Главная страница
Навигация по странице:

  • Классификация Кормана :1.Собственно автор

  • 4.Ролевой герой

  • Вопрос 38. Герой и персонаж. Тип и характер. ПЕРСОНАЖ

  • Главный герой

  • ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТИП

  • Вопрос 39. Понятие просодии и связь типа стихосложения с языком. ПРОСОДИЯ

  • Просодия в фонетике

  • СТИХОСЛОЖЕНИЕ

  • Билет 40. Метрическая система стихосложения

  • Билет 41. Стих и проза. Понятия метра, стопы, размера, ритма. Верлибр.

  • Метр (термин античного стихосложения)

  • Билет 42. Реформа русского стихосложения. Труды В. А. Тредиаковского и М. В. Ломоносова

  • билеты. Вопрос 1 Литературоведени


    Скачать 158.92 Kb.
    НазваниеВопрос 1 Литературоведени
    Дата13.12.2018
    Размер158.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты.docx
    ТипДокументы
    #60155
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Повествования от 1 лица - личное повествование, повествование от 3 лица - безличное. Очень часто при личном повествовании повествователь персонифицирован, при безличном - неперсонифицированный или рассказчик. 
    -Драма - нет форм авторского присутствия, есть только его "следы", т.к. форма словесного выражения в драме - диалог или полилог - автора нет, есть только герои. 
    Ярче всего авторское присутствие в лирике. Классификация Кормана:
    1.Собственно автор - близок к повествователю в эпосе, это проявляется в тех произведениях, где предметом изображения являются предметы мира. Мир в лирике всегда психологизирован (развернут внутренний мир героя). Степень скрытости автора в тексте: -3 лицо -1 лицо (мн.ч.). "Мы" - обобщенный носитель сознания. В таких текстах форма - наблюдение или размышление.

    2.Автор-повествователь - проявляется в тех текстах, где говорится о судьбе человека. В современной классификации эти 2 формы объединяют и говорят о лирическом повествователе.
    3.Лирический герой - субъект речи, через которого выражаются биографические и эмоционально-психологические черты автора. Лирический герой - монологическая форма авторского выражения в тексте
    4.Ролевой герой - опосредованное выражение автора в тексте через социокультурный тип прошлого или настоящего. Ролевой герой - диалогическая форма.

    5.Поэтический мир - субъективность автора выражается в мире или в изображаемом. 6.Межличностный субъект - форма реализует разные точки зрения на мир.

    Вопрос 38.

    Герой и персонаж. Тип и характер.

    ПЕРСОНАЖ – вид художественного образа, субъект действия. Этот термин в определенном контексте может быть заменен понятиями "действующее лицо" или "литературный герой", но в строгом теоретическом плане это разные термины. Объясняется данная взаимозаменяемость тем, что в переводе с латинского (persona – маска) слово "персонаж" означает актера, исполняющего роль в маске, выражающей определенный тип характера, следовательно, буквально действующее лицо. Поэтому термин "персонаж" следует отнести к формальным компонентам текста. Допустимо употреблять этот термин при анализе системы образов-персонажей, особенностях композиции. Литературный персонаж – носитель конструктивной роли в произведении, автономный и олицетворенный в представлении воображения (это может быть личность, но также животное, растение, ландшафт, утварь, фантастическое существо, понятие), вовлеченный в действие (герой) или только эпизодически указанный (например, личность, важная для характеристики среды). С учетом роли литературных персонажей в целостности произведения можно поделить их на главных (первого плана), побочных (второго плана) и эпизодических, а с точки зрения их участия в развитии событий – на поступающих (активных) и пассивных.
    Понятие "персонаж" применимо для эпических и драматических произведений, в меньшей степени для лирических, хотя теоретики-лирики как рода литературы допускают применение этого термина. Например, Г. Поспелов один из типов лирики называет персонажным: "Персонажи... – это личности, изображенные в эпических и драматических произведениях. Они всегда воплощают в себе те или иные характеристики общественного бытия и поэтому имеют определенные индивидуальные черты, получают собственные имена и создают своими действиями, протекающими в каких-то условиях места и времени, сюжеты таких произведений". В лирических произведениях герой не формирует сюжет, в отличие от эпических и драматических личность не действует непосредственно в произведении, но она представляется как художественный образ.
    Л. Я. Гинзбург отмечала, что не следует смешивать понятия "лирический субъект" и "лирический герой" как особые формы воплощения личности поэта. 

    ГЕРОЙ
    Под термином "литературный герой" понимается целостный образ человека – в совокупности его облика, образа мыслей, поведения и душевного мира; близкий по смыслу термин "характер", если брать его в узком, а не в расширительном значении, обозначает внутренний психологический разрез личности, ее природные свойства, натуру.
    Героями произведений могут быть не только люди, но и животные, фантастические образы и даже предметы. Все они в любом случае являются художественными образами, отражающими действительность в преломленном сознании автора.

    Герой – один из центральных персонажей в литературном произведении, активный в происшествиях, основных для развития действия, сосредоточивающий на себе внимание читателя.
    Главный герой – литературный персонаж, наиболее вовлеченный в действие, его судьба – в центре внимания автора и читателя.

    Литературный герой – образ человека в литературе. Однозначно с литературным героем нередко употребляются понятия "действующее лицо" и "персонаж". Иногда их разграничивают: литературными героями называют действующих лиц (персонажей), нарисованных более многогранно и более весомых для идеи произведения. Иногда понятие "литературный герой" относят лишь к действующим лицам, близким к авторскому идеалу человека (так называемый положительный герой) или воплощающим героическое начало (например, герои былин, эпоса, трагедии). Следует, однако, отметить, что в литературной критике эти понятия, наряду с понятиями "характер", "тип" и "образ", взаимозаменяемы.
    С точки зрения образной структуры литературный герой объединяет характер как внутреннее содержание персонажа, а его поведение, поступки как нечто внешнее. Характер позволяет рассматривать действия изображаемой личности в качестве закономерных, восходящих к какой-то жизненной причине; он есть содержание и закон (мотивировка) поведения.

    Персонаж в обычном значении то же, что литературный герой. В литературоведении термин "персонаж" употребляется в более узком, но не всегда одинаковом смысле. Чаще всего под персонажем понимается действующее лицо. Но и здесь различаются два толкования: лицо, представленное и характеризующееся в действии, а не в описаниях: тогда понятию "персонаж" более всего соответствуют герои драматургии, образы-роли. Любое действующее лицо, субъект действия вообще. В такой интерпретации действующее лицо противополагается лишь "чистому" субъекту переживания, выступающему в лирике, потому-то термин "персонаж" неприменим к так называемому лирическому герою: нельзя сказать "лирический персонаж".
    Под персонажем подчас понимается лишь второстепенное лицо. В этом осмыслении термин "персонаж" соотносится с суженным значением термина "герой" – центральным лицом или одним из главных лиц произведения. На этой почве сложилось и выражение "эпизодический персонаж" (а не "эпизодический герой"). 

    ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТИП — это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее характерной для определенной общественной среды в определенное время. В нем соединяются две стороны - индивидуальное (единичное) и общее. 
    Типическое - не означает усредненное. Тип концентрирует в себе все наиболее яркое, характерное для целой группы людей — социальной, национальной, возрастной и т.д. Например, тип тургеневской девушки или дамы бальзаковского возраста.
    Или тип «лишнего человека» в русской литературе при всем своем многообразии (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов) имел общие черты: образованность, неудовлетворенность реальной жизнью, стремление к справедливости, невозможность реализовать себя в обществе, способность к сильным чувствам и т. д. Каждое время рождает свои типы героев. На смену «лишнему человеку» пришел тип «новых людей». Это, например, нигилист Базаров.
    ХАРАКТЕР (от греческого character — черта, особенность) — образ человека в литературном произведении, который соединяет в себе общее, повторяющееся и индивидуальное, неповторимое. Через характер раскрывается авторский взгляд на мир и человека. Принципы и приемы создания характера отличаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображения жизни, от литературного рода произведения и жанра.
    Следует отличать литературный характер от характера в жизни. Создавая характер, писатель может отражать и черты реального, исторического человека. Но он неизбежно использует вымысел, «домысливает» прототип, даже если его герой — историческое лицо.
    Характер состоит из многообразных черт и качеств, которые соединяются неслучайно. В каждом характере есть главная, доминирующая черта.
    Характер может быть простым и сложным.
    Простой характер отличается цельностью и статичностью. Герой либо положительный, либо отрицательный.
    Простые характеры традиционно объединяются в пары, чаще всего на основ противопоставления «плохой» - «хороший». Противопоставление заостряет достоинства положительных героев и умаляет заслуги героев отрицательных. Пример – Швабрин и Гринев в «Капитанской дочке»
    Сложный характер - это постоянный поиск героя самого себя, духовная эволюция героя и пр. 
    Сложный характер очень трудно обозначить «положительным» или «отрицательным». В нем присутствует противоречивость и парадоксальность. Как в капитане Жеглове, который чуть было не упек бедного Груздева в тюрьму, но с легкостью отдал продуктовые карточки соседке Шарапова.

    Вопрос 39.

    Понятие просодии и связь типа стихосложения с языком.

    ПРОСОДИЯ (др.-греч.«ударение») также просодика — возникла в античной грамматике как учение об ударении (в первую очередь музыкальном), занимающееся слогами с точки зрения их ударности и протяженности. В настоящее время понятие просодии неоднозначно и рассматривается в разных научных дисциплинах.
    Просодия в фонетике — учение об ударении, тоне, интонации, то есть о супрасегментных единицах звучания.
    Просодия в стиховедении — учение о метрически значимых элементах речи, таких как паузы, слоги: долгие и краткие, ударные и безударные. Понятие просодии в стиховедении не ограничено однозначно, и просодия может рассматриваться как синоним ритмики.
    СТИХОСЛОЖЕНИЕ (версификация) - стихотворная организация речи, возникающая благодаря ее особой ритмической, звуковой, строфической структуре, в конечном счете определяющаяся закономерностями данного языка, на котором основано данное стихосложение,но в то же время весьма существенно преломляющая его свойства. Так, в русском стихе значительно больше пауз, чем в других стилях речи, он произносится сравнительно с ними в более медленном темпе, в нем значительно ощутимее границы между словами, значительно резче выступает роль ударных слогов и определенный порядок их расположения, стиль произношения стихотворной речи полный, тщательно артикулированный, в отличие от неполного, неотчетливого произношения быстрой речи (бытовой, деловой и пр.); но все же все эти особенности лимитируются общеязыковыми нормами: рифмовка зависит от лексики и рифмообразующих свойств языка, строфика в конечном счете определяется общесинтаксическими нормами (при всем своеобразии стихового синтаксиса), а ритм обусловлен звуковым, в частности слоговым, составом языка. В зависимости от конструктивных свойств языка складываются и соответствующие стиховые системы. Так, в античном стихосложении основой ритма является длительность слогов, сочетания долгих и кратких слогов образуют стопы. Чередование стоп, различающихся по числу и порядку расположения долгих и кратких слогов, образует ряд размеров.

    Билет 40.

    Метрическая система стихосложения

    Метрическая или античная система характерна для древнегреческого и древнеримского языков, в которых были долгие и краткие гласные. Ритм в строке создавался повторением стоп, состоящих из равного количества долгих и кратких слогов. Стопы были разные и могли включать от двух до четырех слогов.

    Двухсложные стопы – хорей или трохей (–U), ямб (U–), спондей (- -), пиррихий (U U);

    трехсложные - дактиль (–U U), амфибрахий (U – U), анапест (U U –), бакхий - - U), антибакхий (U - -), амфимакр (– U –), моллос (---).


    Мельчайшая единица античного стиха – это мора (пауза), то есть единица времени, которая приравнивается к одному краткому слогу. Произнесение долгого слога занимает две моры (условные обозначения: «U» означает одну мору, или краткий слог; «–» означает две моры подряд, или долгий слог). В основе метрического стиха лежит изохронность, то есть стих должен состоять из равного количества мор (пауз).

    Античные стихи не читались, а пелись и не имели рифм.

    Метрическая система характерна для некоторых современных языков, в частности арабского. В начале XVII века известный русский ученый Мелетий Смотрицкий (1578 -1633), автор первой грамматики русского языка, сделал попытку применить эту систему к русской поэзии, однако из этого ничего не вышло, так как она не соответствовала звуковым особенностям русской речи.

    Билет 41.

    Стих и проза. Понятия метра, стопы, размера, ритма. Верлибр.

    Про́за (лат. prōsa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов).
    Стихотворная речь обладает двумя отличительными признаками:

    - дробится на сопоставимые между собой отрезки.

    - обычно обладает внутренней мерой, т.е. ритмом. Исключение - верлибр.

    Метр (термин античного стихосложения)- общая схема звукового ритма стиха. Стихотворный метр - это определенное чередование сильных и слабых мест (ударных и безударных слогов) в строке. Если каждая строка стихотворения написана в установленной последовательности сильных и слабых мест, обо всем стихотворении можно сказать, что оно написано этим метром.

    Ритм – равномерное чередование ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов. Ударный слог с сопутствующими ему безударными слогами называется стопой

    Стопа - повторяющееся сочетание сильных и слабых мест. Стопа - это определенной формы соединение, используемое в стихотворении. Стопа отличается устойчивым соединением слога с ударением, который упорядоченным образом соединяется с одним или несколькими безударными слогами, и повторение этой связи следует в каждом стихе. Стопа в литературе бывает таких видов: Двухсложная стопа (ямб U-, хорей -U); Трехсложная стопа (дактиль -UU, амфибрахий U-U, анапест UU-);

    Стихотворный размерчастная реализация стихотворного метра, его вариация. Варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двухстопного, трёхстопного и т. д. ямбического размера. Характеристикой размера являются также наличие или отсутствие цезуры.

    Например, ямб - это метр, 4-хстопный ямб - размер, а конкретная реализация этого размера — ритм.

    Верлибр – современная система стихосложения, представляющая собой своего рода границу между стихом и прозой (в ней отсутствует рифма, размер, традиционная ритмическая упорядоченность; количество слогов в строке и строк  в строфе может быть различно; отсутствует также равенство акцентов, свойственное белому стиху.

    Билет 42. Реформа русского стихосложения. Труды В. А. Тредиаковского и М. В. Ломоносова

    Огромной заслугой Тредиаковского перед русской поэзией, не только современной ему, но и последующей, была проведенная им реформа стихосложения. Ее принципы изложены им в 1735 г. в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». До Тредиаковского в русской поэзии имела место только силлабика (от латинского слова syllaba -- слог), т. е .стихосложение, в котором поэты не обращали внимание на качество, т. е. на ударность и безударность слогов, а следили только за равным числом слогов в рифмующихся стихах. Рифма в большинстве случаев была женская, унаследованная от польской поэзии, под влиянием которой и возникла русская силлабика. Главным недостатком силлабики была нечеткость проявления ритма, вследствие чего, как писал Тредиаковский, силлабические стихи «приличнее... назвать прозою, определенным числом идущею».

    Тредиаковский заменил силлабическую систему стихосложения силлабо-тонической, или, по его терминологии, «тонической», от слова «тон», т. е. ударение, ударный слог. Следует сказать, что эту новую систему Тредиаковский не выдумал, не изобрел. Она уже существовала в ряде европейских литератур, в том числе в немецкой, с которой Тредиаковский был хорошо знаком. Но в русской поэзии господствовала силлабика. Вопрос заключался в том, какой из двух существующих в европейской литературе систем отдать предпочтение -- силлабической или силлабо-тонической, и Тредиаковский, в отличие от своих предшественников и современников, выбрал силлабо-тонику.

    Новая система отличалась от старой ритмической организацией стиха. Ритм (у Тредиаковского -- «падение», от французского слова cadence) создается правильным чередованием ударных и безударных слогов, изредка осложняемым пиррихиями (стопа, состоящая из двух безударных слогов) и спондеями (стопа из двух ударных слогов). Единицей ритма является стопа, т. е. соединение одного ударного с одним безударным слогом (Тредиаковский признавал только двусложные стопы).При создании нового типа стихосложения Тредиаковский стремился исходить из особенностей русского языка. «Способ сложения стихов, -- писал он, -- весьма есть различен по различию языков».

    В русском языке есть ударные и безударные, но нет долгих и кратких слогов. Поэтому принципиальное отличие русского стихосложения от античного заключается, по его словам, в том, что долгота и краткость в «..«российском стихосложении... тоническая, то есть в едином ударении голоса состоящая», в то время как в греческом и латинском языках долгие и краткие слоги отличаются друг от друга большей или меньшей протяженностью их звучания во времени. Тредиаковский считал, что к реформе стихосложения его привела народная песня.

    В этом вопросе Тредиаковский был и прав и не прав. Прав в том, что в народной поэзии можно найти отдельные стихи, звучащие как правильные силлабо-тонические.

    Однако в целом, как это в начале XIX в. доказал А. X. Востоков, народная поэзия по своему характеру принципиально отличается как от силлабики, так и от силлабо-тоники и представляет собой совершенно особый тип версификации.

    Значение реформы, проведенной Тредиаковским, трудно переоценить. Он первый в нашей литературе обратил внимание на огромную роль в стихосложении ритма, который, по его словам, есть «душа и жизнь» стихотворства. Тредиаковский обосновал свое нововведение теоретически и дал первые образцы русской силлабо-тоники.

    Каждое открытие проверяется практикой. «Тонический» принцип Тредиаковского блестяще выдержал испытание временем и вошел в поэзию и XVIII, и XIX, и XX вв., раскрывая все новые и новые возможности.

    Правда, реформа, предложенная Тредиаковским в 1735 г., была проведена им непоследовательно, полностью отказаться от силлабики Тредиаковский не решился. «Новым способом» он предлагал писать только «длинные» -- одиннадцати и тринадцатисложные стихи. Первые из них он называл по количеству двухсложных стоп «российским пентаметром», второй -- «российским гексаметром».

    Более короткие стихи он оставлял силлабическими. Вслед за силлабистами Тредиаковский признает только женскую рифму и решительно отвергает мужскую и дактилическую, равно как и сочетание разного типа рифм. В пределах «тонической» системы он допускал только двусложные стопы, считая лучшей из них хорей, и полностью отрицал трехсложные стопы.

    Во втором издании своего трактата, помещенного в первом томе «Сочинений и переводов», изданных в 1752 г., Тредиаковский снял эти ограничения. Он распространил тонический принцип и на короткие стихи. Он признал правомочность трехсложных стоп, а также рифмы разного типа и их сочетание.

    Но все это было провозглашено уже после написания Ломоносовым в 1739 г. «Письма о правилах российского стихотворства».

    И все-таки первый шаг к силлабо-тонике был сделан Тредиаковским. Поэтому он вправе был сказать о себе: «... дерзаю надеяться, что благороднейшая, преславнейшая величайшая и цветущая Россия удостоит меня ... что... первый я... привел в порядок наши стихи...».

    В 1739 г. Ломоносов прислал из Германии в Академию наук «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором завершил реформу русского стихосложения, начатую Тредиаковским. Вместе с «Письмом» была отправлена «Ода на взятие Хотина» как наглядное подтверждение преимущества новой стихотворной системы.

    Ломоносов внимательно изучил «Новый и краткий способ...» Тредиаковского и сразу же заметил его сильные и слабые стороны. Вслед за Тредиаковским Ломоносов отдает полное предпочтение силлабо-тоническому стихосложению, в котором его восхищает «правильный порядок», т. е. ритм.

    В пользу силлабо-тоники Ломоносов приводит ряд новых соображений. Ей соответствуют, по его мнению, особенности русского языка: свободное ударение, падающее на любой слог, чем наш язык коренным образом отличается от польского и французского, а также обилие как кратких, так и многосложных слов, что еще больше благоприятствует созданию ритмически организованных стихов.

    Но принимая в принципе реформу, начатую Тредиаковским, Ломоносов заметил, что Тредиаковский остановился на полпути и решил довести ее до конца. Он предлагает писать новым способом все стихи, а не только одиннадцати и тринадцатисложные, как считал Тредиаковский.

    Наряду с двусложными, Ломоносов вводит в русское стихосложение отвергнутые Тредиаковским трехсложные стопы. Тредиаковский считал возможной в русской поэзии только женскую рифму. Ломоносов предлагает три типа рифм: мужскую, женскую и дактилическую. Он мотивирует это тем, что ударение в русском языке может падать не только на предпоследний, но и на последний, а также на третий от конца слог. В отличие от Тредиаковского, Ломоносов считает возможным сочетание в одном стихотворении мужской, женской и дактилической рифмы.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта