Главная страница

Шпоры к экзамену по философии. Вопрос Ответ


Скачать 122.26 Kb.
НазваниеВопрос Ответ
АнкорШпоры к экзамену по философии.docx
Дата04.05.2017
Размер122.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаШпоры к экзамену по философии.docx
ТипДокументы
#6835
страница5 из 7
1   2   3   4   5   6   7
1   2   3   4   5   6   7
Н.Я. Данилевский (1822 – 1885)

Работа: «Россия и Европа». Главная тема – судьба России, условия культурно-исторического развития русского народа и славян, раскрытые через призму идей славянофильства. (История России рассматривается Д. в неразрывной связи со странами Европы). Д. считает, что любые социальные преобразования будут безуспешными и разрушительными, если они будут осуществляться вопреки национальным интересам.

Д. пришёл к выводу: «Европа враждебна России». По Д., политическое равновесие выгодно европейским государствам, которые всегда договаривались друг с другом против России.

Культурно-исторические типы по Д.:

  1. Египетский

  2. Китайский

  3. Ассирийско-вавилонский, финикийский, древнесемитский

  4. Индийский

  5. Иранский

  6. Еврейский

  7. Греческий

  8. Римский

  9. Аравийский

  10. Германо-романский, европейский

+ 2 американских (мексиканский и перуанский), погибшие насильственной смертью.

Среди типов Д. различал:

- уединённые

- преемственные

Считал, что ни один из типов не может прогрессировать бесконечно.

По теории Д., на долю народа выпадает три роли:

  1. Положительная деятельность культурно-исторического типа;

  2. Разрушительная деятельность придающих смерти одряхлевшие цивилизации;

  3. Служение чужим целям в качестве «этнографического материала».

Общие черты, принадлежащие культурно-историческим типам – законы культурно-исторического движения.

Выделил три основных формы взаимодействия цивилизаций:

  1. Пересадка (колонизация) – политическая или религиозная экспансия развитых гос-в. повсеместное распространение единственной формы цивилизации.

  2. Прививка (ассимиляция) – форма воздействия одного народа на другой, которая без учёта культурной особенности создаёт условия для использования народа;

  3. Удобрение – плодотворное воздействие развитой цивилизации на только ещё складывающийся народ.

Д. делает вывод, что цивилизация тем разнообразнее и богаче, чем разнообразнее народности, входящие в образование типа.

Закон культурно-исторического типа: период цивилизации каждого типа короток и вторично не наступает. Он оканчивается, когда народ, составляющие тип, выработали свою творческую энергию.

Прогресс, по Д., неоднозначен и не может быть одним для всех.

О.Шпенглер (1880-1936) – немецкий философ.

Работа «Закат Европы».

По Ш., именно культура является универсальной категорией в исследовании общества.

Направления рассмотрения культуры:

  1. Культура как основа интеграции или дифференциации;

  2. Выявление роли культуры в поддержании социальной стабильности, преемственности, динамики развития.

В работе «Закат Европы» культура рассматривается как расколотая на 8 культур, каждая из которых вырастает на основе своего собственного уникального «прафеномена» - способа «переживания жизни»:

  1. Египетская

  2. Индийская

  3. Вавилонская

  4. Китайская

  5. Греко-римская

  6. Византийско-арабская

  7. Культура майя

  8. Русско-сибирская культура

Культура подчинена жёсткому биологическому ритму.

В каждой из культур выделяется 2 главных этапа:

  1. Этап восхождения культуры (собственно культура),

  2. Этап нисхождения культуры (цивилизация).

Всё содержимое культуры полностью исчерпывается отдельными культурами. Нет цельности мировой культуры.


37

Философия всеединства и софиология В.С. Соловьёва.

В.С. Соловьёв (1853 – 1900).

Произведения: «Критика отвлечённых начал».

Всеединство (по С.) есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединённость, примирённость и гармонизированность всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия.

- истинное (положительное) всеединство – существует не за счёт всех, а в пользу всех;

- ложное (отрицательное) всеединство – подавляет или поглощает входящие в него элементы, само оказывается таким образом пустотой. Истинное всеединство охраняет и усиливает эти элементы, осуществляясь в них как полнота бытия.

Истинная суть человека есть живое осуществление всеединства, которое не только созерцает умом, но само действует в мире.

Осуществление «живого всеединства» , по С., свершилось в лице Христа.

В целом теория С. – экзистенциология, учение о сущем. Человек как единственное сущее в этом мире может любовно содействовать раскрытию, высвобождению божественных потенций мира и тем самым утверждать в настоящем идеал будущего.

Философской архитектоникой идей богочеловечества и в концепции С. является теургиямистическое восхождение к первоединому, Богу.

Софиология – совокупность учений о Софии-премудрости Божией. С. восходит к библейским текстам, прежде всего, к книге премудрости Соломона. Под Софией понимается второе лицо Святой Троицы – Бог-сын (ипостасная и живая премудрость Бога-отца).

Софиология С. содержит в себе логические противоречия и противоречия христианскому, догматическому богословию. В софиологии С. платоническая интуиция вступает в конфликт с его христианскими воззрениями.

В самом Абсолюте София – второй полюс, непосредственная возможность бытия, первая материя: в мире это тело богочеловека Иисуса Христа, собирающего в единый богочеловеческий организм всё человечество. София в этом смысле является идеальным человечеством, социальным идеалом, определяющим цель и направленность исторического процесса как процесса богочеловеческого.

В «смысле любви» С. София предстаёт в аспекте вечной женственности – совершенной идеи для Бога, которая должна реализоваться и воплотиться в многообразии форм и степеней как «живое духовное существо» для человечества.


38

Основные направления в русской философии «серебряного века».

В это время присутствуют разные направления.

Ведущее направление – религиозное (славянофильство).

Ещё:

- космизм (опирается на идею соборности, всеединства – Вернадский, Федотов, Соловьёв, Флоренский).

- университетская официальная наука (Вернадский).

- философия права, развивается (Ильин – философ-юрист).

- персонализм (Лопатин, Козлов).

- интуитивизм (Лосский, Франк).

- экзистенциализм – гуманистическая философия 20в. (Бердяев, Бугаков).

- неопозитивизм – объект философии – сам текст, язык. Критика философии и точных, естественных наук. Анализ языка. (Кавелин, Лисевич, Михайловский).

- неомарксизмпочти все философы, которые в молодости увлекались марксизмом.

- неогегельянство (Чичерин, Ильин, Дебольский)

- научное направление, примыкало к непозитивизму (Вернадский).

Серебряный век совпал с эпохой модернизма. Это начало 20в.

20в. – век научно-технической революции.

2 крупных течения умонастроения –

- иррационализм (философия жизни)

- рационализм (философия техники).

А также:

- неотомизм (современный философский вариант католицизма)

- экзистенциализм (тема существования человека в абсурдном, отчуждённом мире).


39

Космизм как направление русской философии 19-20в. Философия «общего дела» Н.Ф.Фёдорова. Учение о ноосфере В.И. Вернадского.

Русский космизм – концепция русских философов (В.Соловьёва, Н.Фёдорова и др.), утверждающая, что природа будет спасена от разрушения благодаря тому, что человечество с помощью науки создаст новый космос и обретёт бессмертие.

В рамках русского космизма впервые были сформулированы требования единства научно-технического и философского знания, необходимость комплексного исследования человека и его нераскрытых возможностей, гармонизация отношений общества и природы.

Космизм – философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира», а также микрокосмосе, подобном макрокосмосу.

Представители:

Философско-религиозное течение.

Флоренский – космизм. Существует «идеальное родство» мира и человека. Двуединство.

Соловьёв – христианский космизм. Трактат «Чтения о богочеловечестве». Истинной загадкой для разума является не вечный (божественный) мир – он является как ясное и нормальное. В божественном существе – двуединство (Бог-Логос и София).

Н.Ф. Фёдоров – философия общего дела. Основной труд «Философия общего дела» изменять свою природу можно только вместе с изменением мира в том же направлении. Космос Ф. – это христианский космос.

Естесственнонаучное течение.

Н.А. Умов. Космос – космос физика, который свободен от антропоморфизма. Космос абсолютно равнодушен к жизни, к человеку. Главная задача человеческого гения – «Охранение, утверждение жизни на Земле».

Н.Г. Холодный – антропокосмизм. Основная работа «Мысли дарвиниста о природе и человеке». Огромное значение человеческой деятельности в процессах эволюции природы, во взаимоотношениях человека и природы. Наука подчиняется общим законам органической и социальной революции. Человек в космосе становится, благодаря успехам науки и техники, космическим фактором, преобразующим природу в том участке Вселенной, где он обитает.

В.И. Вернадский – третий синтез космоса. В основе – живое вещество, которое владеет всеми минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы питания и размножения в активном поверхностном слое планеты. И время, и жизнь – необратимы. Живое вещество никогда не возвращается в прежнее состояние.

К.Э. Циолковский – космическая философия. Философия – вершина научного знания. Важные принципы космической философии – принципы атоликтического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.

А.Л. Чижевский. Идея единства живого и неживого, человека и космоса, психического и физического.

Фёдоров (1829 – 1903) – основатель космизма. Первый краевед. Ф. была свойственна устная форма изложения.

Философия «Общего дела». Основные идеи:

- о регулировании человеком природы;

- о выходе человека в открытый космос;

- завоевание человеком в космосе обширных пространств, произойдёт телесное воскрешение;

- общее дело сплотит человечество, сотрутся национальные перегородки;

- Бог действует только через человека – власть человека над мирозданием богоподобна;

- общее дело может осуществляться только естественным путём.

Вернадский (1863 - 1945)

Создатель учения о ноосфере. (разумная человеческая деятельность – определяющий фактор развития).

- разработал учение о биосфере и сформировал концепцию становления ноосферы – процесса сознательного гуманистического преобразования человеком условий своего естественного природного окружения.

Разные формы бытия материи.

- проблема ответственности учёных перед обществом.

- объединение человечества в одно целое.

Труды: «Химическое строение биосферы земли и её окружения»; «Биосфера», «Живое вещество», «Философские мысли натуралиста».


40

«Русский религиозно-философский ренессанс»: основные идеи и представители.

Представители: Соловьёв, Трубецкие, Лосский, Леонтьев, Мережковский, Флоренский, Франк, Бердяев, Фёдоров, Федотов.

Прочная связь с линией мировой философской культуры. Связь с немецкой классической философией, особенно с Кантом.

Идея всеединства, гармонического единства человека и космоса. Соборность как единение. Утверждение духовных основ существования общества. Общинность. Единение в религиозном плане. Опасность научно-технического прогресса.

Рассмотрение русской социальной революции 1917г. как испытания, посланного за духовное несовершенство.

Выход из тьмы только через духовное совершенство.

Сборник «Вехи». Что натворила интеллигенция. Проблема – отношение интеллигенции и Бога. Отрицание религии сытости. Свобода (тема свободы) – условие духовной жизни. Освобождение внутреннего человека. Соединение мысли и чувства.

Религиозно-философские собрания Москвы и Петербурга. (Основатели – Мережковский, Гиппиус, Розанов.).

Предчувствие катастрофы. С помощью искусства и культуры – предотвратить её.

Но искусство не в силах взять на себя функцию религии. И не из всех поэтов получались апостолы.


41

Эволюция взглядов Н.А. Бердяева

Бердяев (1874-1948).

Марксизм, затем социал-демократ. Затем разрыв с революционным движением. Критическое отношение к марксизму и переход к религиозному мировоззрению. (этический).

1908-1922 – участвовал в религиозно-философском обществе имени Соловьёва;

1919 – профессор московского университета, основал академию вольной культуры.

1922 – философов выселяют за рубеж, и среди них Бердяев.

Основные работы – «Философия свободы духа», «Опыт парадоксальной этики», «Царство духа и царство Кесаря».

Главная тема – философия свободы. «Пленник свободы».

Близка – святоотеческая литература, немецкие мистики (Кант), Достоевский, Толстой, Ницше, Ясперс.

Главные идеи:

- представление о двухслойной действительности (человек – дитя двух миров). Есть мир неподлинного (материальные объекты) и мир подлинный (творчество).

- теургические усилия человека (творчество мыслится как единение с Богом).

- онтология свободы.

- философия истории.

Б. называет свою философию «Философией духа». Проблемы творчества, личности. Труд «Самопознание».

«Духи русской революции». – здесь Б. раскрывает с помощью творчества писателей духовные причины русской революции 1917г.


42

Философия искусства П.А. Флоренского.

П.А. Флоренский (1882 – 1937).

Центр философии – метафизика.

Гармония бытия.

Убеждение в цельности и единстве, в глубинной связи и гармонии бытия.

Главное произведение: «Стопы. Утверждение истины» (рассказ о духовном пути в лоно православной духовности).

Исходная духовная ситуация – одиссея. Сознание умного и образованного человека. Ф. интеллигент -> сомнение.

Ф. иногда прибегает к помощи искусства. У. Ф. эстетика не только искусства, но и природы. Эстетика, которая связана с оправданием мира. Сознание мира как падшего бытия. Сократовская позиция.

Спасение – обрести некие абсолютные устои. Подвижничество – усилие, напряжение, самоотречение. Его предпосылки – любовь -> видение столпа истины. Любовь у Ф. как онтология. Любовь – основа мира. Любовь как сострадание, сочувствие.

  1. Любовь, возвышающая человека

  2. Любовь страстная – «щекотка души».

Главные произведения: «Небесные размышления о символике чувств».

Учение о Софии. София премудрость.

Фиолетовый и голубой – это тьмы пустоты. Красота есть божественная премудрость. Красный и розовый – пыль, но со стороны света. Каждая краска – это начало небытия, ущемление цвета. Зелёный – и не тьма, и не свет. Равнодействие.

«Иконостас».


43

Основные направления западноевропейской философии 20в. Неопозитивизм.

Она очень тесно связана с Ницше, русской культурой (Достоевский). Трагизм мироощущения.

4 направления западноевропейской философии:

- экзистенциализм (философия существования; творческие личности, писатели, художники);

- прагматизм (прагма – действие);

- неотомизм (официальная философия католической церкви; занимались проблемами творчества, критикой коммунизма);

- неопозитивизм.

Экзистенциализм. Сёрен Кьеркегор (датский философ, 1813 – 1855), неприятие окружающего мира. Страх – главная категория. существование – наличие личности. Подчёркивает бессилие человека.

В 20в. э. появляется в разных странах:

  1. Религиозный (Германия);

Хайдеггер. Главная работа – «Бытие и время». Главные категории: человек – исходный пункт философствования Х. всё определяется способами человеческого бытия. Способы бытия – идея двоемирия (Бытие-в-мире; подлинное бытие).

К.Ясперс. Книги «Духовная ситуация нашего времени». Главаная идея – цель философии терапевтическая.

Рассматривает разные типы личности в зависимости от точки опоры. Точки опоры бывают двух видов:

- опора в конечном (раковина) – хобби;

- опора в бесконечном (искусство, религия).

Борьба противоположностей, антиномий. Всё, что переходит за границы нашей жизни, тренсцендентное.

  1. Атеистический (Франция);

Жан Поль Сартр. Отсутствие личной вины, ответственности. Сближение с психологией.

Камю. Философия абсурда. Человек – существо абсурдное.

Неопозитивизм.

Буржуазная философия 20в.

Роль знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и др.

Н. является современной формой позитивизма. Н. считает, что единственно возможным знанием является только социально-научное знание.

Н. отрицает постановку основного вопроса философии.

Позитивизм – связан с наукой, научными достижениями.


44

Этика и эстетика Л.Н.Толстого.

Толстой – основатель нового религиозно-нравственного учения – толстовства.



написать администратору сайта