Главная страница
Навигация по странице:

  • Виды мировоззрения

  • Философия

  • Структура философского знания.

  • Буддизм и искусство.

  • Шпоры к экзамену по философии. Вопрос Ответ


    Скачать 122.26 Kb.
    НазваниеВопрос Ответ
    АнкорШпоры к экзамену по философии.docx
    Дата04.05.2017
    Размер122.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШпоры к экзамену по философии.docx
    ТипДокументы
    #6835
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7



    Вопрос

    Ответ

    1

    Предмет и происхождение философии. Виды мировоззрения.

    Философия (с греч) – любовь к мудрости.

    Считалось, что человечество несовершенно, знания – сила.

    Сенкритическое единство – неразрывное, это мифология. Математика была основным элементом знания.

    Устная традиция. Письменная традиция долго не допускалась. Первые записи – веды. Было противостояние устной и письменной традиций. Первые познания люди фиксировали на глиняных табличках.

    Мифология как фундамент знания. Отделилось научное знание – математика, медицина, астрономия.

    Философия продлевается до Канта. Кант присоединяет к жизни космос.

    Виды мировоззрения.

    - религиозное (базируется на вере)

    - научное (на проверяемых знаниях)

    - империки (муравьи, всё тащат, собирают все факты, не могут объяснить мир в целом, не поднимаются до теории)

    - теоретики (Карл Маркс)

    - художественное (базируется на образах. Чувства, эмоции, ощущения как фундамент. На него влияет художественно-технический прогресс)

    - обыденное (вкраплениями присутствует у каждого, связано с бытом)

    Философские проблемы – нерешаемые. (Из чего всё произошло?)

    Философия, в отличии от религии, связана с разумом. Способность к философии есть особенность абстрактного мышления. Размышления о сущем. Философия связана с умозрением. Она начинается с рационального размышления о первичном начале.

    Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, человека и общества.

    Философия – любовь к мудрости.



    2

    Структура философского знания. Проблемы антропологии.

    Структура философского знания.

    1.Онтология – учение о бытии, о сущем, бытие или сущее. Основной вопрос философии – из чего всё произошло?

    Философы:

    - идеалисты (Платон, Гегель) Считали, что в основе мира находится некая идеальная сущность. Это близко к религии. У П в основе мира прекрасная идея блага, у Г – абсолютная идея.

    *идеализм (+3 б)

    - объективный (когда не зависит от человека), Гегель с его идеей, объективный – не зависящий от субъекта. Наука – сфера объективного.

    - субъективный (связанный с субъектом) Искусство – сфера субъективного. Субъективность связана с творчеством. «Мир рождается и умирает вместе со мной».

    - материалисты (Аристотель)

    - стихийный материализм (вода, огонь…)

    - вульгарный материализм (19в, мышление) Идеальные процессы не имеют идеальной специфики.

    *материализм (+3 б)

    - вульгарный (материя как род энергии. Материя – это прежде всего вещество)

    - классический (марксизм) в основе мира – материя, материальное образование. Сознание – продукт развития материи на высшей стадии её существования. Сознание – вторично. Высшая стадия существования это мозг. Экономически всё объяснить нельзя.

    2. Гносеология – теория познания. 1-я познавательная способность человека: ощущения, чувства. (в сенсуализме)

    - сенсуализм, Англия (разум – инструмент, он обслуживает нравственные чувства. Ф. Бэкон)

    - рационализм, Франция (Р.Декарт. Спиноза – крайний р. Всё с помощью разума и понятий. Априорные – доопытные данные. Апосториорные – данные, полученные в рез-те эксперимента, опыта. В эпохе Просвещения эта сторона усиливается. Всё с помощью разума.)

    - логика (наука о правильном рассуждении)

    Философия Канта снимает противоречия между рационализмом и сенсуализмом. Наука – чистому разуму. Трансцидентальная теория.

    3. Антропология – теория познания человека, человеческого общества.

    - социальная философия (как чел живёт в обществе)

    - этика, связана с соц. философией (добро, зло, совесть, мораль…)

    - эстетика (философия искусства. Наука о прекрасном и родственных ему явлениях в действительности. Взаимодействие искусства и религии)

    Жёсткой границы между этикой и эстетикой нет.

    - психология, связана с эстетикой и соц. философией.

    Сейчас философия текстоцентрична. Всё рассматривается как знаковая система. Всё многомерно.


    3

    Идеализм и материализм в философии.

    См. 2 вопрос


    4

    Проблема смысла жизни как основной вопрос в различных философских системах.

    Древний Египет (Восток). Предельно развит погребальный культ. Обычай мумификаций. Человек имел несколько сущностей: тело, 2 души. После смерти судья взвешивал сердце души. Скептицизм, пессимизм. Тезис о существовании загробного мира. Похвала смерти.

    Вавилон. Бессмертие человека – в его творчестве. Бессмертна только человеческая мысль.

    Древний Китай (Восток). Книга Перемен (И-Цзин) – суть жизни перемен. Все перемены связаны с жёсткими константами (4 времени года). Деление на Ян и Инь (происходят из хаоса). Весь мир как бесконечный ряд оппозиций. Это Ян (свет – тьма, небо – земля, твёрдое – мягкое). Согласование противоположностей. Человек не имеет собственного знака, так как быстро уходит.

    - Даосизм. Человек должен вернуться к природе. Любая слава – начало заката. Недеяние – нужно постигать мир с места.

    - Конфуцианство. Не поняв, что такое жизнь, как можно понять, что такое смерть. Люди делятся по отношению к знанию. Стремление к знанию – критерий благородства. Люди делятся на родившихся со знанием и на имеющих способности и учащихся.

    Древняя Индия. Внешность – признак того, что у человека внутри. Удлинённые мочки ушей – царское происхождение.


    5

    Основные категории гносеологии.

    См. 2 вопрос


    6

    Философские учения Древнего Китая. Даосизм.

    Китайской философии 4000 лет. Её расцвет 8-3вв. до н.э. Соперничество всех школ.

    В Китае 6 главных школ:

    1. Конфуцианская (Шу-цзя) Школа служилых людей. Активная соц. жизнь. Китайские буддисты носят чёрное (цвет скромности и простоты).

    2. Мо-цзя (Моисты) – Принцип всеобщей любви.

    3. Дао-цзя (Школа Дао)

    4. Фа-цзя (Школа законников)

    5. Мин-Цзя (школа софистов) – школа, которая учит доказывать то, что нужно (за деньги). «Истину можно победить красотами слов» (Еврепид)

    6. Ян-Инь (школа натурфилософов Ин-Цзя)

    Конфуцианство – Ян, Даосизм – Инь. Вода –самая сильная стихия. Учиться надо у природы.

    Даосизм.

    Время расцвета – с начала 6в., расцвет – 4-3 вв. ослабление, затем второе пришествие в виде буддизма. Самые древние книги – китайские. Даосизм как религия сейчас существует в виде магии.

    Дао – иероглиф, напоминающий идущего человека. Дао – путь вселенной.

    Дао – подход, графика, функция, метод, теория, правда и мораль, закономерность, абсолют.

    Ближайшие категории дао:

    - дэ (этическое дао в нашем мире, благодать)

    - ци (орудие)

    Без гармонии ничего в мире существовать не может.

    Даосизм в конфуцианстве.(м/б отнесён к 7-му вопросу)

    Конфуцианство – человеческое восприятие дао. Сыновья почтительность, великодушие, любовь братьев (братская), снисходительность. Лунь-ю – беседы и рассуждения (у Конфуция нет записей). Здесь дао – правильное развитие общества. Носитель дао – индивид, гос-во, всё человечество, поднебесная.

    Даосизм – это Лао-Цзи (мудрец-ребёнок).

    Даосизм – учение парадоксов.

    Даосизм очень психологичен и это перейдёт в буддизм.

    Лао-цзи на несколько лет старше Конфуция. Считается, что Л-Ц пришёл в мир в образе старца в возрасте 81 или 72х лет (81 – число дракона). Л-Ц изложил асоциальное учение.

    Даосисты полагали что человек должен вернуться к природе. Вода никогда не стремится вверх, она всегда стекает. => отсутствие патетики во всём. Любая слава – начало заката. Нельзя стремиться к славе.

    Искусство - Д. считали, что копировать природу бессмысленно. Д. создавали свои пейзажи, которые рождались у них в душе. Рисовали в технике графики, монохромно. Снимали груз проблем, разглядывая пейзажи. Недеяние – нужно постигать мир с места. Здесь внутренняя деятельность, внешняя отрицается. Нужно принимать пейзаж из окна. В природе нет прекрасного и безобразного.

    Понятие справедливости появляется тогда, когда в обществе справедливости нет. Конфуцианцы же прикрывают состояние общества и создают иллюзию о том, что всё хорошо. Даосисты же отрицают социальность, отделяются от неё. У даосистов то красиво, что ты открыл сам.

    Идеальное управление может быть только в маленьком государстве с редким населением. И гос-во должно быть моноэтническим.

    Даосизм – это отрицание научно-технического прогресса и письменности.

    Пацифизм. Любую победу нужно отмечать похоронной процессией.

    Дао человеческое – действует в социуме. Отнимает у испытывающих достатки и даёт их имеющим (богатым).

    Дао небесное – отнимает имеющиеся излишки у богатых и отдаёт бедным.

    Дэ – это то, что сопровождает дао на уровне вещей. Дао рождает вещи, дэ вскармливает их.

    «Тот, кто знает – не говорит, доказывающий – не знает»

    2 уровня знания:

    - обучение – научить мудрости нельзя, можно только передать информацию. Знание предполагает умение. Даосисты отвергают этику конфуцианства. Они считают, что это прикрытие человеческой сущности.

    - Джоан-Цзы (трактат) – образ бабочки. Подчёркивается равенство миров.


    7

    Социально-этическая теория конфуцианства.

    Конфуций – Кун-Фу-Цзы (551 – 479гг. до н.э.)

    1-й китайский философ, личность которого абсолютно достоверна.

    Конфуцианство связано с книгой. Книга – это олицетворение традиций (древность, традиционализм). Культ книги.

    Первые известные школы были конфуцианскими. Самым главным предметом были правила поведения.

    В Конфуцианстве форма активна.

    Предметы – музыка, письмо (каллиграфия), живопись (связана с каллиграфией). Сам иероглиф связан с гексограммами. Математика, стрельба из лука и управление колесницей. (стрела – правильное направление мысли, мысль не должна быть вялой).

    Экстраполяция – незаконное перемещение.

    Онтология – К. никогда прямо не говорил о потустороннем мире. «Не поняв, что такое жизнь, как можно понять, что такое смерть».

    Теория познания для К. на первом месте. Китайский чиновник постоянно сдаёт экзамен.

    Люди по К. делятся по отношению к знанию. Стремление к знанию – критерий благородства. Люди делятся на родившихся со знанием и люди, которые имеют способности и учатся (К. считал себя таким).

    «Учиться можно не только у хороших учителей, но и у нехороших»

    «Учиться и не размышлять – напрасная трата времени; размышлять и не учиться – губительно».

    Третий тип людей – те, кто имеет способности, но не учатся. ( на Востоке отношение к знанию не демократично, знание нужно не во всём)


    8

    Философский смысл основных понятий буддизма. Буддизм и искусство.

    Буддизм возник в Индии. Его принесли арийские племена в 6в. до н.э. Будда – пробуждённый.

    Основатель буддизма – Сиддхартха (достигший цели) Гаутама. (число 4 является священным). Шакьямуни – мудрец из племени шакьев. Лев – знак Будды.

    32 признака совершенства. Внешность – это признак того, что у человека внутри. Удлинённые мочки ушей – царское происхождение. Возвышение на темени – связь с космосом.

    Священные тексты буддизма:

    - Трипитака (3 сосуда)

    1 – беседы Будды с учениками, алмазная сутра,

    2 – философские тексты, размышление,

    3 – жреческие тексты (общение с высшими силами, тексты).

    - Хинаяна – философские крыло буддизма. (скромная колесница). Рациональное восприятие трипитаки. Архат – совершенный.

    4 благородные истины – Сиддхартха благодаря им превратился в Будду.

    1. Весь мир есть страдание.

    2. Причина страдания – это «я» человека, желания.

    3. Если есть причина – её можно устранить.

    4. Как это сделать – Восьмеричный путь освобождения. Понимание 4-х истин. Принятие их в своё сердце. Воля и преобразование своей жизни. Правильная речь (отказ от лжи, клеветы). Лотосовая сутра. Правильный образ жизни. Борьба с дурными мыслями, их отрицание. Правильное сосредоточение.

    Нирвана – это начало развития человека на новых основаниях. Н. отрицает желание. (Вещи владеют человеком, потому что вещи вцепляются человеку в глаза.)

    Нирвана – освобождение от Сансары (круговорота рождения и смерти). В Сансаре царит Мара. Задача буддиста – выйти в нирвану (выход).

    Карма – закон нравственного наследования. Хорошее – изучение буддизма, изучение терминов.

    (Индусы никогда не будут считать чел-а другой национальности индуистом).

    Лотос – символ чистоты, который не боится грязи.

    Дхарма(Дхамма) – основной нравственный закон, вероучение, бесчисленные нити, из которых соткана человеческая личность. Душа после смерти распадается на дхармы. В дхарме – соединение материального и идеального. Мир никем не сотворён.

    Кальпа – это время от рождения до гибели вселенной. Всё, что родилось, должно умереть.

    Бодхисаттва – это символ милосердия и сострадания. Человек, который может уйти в нирвану.

    Буддизм и искусство.

    Несовершение зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретно образный характер. С древнейших времен существовал традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч вплетается тысяча глаз. Социальный смысл этого религиозного образа таков: Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть несправедливость, совершаемую на Земле. Из поколения в поколение, репродуцировался этот образ тысячерукого Будды, внушая верующему мысль о всесилии Будды и иллюзорности усилий человека, творящего добро, т. к. его усилия несоизмеримы с всесилием великого учителя. Так нейтрализм буддизма приобретал определенный социальный смысл, оправдывая неизменность социальных отношений. Большое социальное значение имела идея буддизма о смерти человека, которая не является просто уничтожением, но есть лишь переход к другой жизни. Религиозные и философско-идеалистические построения буддизма о будущем существовали силами необходимости размышления человека. Искусство нейтрализовало скептическое отношение раннего буддизма к человеческим чувствам, а в реформированном буддизме, идущим по пути махаллы, оно акцентировало внимание на человеческих чувствах. Фундаментальной идеей буддийской гносеологии является идея о нерасчлененности субъекта и объекта, человека и природы, материи и духа. Этот принцип неразличения безусловно, влиял на эстетические принципы буддизма, на его понимание и обьяснение природы искусства, его целей и функций. Буддизм как философия и религия должен был ответить на вопрос о доминирующем начале в нерасчлененном единстве. Буддизм утверждает абсолютное значение идеального, его существование вне материи и человека. В этом основательно проявляется влияние добуддийских представлений о существовании красоты. В махабарахате есть такие строки: Исчезла душа красота отлетела, уродливым стало бездушное тело....


    9

    Основные направления и периоды развития античной философии.

    1. 6 век до н.э. – становление.

    2. 5-4 века до н.э. – зрелость и расцвет.

    3. 3-1 века до н.э. – период эллинизма, упадок

    Античность – это Древняя Греция и Древний Рим.

    Основные черты:

    - связь с Востоком

    - все древнегреческие студенты учились на Востоке

    Рационализация научных знаний и учений. Уходит непосредственная связь с религией. Формирование категориального аппарата. Процесс философского мышления – процесс понятийного мышления. Развивается социальная философия. Классификация наук. Обращённость к человеку (Сократ). Человек рассматривается как микрокосмос.

    Философские школы:

    1. Гомер, Гессиоз, Орфей.

    2. Мелецкая школа (7-6 вв до н.э.)

    3. Фалес (вода – первооснова мира)

    4. Анаксиманд (стеетрон – разумное существо, которое всё одухотворяет).

    5. Гераклий (огнелогос – первооснова) Категория гармонии. «Тайная гармония сильнее явной», «В одну реку нельзя войти дважды». Об изменчивости Бытия.

    6. Пифагорейский союз (6в. до н.э.) пифагор – личность полулегендарная.

    7. Школа иллеатов (основатели – Ксенофан, Парменид, Зенон, Менис). Субстанция – как бытие. Проблема – соотношение бытия и мышления. Боги – творения людей. Ксенофан критиковал богов. Мудрость на 1-м месте. Парменид – поэма «Путь истины» и «Путь мнения». Небытия не существует. Зенон. Противоречие сенсорного и умопостигаемого. (Ахил и Черепаха) . Сократ. Философия действий.




    10

    Пифагор и Пифагорейский союз. Учение о макро- и микрокосме.

    Пифагор – это античная философия. Пифагорейский союз – античная школа (6в. до н.э.).

    Считалось, что П. имеет божественное происхождение.

    1й уровень. Опусматики – обучающиеся. Их учили молчать.

    2й уровень. Математики – посвящённые (учёные).

    Ценности:

    1. Прекрасное и благопристойное. Математика получает высокий статус.

    2. Полезное

    3. Приятное

    В основе учение о надлежащем. Надлежащее – победа над страстями, поклонение младших старшим, дружеская любовь.

    Большое внимание уделялось медицине. (психотерапия – музыкотерапия). Умение слушать и наблюдать. Развитие всех видов памяти. Перед сном день прошедший нужно было продумать. Красота доступна лишь тем, кто правильно ведёт образ жизни.

    Душа есть гармония, а гармония это числовые соотношения.

    Музыка = математика + акустика.

    Смысл жизни – создание гармонии между микрокосмосом и макрокосмосом.

    В макрокосмосе изначально всё правильно и прекрасно. Для правильности жизни необходимо занятие математикой, музыкой и астрономией. Космос подчёркивает идею порядка (чёткость и неизменность). Открытие явления несоизмеримости. Признавали метапсихоз (учение о переселении души).

    Микрокосмос – понимание человека как вселенной с миниатюре. Процессы, происходящие внутри человека, аналогичны вселенским процессам и подчиняются тем же самым законам.

      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта