание предмета исследования и соглашаются с гипотезами.

    5) Объект исследования - носитель той или иной социальной проблемы, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни. Например, в качестве объекта можно выбрать досуговую деятельность учащейся молодежи.

    Предмет исследования - существенные стороны, свойства, отношения объекта, наиболее полно выражающие исследуемую проблему и подлежащие изучению. Например предметом исследования в нашем примере может выступать любительская деятельность учащейся молодежи.

    6) Гипотеза - научно обоснованное предположение о структуре изучаемых объектов, социальных явлений, опроса и существенных связей и факторах, обуславливающих эти связи. Гипотеза - это своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи.

    7) Определение объема выборки, то есть число опрашиваемых, которое зависит от общего количества населения. Выборка должна быть оптимальной.

    Основные методы выборки.

    - Метод, основанный на принципе случайного формирования выборки. Допустим, в городе проживает 10 тысяч жителей и нужно проанкетировать 100. Можно по спискам жителей выбрать каждого десятого независимо от возраста и пола.

    - Метод формирования выборки на базе трудовых коллективов (предприятия, учреждения, организации).

    - Почтовый опрос читателей газеты или журнала.

    Существуют и другие методы выборки: гнездовая и квотная.

    8) Общий план и этапы исследования.

    9) Характеристика метода исследования.

    10) Инструментарий социологического исследования - набор специальных документов (анкеты, опросные листы, карточки наблюдателя, таблицы экспертных оценок и т.д.), с помощью которых производится социологические исследования.

    Вопрос № 34.

    Понятие, сущность и функции рекреативных технологий, специфика их использования в социально-культурной сфере.

    Рекреационно-оздоровительные технологии включают в себя организацию рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности; ориентацию на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта с опорой на активное использова­ние новейших достижений биологии, физиологии, психоло­гии, медицины.

    Различают несколько уровней рекреационно-оздоровительной деятельности:

    Первый уровень – «пассивная рекреация» - предполагает простое расслабление, снятие эмоционального напряжения.

    Второй уровень – «активный» - направлен на затрату физических и интеллектуальных сил, волевых усилий, обеспечение быстрой эмоциональной и физической разрядки. Данный уровень включает разнообразные развлекательные мероприятия – игры, танцы, праздники и т.д.

    Третий уровень рекреации связан со значительной активизацией духовных интересов, предпочтений и возможностей человека. Этот уровень побуждает человека к расширению духовного мира и овладению культурными потребностями.

    Четвертый уровень рекреации ориентирован на производство определенного вида культурных ценностей, развитие творческого начала. Именно этот уровень позволяет человеку совершенствовать различные стороны личности человека и удовлетворять многообразные запросы и интересы человека в сфере свободного времени.

    Сущность рекреационно-оздоровительных технологий состоит в ориентации на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта, удовлетворении разнообразных рекреационных потребностей (потребностей в физической реабилитации, в укреплении и улучшении здоровья, интересном содержательном досуге, насыщенной коммуникативной деятельности, психической релаксации и многом др.) личности.

    На основе анализа современной педагогической и психологической литературы можно выделить следующие принципы:

    1. Принцип насыщения содержания рекреативно-оздоровительной деятельности культурными ценностями. Здесь предполагается создание в рамках воспитательного пространства особой рекреативно-оздоровительной атмосферы для молодежи, способной поддерживать культуру досуга, ценности уважения субъективных начал в отдельной личности и иные виды досуговых форм.

    II. Принцип индивидуального подхода в создании условий для отдыха и оздоровления молодежи. Он реализуется в следующих моментах:

    - в создании вариативных оздоровительно-досуговых программ, соответствующих разнообразным рекреационным потребностям молодежи;

    - в направленности досугового-оздоровительной деятельности на обогащение, внутреннего мира (субъективности) личности;

    - в нацеленности рекреационной деятельности на укрепление и формирование самосохранительного сознания и поведения;

    - в разработке специальных мероприятий, ускоряющих процессы адаптации (редезадаптации) студентов новичков к нормам поведения в рекреационном микросоциуме;

    - в использовании форм и методов непрямого (ненасильственного) социально-педагогического воздействия на молодежь.

    III. Принцип коллективности в формировании здорового образа жизни и организации активного, духовно-обогащающего отдыха.

    Это один из ведущих принципов организации социопедагогической деятельности. Основная цель коллективообразования связывается с созданием временного сообщества дружелюбно настроенных по отношению к друг другу людей на основе общности интересов и деятельности, связанных с намерением самореализоваться.

    IV. Принцип технологического подхода к управлению оздоровительно-досуговым процессом. Следуя данному принципу, важно составить правильное представление о технологическом процессе организации рекреативно-оздоровительной деятельности, включающей оздоровление, физическую и психофизическую активность молодежи.

    Функции рекреативно-оздоровительных технологий позволяют органично соединять интересы и потребности личности и общества. Среди них выделяем следующие:

    - социализирующая функция обеспечивает три фактора генезиса социализации: деятельность, общение и самосознание.

    информационно-просветительная функция направлена на духовное обогащение личности и физическое развитие, самообразовательную деятельность, получение необходимой информации и распространение знаний о сути наиболее значимых событий и явлений.

    образовательно-развивающая функция ставит своей целью развитие и саморазвитие личности, ее социальное самоутверждение, она обеспечивает процесс социализации и индивидуализации личности;

    рекреативно-оздоровительная функция обеспечивает восстановление сил, затраченных в процессе физического труда и активного духовного развития, снятие эмоционального напряжения;

    рекреативно-игровая функция предусматривает расширение кругозора, формирование определенных умений и навыков, установок и позиций.

    интегративно-коммуникативая функция реализует потребность человека во взаимном познании друг друга, обмене определенными ценностями и прежде всего осведомительной, эмоциональной, регулятивной информацией.

    Ценностно- гедонистическая функция обеспечивает эмоциональное состояние удовлетворения, чувства наслаждения, успеха, личной значимости и достижения личных целей;

    культурно-творческая функция направлена на решение целого ряда социальных проблем. Она компенсирует недостаток возможностей реализации творческих способностей, развития активности и инициативы людей.

    Таким образом, функции рекреативно-оздоровительных технологий обеспечивают непрерывное образование и духовное обогащение людей. Они предполагают максимальное развитие инициативы, самостоятельности человека, стимулируют социальную активность, способствуют физической и духовной реабилитации, создают оптимальные условия для творческого самовыражения, снимают физическое, психическое и интеллектуальное напряжение.

    Вопрос № 35.

    Особенности организации отдыха и развлечений в сфере досуга.

    Значение и роль специальных организованных усилий, направленных на обеспечение полноценного отдыха, в современных условиях становятся все более ощутимыми. Отдых, организуемый на основе точного знания психологии и физиологии человека и учета соответствующих психофизиологических закономерностей, позволяет решать рекреационные задачи с гораздо большей эффективностью.

    Организация отдыха и развлечений должна носить развивающую направленность и быть нацеленной на повышение культурного уровня личности.

    Одной из задач организаторов отдыха и развлечений является формирование у людей хорошего, жизнерадостного настроения.

    Умело организованный отдых помогает утолить жажду людей в ярких, эмоционально-насыщенных впечатлениях. Общеизвестно, что отсутствие или дефицит их переживается человеком как своего рода эмоциональный голод.

    Правильно организованные развлекательные занятия полезны и тем, что они почти всегда требуют сообразительности, творческой выдумки, находчивости, остроумия, изобретательности. Присущая многим игровым занятиям обстановка состязания воспитывает ценное умение согласовать свои действия с партнерами, находить наиболее рациональный способ преодоления препятствий и т.д.

    Каждый раз, когда человек становится участником совместных развлекательных занятий, у него, так или иначе, возникает чувство общности с другими. Наиболее ярко это проявляется в играх, соревнованиях, конкурсах. Такие занятия всегда основаны на обязательной координации усилий, взаимной помощи и взаимной выручке. И хотя игра связана с другими видами деятельности лишь опосредованно, выработанные навыки и привычки непременно переносятся на поведение человека во всех жизненных ситуациях.

    Трудно переоценить роль отдыха и развлечений в деле формирования культуры поведения. Здесь имеются хорошие возможности для выработки и закрепления целого ряда полезных навыков и умений, входящих в так называемый бытовой этикет. Продуманно организованная рекреационная среда неизменно создает предрасположенность к строго определенной манере поведения. Благоприятным фактором для проявления общительности, предупредительности, учтивости и дружелюбия служит и чувство отвлеченности от обыденных дел, забот, и общее мажорное настроение, и вообще все, что здесь окружает человека. Обстановка культурного отдыха становится сильным тормозом по отношению к любому проявлению неучтивости или грубости. Именно здесь интенсивно формируется то, что в обиходе называют житейским тактом.

    Вопросы № 36

    Классификация игр. Игра как средство социально-культурной деятельности.

    Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки и будущим жизненным ситуациям.

    Функции игры:

    - социокультурная,

    - межнациональная коммуникация,

    - самореализации,

    - коммуникативная,

    -диагностическая,

    - игротерапевтическая,

    - коррекция,

    -развлекательная.

    Классификация игр.

    • по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

    • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические);

    • по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);

    • по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговедческие и др.);

    • по игровой среде (с предметами и без предметов, компьютерные (игры-автоматы и аттракционы), осуществление посредством технических приспособлений; пространственно-временные).

    Из всего многообразия игр нами выделены основные группы, которые можно отнести к условиям проведения игр, содержащим классификационные признаки:

    -игры по времени проведения;

    - игры по месту проведения;

    -игры по возрасту участников;

    -игры по степени регулирования;

    -игры с предметами и без предметов;

    -игры по содержанию.

    Виды игр: сюжетно-ролевые игры. Компьютерные игры. Телевизионные игры. Творческие конкурсы. Игровые конкурсные программы. Интеллектуально-творческие игры. Дидактические игры. Карточные игры делятся на азартные, коммерческие и престижные.

    Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры); игровые методы обучения.

    Социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16


    написать администратору сайта