Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные направления.

  • Теория познания Канта.

  • Шпоры к экзамену по философии. Вопрос Ответ


    Скачать 122.26 Kb.
    НазваниеВопрос Ответ
    АнкорШпоры к экзамену по философии.docx
    Дата04.05.2017
    Размер122.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШпоры к экзамену по философии.docx
    ТипДокументы
    #6835
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    1   2   3   4   5   6   7

    Нил Сорский (1433 – 1508) – концепция нравственного восхождения личности по ступеням совершенства. 5 систем страсти. Слёзы – способность смыть с себя «очернелое естество Адама». Идеал монашеского жития – отшельничество, никакого стяжательства. На 1-м месте – религиозная практика. Никакой значительной хозяйственной деятельности.Постоянная внутренняя молитва с целью отсечения дурных помыслов. Малейшая уступка даже простому «интересу» идет к связыванию, «сочетанию» души, её «пленению» страстями и к гибели.

    Произведения – «Соборник» (жития святых, переведённые с греческого). «Предание».

    Совершая "внутреннюю", "безмолвную" молитву, достигается некое сверхразумное состояние, в котором молящийся удостаивается Божественных видений. А высшей ступенью богоявлений может стать видение "божественной энергии" или "Фаворского света" — сияния, которое окружало Иисуса Христа во время его посмертного явления апостолам на горе Фавор.

    "Сребролюбие" преподобный Нил называл одним из главных душевных недугов, который, когда он укрепляется в человеке, становится злее всех недугов.

    При этом "нестяжание", бедность, по убеждению преподобного Нила, это не только идеал личной жизни инока, но и жизненный идеал всей обители. Ведь, по его мнению, владение любым имуществом становится причиной нравственной деградации монашества. В то же время Нил Сорский считал, что монастыри должны содержаться за счет государственной и, в частности, великокняжеской казны. Кстати, именно за великокняжеский счет содержались и "заволжские" скиты.

    Нил Сорский не концентрирует свое внимание на идее "истязания плоти". По его мнению, физическое истязание вторично по сравнению со стремлением к внутреннему духовному совершенству — к "осветлению души" и к "чистоте сердца".

    Именно мысль и сердце, согласно Нилу Сорскому, являются ареной "мысленныя брани" — борьбы человека с "помыслами". В "Скитском Уставе" Нил Сорский выстраивает целую иерархию "помыслов", с которыми обязан бороться не только инок, но и всякий человек вообще. От "прилогов" (простых "помыслов"), последовательно возрастая, "помыслы", через "сочетание", "сложение" и "пленение", могут превратиться в "страсти". И тогда "страсти" способны уже полностью пленить человеческую душу и покорить ее дьявольскими искушениями.

    Чтобы не поддаться искушениям инок должен следовать учению об "умном делании". "Умное делание" — это внутренний духовный процесс, совершающийся в глубоких тайниках человеческого духа и распадающийся на три отдельные акта: безмолвие, умную молитву и созерцание (или видение).

    Безмолвие — одно из первых условий достижения полной отрешенности ума и сердца от всякого рода "помыслов", даже и благих. Освобождение же от страстей приготовляет душу к умной молитве.

    Умная молитва — отрешённое от всех помыслов безмолвное самоуглубление.

    Противостояние (раскол в 17в):

    - нестяжатели (Нил Сорский) не нужно украшать церковь. Внутренне совершенство.

    - иосифляне (Иосиф Волоцкий) монастырь и церковь должны быть материально богатыми, чтобы быть значимыми.


    20

    Канон и символ как главные категории культуры Средневековья. Иконопись как «богословие в красках».

    Рисунки:

    Канон – правила и нормы христианской жизни (апостол Павел). Канон – это свод правил. Канон существовал в устной традиции, а в 16в – первые письменные подлинники. 18в – подробное описание. Канон разрушен. Иконописец уже не богослов.

    Библия:

    - Ветхий завет (Исторические сочинения, Книга судеб, Книга Царств; Религиозная светская лирика; Псалтирь царя Давида; Песнь Песней; Книга премудростей царя Соломона; Книга Иова; Пятикнижие.

    - Новый завет (4 Евангелия: от Матфея ( символ ангел или человек), от Иоанна (орёл), от Марка (Лев), от Луки (Телец);Апокалипсис – откровение о последних временах, данное Иоанну Богослову на острове Патмос; Послания и деяния апостолов).

    Символ – указание на высшую реальность. Это часть предмета. Символ указывает на некогда бывшее единство и на возможность его восстановления. Указание на высокую реальность.

    Символ это не знак.

    Учение о триедином Боге.Оно было зашифровано в символах.

    Символы:

    Греческий крест (символ равноконечной вечности) +

    Андреевский крест (Х) 0 крест апостола Андрея

    Католический крест

    Православный крест

    Были установлены 7 церковных таинств: крещение, причастие, евхаристия, исповедь, покаяние, миропомазание, соборование, брак, священство или рукоположение.

    Чаша или сосуд – тело умершего человека.

    Голубь, сидящий на краю чаши – тело и душа.

    Дверь, и у порога двери агнец с крестом – вход в другую жизнь.

    Орех – кожа (плоть), скорлупа (кости), зерно (душа).

    Виноградная лоза – 1. Сама церковь, 2. Небесные радости, 3 – сам Христос.

    Орёл – символ Воскресения.

    Голубь – вестник примирения. Символ Святого Духа. На гробнице – символ супружеской веры и скорби.

    Море – наша земная жизнь.

    Маяк – бессмертие.

    Дельфин – христианин.

    Рыбы – люди.

    Якорь – спасение.

    Книга в христианстве – первоучители Кирилл и Мефодий.

    А (аз) – мир. Б (Буки) – человек. В (Веди) – знание сила. Д (добро) – надежда на конечную победу добра. З (Земля) – великая ценность. П (покой), У (Ук) – жертвенник во имя научного знания. М (мыслете).

    Иконопись.

    Иконопись в православии существует благодаря Иоанну Домаскину (8в). Он создал теорию образа.

    Икона – символ антологической незыблимости. Состав иконной доски – кедр или кипарис. Писали в основном на смоле. Нельзя просто так сочинять икону. Икона всегда писалась при искусственном освещении. (при свете лампады).

    Икона существовала для молитвы. В музее она выполняет синтетическую функцию. Икона аппелирует к вечности. Краски – только натуральные. Большие иконы делались из нескольких досок.

    Золото – присутствие божества.

    Тёмно-вишнёвый – дерево, пропитанное кровью. Цвет бесконечного смирения.

    Красный (золото с красным) – радостные цветы.

    Синий – символизирует космос.

    Чёрный (тьма) и белый (свет) не считались цветами. И все остальные цвета между ними тоже.

    Серый – знак небытия (чёрт). Отрицательный свет, покой, в котором нет действия.

    Зелёный – потенциальный покой. Символ Воскресения.

    Красный – по этому цвету различались иконописные школы. Московская школа – сдержанный красный.

    Красное и чёрное – союз земли и солнца.

    Лука считался первым иконописцем.

    Иконописцы: Андрей Рублёв, Феофан Грек, Прохор с Городца, Даниил Чёрный.


    21

    Философия Возрождения: основные черты и направления.

    Возрождение – 14-16вв.

    Зарождение капиталистических отношений.

    Революции, религиозные войны.

    Начало раскола внутри капитализма (реформация).

    Начинает формироваться светская культура. Секулярная культура не связана с религией (секуляризация).

    Образовывается лютеранство, кальвенисты, гугенисты, англикане.

    Протестантизм. Пытались изменить христианство.

    Идеология:

    - индивидуализм;

    - гуманизм;

    - антропоцентризм.

    Возникает жанр портрета. Тема возвеличивания человека. Культ античности. Приоритет получает материя.

    Направления:

    - флорентийские платоники (главный термин – эмонация. Круг – символ любви.

    - пантеизм (присутствие Бога во всём) Рождается естесственно-научное направление. Леонардо да Винчи, Коперник, Кеплер.

    - натурфилософия (катофатическое и апофатическое, отрицание богословия, мистика.)

    - утопические теории (Утопио – место, которого нигде нет) (Онователь утопии – Томас Мор, аристократ. Мыслящие люди не удовлетворены нынешним положеним дел. Идея гармонически развитой личности. Идея свободы вероисповедания.


    22

    Рационализм в философии Нового времени.

    Рационализм – метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. (Гегель, Декарт, Лейбниц, Спиноза). (ratio – разум).

    Рене Декарт – «Правила для руководства разума», «Рассуждение о методе», «Размышлния о первой философии», «Начала философии».

    Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания. Рационализм как уверенность в мощи и способности разума (просвещённого). Познать окружающий мир с помощью здравого смысла. С помощью разума постигать Бога.

    Разум вписан в реальную человеческую жизнь, является её достаточно эффективным орудием.

    Рациональная деятельность

    - мыслительная деятельность (основана на опыте, т.е. мышление посредством рассуждения, док-ва, рассчёта и т.д.) – рассудок.

    - деятельность мысли (превосходящая опыт) – разум.

    Единство рассудка и разума – интеллект.


    23

    Сенсуализм и эмпиризм в теории познания. Методология Ф. Бэкона.

    Теория познания – гносеология.

    Сенсуализм (восприятие, чувство, ощущение) – направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип с. – чувственная форма познания (чувственность).

    Сенсуализм:

    - материалистический (связь сознания чел-а с внешним миром)

    - идеалистический (в чувственной деятельности некая самостоятельная и самосущая сфера сознания)

    Сенсуализм – Томас Гоббс.

    Эмпиризм (опыт) – чувственный опыт – единственный источник достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для э. характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания. Э.сформировался в 17-18вв. элементы э. присущи позитивизму, неопозитивизму (логический э.)

    Ф. Бэкон. Выдвинул доктрину «естественной» философии, основывающейся на опытном познании.

    «Знание –сила»

    Трактаты «О достоинстве и приумножении наук», «Новый органон» - попытки великого восстановления наук.

    Главным шагом в реформе науки должно было стать совершенствование методов обобщения, создание новой концепции индукции. Начальный этап индукции – сбор фактов и их систематизация. Выдвинул идею составления 3-х таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней. + проведение эксперимента.

    Ценность разума – в его искусстве извлечения истины из опыта, в котором она заключена. Разум как таковой не содержит в себе истин бытия и, будучи отрешён от опыта, не способен к их открытию. Опыт, таким образом, имеет основополагающее значение. Разум можно определить через опыт.

    Пчелы, собирающие нектар с цветков и перерабатывающих его в мёд. Паук, ткущий паутину из самого себя (односторонний рационализм). Муравьи, собирающие в одну кучу разные предметы (односторонний эмпиризм).


    24

    Идеология эпохи западноевропейского Просвещения.

    Сменилось культурное развитие Западной Европы. Основа развития нравственности и интеллекта – научное знание. Появляется понятие прогресса.

    18в – века упования на науку. (следствие 17в). Знание становится культом.

    Всё связано с человеческим началом.

    18в – век энциклопедий.

    Энциклопедисты – Вольтер, Дидро.

    Главная идея – идея невозможности познать вещи без их взаимосвязей.

    Философские направления:

    - идея просвещения; идея воспитания.

    - театру приписывалась функция воспитания.

    - проблема богемы.

    Появляется парадокс об актёре. В театре тип актёрской игры опирается на интеллект.

    Появление Салонов. (для воспитания худож-венного вкуса).

    Художники: Шарден (любимый х. энциклопедистов), Грёз.

    Живопись этого времени подчиняется театру.

    18в. – век рококо. Продолжается развитие моды. (законодательница мод – Франция). Грация как знак внутренней красоты.

    Рококо – предельная театрализация. (Буше, Ватто).

    Ценится игра. Светскость и театр на первом месте.

    Присутствует мистика формы.

    Материализм. Термин появляется в 18в. (Ламетри)

    Механический материализм – на 1-м месте – машина. (Гельвеций)

    Гедонизм – смысл жизни в удовольствиях.

    Эстетизм – те же удовольствия.

    С материализмом связан атеизм. Все энциклопедисты были атеистами. (отрицали Бога).

    Деизм – стыдливый атеизм. (Вольтер, Даламбер). Признаётся наличие Бога-творца. Понятие Бога меняется на мировой разум. В жизни людей Бог никакого участия не принимает.

    Получает развитие теория общественного договора.

    Вольтер – «Кондит».

    В 18в интеллект был в моде. Мода ан и. проявляется в остроумии.

    В 18в также процветал этикет.

    В моде – чувствительность.


    25

    Основные направления развития философской мысли в России 18в.

    18в. век созидания. Пётр 1 берёт за образец западную традицию.

    За образцы берётся эпоха классицизма.

    Архитекторы – Баженов, Казаков.

    Основные направления.

    - научная философия (Ломоносов)

    - гуманистическое (Татищев, Радищев, Кантемир – масоны)

    - религиозно-философское (Григорий Сковорода)

    - православная философия (Величковский, Тихон Задонский)

    - старообрядческая философия (Братья Денисовы-Мышицкие)

    - философия коньюнктурного типа (Феофан Прокопович – обоснования реформ Петра 1).


    26

    Немецкая классическая философия. Теория познания И. Канта

    Н.к.ф. является образцом (классикой).

    Отрицает просветительские идеи.

    Впервые Кант поставил вопрос о сущности знания.

    Иммануил Кант (1724 – 1804). Путешествовал в просторах собственного космоса. Совместил рационализм и сенсуализм.

    Конец 19в. – неоконтианство.

    Периоды философии Канта:

    - естественно-научные дисциплины (происхождение солнечной системы);

    - сфера мыслей. Интеллектуальная деятельность. Кант установил границы разума.

    3 критики: «Критика чистого разума» - теория познания;

    «Критика практического разума» - этика;

    «Критика способности суждения» - эстетика.

    Основные виды отношений в системе «человек – мир».

    1. Познавательное (главная категория – истина)

    2. Утилитарное (польза)

    3. Этическое (добро-зло)

    4. Эстетическая (прекрасное, возвышенное).

    Кант считал, что красота природы выше красоты искусства.

    Теория познания Канта.

    Кант ставит границы человеческого разума. Знания – это духовная конструкция, возведённая воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных категорий.

    Кант ставит границы человеческому разуму. Наши знания – духовная конструкция, возведённая воображением.

    Кант объединяет сенсуализм и материализм.

    «Вещь в себе» - всё, с чем сталкивается человек.

    Качества:

    - не зависит от человеческого познания (воздействует на наши органы чувств, результат – хаос)

    - принципиально не познаваема, трансцендентна, находится вне мира.

    Трансцендентныйпринадлежащий другому миру, за границей нашего восприятия.

    Трансцендентальный – универсальный, переходный, объединяющий.

    Процесс познания никогда не будет исчерпан.

    1. Априорные формы чувственности– пространство и время. Они не имеют понятийной природы, они заложены в генетической памяти. На чувства пространства и времени опирается математика. Арифметика – на время. Геометрия – на пространство.

    2. Априорные формы рассудка – количество, качество, отношения. На этих формах развиваются все остальные науки. (ботаника, биология, химия). Апосториорные – знания, полученные на основе опыта.

    3. Идеи разума – на них основаны гуманитарные знания.

    - идея о душе

    - идея о мире (разум неизбежно впадает в антиномии, что показывает границы нашего разума.). «Мир имеет начало во времени и границы в пространстве, мир не имеет начала во времени и границ в пространстве»

    - идея о Боге как безусловной причине всех обусловленных явлений (идея Бога-творца).

    Разум не желает знать своих границ. Если разум откажется от своих притязаний, антиномии исчезают. Но разум стремится выйти за границы чувственного опыта. Практический разум выше разума чистого.


    27

    Этика и эстетика Канта. Максимы категорического императива.

    У Канта – критика практического разума. В силу вступает разум практический. Интеллект – слуга нравственности.

    Главные черты: этика долга (христианская традиция). Долг – сфера этики. Долг совершается всегда с усилием. Этика существует, когда совершается усилие над собой.

    2 вида императивов:

    - гипотетические (условные) благое деяние обусловлено интересом, целью;

    - категорические предписывают должное поведение вне зависимости от каких-либо причин и условий (только этот императив относится к этике)


    написать администратору сайта