билеты. Вопрос 1 Литературоведени
Скачать 158.92 Kb.
|
Литературные жанры - это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы, средство раскрытия содержания. Каждый из них обладает комплексом устройчивых свойств. Бахтин: "Жанровая форма - это способ видения и осмысления мира". Он разграничивал 2 аспекта жанров: 1. Формальный 2. Содержательный Геннадий Николаевич Поспелов - классификация жанров на основе социологического принципа 4 группы(Поспелов): 3. Произведения национально-исторического жанрового содержания: эпопеи, былины, оды. 4. Романтические жанры (осмысляют становление отдельных характеров в частных отношениях)- романы 5. Произведения этиологического жанрового содержания (раскрывают состояние национального общества или какой-то его части) - утопии, антиутопии, трагедии 4* Произведения мифологического содержания В. Е. Халисев 4* объединяет с произвед. с религиозно-философской проблематикой. Выделяет онтологический жанр (человек человек соотносится не столько с жизнью, сколько с высшим бытиём) - притча, минепея, мифы. Решающую роль в создании жанров играет характер предметов изображения. Использование в отдельных национальных литературах определенных жанров всегда обусловлено действительными потребностями национального развития. Проблема жанров (Тамарченко) – это соотношение реальной истории литературы и теории. Закономерность исторического развития жанров определяется соответствием живым общественным потребностям, насущным познавательным, нравственным, эстетическим запросам людей. Действием этого закона и объясняется значительность одних и незначительность других жанров. Вопрос 22. Жанры лирики Лирика - Это непосредственное выражение поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни - Это выразительный род литературы - Это субъективное выражение переживаний, размышлений и психического состояния человеческой личности в определенный период и момент жизни - Самый первый род литературы - как выразитель коллективной и личностной субъективности - В основе создания рода лирики – хоровые песни и фольклорная трудовая лирика Большинство лирических стихотворений глубоко индивидуальны, неповторимы. В них можно отметить только родовые свойства лирики. Но некоторые произведения русских поэтов, изучаемые в школьном курсе, имеют ясно выраженные жанровые признаки. Это прежде всего лирика русских поэтов-романтиков первой трети XIX в. В каждой национальной поэзии складывается своя система лирических жанров, зависящая от особенностей языка и системы стихосложения. Жанры лирики по форме: Стихотворение - небольшое поэтическое произведение, написанное в стихотворной форме на любую тему Элегия – лирическое стихотворение, наполненное грустью и печалью (Лермонтов, «И скучно, и грустно…» Ода – торжественное хвалебное стихотворение в честь какого-то известного человека (Ломоносов) Сатира – стихотворение с гневным осмеянием каких-либо пороков (Бернс, «Честная бедность») Эпиграмма – короткое стихотворение, в котором осмеивается какой-либо человек (Пушкин) Гимн – хвалебная песнь Послание – стихотворение, посвященное и направленное какому-либо лицу Эпитафия – надгробная стихотворная надпись Эпиталама – свадебная песнь Сонет – стихотворение особой формы из 14 строк Танки – китайские пятистишия Хокку – японские трехстишия Жанры лирики по содержанию: - политическая лирика - гражданская лирика - восприятие общественно-политической жизни страны через призму собственных социальных взглядов и мировоззрения автора - философская лирика – размышления о смысле жизни и бытия - пейзажная лирика - восприятие природы через призму личностных переживаний - интимная лирика - выражение чувств и переживаний личной жизни героя - лирика о поэте и поэзии Вопрос 23. Форма и содержание лит.произведения. Художественное произведение представляет собой внутреннее единство содержания и формы. Содержание и форма — неразрывно связанные друг с другом понятия. Чем сложнее содержание, тем богаче должна быть форма. По художественной форме можно судить и о многообразии содержания. Категории «содержание» и «форма» были разработаны в немецкой классической эстетике. Гегель утверждал, что «содержанием искусства является идеал, а его формой — чувственное образное воплощение». Во взаимопроникновении «идеала» и «образа» Форма и содержание литературы — «основополагающие литературоведческие понятия, обобщающие в себе представления о внешних и внутренних сторонах литературного произведения и опирающиеся при этом на философские категории формы и содержания». В процессе анализа содержания и формы литературных произведений выделяются его внешние и внутренние стороны, которые находятся в органическом единстве. Содержание и форма имеют сложное многоступенчатое строение. Например, внешняя организация речи (стиль, жанр, композиция, метр, ритм, интонация, рифма) выступает как форма по отношению к внутреннему художественному смыслу. Форма — это живая плоть содержания. Содержание может существовать только в материи, в форме. Всякое изменение формы есть одновременно изменение содержания, и наоборот. Вопрос 24. Язык худ. литературы. Фигуры поэтической речи. Синтаксический параллелизм. Язык худ.литературы- язык, на котором создаются художественные произведения (его лексикон, грамматика, фонетика), в некоторых обществах совершенно отличный от повседневного, обиходного («практического») языка; в этом смысле Я. х. л. — предмет истории языка и истории литературного язык. Одной из отличительных черт художественной литературы является отсутствие стандартизованности, так как автор художественного произведения обладает свободой в выборе языковых средств, чем авторы текстов других стилей. Достичь особой формы худ.произведения позволяют фигуры поэтической речи. Изобразительные средства в поэтическом синтаксисе называют фигурами поэтической речи. Повтор – основная разновидность стилистических фигур прибавления. Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах: Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки: Многосоюзие (полисинтетон) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры Бессоюзие (асиндетон) – построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов: Параллелизм – развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях: Перенос (анжанбеман) – несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей: Инверсия – необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок: Антитеза – противопоставление образов и понятий: Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости: Риторический вопрос – это такой вопрос, который ставится для привлечения внимания к какому-либо явлению, а не для получения на него ответа: Риторическое обращение тоже используется не для того, чтобы получить на него отклик, а чтобы обратить внимание на изображаемое: Синтаксический параллелизм - прием, при котором соседние предложения строятся по одинаковой схеме. Сходность таких элементов речи часто обеспечивается анафорой или эпифорой. Это слово происходит от греческого, и в буквальном переводе означает: «находящийся рядом», «идущий рядом». Среди параллелизмов выделяют следующие виды:
Среди всех видов параллелизмов, наиболее часто встречается в литературе синтаксический параллелизм. Его отличает использование одной и той же структуры предложений, будь то стихотворение или проза. Обобщающее обстоятельство, как правило, ставится в первую часть предложения, во вторую же помещаются сравниваемые объекты. Использование такого приема позволяет усилить обобщающее обстоятельство, сделать его описание полным, объемным, ярким. Чаще всего используемое обстоятельство или часть речи является ключевым в произведении, так называемым «главным героем», усилить которое подчас просто необходимо для понимания сюжета. Использование синтаксического параллелизма. Подобный прием весьма характерен для английских текстов. В русском языке подобная форма используется реже, так как разбивать конструкцию предложения не всегда уместно и стилистически верно. Примеры синтаксического параллелизма. Чаще всего в русской поэзии подобные композиции встречаются у Тютчева и Фета. Вопрос 28. Сентиментализм – течение в искусстве и литературе, которое получило широкое распространение после классицизма. Если в классицизме доминировал культ разума, то в сентиментализме на первое место выходит культ души. Авторы произведений, написанных в духе сентиментализма, апеллируют к восприятию читателя, пытаются с помощью произведения пробудить определенные эмоции и чувства. Сентиментализм зародился в Западной Европе в начале 18 века. До России это направление дошло лишь к концу столетия и заняло доминирующее положение в начале 19 века. Новое направление в литературе демонстрирует абсолютно новые черты:
Развитие сентиментализма в России можно разделить на 4 этапа, 3 из которых приходятся на 18 век. XVIII век
В 1760-1765 годах в России начали выходить журналы «Полезное увеселение», «Свободные часы», которые сплотили вокруг себя группу талантливых поэтов во главе с Херасковым. Считается, что именно Херасков Михаил Матвеевич положил начало русскому сентиментализму.
На этот период приходится расцвет творчества Муравьева.
Данный период считается наиболее плодотворным для российского сентиментализма. Именно в это время создает свои знаменитые произведения Карамзин. XIX век
Кризисный этап для русского сентиментализма. Направление постепенно теряет свою популярность и актуальность в обществе. Многие современные историки и литературоведы считают, что сентиментализм стал мимолетным переходным этапом от классицизма к романтизму. Билет 29. Романтизм – это художественное направление в культуре, характеризующееся изображением сильных страстей, идеального мира и борьбы личности с общество . Период романтизма приходится на конец XVIII века и первую половину XIX века. Кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения привели к переходу от культа разума к культу чувства. Связующим звеном между классицизмом и романтизмом стал сентиментализм. Основные черты романтизма : -Отклонение от канонов классицизма,вольное композиционное построение произведений. -Основа произведения романтизма-это конфликт между реальным миром и вымышленным,идеальным миром. -Драматический сюжет-главный герой одинок и несчастен,стремление к идеалу приводит к трагедии сильной личности. -Использование ярких,эмоциональных средств художественной выразительности,передающих человеческие страсти. -Авторское отношение к действительности выражено через главного героя-бунтаря. -Чувства на первом месте,отрицание рациональности,разумности,на фоне природных явлений и народных традиций. Романтизм как направление в литературе связывают с такими зарубежными писателями и поэтами, как Байрон, Гейне, Шиллер, Гёте, Гюго. В России это прежде всего В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков, а также декабристы К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский и В. К. Кюхельбекер. Дань романтизму отдали и молодые А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Романтическими произведениями являются такие произведения, как «Смерть Ермака» К. Ф. Рылеева, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Светлана» В. А. Жуковского, «Бахчисарайский фонтан» А. С. Пушкина. Билет 30. Реализм - литературное направление, в котором окружающая действительность изображается конкретно исторически, в многообразии ее противоречий, а «типические характеры действуют в типических обстоятельствах». Литература понимается писателями-реалистами как учебник жизни. Поэтому они стремятся постигнуть жизнь во всех ее противоречиях, а человека — в психологических, социальных и других аспектах его личности. Общие для реализма черты:
Во второй трети XIX в. усилилось критическое отношение писателей к окружающей действительности — и к среде, обществу, и к человеку. Критическое осмысление жизни, направленное на отрицание ее отдельных сторон, дало основание называть реализм XIX в. критическим. Крупнейшими русскими реалистами были Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов. Изображение окружающей действительности, человеческих характеров с точки зрения прогрессивности социалистического идеала создало основу социалистического реализма. Первым произведением соцреализма в русской литературе считается роман М. Горького «Мать». В духе соцреализма творили А. Фадеев, Д. Фурманов, М. Шолохов, А. Твардовский. Вопрос 31. Декаданс, модернизм, постмодерн Декаданс - направление в литературе и искусстве конца XIX - начала XX веков. Родина литературного декаданса – Франция. Переходный этап между романтизмом и модернизмом. Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, отрыв от реальности, поэтика искусства для искусства, эстетизм, падение ценности содержания, преобладание формы, стилизации и т. д. Основные представители: Оскар Уайльд, Теофиль Готье, Шарль Бодлер, Поль Верлен, Фридрих Ницше. Модернизм — направление в искусстве XX века. Характеризуется разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Направления: - авангардизм - направление в литературе XX века, связанное с разрушением традиционных форм и канонов. - символизм характеризуется экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности. Возник во Франции. Основные представители: Ш. Бодлер, А.Рембо; В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, А.А. Блок. - акмеизм противостоит символизму. Возник в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова, конкретность и «вещественность» образа. Основные представители: С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам. - футуризм возник в начале 20 века в Италии. Футуристов форма стихотворения интересовала больше содержания. Придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш. Основные представители: Н.Д. и Д.Д. Бурлюки, В.В. Маяковский, В.В. Каменский, В.В. Хлебников, А.Е. Крученых. - импрессионизм был распространен в 1870-1920-е гг. Импрессионисты стремились передать непосредственное мгновенное впечатление от реальности, создавая ипровизацию ярких образов. Элементы есть в творчестве К.Д. Бальмонта, И.Ф. Анненского, А.А. Фета. - экспрессионизм сменяет импрессионизм в 1910-х гг. Ему присущ социально изобличительный пафос, эмоционально-пстхологическая насыщенность, ассоциативность. Осн. приемы – гротеск, гипербола, контраст. Основные представители: Ф.Кафка. - кубизм – направление во французском искусстве 1900-1910 гг., в основном в живописи. Элементы есть в раннем творчестве В.В. Маяковского. - имажинизм – 1910-1920 гг. Содержание должно подчиняться художественной форме. Особенность поэзии: метафорический образ, основанный на сопоставлении непохожих предметов, явлений, понятий. Основные представители: С.А. Есенин, А.Б. Мариенгоф, В.Г. Шершеневич. - сюрреализм 1910-1920 гг. Источник искусства – сфера подсознания. Особенности: разрыв логических связей, хаотичная запись реальности, состыковка деталей и сцен по случайному принципу, фиксирование всех пришедших в голову идей. Основные представители: А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар. Т. Тцара. Термин «литература постмодернизма» описывает характерные черты литературы второй половины XX века. Особенности: ориентация на элитарного и массового читателя; тотальная ирония и пародирование; цитирование и интертекстуальность; приемы эстетической игры с жизненными реалиями, текстом, читателем, литературными архетипами; литературные эксперименты. Основные представители: Вен. Ерофеев, У. Эко, П. Зюскинд, В.О. Пелевин, В.Г. Сорокин. |