Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос № 8.

  • Основные направления деятельности народных домов в России 19 начала 20 веков

  • Вопрос № 9 . Проблемы социально-культурного развития общества в советской России 1917-1941 годы. Внешкольное образование в первые годы советской власти.

  • Вопрос № 10

  • Вопрос № 11 Деятельность учреждений культуры во второй половине XX века.

  • Ответы на вопросы.ГОСЫ. Ответы на вопросы. Вопрос Историкокультурологические предпосылки возникновения и развития теории социальнокультурной деятельности


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеВопрос Историкокультурологические предпосылки возникновения и развития теории социальнокультурной деятельности
    АнкорОтветы на вопросы.ГОСЫ.doc
    Дата17.12.2017
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы на вопросы.ГОСЫ.doc
    ТипДокументы
    #11876
    страница3 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Вопрос № 7.

    Влияние реформ Петра I на развитие социально-культурной сферы в России.
    18в. появляются предпосылки создания системы народного просвещения.

    Исторический опыт России 17-18 вв. история русской школы свидетельствует о том, что они выступали в качестве заказчиков, заинтересованных в воспитании грамотных и богобоязливых прихожан.

    Деятельность Петра в области просвещения являет собой главную задачу учебным заведениям: подготовка слуг для царя и Отечества. Это относилось, начиная от школьной математики и навигационных наук (1761), Академия наук с гимназией и университетом (1712).

    В 18в. Екатерина II попыталась реализовать идеал в обучении, воспитать «новую породу людей из числа своих подданных». Примером ее порывов стал институт благородных девиц (Смольный). Большое значение имела деятельность М.В, Ломоносова. Он способствовал созданию МГУ (1755).

    Т.о. анализ просвещения школ России показывает о наличии противоречий в обществе. Прогрессивные педагоги мечтали о воспитании хороших людей, а государственные школы ориентировались на подготовку хороших специалистов.

    В эпоху Петра широко культивировались европейские формы досуга, ансамбли, балы, маскарады. Открывается Московское благородное дворянское Собрание. Возникают дворянские клубы, салоны. Сословная принадлежность отразилась на проведении досуга людей. Различные досуговые формы развлечения используют дворяне, но по-прежнему велико влияние патриархальных крестьянских традиций. Широка панорама развлечений мещан (театры, библиотеки, музеи).

    Реформы Петра I коснулись и области социального призрения: Петр I создавал благотворительные учреждения для инвалидов, детей, бездомных, ввел запрет на профессиональное нищенство. Он фактически лишил церковь монополии на филантропию и социальное призрение; создал новые административно-государственные органы для государственного регулирования социальных процессов. Петровские реформы повлияли на рост образованности высшего сословия, но одновременно уменьшилось число грамотных в низшем сословии.

    Екатерина II продолжила курс на развитие социальной помощи населению. Во второй половине ХУШ века культурно-просветительная деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населения и сторон жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их деятельности.

    Развернулась деятельность Вольного экономического общества (с 1765 года) по распространению сельскохозяйственных, медицинских и других знаний.

    Т.о. Политика 18 в. России способствовала: 1) сохранение сословных привелегий высших слоев общества. 2) развитие просвещения, форм досуга.3) распространение благотворительной деятельности.

    Вопрос № 8.

    Общественно-просветительские движения и досуг XIX начала XX века.
    Культурно-просветительская мысль 18в во многом обогащала идеи первой половины 19в.

    В это время происходит преобладание сословной узости и ограниченности в воспитании и образовании. Было положено начало женскому образованию.

    Развитие культурно-просветительской деятельности связано с дворянским периодом освободительного движения. Здесь большую роль оказали социокультурные, просветительские идеи и деятельность декабристов. Возрастает роль литературы в воспитательной и культпросвет работе. Литераторы: Тургенев, Гоголь, Л.Толстой и др. активно отстаивали общечеловеческие, общенациональные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в своих произведениях.

    Новые особенности приобретают в 1й половине 19 в. Общественно-просветительное движение, развивается благотворительная деятельность, система меценатства: 1. Рождается новая форма призрения. 2. Возникает «закрытое» (деятельность в госпиталях, богодельнях и др.) и «открытое» (вне заведений: пенсия, пособия) призрение. 3. Учреждаются первые благотворительные общества.

    Большой вклад в призрение внесла Мария Федоровна, жена Павла I. По ее инициативе в 1803 г. Были учреждены в Москве «Вдовьи дома».

    Понятие «Благотворительность» - проявление сострадания к ближнему, оказание помощи неимущему.

    Граф Воронцов на свои средства построил церковь Святителя Николая в Звонницах. Во второй половине 19в. появилось понятие «общественное призрение». Оно происходит от слова призреть, т.е. обратить взор с вниманием, сочувствием. Цель призрения: разумное и организованное в отличие от благотворительности, обеспечение нуждающихся в необходимом, предупреждение нищеты

    Рассматривая историю благотворительности следует сказать о распространении в 18-19 в.в. милосердия (готовность помочь кому-либо, или простить из сострадания и человеколюбия), филантропии (человеколюбие) и меценатства (меценат – богатый покровитель наук и искусства). В России прославились своей меценатской деятельностью: Морозов, Третьяков и др. Активными сторонниками благотворительности были братья Шереметьевы. Граф Шереметьев основал Странноприимный дом (ныне больница Склифосовского). Канцлер Румянцев-Задунайский на свои средства снаряжал ученые экспедиции, корабли дл кругосветного плавания. Граф Строганов основал в Петербурге сад, открытый для публики, где устраивались вечера, концерты и т.п.

    Реформы 60х гг. повлияли на экономическое и социокультурное развитие общества. Перестраивается система просвещения. Расширяется сеть воскресных школ (гл. роль играли земства). Распространение грамотности оказало влияние на развитие городов. Появились народные дома, которые получили широкое распространение в 90е гг. 19в. И в 1914г действовало уже около 200 народных домов.

    Основные направления деятельности народных домов в России 19 начала 20 веков: 1. Отсутствие принуждения. 2. Свобода выбора. 3. Общедоступность. 4. Поучительность. 5. Общепонятность.

    При народных домах существуют общедоступные библиотеки. Параллельно с народными домами развивались народные театры в 2х формах: 1) профессиональные театры для народа (с низкой входной платой и доступным репертуаром) 2)самодеятельные театры (любительские).

    В начале 20в. Насчитывалось около 170 народных домов. Их развитию помогали известные деятели русской культуры: Соблинов, Станиславский, Толстой. Повсеместно создаются народные хоры, драмкружки, ансамбли. На этот период приходится плодотворная общественная деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок», «Могучей кучки» - объединения русских композиторов.

    Развивается музейное дело. Музеи активно развернули свою культурно-просветительскую деятельность. Появляется радио, кинематограф. Все больше детей и взрослых вовлекаются в спортивные виды досуговой деятельности. Растет число детских и женских клубов. Их цель: педагогическая, воспитание детей и родителей. Общедоступные клубные учреждения возникли во 2й половине 19 в. И развивались как общественные просветительские учреждения. Многие из них выполняли функции общественного клуба, объединения клубного типа с определенной направленностью своей деятельности: комитет грамотности; общество содействия народного образования, общество распространения технических знаний и т.п. Все эти клубные по своему характеру общества существовали на средства благотворителей. Привлекались бесплатно к их деятельности ученые и педагоги. Общественные клубные учреждения получили широкое распространение в дореволюционной России. Ориентировали они свою работу со взрослыми посетителями, выполняя внешкольно-образовательную функцию. Этому способствовали идеи выдвинутые учеными педагогами: Шацким и т.п.

    Широкую известность получила просветительская деятельность Лесгафта в область ЗОЖ, занятия физкультурой детей и взрослых. Деятельность киноиздательского товарищества Сытина. Получил широкую известность дом Поленова, как центр организации методологической помощи фабричным, деревенским, и школьным театрам. В начале 20в расширяется рекреативная, развивающая функция искусства, досуга, спорта.Общество распространения технических знаний. В его уставе, утвержденном 4 июня 1869 г., сказано, что целью Общества является – "содействовать усовершенствованию и распространению в России технических знаний вообще; преимущественно же усвоению усовершенствованных технических приемов в тех отраслях отечественной промышленности и ремесел, которые имеют более обширное практическое применение". Для достижения этих целей общество может: "а) учреждать технические школы и мастерские; б) устраивать библиотеки, выставки и музеи по части промышленности и ремесел; в) издавать книги по разным отраслям технических знаний

    Вопрос № 9.

    Проблемы социально-культурного развития общества в советской России 1917-1941 годы. Внешкольное образование в первые годы советской власти.
    Революционные события России начала 20 века изменили социальную направленность культурно-просветительской деятельности и досуговой деятельности.

    Февральская революция 1917 г. Потребовала от новой власти выработки социокультурной политики, основанной на демократических началах. Временное правительство приняло ряд нововведений: 1) женщинам предоставились политические права; 2) Демократическое начало получили отражение во всех сферах жизни населения России. 3) Поддерживались народные инициативы в сфере социокультурной жизни.

    Увеличилось число массовых клубов и библиотек, учреждений социальной помощи.

    Были предприняты попытки реорганизации управления социальной сферы, внешкольного образования. С Октябрьской революции в стране создается система политико-просветительной работы. Идеология новой власти реализуется в области просвещения, внешкольного образования, в СКД. Декреты Советского государства и документы партийных съездов, совещаний содержали массу выдержанных в духе новой идеологии руководящих указаний и директив по внешкольному образованию, ликвидации неграмотности, организации и деятельности политпросветов и мероприятий по их реализации на местах. Практически в сфере культуры и просвещения было положено начало долгосрочной эре установления идеологического диктата.

    Возникшая в конце 19в. методология образования должного развития не получила. Исследования внешкольного образования, замененное в 30х гг. внешкольным воспитание велись фрагментарно и бессистемно. В результате произошел разрыв теории от практики, что отрицательно сказалось на реорганизации воспитательных учреждений.

    Деятельность наркомпросса, профсоюзов, пролеткульта и др. общественных организаций, соответствовала идеологическим установкам в области просвещения, культуры, досуга. Рассмотрению идеологических запретов способствовала и гражданская война. Централизованное управление охватила весь процесс идеологической работы. В 19-20 гг. при партийных органах создавались агитпроб отделы. А в 1920г, главпросвет. Как центр всей политико-просветительской и воспитательной работы в стране формируется система партийного руководства этой работы через наркомы и т.п. Одновременно наблюдается огосударствование профсоюзных, кооперативных учреждений, усиление диктата и монополии государственного аппарата.

    По всей стране культивируются массовые формы воспитания и перевоспитания: 1) митинги,2)политико-агитационные программы, 3) массовые гуляния, 4) социальные соревнования, 5) субботники, воскресники.

    В связи с осложнением экономических систем в культуре сокращается финансирование образования и культуры, заметно уменьшается количество школ, клубов и др. культпросвет заведений. В областях культуры и образования не хватает специалистов.

    Для внешкольной работы: сотрудники подбирались по принципу партийности и классовой принадлежности. Тяжелым было материальное положение учителей. В сентябре 1922г. была выслана из России в Германию большая группа известных русских ученых, писателей. Культура, наука, досуг, вся социокультурная жизнь общества находилась под жестким партийным контролем. Много всего закрывают. Новая власть рационализирует культурные ценности под школы и избы-читальни передаются церковно-приходские школы и барские поместья.

    Появляются адекватные термины: «культурно-массовая работа» и «культурно-воспитательная работа». Ведутся исследования в области внешкольной работы. Исследования Блондского, Богданова, и т.д. Культпросвет работа рассматривается как разновидность педагогического труда. Большинство исследователей того времени считали, что культпросвет деятельность – это педагогическая деятельность организованная, свободная деятельность населения с целью воспитания всесторонне развитой личности. Коммунистическое восприятие провозглашалось главной функцией. Это положительно сказалось на клубной работа. Появились кружки: общественные, производственные, военные, рабкоровские.

    Большой популярностью пользовались выступления синеблузников, инсценированные суды и т.д.

    В 1922г. начинается деятельность пионерской организации, начинается создание домой и дворов пионеров.

    В конце 20-30х г.г. активизировалась борьба с пьянством, за ликвидацию безграмотности, хулиганством, беспризорностью, пропаганда ЗОЖ и т.п. Было положено начало реорганизации изб-читален в сельские клубы. Распространены олимпиады, смотры художественной деятельности. В это же время активизируется борьба с религией, разрушаются церкви, памятники, идет борьба с революционными вредителями.

    В 1923г. создается первая центральная детская экскурсионная туристическая станция. 16.06.1926г. – создается лагерь «Артек».

    Предвоенные годы характеризуются творческим оживлением: возрастает роль печати, радио, кино, литературы и искусства. Появляются творческие союзы, зарождается государственное телевидение, появляются новые научные исследования.

    Вопрос № 10

    Работа учреждений культуры в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
    С началом Великой Отечественной войны работа культурно-просветительных, социальных учреждений не могла быть приостановлена: предстояло оперативно привести ее в соответствие с требованиями военного времени.

    Культурно-просветительная работа в Вооруженных Силах СССР являлась составной частью политической работы в Красной Армии и на Флоте, средством патриотического, военного, культурного воспитания личного состава, мобилизации его на разгром врага. Активизировалась деятельность фронтовых, армейских домов Красной Армии, передвижных культурно-просветительных учреждений (походных клубов, библиотек, агитпоездов, агитма-шин, агитповозок, агитсаней, агитэскадрилий, агиткатеров). Среди воинов нерусских национальностей эта работа велась с учетом особенностей их языка, национальных традиций. На всех крупных железнодорожных станциях открывались агитпункты.

    Фронтовые бригады самодеятельных артистов регулярно выезжали в действующую армию; их концертная деятельность нередко осуществлялась в боевой обстановке.

    В годы войны фашисты варварски уничтожили и разграбили тысячи учреждений культуры, вывезли множество культурных ценностей, разрушили социальную инфраструктуру на оккупированной территории Советского Союза. Работники культуры проявляли героические усилия по спасению культурных ценностей.

    История сохранила массу примеров государственной, общественной, частной инициативы в области социального обеспечения различных категорий нуждающихся: раненых, инвалидов, членов их семей, семей погибших на войне, эвакуированных, сирот, беспризорников, военнопленных и др.

    Правительство вступило в диалог с религиозными деятелями: в те годы церковь активизировала свою патриотическую, благотворительную деятельность.

    В организации и проведении культурно-просветительной работы было немало трудностей. Часто это объясняется естественным резким сокращением ассигнований на деятельность политико-просветительных учреждений. Среди участников народного ополчения, членов партизанских отрядов оказалась значительная часть квалифицированных культпросветработников. Существенно сократились книжные фонды и музейные экспозиции, уменьшилось число радиоточек, киноустановок, коллективов художественной самодеятельности. Тем не менее продолжали проводиться местные, республиканские и всесоюзные смотры художественной самодеятельности. Работа с молодежью, подростками, детьми и женщинами была обусловлена задачами военного времени.

    Основные направления культурно-просветительной работы в тылу включали в себя: организацию агитационно-пропагандистской, массово-политической, оборонно-массовой работы, проведение широкой справочной работы, участие культпросветучреждений в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий, помощь в развитии соцсоревнования. Художественная самодеятельность выступала как средство духовной мобилизации людей на борьбу с фашизмом. Одновременно необходимо было организовать их отдых и досуг в условиях тяжелого труда.

    В освобожденных от оккупантов районах страны восстанавливались разрушенные культпросветучрсждения; общественность способствовала возобновлению их работы. Освобождались помещения профсоюзных клубов, Домов и Дворцов культуры, ранее использовавшиеся не по назначению. Увеличивались государственные ассигнования на социально-культурные цели.

    Культпросветучреждения армии и флота внесли свой вклад в восстановление очагов культуры на территориях, освобожденных от фашистской оккупации в СССР и за его пределами, в развитие художественной самодеятельности и организации отдыха и досуга воинов; они активно содействовали патриотическим движениям трудящихся.


    Вопрос № 11

    Деятельность учреждений культуры во второй половине XX века.
    В послевоенные годы растет сеть учреждений культуры и образования. Культпросвет работа перестраивается в соответствии с задачами мирного времени.

    Совершенствуется система высшего и средне-специального культпросвет образования. В то же время проводится репрессивная политика по отношению к религии. В 70-80гг многие учреждения культуры оказываются оторванными от запросов интересов в сфере досуга. В областях создаются научно-методические центры творчества культпросвет работы, ориентация ее на социально-досуговую деятельность. Встал вопрос о кадрах в социокультурной сфере. Обусловленность перехода от культпросвет работы к социально-досуговой деятельности определили решением таких проблем, как демократизация системы управления и деятельности, ориентация на создания досуговой деятельности, переосмысление принципов и функций культпросвет работы, внедрение нового хозяйственного механизма, ориентация на социализацию детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, расширение диапазона изученных запросов и потребностей, различных групп населения в сфере свободного времени.

    В период 1946 - 1970 гг. значительно расширилась сеть культурно-досуговых учреждений. Первые послевоенные годы характеризовались усиленной работой по восстановлению разрушенных в ходе войны уч­реждений культуры, а при наличии финансовых средств осуществля­лось строительство новых объектов. В восстановлении и строительстве культурно-досуговых учреждений государство опиралось на безвоз­мездную помощь населения, особенно молодежи. В ходе восстанови­тельных работ ремонтировались разрушенные здания, приводились в порядок пустующие помещения, в которых открывались клубы, читаль­ни, красные уголки. К началу 50-х гг. восстановительные работы в основном были завершены, а с середины 50-х гг. строительство учреж­дений культуры приняло массовый характер.

    В 1953 году образуются Министерство культуры СССР и министерства культуры союзных республик, территориальные органы управления учреждениями культуры на местах.

    С середины 50-х г, в строительство объектов культуры активно включались колхозы. Сельскохозяйственными предприятиями выделя­лись финансовые средства, создавались строительные бригады, ста­вился вопрос о передаче на их баланс части сельских учреждений куль­туры с последующим их содержанием.

    В течение 70-80-х гг. государство принимало меры по развитию высшего и среднего специального образования для подготовки органи­заторов культуры. К концу 80 гг. в России функционировало 16 вузов культуры и их филиалов. Возросло количество культурно-просветительных училищ, библиотечных техникумов. Продолжала осу­ществляться подготовка специалистов для культурно-досуговой сферы и по линии факультетов общественных профессий (ФОПов), образован­ных в высших учебных заведениях страны.

    Возрастает роль профсоюзов, комсомола, общественных комиссий и советов в культурно-просветительной и социальной работе. Наблюдается широкий размах разнообразных по содержанию досуговых форм деятельности. Возрождаются и становятся поистине массовыми и традиционными праздники песни, молодежи в прибалтийских республиках; праздники «Русская зима», «День луга», «Русская березка», «Сабантуй» и др.

    Растет сеть народных университетов, народных театров, общественно-политических объединений («Прометей», «Красная гвоздика», «Родина» и др.), клубов ветеранов труда, объединений любителей театра, музыки, кино и литературы. Развиваются семейные формы досуга. В работе культпросветучреждений большое место занимает пропаганда революционных, боевых и трудовых традиций.

    В стране утверждается практика регулярного проведения всесоюзных фестивалей и смотров самодеятельного искусства, народного творчества.

    Остро стояла проблема закрепляемости кадров. Текучесть кадров отличала клубные, библиотечные, музейные учреждения. Особенно плохо закреплялись специалисты на селе.

    Распад СССР существенно повлиял на изменение социокультурной ситуации в России. Государственная (федеральные и местные органы), церковная, общественная и частная социальная помощь обретают конкретные организационные формы. Значительно возрастает удельный вес международных, федеральных, местных фондов, программ социально-культурной поддержки, развития.

    Принятие Закона РФ о культуре (ноябрь 1992 года) явилось первой за многие годы попыткой придать сфере культуры нормативно-правовое обеспечение и повлиять на социально-культурную жизнь общества.

    Экономическая ситуация в стране 90-х годов имела негативные последствия для деятельности учреждений культуры, досуга: закрытие клубов, сокращение бесплатных услуг, резкое сокращение бюджетных ассигнований, падение уровня жизни населения. В то же время происходят структурные и функциональные изменения в системе управления организациями, учреждениями социокультурной сферы на федеральном, региональном, местном уровнях. В социально-культурной, досуговой сферах интенсивно развивается коммерческий сектор.

    Многие факты и явления рубежа XX-XXI веков свидетельствуют о возрастании роли и значения религии в социально-культурной жизни общества. В этот период существенно обостряются и частично решаются проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы.

    Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга в 90-е годы потребовало расширения классификатора специальностей, специализаций, квалификаций в вузах, колледжах, училищах культуры и искусств. Введение Государственных образовательных стандартов стимулировало обновление содержания многих учебных курсов, введение новых образовательных технологий.

    Многоуровневость образования стала требованием дня. Возникла необходимость в дополнительном профессиональном образовании. Многие проблемы высшего образования в сфере культуры решаются путем введения платного обучения, сосуществования государственных и негосударственных учебных заведений, создания сети филиалов вузов в различных регионах страны.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта