Главная страница
Навигация по странице:

  • Абсолютная идея

  • Представители (революционные демократы)

  • Революционное народничество

  • Шпоры к экзамену по философии. Вопрос Ответ


    Скачать 122.26 Kb.
    НазваниеВопрос Ответ
    АнкорШпоры к экзамену по философии.docx
    Дата04.05.2017
    Размер122.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШпоры к экзамену по философии.docx
    ТипДокументы
    #6835
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    1   2   3   4   5   6   7

    3 максимы категорического императива

    1. «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»

    2. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице и в лице всякого другого так, как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству».

    (Переход к сфере трансцендентной)

    1. «Гармония цели и долга не осуществима в нашей земной жизни и достаточно только за пределами земной реальности»

    Доказательства бытия Бога.

    Кант опровергает все предыдущие доказательства бытия Бога. «Бог как причина, перводвигатель всего» - несостоятельно.

    Так как оно чисто логическое.

    Кант предлагает другое доказательство бытия Бога: это наличие совести.

    «Человек, который всегда прав, погиб для морали»

    Эстетика Канта.

    Сущность эстетического – особый род духовной игры. Проблема искусства – вкус. Для восприятия искусства нужен вкус, для творчества – гений. Гений создаёт нечто, выходя за пределы правил. Произведения становятся образцом. Не поддаётся объяснению сфера гения: ни наука, ни искусство.

    Рассуждения «Аналитика прекрасного» и «Аналитика возвышенного». Возвышенное – звёздное небо и нравственный закон.


    28

    Абсолютный идеализм Гегеля. Система категорий и законы диалектики.

    Гегель – это объективный идеализм. Абсолютная идея находится в основании реальности. Материя представляет собой низжее подчинённое массивное начало. Характеристика духа – это свобода и непрерывность развития.

    Отношение философии к естественным наукам. Философия – мышление всеобщего, постижение всеобщих законов. (в отличии от науки). Задача – сблизить философию с искусством и религией. Подлинное искусство служит религии.

    Гегель по образованию богослов. Работа «Жизнь Иисуса».

    Абсолютная идея проходит 3 этапа в своём развитии:

    - тезис

    - антитезис

    - синтез

    А.и. находится в основе мира, активное идеальное начало. А.и. способна к саморазвитию.

    1. Логический этап (а.и. – логика)

    Диалектический как противоположность метафизическому. Диалектика – наука о развитии. Категория – мысль Бога.

    Антология Г. строится на логике.

    Бытие и Ничто противостоят другу другу и Становление их синтезирует.

    Становящееся бытие – 1. Качество (существенная определённость бытия), 2. Количество (равнодушная определённость бытия), 3. Мера (равнодушная определённость бытия).

    Качественное количество и количественное качество – мера. Количественные изменения не изменяют качество, пока не нарушена мера.

    Парные категории Гегеля:

    1. Сущность – видимость

    2. Внутреннее – внешнее

    3. Положительное – отрицательное

    4. Тождество – различие

    5. Содержание – форма

    6. Причина – следствие

    7. Возможность - действительность

    8. Необходимость – случайность

    Категории нельзя разделить, но и нельзя соединить в одну. Единство и борьба противоположностей.

    Понятийное мышление – мышление рациональное. Понятия формируются в результате процесса абстрагирования.

    Моменты понятия – 1. Всеобщее (абсолют), 2. Особенное.

    Любое понятие имеет содержание и объём.

    1. Абсолютная идея – природа.

    Природа это царство окаменелых сущностей. Богатство развития несовершенно. Природа не имеет истории.

    Формы движения – 1. Механическая, 2. Физическая, 3. Органическая.

    Развития в природе нет.

    1. Абсолютная идея – философия духа.

    Законы диалектики.

    1. Попытка обойти кантово опровержение рационализма. (это опровержение имеет силу только для метафизических систем, но не для метафизических).

    2. Описание развития разума в терминах диалектики. (Г. Употребляет слово «разум» не только в субъективном смысле, но и в объективном – для обознанчение всех видов теорий, мыслей, идей и т.д.)

    3. Философия тождества (если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически, то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики)

    Закон отрицания отрицания. – закон развития по спирали.


    29

    Философия духа Гегеля. Стадии развития искусства.

    3. Абсолютная идея – философия духа.

    Дух:

    - субъективный (психология, антропология)

    - объективный (нравственность, мораль, абстрактное право)

    - абсолютный (искусство – прямо служит Богу, религия – этическое начало, философия – эпоха, выраженная в понятиях).

    Прогресс связан только со свободой. Свобода это осознанная необходимость.

    Стадии развития искусства.

    - символическая – Древний Восток (загадочность, возвышенность, символизм, причудливость, гротескность)

    - классическая (идея достигает конкретного содержания и раскрывается в искусстве античности. Полное совпадение содержания и формы.)

    - романтическая (расхождение содержания и формы. Разделение на более высоком уровне.


    30

    Социальная философия марксизма. Учение об общественно-экономических формациях.

    К. Маркс и Ф. Энгельс – классическая философия. Они создали теорию, которая является идеологией.

    Марксизм – философия, где практически обожествляется общество. Человек – совокупность общественных отношений.

    М. создал критику капитализма. (труд «Капитал»).

    Рабочая сила – товар особого рода. (капитализм покупает). Рабочая сила может создать некую прибавочную стоимость и это является источником для капитализма.

    М. ненавидит капитализм (буржуа) и больше касается социальной философии.

    Теория общественно - экономической формации.

    5-я формация – коммунистическая (она же последняя). – нет частной собственности. Социализм отрицает частную собственность на средства производства.

    Движущая сила у М. – рабочий класс.

    19в. – век отрицания православия.

    Структура о-э ф.

    - право

    - экономическая надстройка

    - экономический базис

    - политика

    - производственные силы

    - средства производства

    Экономический базис прямо не определяет надстройку. Идеологическая надстройка может влиять на базис.


    31

    Западноевропейская философия постклассического периода.

    2я половина 19в. – переход от классики к постклассической философии.

    20й в. – религиозные сдвиги в научном познании.

    В противовес рациональному стали развивать постклассическую философию (в кач-ве первичной реальности – жизнь, существование чел-а.)

    Вместо разума на 1-й план выдвигается воля (Шопенгауэр, Ницше), инстинкты (Фрейд).

    20в. – изменяется тональность и настроение философских произведений. В них нет того уверенного оптимизма, который присущ классической философии.

    Установка на сознательное оберегание природы ( а не на господство над природой как раньше).

    20в. – философию отличает многопредметность. Многообразие школ и направлений. Многослойность современной науки и культуры.

    20-е – 40-е гг. – расцвет неореализма и прагматизма, а затем их закат. Развивается неофрейдизм, неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология, томизм.

    40-е – 60-е гг. – критический рационализм, структурализм, герменевтика.

    80-е – 90-е гг. – развивается постструктурализм, философии\ постмодерна, деконструкции.

    Течения философии 20в.

    - аналитическая философия. (англосаксонская, англо-американская). *лингвистический поворот – фил. Проблемы определяются как лежащие в области языка, их решение связано с анализом языковых выражений. *семантический акцент – сосредоточение внимания на проблемах значения. *аналитический метод – предпочтение анализа всем остальным видам философской рефлексии.

    - континентальная философия (доминировала в континентальной Европе). Направления – сциентизм (развитие естествознания и является продолжением позитивизма 19в.) и антисциентизм.

    Стирается резкое противоречие между рационализмом и эмпиризмом, рационализмом и иррационализмом.

    В 20в. чётко проявилась тенденция к открытости и взаимообогащению разных философских школ.


    32

    Славянофильское направление в русской философии 19 века.

    Славянофильство – сложившееся в 1830-е – 1850-е гг. националистическое направление русской общественной и философской мысли. Представители с. выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Учение восточных отцов церкви.

    Течение возникает в противовес западничеству.

    С. верили в наличие у России собственного самобытного пути исторического развития, принципиально отличного от западноевропейского пути.

    Представители: А.С. Хомяков (основоположник и идеолог), И.В. Киреевский, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. А также Тютчев, Даль, Языков.

    Славянофилы – русские общественные деятели и выразители идей святой Руси. Спасительная роль православия. Единственно истинное – христианское вероучение.

    С. чаще всего собирались в московских литературных салонах Елагиных и Свербеевых, Павловых.

    1-е статьи с. выходили в «Москвитянине», а также в различных сборниках. Издавали журналы «Русская беседа», «Сельское благоустройство». Газеты «Молва», «Парус», «День», «Москва», «Москвич», «Русь».

    Хомяков А.С. (1804 – 1860).

    Главные труды – «Записки по всемирной истории» (3 тома) или «Семирамида», «Церковь одна».

    Влияния и пристрастия:

    - святоотеческие творения;

    - немецкие романтики (Шеллинг);

    - переводчик и критик Гегеля;

    - англоман.

    Общение: Чаадаев, Киреевские, Одоевский, Герцен, Погодин…

    Основная идея: изменение традиционной структуры – вначале антропология, затем гносеология и онтология.

    Антропология:

    - церковь, прежде всего, факт духовной жизни, а не сила, действующая в истории.

    - антропология – база для гносеологии. Понимание церкви как свободного единения во имя Христа (Соборности).

    - критика западного индивидуализма.

    - ценность русской общинности

    - создание теории личности на основе взаимодействия свободы и необходимости.

    - учение о целостности в человеке, которая представляет собой иерархическую структуру души.

    - Х. рассматривает трагический феномен «ухода от свободы» - одарённый свободой свыше человек ищет такого строя жизни, где царит необходимость. Лишь церковная жизнь личности снимает это противоречие.

    33

    Представители революционно-демократической идеологии в России 19в.

    Представители (революционные демократы): Белинский, Герцен, Огарёв, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Антонович.

    Критика самодержавия, монархии. Критицизм, нигилизм как отрицание старого, ценность личности и её ведущая роль в истории.

    Идеологи крестьянской демократии.

    Социальное положение – разночинцы.

    Крестьянство как главная революционная сила в стране. За уничтожение крепостного права.

    Создали тайные революционные организации – «Земля и воля», «Народная воля» и др.

    Революционное народничество: Бакунин, Лавров, Ткачёв.

    Ответственность интеллигенции перед непросвещёнными массами народа, революционное насилие во имя построения светлого будущего, правовой нигилизм.

    Продолжили развитие революционно-демократической идеологии. Крупнейшая организация – «Народная воля».

    Возможность некапиталистического пути развития.

    П.Л.Лавров – решение проблемы путём длительной социальной пропаганды в народе.

    П.Н. Ткачёв – захват власти «революционным меньшинством».

    Бакунин и Кропоткин (народники-анархисты) – разработали концепцию анархо-федерализма (Бакунин) и анархо-коммунизма (Кропоткин).

    Н.Л. Данилевский (неславянофил) – сформулировал теорию «Культурно-исторических типов». 1-й тип – славянский. За сохранение самодержавия, поземельной общины, сословной монархии, церкви. Выступал против имперского, насильственного присоединения народов, против лишения их самобытного развития. 3 типа взамовлияния народов: «пересадка» (колонизация), «прививка» (ассимиляция) и удобрение. Но только последняя является плодотворной.

    Западники: Анненков, Вернадский, Грановский, Кавелин, Чичерин, Редкин.

    Выступали за перенос практики европейских институтов на русскую почву, развитие философии естественного права.


    34

    Проблемы развития России в трудах П.Я. Чаадаева и В.Ф. Одоевского.

    П.Я. Чаадаев (1794 – 1856)

    Произведение: «Философские письма».

    Главная тема философии – историческая судьба России.

    Запад являет собой тройственное единство: религии, культуры и нравственности. Западная Европа – единственно правильная форма цивилизации. Всё остальное – извращённые или тупиковые формы. Исключение – мусульманский мир, который сохранил верность идее монотеизма. Россия же, приняв христианство от Византии, оказалась в промежуточном положении, не став цивилизацией ни европейской, ни азиатской, ни вообще «цивилизацией».

    Гносеология. Ч. Синтезировал идеи платонизма, картезианства и кантианства, развивая тему синтеза философии, науки и религии, которая в его время не получила поддержки.

    Прогрессивный ход мировой истории (по Ч.) представляет собой последовательную смену форм монотеизма: ветхозаветный Израиль – протохристианское учение Платона – европейское христианство (католицизм).

    «Отрывки и разные мысли» - писал на протяжении всей жизни.

    В.Ф. Одоевский (1804 – 1869)

    Главная мировоззренческая идея – необходимость синтеза, а не разобщения человеческого знания.

    Стоял у истоков создания отечественной музыкальной эстетики и критики.

    Произведения: некролог на смерть Пушкина «Солнце русской поэзии закатилось». 1-е работы: «Гномы 19 столетия», «Сущее или существующее».

    Увлечения раннего периода: немецкая идеалистическая философия, мистики, алхимия, магнетизм.

    Затем разочарование в мистике.

    Поздние философские взгляды – элементы позитивизма, сенсуализма.

    Социально-политические идеи: последовательный противник крепостного права, сторонник конституционной монархии. Выступал за гласность труда, равенство всех сословий перед судом, просвещение народа. Не примыкал ни к западникам, ни к славянофилам.

    Главное философское произведение – роман «Русские ночи»:

    - проблема соотношения природы и человека;

    - роль науки в жизни общества;

    - проблема врождённых идей;

    - адекватного выражения мысли и понимания;

    - критика эмпиризма в связи с его безрелигиозностью;

    - критика буржуазной идеологии и морали;

    - проблемы этики («приличия – корка гнилого плода»):

    - идея об особой миссии славянского Востока;

    - Россия должна спасти душу Европы.

    Эстетика. Стремился создать универсальную теорию искусства. Искусство как высшая форма духовной деятельности человека.

    Входил в «Пушкинский круг».

    Научно-фантастический роман «4338-й год. Петербургские письма».

    «Судьба нашего человечества состоит, кажется, в том, что его никогда не будут понимать иностранцы».


    35

    Антропология Ф.М. Достоевского.

    Антропология Д. прежде всего посвящена «подполью» в человеке.

    Но Д. вскрывает и светлые силы души, диалектику добра в ней. В этом отношении Д. примыкает к исконной христианской антропологии.

    Персонализм Д. – этический. Относится к онтологии.

    «Антропологизм» Д. ближе всех к Герцену. (независимость человеческого духа от природы».

    «Записки из подполья» - высмеян натурализм в антропологии.

    Ключ к пониманию человека лежит глубже его сознания, его совести и разума – в том «подполье», где он сам. Этический персонализм Д. облекается в живую плоть действительности: «ядро» человека, его подлинная суть даны в его свободе, в его жажде и возможности его индивидуального самоутверждения.

    «Красота спасёт мир» - эстетическая утопия Д. в человеке таится великая сила, спасающая его и мир, - горе лишь в том, что человечество не умеет использовать эту силу.

    Антропология Д. касается последних глубин человеческого духа, вскрывает непобедимую силу этического начала в человеке, но и помутнение человеческого сердца, в силу чего прямой путь к добру закрыт. Свобода вобрала в себя «семя смерти».

    Вера в человека торжествует у Д. над всеми его «открытиями» хаоса и смрадного подполья в человеке – в этом моменте антропология Д. пронизана лучами пасхальных переживаний.

    Философское творчество Достоевского касалось лишь «философии духа».


    36

    Теория культурно-исторических типов в трудах Н.Я. Данилевского и О.Шпенглера.

    Культурно-исторический тип – понятие политической теории Н. Данилевского, сформулированное в заключении его книги «Россия и Европа»; система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.



    написать администратору сайта