тгп билеты. Вопрос 1 Соотношение права и государства
Скачать 442.42 Kb.
|
ВОПРОС 13:«Сущность и содержание права». Следовательно, сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. Единого представления о сущности права, присущего всем временам, народам, различным обществам, не существует, поскольку на право и его сущность большое влияние оказывают состояние экономики, национальный состав населения страны, исторические факторы, уровень правовой и политической культуры общества и др.– Поэтому представления о сущности права не оставались неизменными во все времена и эпохи. В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права. 1. Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений. 2. Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. Это не означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса. Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю тех групп и слоев, которым принадлежит власть в государстве, а с другой – оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равноправия людей, служит благу общества, его интересам.. Таким образом, все дело в мере и средствах принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления. Содержание права: Содержание права составляет вся совокупность его элементов и свойств. В праве соединены вместе различные его субстанции: экономическая и политическая, нравственная и религиозная, логическая и языковая, философская и психологическая, социологическая и юридическая, историческая и другие. Поэтому можно выделять философские и социологические, юридические и иные аспекты содержания права. Философское содержание права выражается в том, что оно представляет собой определенную меру, степень свободы. Одна из социологических сторон содержания права видится в том, что в праве заключена социальная информация, которая может быть как прескриптивной (предписывающей), так и дескриптивной ,т. е. описывающей. Психологическое содержание права составляют, прежде всего, общая воля социальных слоев и классов (в первую очередь господствующих, властвующих, государственным и иным образом организованных), а также основополагающие идеи и другие психические элементы, имеющие императивный, юридический характер. Политическое содержание заключается в том, что в праве находят отражение и закрепление политические потребности и интересы, программы, установки, задачи-цели определенных классов, политических групп, их объединений и организаций. Право имеет нравственное содержание. Не случайно во многих определениях права подчеркивается, что оно выражает (должно выражать) идеи гуманизма и справедливости. «Jus est ars boni et aequit» (право есть наука о том, что хорошо и справедливо), – говорили древние. Право состоит из нормативно-правовых предписаний. В логическом плане эти предписания представляют собой не что иное, как суждения. Поэтому в праве необходимо выделять и логическое его содержание. Право – это своеобразный логико-языковой феномен. Право – это мысли, выраженные в языке. Суждения и иные формы юридического мышления находят здесь соответствующее воплощение в словах, словосочетаниях и предложениях. В силу сказанного можно выделить языковую (имеются в виду языки естественные и искусственные) сторону содержания права. Юридическое содержание права составляют нормативно-правовые предписания. В русском языке слово «предписание» трактуется как письменное распоряжение, приказ. Понятие «нормативно-правовое предписание» позволяет охватить все элементы юридического содержания права (принципы, нормы, юридические дефиниции и др.), весьма удачно соединить психологический и социологический, логический и языковый, юридический и иные его аспекты. Основными элементами в юридическом содержании являются принципы и нормы права. Относительно самостоятельное место в содержании права занимают другие, так называемые «нестандартные», нормативно-правовые предписания: юридические формулы, рисунки, дефиниции и др. ВОПРОС 14:«Функции права: понятие и классификация». Под функциями права следует понимать основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма. Функции права: 1) определяются сущностью права и его социальным назначением; 2) характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения. Иначе говоря, без такого воздействия общество на данном этапе не может обойтись; 3) направлены на осуществление наиболее важных, коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества; 4) активно воздействуют на общественные отношения, на их упорядочение; 5) характеризуются непрерывностью, длительностью действия. Система функций права непосредственно связана с системой права. Основные функции права: Регулятивная – установление позитивных правил поведения (бывает регулятивная статическая, которая воздействует путем закрепления общественных отношений в правовых институтах; а бывает регулятивная динамическая, которая воздействует путем оформления динамического развития общественных отношений) Охранительная – охрана общезначимых значений, предотвращение нарушения норм права, оказывает влияние путем угрозы санкции Социальные: -экономическая(обеспечение гарантированности собственности, свободы предпринимательства); политическая (регулирование отношений между социальными группами); идеологическая (воспитание высокого правосознания) Неосновные функции права: Восстановительная – восстановление прежнего правового положения Компенсационная Ограничительная- установление ограничений для предотвращения произвола Социальные: -экологическая( защита окружающей среды), информационная ВОПРОС 15:«Принципы права: понятие и классификация». Принципы права- положения, определяющие содержание воздействия права на общественные отношения и выступающие критериями его ценности для субъектов права Принципы права- базовые ориентиры для правотворческих и правоприменительных органов, отступление от которых может повлечь отрицательные последствия в методах, средствах и целях правового регулирования. Классификация: Общеотраслевые : 1. Принцип гуманизма- защита человека и общества 2. Принцип справедливости- оценка правового факта с точки зрения общечеловеческих ценностей 3. Принцип единства прав и обязанностей человека – нет обязанностей без прав, а прав без обязанностей 4. Принцип демократизма- предоставление возможностей участия народа в решении общественных проблем 5.Принцип законности- мерило правомерности действий 6.Принцип равенства граждан перед законом- запрет любых форм ограничения гражданских прав Межотраслевые: принцип неотвратимости ответственности, принцип принцип учета смягчающих обстоятельств. Характеризуют сходные особенности нескольких отраслей права, присущи нескольким отраслям права Отраслевые: принцип уголовного процесса. Характеризуют отдельную отрасль права, определяют ее индивидуальные черты, отличающие от других отраслей ВОПРОС 16: «Понятие социального регулирования. Нормативное и ненормативное регулирование». 1.Понятие социального регулирования Под социальным регулированием понимается влияние правил, вырабатываемых обществом, на поведение человека, определение рамок этого поведения с целью воздействия на социальные процессы, которое бы обеспечивало упорядоченность и стабильность существования социума. 2.Нормативное и ненормативное регулирование. В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы. К нормативному относится регулирование посредством норм, т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений. Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения. Социальное принуждение может быть: государственным, применяемым в случае нарушения норм права; моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм; со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т. е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.; со стороны мирового сообщества – в случае нарушения общепризнанных норм и принципов международного права. Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные: Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений. Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели. Например, директивы КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования и др. Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ), например, использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т.е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране. ВОПРОС 17:«Социальные нормы и технические нормы». Действующие в обществе нормы принято подразделять на две большие группы: социальные и технические. Социальные нормы – это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения. Иногда в юридической литературе социальные нормы характеризуют как правила поведения в обществе, отражающие потребности и интересы людей. Технические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы (проф. А.В. Малько). Они регулируют отношения между людьми и внешним миром – природой, техникой. Это отношения человек – машина, человек и производство. Технические нормы не имеют социального содержания, но их соблюдение важно, так как иначе неизбежны аварии, катастрофы, подобные чернобыльской. Наиболее важные технические нормы закрепляются в нормах права, приобретают юридическую силу и называются технико-юридическими. За их нарушение устанавливается юридическая ответственность. В условиях научно-технического прогресса значение технических норм возрастает, так как технические ошибки могут привести к промышленным и экологическим катастрофам. В этом плане можно утверждать, что технические нормы обладают определенной социальной значимостью. ВОПРОС 18: «Право в системе социального регулирования» См. предыдущие вопросы про соц регулирование и соц и юридические нормы ВОПРОС 19. :«Право и обычаи.Право и мораль.Право и религия». 1.Право и обычай. Обычай- правило поведения, которое в результате многократного длительного применения вошло в привычку людей и регулирует общественные отношения. В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Они характеризуются высокой детализацией предписаний, представляющих, по сути дела, достаточно подробное описание самого поведения. Содержание обычая — это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах. К нормам обычая относят и нормы, регламентирующие обряды как достаточно сложные процедуры в бытовой, семейной, религиозной сферах. Такие обычаи называют ритуалы. Нормы обычая, регулирующие торжественные, официальные обряды, носят название правила церемонии (церемониал). Взаимодействие права и обычаев сводится к трем основным вариантам. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей. 2.Право и мораль Единство права и морали выражается в тех общих чертах, которые присущи всем социальным нормам (универсальные требования и правила, создаваемые людьми, регулирующие отношения между ними, и т. д.). Различие между правом и моралью можно провести по следующим основаниям. По происхождению – нормы нравственности складываются постепенно в сознании людей по мере формирования их представлений о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости и т. д.; нормы права появляются вместе с государством, устанавливаются и охраняются им. По форме выражения – нормы нравственности существуют в общественном сознании, они не имеют, как правило, документальной формы выражения; нормы права содержатся в нормативных правовых актах и других формально-юридических источниках права. По сфере действия – нормы нравственности воздействуют на более широкий круг общественных отношений, чем нормы права; последние регулируют наиболее существенные отношения, которые можно подвергнуть внешнему (государственному в том числе) контролю; нравственность же влияет на самые интимные области жизни (дружбы, любви и др.). По средствам и методам обеспечения – соблюдение норм нравственности гарантируется убеждением и силой общественного мнения; нормы права обеспечиваются в конечном счете мерами государственного и иного воздействия. По способам оценки – нормы нравственности оценивают поведение людей с позиции добра и зла, чести и достоинства, справедливости и гуманизма; нормы права квалифицируют социальные ситуации с точки зрения правомерного, законного и неправомерного поведения. По темпам развития – нормы права в большинстве своем изменяются и совершенствуются быстрее, чем нормы нравственности; последние более устойчивы и консервативны. Взаимодействие норм права и морали осуществляется в процессе правотворчества, реализации и толкования права в различных сферах общественной жизни. Во-первых, нередко требования правовых и нравственных норм совпадают: то, что осуждается (поощряется) правом, осуждается (поощряется) моралью (хулиганство, хищение, убийство и т. п.). Право по своей сущности и природе – нравственное явление, поскольку отражает (должно отражать) идеи свободы и ответственности, справедливости и гуманизма, равенства и безопасности. Во-вторых, нравственные требования учитываются, как правило, субъектами правотворчества при подготовке и издании нормативно-правовых актов (см., например, СК РФ 1995 г., ФЗ «О полиции» 2011 г.). В-третьих, важную роль играет нравственность при толковании и реализации права. Грамотное разрешение многих юридических дел невозможно без учета морали. В процессе осуществления права они используются, например, для уяснения (толкования) смысла правовых понятий и конструкций («добросовестность», «разумность», «справедливость»), правовой квалификации совершенных деяний (надругательства над телами умерших, хулиганства), оценки личности правонарушителя или иного участника общественных отношений (добросовестного владельца и т. п.), назначения мер юридической ответственности. В УК РФ 1996 г. имеется целая глава (25), устанавливающая уголовную ответственность за преступления против здоровья населения и общественной нравственности. 3. Право и религия: Религия содержит в своем составе религиозные нормы, которые также являются социальным нормами, при этом они имеют свою социальную направленность, которая устанавливается различными религиозными конфессиями. Нормы поведение, которые устанавливаются ими, важны и обязательны для лиц, которые исповедуют данную веру. Взаимосвязь права и религии определяется следующими положениями: В частности, законодатель определяет правовую основу деятельности религиозных организаций, Конституции закрепляется свобода вероисповедания. Также религиозные объединения имеют статус юридических лиц. Это закреплено соответствующими актами, которые определяют их правоспособность, правосубъектность, а также их юридическое значение. Общеизвестно, что некоторые религиозные праздники признаются национальными праздниками с учётом закрепления данного положения в законодательстве, при этом все большее количество населения придерживается данных традиций. Право позволяет поддержать все религиозные нормы, которые имеют моральное содержание, способствует обеспечению и укрепления правопорядка, организации общей дисциплины в обществе |