Высота тона
Рис. 14.6. Двухмерное представление высоты звука Высота тона отражает результирующую высоту, которая зависит от частоты стимула, а тональная хрома - положение тона внутри данной октавы
Вопрос 16. Абсолютный музыкальный слух. Музыкальная глухота.
Способность воспроизводить, идентифицировать, различать различные музыкальные тоны при отсутствии музыкального первоисточника абсолютный музыкальный слух.
Абсолютный слух определен, в основном, генетическим фактором, однако, продолжительное обучение способствует развитию абсолютного слуха. Это достаточно редкое явление.
Раннее развитие музыкальных способностей улучшает вербальную память, однако развитие навыка является необходимым, но недостаточным фактором для развития абсолютного слуха.
Неспособность различать звуковые тоны- это не значит, что человек не сможет отличить мелодии разных тональностей, это значит, что ему это будет сделать сложнее чем обычному человеку. Ограниченный опыт общения с музыкальными предметами- вот причина по которой у людей может быть неспособность различать звуковые тоны.
Аудиальная агнозия- недуг, причина которого в нарушении определенных участков височных долей, избирательно влияющих на восприятие музыки.
Аудиальная агнозия или амузия- неспособность распознавать мелодии и тональности. НО НЕ ВЛИЯЕТ НА ВОСПРИЯТИЕ ИНОЙ АКУСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, НАПРИМЕР РЕЧИ.
Амузия- последствие поведенческой неспособности извлечь из такого аудиального стимула, как музыка, целостную – в гештальтном плане- информацию.
В аудиальной системе видимо имеются какие-то нейронные контуры и кортикальные подсистемы, настроенные на избирательную обработку музыкальной информации.
Эксперимент:
Пациентам проводили операции, в результате которых правое и левое полушария были отделены друг от друга и начали функционировать самостоятельно.
Отсюда был получен вывод о том, что обработка информации о некоторых признаках музыки, в первую очередь тех, что связаны с гармонией, осуществляется в правом полушарии.
17. Восприятие мелодии.
Чем музыка отличается от набора звуков с разными техническими характеристиками? Ответ на этот вопрос лежит в организованном характере стимуляции – в связи между отдельными тонами или в их контексте. Нашим целям соответствует определение музыки как последовательности взаимосвязных тонов, образующих когерентный ритмичный паттерн – мелодию. Иными словами музыка – это организованное особым образом воздействие на психику человека, являющеея результатом контекста, в котором возникают отдельные звуки.
Параметры музыки:
Октавы:
В акустике единица частотного интервала, равная интервалу между двумя частотами соотношением 2:1 называется октавой. Итак, интервал между двумя любыми двумя тонами, частота одного из которых ровно в два раза больше другого, называется октавой.
Нотное письмо:
В западноевропейской нотации тон обозначается буквой, определяющей его положение в данной октаве, и цифрой, указывающей, какой именно октаве он принадлежит.
Абсолютный или идеальный слух и неспособность различать звуковые тоны.
Некоторые люди способны различать, идентифицировать и даже воспроизводить отдельные музыкальные тоны в отсутствие музыкального первоисточника или стандарта. Эта способность называется абсолютным или идеальным слухом. В известном смысле противоположностью абсолютному слуху является неспособность различать звуковые тоны.
Музыкальная агнозия:амузия.
Несмотря на то, что так диагноз, как «тональная глухота» и может быть подвергнут сомнению известна определенная форма аудиальной агнозии - недуга, причина которого заключается в нарушении фукции определенных участков височных долей, избирательно влияющем на восприятие музыки. Этот недуг, называемый музыкальной агнозией или амузией, проявляется в неспособности распознавать мелодии и тональности.
Восприятие последовательности тонов разной высоты: мелодии.
Фактор близости.
Для элементов, расположенных близко друг к другу во времени или пространстве, характерна тенденция быть объединенными или сгруппированными.
Фактор сходства.
Идентичные по высоте звуки воспринимаются как связанные воедино, т. е. как образующие единую перцептивную группу в определенном музыкальном контексте.
Фактор «общей судьбы».
Когда соседствующие друг с другом звуки какой-либо музыкальной фразы объединяются таким образом, что паттерн высоты изменяется, они воспринимаются как группа или как часть единой музыкальной фразы.
Фактор замкнутости.
Тенденция перцептивно «заполнять пробелы» и воспринимать физически неполные последовательности, как продолжающиеся.
Сочетание «фигура-фон».
Мы склонны воспринимать доминирующую компоненту музыкального пассажа как мелодию(фигура), а аккомпанемент, как фон.
Константность восприятия мелодий.
Мелодии, исполненные в различных музыкальных ключах, а также на другом музыкальном инструменте или даже разными голосами, сохраняют некоторые неизменные характеристики и продолжают звучать также или очень похоже.
К числу важных для восприятия мелодии глобальных свойств и связей относятся интервалы между отдельными звуками и порядок следования изменений высоты соответствующих друг с другом звуков – ее подъемы и падения. Именно этот уникальный глобальный паттерн частотных пиков и подошв своего рода музыкальный контур и характеризует мелодию. На самом деле слушатель, воспринимающий мелодию, скорее всего реагирует на это ее определяющее свойство.
Цветовая синестезия и музыка.
Синестезией называется редкое явление, связанное с восприятием и заключающееся в том, что стимулирование одной сенсорной модальности вызывает не только свойственные ей ощущения, но и практически одновременно стимулирует и другую, не связанную с ней сенсорную модальность. Особая форма синестезии – это цветовая синестезия, которая проявляется в том, что звуки одновременно вызывают аудиальное и визуальное ощущения. Вопрос 18. Цветовая синестезия.
Синестезией (от греч. слова synaisthesis - соощущение) называется редкое явление, связанное с восприятием и заключается в том, что стимулирование одной сенсорной модальности вызывает не только свойственные ей ощущения, но практически одновременно стимулирует и другую, не связанную с ней сенсорную модальность. Так, вкусовые ощущения, возникающие во рту под воздействием некоторых пищевых продуктов, могут сопровождаться тактильными ощущениями за пределами полости рта, а некоторые звуки способны вызывать определенные вкусовые или цветовые ощущения (Marks, 1975, 1978)
Особая форма синестезии – это цветовая синестезия (называемая также цветовым слухом), которая проявляется в том, что звуки одновременно вызывают иаудиальное, и визуальное ощущения. Способность вызывать другие сенсорные переживания, непосредственно не связанные со стимулируемой сенсорной модальностью, особенно свойственна звукам музыки, причем женщины более склонны к ним, чем мужчины.
Несмотря на значительные индивидуальные различия, для связи звук-цвет характерны некоторые общие закономерности и тенденции. Большинство индивидуумов, обладающих цветовым слухом, ассоциируют яркие цветовые тона с очень высокими звуками, а темные цветовые тона – с низкими звуками (Marks, 1978). Классический пример такого восприятия описан в одной из работ: женщина, исполнитель и композитор, и в 23 года, и в 30 лет одинаково реагировала на восприятие высоких и низких звуков – первые ассоциировались у нее со светлыми тонами, а вторые – с темными (Langfeld, 1914). Более того, на протяжении всех этих 7 лет подобные ощущения были весьма стабильными. Достойно удивления, что она “видела” или ощущала совершенно определенные цветовые тона при одном лишь упоминании определенной ноты. Вопрос о происхождении цветового слуха (как и синестезии вообще) остается открытым, но есть свидетельства в пользу того, что способность к нему передается по наследству, и не исключено, что она – генетического происхождения (Goodt, 1999; Baron-Cohen et al., 1996).
Значительно более распространено другое явление, связанное с цветом и возникающее под воздействием музыки, - цветовые ассоциации. В данном случае речь идет о том, что музыкальные произведения, обладающие совершенно определенными свойствами (т.е. такая музыка, которую обычно называют “торжественной”, “величавой” или “оживленной”), вызывают у слушателей определенные и достаточно стойкие цветовые ассоциации (Cutietta & Haggerty, 1987). Слушатели не “видят” цветового тона, как в случае цветового слуха; в данном случае скорее можно скорее говорить о том, что музыка навевает им мысли об определенном цвете, или о том, что определенный музыкальный отрывок ассоциируется с определенным цветом. Известно, например, что торжественная музыка ассоциируется с красным цветом, величавая - с синим, а оживленная – с желтым. Несмотря на то что способность ассоциировать музыку с определенными цветовыми тонами свойственна людям разных возрастов, происхождение связи музыка-цвет и ее нейрофизиологическая основа пока что неизвестны. Вопрос 19. Восприятие речи. Частотный диапазон речевых звуков. Эффекты восприятия неразборчивой речи.
Восприятие речи
Аудиальная система человека играет решающую роль в такой, казалось бы, естественной и привычной, но по своей сути исключительно сложной форме человеческого поведения, как устная коммуникация посредством языка. Точно и согласованно используя свои аудиальные и голосовые аппараты, мы можем передавать друг другу сложную информацию, объем которой практически не ограничен. Короче говоря, благодаря когнитивной связи между голосовым аппаратом и слухом мы можем генерировать и воспринимать речь. Как и восприятие музыки, восприятие речи основано на взаимодействии огромного числа сложных психологических факторов, и в нашу задачу не входит их детальное рассмотрение. Мы расскажем лишь об основных процессах и явлениях, связанных с речевым слухом.
Способность говорить и воспринимать речь — поразительный аспект человеческого поведения. В обычном разговоре мы произносим примерно 180 слов в минуту, и это не требует от нас практически никаких усилий (Kandel, 1995). Чтобы наше восприятие речи было эффективным, мы должны исключительно тонко и быстро различать разные звуки. Например, произнесенное слово представляет собой короткий паттерн звуков, длящийся менее одной секунды. Более того, восприятие речи не прекращается и тогда, когда образующие слова звуки существенно изменяются. Слова сохраняют свою идентичность и правильно воспринимаются даже при весьма неблагоприятных условиях. Так, несмотря на различные акценты, диалекты и особенности голоса говорящего человека, мешающий посторонний шум, периодическое пропадание звука и технические помехи, возникающие в телефонных проводах или в радио- или в телеприемниках, мы вполне адекватно воспринимаем речевые сигналы. Речь остается понятной даже тогда, когда изменяется большинство физических характеристик речевых звуков, если это изменение не превышает определенного предела. То, что даже при таких условиях речь остается понятной, свидетельствует о том, что ее восприятие — выдающееся перцептивное достижение. Частотный интервал речевых звуков
Частотный интервал воспринимаемых речевых звуков ограничен скорее анатомией голосового аппарата, нежели потенциальными возможностями слуха. Человеческая речь является результатом функционирования голосовых связок и голосового тракта, образованного полостями рта, гортани и носа. Возникновение звуковых волн является результатом колебания воздуха, вызванного движением голосовых связок. Потенциальная возможность варьирования частоты этих волн зависит от ряда факторов. Возникновение звуков разных частот — результат сочетания индивидуальных особенностей голосового тракта и определенного положения языка, губ, щек и челюстей.
Резонансная частота полости рта, определяемая физической протяженностью голосового тракта и массой голосовых связок, равна у мужчин, женщин и детей примерно 500, 727и 850 Гц соответственно (Bergeijk, Pierce & David, 1960). Максимальная частота речевых звуков близка к 6500 Гц. Следовательно, речевые звуки занимают примерно одну треть всего частотного интервала, который считается доступным человеческому слуху (т. е. интервала от 20 до 20000 Гц).
Многие речевые звуки, в том числе многие гласные звуки, — низкочастотные (их частота менее 1000 Гц), т. е. они попадают в разряд звуков, к которым человеческий слух менее чувствителен. Однако частоты большинства согласных звуков, играющих ключевую роль в восприятии речи, лежат в интервале от 1000 до 5000 Гц, т. е. в том интервале частот, к которому люди наиболее чувствительны. Интервал интенсивности генерируемых человеком звуков также узок: разница между самым тихим звуком (шепотом) и самым громким звуком (криком), свойственными человеческому голосу, составляет приблизительно 70 дБ. Энергетические уровни и шепота, и крика далеки от пределов возможностей человеческого слуха.
Фонемы. Чтобы понять нашу способность к тонкому различению слов, необходимо рассмотреть индивидуальные звуки языка. Основная единица речи называется фонемой (от греческого словаphonema— звук. — Примеч. пер.). Фонема — это наименьшая единица звуков речи, благодаря которой можно отличить одно слово от другого (табл. 14.1).
Сами по себе фонемы лишены смысла, а некоторые из них вообще не произносятся (например, такая фонема, какngв словеsing), но в сочетании с другими фонемами они образуют слоги и слова. Например, словоpet образовано тремя фонемами: [р], [е] и [£]. Заменив за один раз только одну из этих фонем другими, можно получить целый ряд новых слов, имеющих совершенно иное значение, чем исходное слово, и отличающихся от него только одной фонемой(pit,pat,pot,put,pen, let).
Гласные и согласные. В зависимости от того, как именно используется голосовой аппарат при произнесении звуков, образующих фонемы, звуки подразделяются на гласные и согласные. В произнесении гласного звука «задействованы» голосовые связки, резонанс полостей гортани и открытый рот. Произнося вслух такие гласные звуки, какa, е, i, они, нельзя не обратить внимания на то, что форма рта и положение губ при этом различны. При произнесении гласных положение языка, губ и мягкого нёба таково, что воздух проходит через полость рта, не встречая препятствий. Гласные звуки более продолжительны по звучанию, чем согласные, и громче их, хотя громкость гласных изменяется в широких пределах. Частота почти всех гласных звуков ниже 3000 Гц, а частота таких согласных звуков, как, например,ch или s, превосходит 3000 Гц.
Спектограмма. За легкостью, с которой мы воспринимаем речь, скрывается исключительно сложный механизм. Многие речевые звуки — это сложные паттерны интенсивности и частот, изменяющиеся во времени. Графическое изображение, запись этих изменений, имеющих место во время произнесения звука, называется спектограммой. Спектограмма дает графическую картину энергии, создаваемой речью или любой последовательностью звуков. Пример типичной сиектограммы представлен на рис. 14.7. На спектограмме представлены три компонента речи. На абсциссе отложено время, на ординате — частота, а концентрация темных пятен, называемых формантами, отражает изменение уровня частоты во времени.
В определенные временные интервалы спектограмма не фиксирует никакой энергии. Однако эти периоды «молчания» не обязательно свидетельствуют о паузах между словами во время произнесения данной фразы. В действительности, разговаривая, мы не делаем пауз между словами. Как правило, между интервалами на спектограмме и паузами между словами во время разговора связь очень невелика. (Ниже мы вернемся к обсуждению этого вопроса.)
Короткая пауза между следующими друг за другом слогами может служить важным признаком перцептивного группирования звуков беглой речи, хотя между этой паузой и восприятием отдельных слов и нет прямой разницы. По мнению автора работы (Moore, 1989), непродолжительные паузы помогаю г слушателю отличить друг от друга такие фразы, какlighthousekeeper иlighthousekeeper илиblueberryиblue-berry («нерадивая домоправительница» и «смотритель маяка» или «синяя ягода» и «черника»). Обратите внимание и на то, как изменяется смысл слова в зависимости от того, на каком слоге делается ударение: если в словеinvalid ударным является первый слог, то слово воспринимается как существительное, обозначающее хронически больного или физически неполноценного человека, а если ударение сделано на втором слоге, — то как прилагательное, характеризующее нечто незаконное или недостоверное.
Восприятие неразборчивой речи
Понимание механизма речевого слуха — это нечто значительно большее, чем анализ восприятия звука. Когнитивно-интегративный механизм восприятия речи необыкновенно сложен. Более того, мы продолжаем воспринимать смысл сказанного даже тогда, когда сама речь замедлена или нарушена. В этом разделе мы подробно рассмотрим этот вопрос, для чего расскажем о таких экспериментах, процедурах и условиях восприятия речи, в которых различные ее аспекты либо вовсе отсутствовали, либо были весьма существенно искажены или смазаны специально для того, чтобы можно было определить их влияние на ее разборчивость.
|