Главная страница
Навигация по странице:

  • Мир идей Платона (иерархия)

  • Шпоры к экзамену по философии. Вопрос Ответ


    Скачать 122.26 Kb.
    НазваниеВопрос Ответ
    АнкорШпоры к экзамену по философии.docx
    Дата04.05.2017
    Размер122.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШпоры к экзамену по философии.docx
    ТипДокументы
    #6835
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    1   2   3   4   5   6   7

    11

    Этика Сократа. Метод сократической иронии.

    Сократ – олицетворение философии.

    Главные тезисы:

    - концентрация внимания на этике. Этика – основа теории познания.

    - «Я знаю, что я ничего не знаю»

    - «Познай самого себя».

    Человек, произносящий фразу о том, что ничего не знает, на самом деле представляет о большом объёме знаний вокруг себя и по сравнению с эти количеством знаний он ничего не знает.

    Сократ учит релятивизму (относительности). Т.е. знание движется вперёд. Сократ посвятил свою жизнь служению истине.

    С. был очень неудобен политически, т.к учил свободомыслию. Его осудили и казнили. До этого на него написали донос собственные ученики.

    Мастика – сократическая ирония, предполагает владение истиной.

    СОКРАТИЧЕСКАЯ ИРОНИЯ - Тонкое притворство незнающим, чтобы лучше узнать идеи других.

    СОКРАТИЧЕСКАЯ ИРОНИЯ - тонкое притворство невежественным глупцом с целью лучше узнать мысль другого, чтобы потом доказать её ложность.


    12

    Объективный идеализм Платона.

    Платон – античная философия. (427 – 347)

    Платон «широкий». Обучался у Сократа. Был искушённым человеком в искусстве. П. считал Сократа самым счастливым из людей.

    П. был тяжело болен.

    П – 1й последний античный идеалист. Его идеализм – сознательное противостояние материализму. Идеальный мир – тот, который олицетворяет бытие. Идея – объективное понятие, которое существует само по себе. (Прекрасное само по себе). Существует вне времени и пространства. Главная идея – идея прекрасного блага. Афродита земная и Афродита небесная (Красота земная и небесная). На земле есть красота относительная и абсолютная.

    Вся его философия – он пытался создать теорию идеального государства. (после смерти Сократа). Он создал гос-во, где Сократ и не родился.

    Платон на всю жизнь враг демократии.

    П. создал академию (посвящённую герою Академу). Академия П. просуществовала с 386г. до н.э. по 529г. н.э.

    Сочинения:

    - Диалоги Платона (сократические). Созданы в память об учителе. Они указывают на космическое мирочувствие.

    - «Апология Сократа». 13 писем. 34 диалога.

    5 групп диалогов Платона:

    - сократические ( «Государство» - две первые книги. Доминируют учения Сократа)

    - позднего периода («Тетет», «Соист»)

    - переходные («Гиппи», «Большой Мино»)

    - позднейший период («Закон»)

    - философской зрелости (диалог «Пир»)

    Космическая форма диалога.

    Методология Платона.

    - аллегоричность

    - мифологичность

    В основе П. использует понятийный концептуальный аналог.

    Диалог «Пир» - учение об эроте.

    Система Платона – объективный идеализм.

    1. Онтология + теология +

    2. Космология и космогония

    3. Антропология + психология

    4. Гносеология с элементами логики и диалектики

    5. Этика и социальная философия

    6. Эстетика (П. являлся художником) проблема прекрасного и что есть творчество. Гений творит как сама природа.




    13

    Эстетические и социально-этические идеи Платона.

    Мир идей Платона (иерархия):

    - идея материальных предметов, нравственных явлений;

    - идея естественных и искусственных тел;

    - идея видов живых существ;

    - идея всех действий;

    - идея аффектов.

    Идеальный мир не просто царство сущностей, но благих сущностей. Мир П. пронизан идеей добра и блага. П. признаёт Бога как творца. У П. зло противостоит справедливому как благу.

    Следующее начало – материя.

    Материя – это неуловимое начало, почти небытие, некое пространство. Оно есть и его нет. Без материи невозможен мир чувственных вещей.

    Материя – кормилица, прородительница. М. принимает различные формы. Идеи м. нет. Она ен постигается умом.

    Мир вещей – состоит из идеи материи. Мир – смесь бытия и небытия. С мире заложено стремление к идеальному.

    Эрос (Эрот) – космическое начало, пронизывающее всё. Это стремление к совершенству.

    Вещи причастны к идеям.

    - идеи присутствуют в вещах

    - идея по отношению к вещи – прообраз

    - вещь – воплощение идеи в материи

    Мировая душа (София) – объемлет всё.

    Динамическое творческое начало – космос, познание. София объемлет мир идей, вещей. Совмещает противоположности.

    Космология – в государстве. Бог – творец, создаёт не только мир, но и идеи, Бог – мера всех вещей. Бог творит космос и мир.

    Диалог «Пир» описывает торжество в доме трагика.

    Наслаждение для П. – это то, что умаляет силы человека.

    Эрос –любовь к творчеству.

    Творчество – переход из небытия в бытие.

    Люди стремятся к благу, следовательно, стремятся к бессмертию. У людей и животных смертная природа. Рождение – проявление бессмертного начала в смертном. Любовь к творчеству ценна. Высшее проявление разума – философия. Эрот – философ.

    Психология.

    Душа находится в мире идей, созерцая вечные благие сущности. Затем она попадает в человеческое тело.

    Анамнезис – припоминание.

    Человек припоминает, какими богатствами владела некогда его душа. Знание – это припоминание. Душа изначально владеет знаниями. Процесс обучения – подталкивать к знанию. Самовозрастание информации.

    Доказательство бессмертия души.

    Душа:

    - вожделеющая (ремесленники, земледельцы)

    - аффективная (стражи)

    - разумная (философы) должна доминировать

    Платон считал, что ребёнок всегда идеален. Отношение к женщинам хорошее (женщины отличаются от мужчин только количеством).

    Социальная роль искусства по П: Иск-во может обращаться к аффективной части души. На особое место ставится музыка. Воспитание стойкости и мужества. Смотреть всё разрешается только философам, достигшим 50ти лет.


    14

    Физика и метафизика Аристотеля.

    Аристотель ученик Платона. (384-322) А. стремится соединить земное и небесное, природу и божество. Направленность к совершенству. Впервые разделяет сферы знания.
    Метафизика – над, физика с природой или 1-я философия Арисототеля. – предмет неподвижной сущности.

    Физика как учение о природе.

    Главные категории метафизики – материя и форма (ценное, вечное, источник индивидуализации, предметы различаются по материи, форма – активное движущее начало.

    Аристотель – идеалист. (но большое внимание уделяет материи).

    Теология – учение о цели. Цель – это стремление принять форму. Это некая заданная программа по структурированию материи.

    Учение о причинах:

    1. Всё, что происходит, имеет причину,

    2. Всё в мире движется, => есть абсолютный источник движения (идеальный).

    Всё в мире стремится к своей цели, => есть абсолютная цель.

    Этика А. психологическая. Метафизика превращается в богословие. А – 1й историк философии.

    Физика и метафизика, частные науки, изучают некую часть сущности. Идея или форма находятся в самом предмете. Предмет физики – природа. Природа – это отдельные родовые сущности. Необходимость и случайность.

    А. считает, что реальной бесконечности нет, есть только потенциальная.

    Время связано с равномерным круговым движением. Время без души не существует.

    А. создатель биологии. «История животных».

    Психология – «Трактат о душе».1й психологический трактат.

    Душа:

    - неразумная часть

    *физиологическая (связана с телом)

    *страстная (постояяно взимодействуют зарождения эпоса

    - разумная часть

    *рассудочная (практический разум)

    *разумная (занятие философией и т.д.)

    От человека, по А. зависит, буть ему смертным или бессмертным.

    А – создатель формальной логики. Законы правильного рассуждения. Учение о силлагизмах (о правильной логике)

    Знание – дианойя (наука)

    - эпистеме (математика, физика, теология)

    - праксис (этика, экономика, политика)

    - поэсис (поэтика, риторика, искусство)


    15

    «Поэтика» Аристотеля. Теория трагедии и понятие катарсиса.

    Поэтика – теория поэзии, наука, изучающая поэтическую деятельность, её происхождение, формы и значение, и шире, законы литературы вообще.

    Поэтика – раздел теории литературы.

    Аристотель – основоположник поэтики. 1й труд – «Поэтика» Аристотеля. (384 – 322). А. соединял в своём учении о поэзии черты гедонизма (цель искусства – удовольствие).

    Катарсис - учение о трагедии. По А. трагедия, вызывая страх, гнев, сострадание, заставляет зрителя переживать душевное волнение, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его. У А. учение о катарсисеявляется уже скрытой полемикой против Платона, отрицавшего соц-педагог полезность музыки, в частности трагедии.

    «Катарсис аффектов»:

    - очищение аффектов от какой-либо скверны;

    - очищение души от аффектов (временное освобождение от них)

    Катарсис – душа.

    Катарсис следует понимать в медицинском смысле. Все люди подвержены ослабляющим аффектам. Одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в рез-те которых аффекты оказываются удалёнными из души.


    16

    Основные идеи и представители философии периода патристики.

    Эпоха патристики – 2-6 века периода средневековой философии. Патр – отец церкви.

    Патристика параллельна с философией. П. представляет собой противостояние античной традиции и христианства.

    Онтологические проблемы уходят на задний план. Ортодоксальное – двуединая природа Христа.

    Направление:

    -монофизитство. (природа Христа едина, а Христос является прежде всего Богом).

    -Монофеллиты (природы может быть две, но воля одна)

    -Манихейство (добро и зло это две равные субстанции)

    Христианская философия делит мир по вертикали.

    Эпоха патристики – учение устроителей церкви.

    Катокомбный период.

    Патристика:

    - западная (Ариген, Амвросий Медиаланский, Августин Блаженный, Тертулиан);

    - восточная (Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Иоанн Лествечник)

    Патристика – философия и теология отцов церкви, т.е духовно-религиозных вождей христианства до 8 века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения.

    Выделяются римское и греческое направления патристики.

    1. Апостолические мужи (примыкают непосредственно к апостолам)

    2. Апологетические (защищающие) отцы 2в (пытаются доказать совместимость христианского учения с греческой философией

    3. 3 – начало 4в. 1-е попытки систематизации в области теологии и выдвижение вопроса о Христе (Климент Александрийский)

    4. 4 – нач.5в. Христианство впервые начинает исследовать свою историю. (Евсевий Кесарийский)

    5. Конец 6 века, завершение процесса формирования догм и усиление церкви после её признания в 313г императором Константином Великим – церковно-политический характер патристики.




    17

    Западноевропейская средневековая философия. Номинализм и реализм.

    1в – апостольский период

    2-6(7)в – эпоха патристики

    12-13в – схаластика (Фома Аквинский)

    14в – позднее средневековье, упадок философии

    Западное Средневековье:

    - Августин Блаженный (354 – 430) – синтезировал эллинскую культуру и христианство.

    - Боэций (480 – 524гг) – «последний римлянин».

    - Ареополитики – философско-богословская лит-ра

    3 вида богословия:

    - Катафатическая теология (утвердительная)

    - Символическая наука о Боге (Божественное начало)

    - Мистическая (наука о Боге, недоступном для познания)

    Раннее Западноевропеское Средневековье – спор реалистов и номиналистов. Начало схоластики.

    Реализм.

    Алкуин – «Диалектика» (735 – 804). Рационализация христианского вероучения.

    Иоанн Скотт Эриугена (810 – 877) Значение Платона, неоплатоников. «Между откровением и разумом нет противоречию».

    Ансельн Кентарберийский (1033 – 1109). «Монолог», «Прибавление к рассуждению». «Вера выше разума». – афоризм. Ансельн – реалист.

    Номинализм.

    Против реализма.

    1-е место занимает единичное бытие. (реально существующее)

    Расцелин (1050 – 1120) – Франция. Объективным существованием могут обладать только единичные вещи.

    Пьер Абиляр (концептуализм) (1079 – 1142) «История моих бедствий».

    Номинализм:

    - крайнее направление (универсалии нигде не существует. Существует звук голоса, написанное)

    - умеренное направление (понятие существует как результат абстрагирования в человеческой голове).


    18

    Учение Фомы Аквинского – вершина западноевропейской схоластики.

    Фома Аквинский (1225 – 1274) – философ, теолог, учитель церкви, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма, член ордена доминиканцев. Влияние Аристотеля и неоплатоников. Ф.А разграничил области философии и теологии. Преобщение к божественному знанию достигается через откровения.

    3 этапа мудрости (соподчинённые):

    - мудрость Благодати

    - мудрость богословская – мудрость веры, использующая разум

    - мудрость метафизическая – мудрость разума, постигающая сущность бытия.

    Теология ро Ф.А.:

    - сверхъестесственная (основана на истинах откровения)

    - рациональная (основана на «естесственном свете разума»)

    Мудрость – стремление постичь Бога. Наука – способствующее этому средство.

    2 вида существования по Ф.А.:

    - самосущностное или безусловное

    - случаное или зависимое

    Только Бог – подлинное, истинное бытие.

    Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи.

    Индивидуальность чел-а – личностное единство души и тела. Душа чел-а бессметна. Конечная цель жизни чела – достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире. Чнел – промежуточное существо между тварями и ангелами.

    По Ф.А. понятия вещей существуют трояко:

    - «до вещей» (платонизм, крайний реализм)

    - «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм)

    - «после вещей» (номинализм, концептуализм)

    Ф.А. – умерреный реализм. Ф.А. различает пассивный (в него попадает чувственно воспринимаемый образ) и активный (абстрагирование от чувств, обобщение) интеллект.

    Внутренние чувства обрабатывают первоначальные образы:

    - общее чувство (собрать воедино все ощущения)

    - пассивная память (являются хранилищем впечатлений и образов, созданных общим чувством)

    - активная память (извлечение сохранённых образов и представлений)

    - интеллект (наивысшая чувственная способность)

    Три умственно-познавательные операции:

    1. Создание понятия и задержка внимания на его содержании (созерцание)

    2. Суждение (позитивное, негативное, экзистенциональное) или сопоставление понятий

    3. Умозаключение (связывание суждений друг с другом)

    Три вида познания:

    - Ум (вся сфера духовных способностей)

    - Интеллект (способности умственного познания)

    - Разум (способность к рассуждению).

    Схоластикасистематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

    Отличительные черты:

    - составление «Сумм» - всеобъемлющих компендиумов по тому или иному вопросу

    - доскональное изучение поставленного вопроса со скурпулёзным рассмотрением всех возможных случаев и опровержением ортодоксальных воззрений

    - высокая культура цитирования

    Основные проблемы:

    - вера и знание

    - док-во бытия Бога

    - общее и единичное (проблема универсалий)

    Ф.А. связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Сформулировал 5 доказательств бытия Бога.

    Труды Ф.А.- «Сумма теологии» и «Сумма философии», «Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»…


    19

    Проблема человека в русской средневековой философии. Нил Сорский.

    С принятия христианства развивается жанр проповеди.

    Исихазм («исихия» - тишина, безмолвие) – одно из направлений монашеской практики, цель – «свидение ума в сердце». Идеал – мыслящее сердце. Триединая природа человека (душа, тело, дух). Важная сторона – книжность.

    Древнерусская философия – 11-14вв

    Средневековая философия – 15-16вв

    17в – переходный.

    Богословская – философская мысль:

    - историчность, социальность;

    - практичность, этика;

    - символизм

    Илларион – «Слово о законе и благодати» (процесс христианизации Руси);

    Кл. Смолятич – «Златоструй» (вёл эллинскую культуру)

    К.Туровский – аллегория к м. Иллариону. Политическая и антропологическая критика. Много поэзии.

    Феодосий Печерский – «Учение о Слёзном даре»

    Владимир Мономах – этические нормы. «Покаяние, слёзы и милостыня»


    написать администратору сайта