билеты. Вопрос 1 Литературоведени
Скачать 158.92 Kb.
|
Билет 43. Силлабо-тоника Силлабо-тоника (от греч. syllabe – слог и tonos – ударение) – система стихосложения, основывающаяся на регулярном сочетании и группировании ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тонических стихах слоги группируются в стопы, каждую из которых составляют одно «сильное» место (т.е. позиция, чаще занимаемая ударным слогом) и определённое число «слабых» мест (т.е. позиций, чаще занимаемых безударными слогами). В зависимости от общего числа «сильного» и «слабых» мест в стопе выделяют две группы стоп, или два вида силлабо-тонических размеров, – двусложные и трёхсложные. К двусложным относятся хорей ( – ) и ямб ( – ), к трёхсложным – дактиль (– ), амфибрахий ( – ) и анапест ( – ). В русской поэзии из-за особенностей лексического состава языка трехсложные стопы чаще заполняются трёхсложными словами, чем двусложные стопы – словами двусложными. Поэтому, во-первых, трехсложные размеры часто вызывают у читателей стихотворных текстов субъективные представления об их «музыкальности» (а вернее было бы сказать «естественности»), а во-вторых – в них значительно реже происходят так называемые «стопные замены». Эти стопные замены имеют место в хореических и ямбических стихах, потому что в их отдельных стопах достаточно часто на «сильное» место попадает безударный слог, а чуть реже на «слабое» – слог ударный. Поэтому рядом с основными двусложными стопами существуют две дополнительные стопы – пиррихий (состоит из двух «слабых» мест) и спондей (из двух «сильных» мест). Их использование для стопных замен обеспечивает каждой ямбической или хореической строке произведения свой собственный ритмический рисунок. Силлабо-тоника существует в английской поэзии с XV в., а в немецкой – с XVII в. В России она появилась в 1740-х гг. и до сих пор является доминирующей системой стихосложения. Хорей (греч. choreios – плясовой), или трохей (греч. trochaios – беглый): тип стопы в силлабо-метрическом стихосложении. Она состоит из двух слогов: первый – долгий, второй – короткий (– ); тип метра в силлабо-тонике. В стопах этого метра – по два слога, ударение стоит на первом. Так же, как и в случае с ямбом, при пропуске ударения стопа хорея превращается в стопу пиррихия, при сверхсхемном ударении – в стопу спондея. Хорей – популярный метр песенной лирики. Распространённые в русской поэзии размеры: 3-стопный («Из Гёте» М.Ю.Лермонтова), 4-стопный нерифмованный и рифмованный («После дождя» Н.А.Некрасова), 5-стопный («Гамлет» Б.Л.Пастернака). Ямб (греч. iambos, от названия музыкального инструмента iambike). тип стопы в силлабо-метрическом стихосложении. Её составляют два слога: первый – краткий, второй – долгий ( –); тип метра в силлабо-тонике. В его стопах – по два слога, ударение стоит на втором. В случае пропуска ударения стопа ямба превращается в стопу пиррихия, при сверхсхемном ударении – в стопу спондея. Ямб 4-стопный – самый распространённый русский размер со времён М.В.Ломоносова. Во 2-й половине XVIII в. обращение к нему поэтов-классицистов в «высоком» жанре оды подчёркивает тематический контраст между одическим творчеством и «лёгкой поэзией» (преимущественно хореической). В XIX в. этот размер теряет связь с конкретными темами, приобретает статус универсальной стиховой формы и применяется в разных жанрах (у А.С.Пушкина – в стихотворении «Зимнее утро», в поэме «Медный всадник», в романе в стихах «Евгений Онегин»). Другие популярные размеры: 5-стопный нерифмованный и рифмованный («Последний катаклизм» Ф.И.Тютчева), 6-стопный («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» А.А.Фета). Дактиль (греч. daktylos – палец) – тип стопы в силлабо-метрическом стихосложении. Она из трёх слогов: первый – долгий, следующие – короткие ( – ); тип метра в силлабо-тонике. В стопах этого метра – по три слога, первый из них – ударный. Русские образцы дактиля – «Суд божий над епископом» В.А.Жуковского, «Тучи» М.Ю.Лермонтова, «Каменщик» В.Я.Брюсова. Дактиль часто использовался для силлабо-тонической имитации гекзаметра. Амфибрахий (греч. amphibrachys – краткосторонний) – тип стопы в античном силлабо-метрическом стихосложении. Её образуют три слога: средний – долгий, два крайних – короткие ( – ); тип метра в силлабо-тонике. В стопах этого метра – по три слога, второй из них – ударный. В русской поэзии короткие размеры амфибрахия часто использовались в стихотворениях эпических (3-стопный – в балладе М.Ю.Лермонтова «Воздушный корабль», 4-стопный – в балладе В.А.Жуковского «Лесной царь»), а длинные – в лирических (5-стопный – в стихотворении «Жираф» Н.С.Гумилёва). Анапест (греч. anapaistos – отражённый назад) – тип стопы в античном силлабо-метрическом стихосложении. Она состоит из трёх слогов: последний – долгий, остальные – короткие ( – ); тип метра в силлабо-тонике. В стопах этого метра – по три слога, последний из которых – ударный. Русские образцы анапеста – «На заре ты её не буди...» А.А.Фета и «Размышления у парадного подъезда» Н.А.Некрасова. Вольный стих – это форма стихотворного произведения, все строки которого выдержаны в едином силлабо-тоническом метре, но произвольно неравностопны. К началу XX в. элегический вольный ямб исчезает из русской литературы, а басенная традиция получает дальнейшее развитие: авторы басен и политических сатир (Саша Черный, Демьян Бедный, В.В.Маяковский и др.) сочетают строки длиной от 1 до 7, даже 8 стоп. Форма вольного стиха в русской силлабо-тонической поэзии в основном применялась в ямбических сочинениях. Однако существуют немногочисленные образцы вольного хорея («Товарищу Нетте, пароходу и человеку» В.В.Маяковского), вольного дактиля (главка XXVII из второй части поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос»), вольного амфибрахия («Дума» Н.И.Гнедича), вольного анапеста («Рыцарь на час» Некрасова). Семантика стихотворных размеров Семантический ореол метра — это свойство «культурной памяти» постепенно накапливать представление об образах, мотивах и темах, присущих определенному стихотворному размеру, на основе произведений, в которых он ранее был использован; вереница смысловых ассоциаций, исторически связанных с этим размером. Изучение этого явления и стабилизация обозначающего его термина связаны, прежде всего, с трудами Михаила Гаспарова — монографией «Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти», впервые опубликованной в 1999 году, и серией предшествовавших статей. Вопреки дословному звучанию термина, в науке обсуждается семантика именно стихотворного размера (например, трёхстопного ямба) и его конкретных вариаций (например, трёхстопного ямба с мужскими окончаниями), а не метра (ямба вообще). Понятие «семантический ореол метра» введено в оборот Михаилом Гаспаровым в статье 1979 года «Семантический ореол метра. К семантике русского трёхстопного ямба» со ссылкой на статью К. Ф. Тарановского «О взаимодействии стихотворного ритма и тематики» (1963) Гаспаров противопоставляет попыткам современников выявить «природную» семантическую склонность метра к определенным мотивам, уходящую корнями в теоретические изыскания Ломоносова, тезис об исторической памяти и целостности историко-литературного контекста в противовес целостности произведения. «…Ломоносов еще мог верить, что «восходящий ритм» ямба делает его органически свойственным высокому парению оды; современный ученый серьезно говорить об этом уже не может. Но это не значит, что между образом и языком, образом и стихом связи не существует: связь есть, но не безусловная, а условная, не органическая, а историческая». — М.Гаспаров. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти. 1991. Гаспаров поясняет, что в исторической практике определенные размеры связывались с разными стилями, жанрами и темами, тем самым накапливая вереницу смысловых ассоциаций. Ученый подчеркивает, что «избрать такое-то слово или размер — уже значит подсказать читателю целую сеть смысловых ассоциаций, тянущихся за ними. Билеты 44. Силлабическая система стихосложения От греч. Syllabe - слог. Система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. - одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как правило, это число было равно одиннадцати и тринадцати. В середине строки присутствовала цезура - внутристиховая пауза. Эмоциональное движение в стихе почти не наблюдалось, ибо в основной своей массе произведения были религиозно-моральной направленности и имели поучающий характер, яркий пример чему - творчество белорусского поэта Симеона Полоцкого. Но существовали и свои исключения: поэт-силлабик молдавского происхождения Антиох Кантемир писал сатирические стихи, частенько направляя свои стрелы против фигур церкви и высшего света. Он ратовал за оживление силлабического стиха, использовал различные ритмические приемы, пытался создать новую систему стихосложения, отойти от силлабики. Принцип равносложия был присущ поэзии тех народов, в языках которых ударение закреплено за определенными слогами в слове ( во французском - за последним, в польском - за предпоследнем, в чешском - за первым и т.д.). Но для языков, в которых, как в русском языке, ударения падали на различные по месту их нахождения слоги (так называемое беглое ударение), силлабическая система оказалась малопригодной: подлинной ритмической соизмеримости стихов она создать не могла. Но данная система оставила в дар более поздним системам довольно большое наследие. Так, женская рифма, единственно допустимая в силлабике, занимает сегодня очень прочные позиции как и смежная рифмовка, которая одна могла соединять строки-предложения в стихи. Силлабическим стихосложением пользовались в России Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Кантемир, молодой Тредиаковский. И все они искали средства для упорядочения ритмического строя русского стиха. В русском языке с его сильным ударением, имеющим смыслоразличительное значение, силлабический стих тонизировался, а результатом этого процесса и явилась реформа стиха в XVIII в. В русской поэзии утвердилось силлабо-тоническое стихосложение. Значение просодии для стихосложения ПРОСОДИЯ (от греч. prosoidia - букв, "припев, ударение") - исторический раздел античной грамматики, посвященный ударению (первоначально - музыкальному), а также долготе и краткости слогов. В 18 - 19 вв. П. иногда называли совокупность правил стихосложения. В современном стиховедении термин "П.", довольно неопределенный, используется в основном в двух значениях: как синоним ритмики (и шире - стихосложения) и как обозначение элементов языка, на к-рых строится та или иная система стихосложения (долгота, ударность, повышение и понижение тона и т. п.), Просодические качества языка оказывают значительное влияние на формирование и развитие стиховых систем в каждой национальной лит-ре. Стих неотрывен от языка, хотя фонетические свойства речи в стихе функционально преображаются. В значении просодической языковой основы легко убедиться, сравнив сходно называемые типы стиха в разных языках. Конечно, ямб и хорей греков, опирающиеся на длительность слогов и музыкальный акцент, совсем не похожи на русские и английские двусложные размеры, где базой ритма является ударение. Но и последние два типа существенно отличаются меньшей величиной английской акцентной группы по сравнению с русской. Также и русские трехсложные размеры весьма далеки от своих немецких "тезок", и причина тому - разный характер ударения и, в частности, редкое употребление в немецком языке многосложных слов с одним ударением. Не следует, однако, упрощать эту связь стиха с национальными языковыми ресурсами. Просодические возможности языка могут быть реализованы различным путем в ходе исторического развития поэзии и в зависимости от исторических потребностей и от действующей поэтической традиции. Поэтому специфика стиховых систем может быть полностью осознана лишь в контексте общего литературного развития (ср. реализацию единого тонического принципа на разных этапах развития русского стиха в различных системах: народном стихосложении, силлабиме, силлаботонике, дольнике, акцентном стихе). оды. ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»). БАЛЛАДНАЯ СТРОФА - строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные. СОНЕТ (прованс. sonetto – песенка) - стихотворение твёрдой формы из 14 строк. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов». Итальянский сонет строится по схеме «4+4+3+3» Английский сонет строится по схеме – «4+4+4+2». ТЕРЦИНА (лат. terzа rima - третья рифма) - 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC ТРИОЛЕТ - восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв. РОНДО - стихотворение в 15 строк с рифмовкой AABBA, ABBС, AABBAС (C - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо. СИЦИЛИАНА - восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ. САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА - строфа с устойчивым чередованием различных метров, изобретённая греческой поэтессой Сапфо в 7-6 вв. до н.э. Наиболее употребительная строфа в античной поэзии. Имитировалась в тоническом стихосложении. АЛКЕЕВА СТРОФА – строфа античного стихосложения из 4-х логаэдов с устойчивым чередованием различных метров. КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА - семистишие с системой рифмовки АББААВВ. СПЕНСЕРОВА СТРОФА - девятистишная строфа с рифмовкой ABABBCDC, представляющая собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха. Впервые появилась в поэме английского поэта Э. Спенсера «Королева фей» (1596). НЕТОЖДЕСТВЕННЫЕ СТРОФЫ - строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой, клаузулами и пр. СТРОФОИДЫ - строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д. АСТРОФИЗМ - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях. Астрофические стихи - стихи без упорядоченного разделения на строфы. ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА. Онегинская строфа – твёрдая форма в русской лиро–эпической поэзии, впервые введённая в неё А.С.Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Строфа состоит из 14 стихов, объединённых постоянной рифмовкой AbAbCCddEffEgg. Можно заметить, что в ней использованы три основных способа рифмовки, встречающихся в четверостишиях (в тексте «Онегина» большие строфы часто синтаксически членятся на три четверостишия и одно двухстишие): перекрёстная (AbAb), парная (CCdd и gg) и кольцевая (EffE). По–видимому, при создании оригинальной строфы автор ориентировался на 14–строчную форму сонета и на одическую «дециму» (десятистишие) классицистов, сложная рифмовка которой заключает все три указанных выше типа простых рифмовок: AbAbCCdEEd. Два заключительных стиха онегинской строфы напоминают сонетную «коду»: в них автор, как правило, помещает афористическое и часто ироничное высказывание, подводящее тематический итог строфы. Изобретённая Пушкиным форма неоднократно использовалась его русскими подражателями. М.Ю.Лермонтов применил её в комической поэме «Тамбовская казначейша», в начале которой открыто объявил: «Пишу Онегина размером…». Билет 47. РИФМА: ЕЕ ИСТОРИЯ И ЕЕ ВИДЫ. БЕЛЫЙ СТИХ. Понятие рифмы Рифма (др.-греч. υθμς «размеренность, ритм») — созвучие в окончании двух или нескольких слов, концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рифма помогает читателю ощутить интонационное членение речи и вынуждает соотнести по смыслу те стихи, которые она объединяет. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской поэзии употребительна с 10-12 вв. Виды рифм По слоговому объему рифмы делятся на:
По характеру звучания (точности созвучий) различаются рифмы:
|