Гармония – связь, порядок, строй, лад, слаженность, стройность. Понятие гармонии применяется для характеристики высотной системы: типа лада, музыкального стиля, характерной аккордики.
Первичный объект гармонии – музыкальные интервалы.
53
| Основные принципы эстетического восприятия.
| Открыватель – Кант. Особое чувство, которое основано на способности к бескорыстному любованию. Противостоит жажде собственности (желание присвоить).
Проблемы. Проблема подлинника и оригинала. (тиражирование искусства в современном мире).
Условия эстетического восприятия: проблемы музеев, их существования. Музейное восприятие (количество шедевров убивает шедевр).
Восприятие музыки. Проблема живой музыки. (консерватория – это живая музыка. Наблюдение за работой мастера). Уровень тиражирования музыкального произведения.
В эстетическом восприятии участвуют знания. Без знаний полноценного восприятия не будет.
2 уровня восприятия: короткий и длительный (шедевр).
Язык перевода из одного вида искусства в другой. (Гамлета будут дописывать всё время. У каждого зрителя свой Гамлет).
Чувства – это то, что нас разъединяет. Чувство субъективно, индивидуально.
Эстетическое восприятие – «О вкусах спорят и о вкусах не спорят». Эстетическое чувство, эстетическое переживание. Эстетическое суждение – последняя фаза эстетического восприятие.
Кант – «Критика способности суждения». Сказать можно только на основе знаний. В музыке не развивается чувства ритма.
| 54
| Принципы классификации и особенностей основных видов искусства.
| Живопись.
1. монументальная (на архитектурных сооружениях и т.п.).
- фреска (живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность живописи по сухому. При высыхании штукатурка образует плёнку, делающую фреску долговечной.
- мозаика (набор изображений из разноцветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.)
- витраж (прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле.
2. станковая.
- пейзаж (тип картины, изображающий природу или какую-либо местность и др.)
- портрет (изображение того или иного человека, произведённое средствами живописи, гравирования или скульптуры, также фотографическое изображение или словесное описание.
- натюрморт (изображение только обиходных, т.е. повседневных, обыденных вещей, неодушевлённых предметов).
- бытовая живопись (изображение сцен из общественной и частной жизни).
- исторический жанр.
2. Декоративно-прикладное искусство.(создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов).
- батик (ручная роспись по шёлку)
- гобелен (стенной безворсовый ковёр)
- нитяная графика (графическое изображение, выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании.
- керамика (прошедшая обжиг)
- вышивка
3. Скульптура (произведения имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов).
- портрет
- исторические, бытовые, символические,
аллегорические изображения
4. Архитектура или зодчество (наука и искусство проектирования зданий. Организация среды обитания человека.)
5. Графика ( вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна.)
6. Музыка
| 55
| Постмодернизм: теория и практика.
| Новый взгляд на прекрасное как сплав чувств, концептуального и нравственного. Пристальный интерес к безобразному выливается в его постепенное «приручение» посредством эстетизации, ведущей к размыванию его отличительных признаков. Возвышенное замещается удивительным, трагическое – парадоксальным. Центральное место занимает комическое в его иронической ипостаси: иронизм становится смыслообразующим принципом мозаичного постмодернистского искусства.
Онтологическая трактовка искусства, отличающаяся от классической открытостью, направленностью на непознаваемое, неопределённостью. Неклассическая онтология разрушает систему символических противоположностей, дистанцируясь от бинарных оппозиций: реальное – воображаемое, старое – новое и др. Бессознательные языковые структуры. Утверждается понимание искусства как единого бесконечного текста.
Ломка границ эстетического. Традиционные интерпретации искусства и прекрасного сменяются более раскрепощёнными.
В основе эстетики п. лежит тезис «мир (сознание) как текст».
| 56
| Место и функции искусства в современном обществе.
| Платон. Самая прекрасная идея – идея блага, добра. Эту идею по-разному воплощают виды искусства. Вся система воспитания – с помощью искусства.
2 функции:
Искусство заразительно;
Воспитательные функции искусства.
Общество вольное – общество, где отсутствует искусство.
Театр. Жанры – всё смотреть нельзя. Комедии, трагедии можно смотреть только философам, достигшим 50 лет. Легче воспринимаются трагедии. (герой – благородное существо). Истинная трагедия всегда возвышенная и прекрасная. Комическое воспринимается как часть безобразного. В комедии не имеют право участвовать эллины, могут участвовать только рабы и иностранцы. Искусство не должно показывать торжество порока.
Музыка. Упорядочивает, может лечить. Платон создаёт учение об этосе. (духовно-нравственное содержание музыкального лада). Самый лучший лад – дарийский (лад мудрецов). Учит человека думать, видеть содержательную сторону жизни. 2-й лад – фригийский (лад мужества), 3-й лад – лидийский (женский).
Тема эрота. Побуждение к творчеству. 2 стихии – раздор и эрот (демон).
Функции искусства.
- коммуникативная;
- познавательная (Гегель) (традиционная – от античности, искусство – низшая форма познания).
- эстетически-категорическая (Кант) (не связана с этикой, не сводится к познанию. Воспитательной функции по Канту не существует).
Современные теории (Свиридов). Искусство не воспитывает. Сейчас всё грубее. Проблема положительного героя в воспитательной функции. СССР – создание положительного героя. Борец за счастье человечества. Положительность – связь с социальным статусом человека.
В 20в. теории Канта отпадают.
Существование художника в современном мире, пиар, создание его образа.
Искусство поддержи от государства практически не получает. Распоряжение даром. Проблемы социального положения, обращение к будущему. Художник – человек зависимый.
Распадение системы музыкальной гармонии. Утрачен смысл слова «композиция». Модернизм – Мартынов, Денисов, Пьер Булес. Классика – Свиридов, Щедрин.
Доминирование авангарда. (но публика больше любит реализм).
В современном искусстве философия и идеология идёт впереди. (сюрреализм, кубизм – теории). Не зная теории, неподготовленному человеку сложно.
Искусство было спущено сверху. Со времён Петра – разделение элиты (профессианализация восприятия) и народных масс.
|
|