Главная страница

Шпоры к экзамену по философии. Вопрос Ответ


Скачать 122.26 Kb.
НазваниеВопрос Ответ
АнкорШпоры к экзамену по философии.docx
Дата04.05.2017
Размер122.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаШпоры к экзамену по философии.docx
ТипДокументы
#6835
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7
1   2   3   4   5   6   7
Этика. Сфера этического для Т. – это сфера абсолютно достоверного. Мир и Бог непознаваемы. В «законе любви» Т. Видит проявление Бога.

В центре этики Т. – вопрос о «смысле жизни», о «назначении о благе человека». Стремление человека к благу – это и есть смысл человеческой жизни.

Этика Т. Синтезирует принципы эвдемонизма и этики долга.

Центральная проблема всякой этической системы – проблема свободы, проблема выбора человеком «пути жизни». Свобода для Т. – это только свобода «выходить из области сознания телесного в область сознания духовного».

Этика Т. – нормативная. Этическая норма полагается как абсолютная и неограниченная – добро, любовь рассматривается и как конечная цель и как единственное средство человеческой деятельности, основной практический принцип – принцип ненасилия, непричинения зла живому, в том числе и совершающему зло.

Непротивление злу силой. Этика любви и непричинение зла живому.

Огромная сфера неэтического рассматривается Т. Чисто негативно, как нечто иллюзорное, не связанного с внутренней сущностью мировых процессов.

Эстетика. Анатомически-двойственна, двойственное понимание искусства.

  1. Внешняя эстетика. Трактат «Что такое искусство?». Основная особенность эстетики Т. – полагание «общения» центральной категорией, определяющей сущность искусства, а также признания целью искусства «единения людей». Фундаментальный критерий эстетической сферы – нравственный. 2 критерия: коммунистический и нравственный.

  2. Внутренняя эстетика. Основной принцип – принцип «сопряжения всего», «сцепление мыслей в одно». Подлинное искусство – единственно адекватный способ познания мира.




45

Философия евразийства. Туранский элемент в русской культуре.

Представители: П. Савицкий, Субчинский (музыковед), Флоровский (богослов), Л. Корсавин.

Главный сборник – «Исход к Востоку».

Главный представитель – Трубецкой Н.С. (1890-1938)

Европейцы ставят себя на высшую ступень эволюционного развития. Далее идут культурные народы древности. Чуть ниже – азиаты. И в самом низу – малообразованные дикари, которых надо просветить.

Т. Критикует колониальную политику.

Считает, что мир должен освободиться от гипноза, от благ цивилизации.

Т. говорил об опасности вступления в европеизирование. Отказ от национальной самобытности в угоду благу.

1-е положение евразийцев: Пётр-I нарушил естественный ход развития России.

Трубецкой – «Анализ туранского элемента»

Т. выделяет 5 групп народов. (монголы, монджуты, тюрки…). Россия должна быть преемницей Чингисхана (его империи). Нормальный человек всегда религиозен. Надо изучать свою историю. Не стесняться азиатского происхождения в России.

Соединение туранского (азиатского) элемента и славянского.

Тяга к ясности, чёткости. Соединение быта и веры. Мировоззрение и быт едины, нелюбовь к изменениям.

Отказ от диалектики – туранский эдемент. Любовь к диалектике – славянский элемент. Эти 2 элемента должны соединиться.

Россия – Евразия. «Евразийцы» - не азиаты и не европейцы. Россия – самостоятельный континент. Это Евразия.


46

Неотомизм как официальная философия католической церкви.

7 столетий развития неотомизма. (начиная с имени Фомы Аквинского).

Господствует в Италии, Франции, Испании, Латинской Америке.

13в. – расцвет схоластики.

Представители – Этьен Жельсон, Жак Мартен.

Центр – Ватикан, Пуллавская школа в Мюнхене.

Главный постулат – гармоническое единство веры и знания.

Религиозная вера, рациональное познание дополняют друг друга, а не противоречат. Ведут к одной цели.

5 путей рационального обоснования бытия Бога. Бог как абсолютная первопричина всего сущего, как необходимость за тем, что кажется случайностью. Бог как абсолютное совершенство и как абсолютная цель.

Развивается антропология. Человек как обладатель духовной души. Форма человеческого тела духовна в отличии от тел всех других существ. Свобода воли.

Н. исследует проблему свободы воли. Где нет свободы – нет нравственного выбора. Нравственная свобода должна ограничиваться долгом, поскольку грехопадение человечества свершилось случилось за счёт свободы выбора. Свобода двойственна, может породить зло.

Расхождения с протестантизмом. Человеческая свобода может направить разум по ложному пути.

Исследуется проблема зла. (Пауль Зивик – «Философия зла»).

Следует принимать мир таким, какой он есть.


47

Философия прагматизма и инструментализм Д. Дьюи.

Прагматизм – американская философия.

Основные идеи – Чарльз Пирс.

Основатель – Уильям Джеймс.

Примкнули – Джон Дьюи и Джорж Мид.

Основные идеи прагматизма: отказ от проблем философов. Нужно обращаться к человеку и к его практическим нуждам. На 1-е место ставится логика. Она должна быть только с точки зрения её практического выхода. Квинтессенция взгляда на мир среднего американца.

Вывод – организм, чтобы выжить, должен приспособиться к среде.

Любая деятельность рассматривается как средство приспособления к окружающей среде.

Качество интеллекта. Нужно правильно учиться. Вывод из теории происхождения видов Дарвина. Главные категории – успех и неудача.

«Инструментальный метод Дьюи»

Провести исследование.

- укрепиться в чувстве затруднения;

- определить границы затруднения;

- выдвижение гепотиз (мозговой штурм);

- критическое развитие (гипотизы путём рассуждения);

- экспериментальная проверка (действие).

Суть состояния – неопределённая ситуация. Центральное понятие – ситуация.


48

Проблема человека в экзистенциализме. Категории выбора «пограничной ситуации», абсурда и др.

Предшественник э. – Сёрен Кьеркегор (1813-1855). Неприятие окружающего мира, страх – главная категория. К. начинает с критики Гегеля. Существование для К. – это наличие личности.

Подчёркивает бессилие человека. Новые средства анализа: диалектика «несчастного» сознания (оно разорвано). Страх отчаяния. Несоизмеримость божественного и человеческого.

Страх, понятие страха. Чистота, невинность отрицается. Целомудрие = незнание. «Болезнь к смерти» - отчаяние определяется как болезнь к смерти. Человек болен. Сомнение в бессмертии души. Критика Сократа.

В 20в. появляется в разных странах.

  1. Религиозный (Германия);

  2. Атеистический (Франция).

Религиозный экзистенциализм.

Хайдеггер.

Главная работа – «Бытие и время».

Последний вопрос философии – вопрос о смысле бытия сущего.

Главная категория: Человек – исходный пункт философствования Х. всё определяется способами человеческого бытия.

Способы бытия – идея двоемирия. Человек – дитя двух миров. Связь с классической философией.

Битие-в-мире (повседневность). Неподлинное существование. Соотносительность человеческого бытия с орудиями и другими людьми. Бытие характеризуется публичностью (безличностью). Отдалённость от своей сущности. Отчуждённость жизни для творческого человека.

Подлинное бытие. Свобода проявления себя, стремление к раскрытию собственной сущности. Забота, страх, совесть. Выбор между добром и злом. Если нет выбора, то нет личности. Бегство от свободы. (человек не хочет брать ответственность на себя).

К. Ясперс.

Главная идея – цель философии терапевтическая.

Книга «Духовная ситуация нашего времени».

Рассматривает разные типы личности в зависимости от точки опоры. Точки опоры бывают двух видов:

- опора в конечном, раковина (хобби);

- опора в бесконечном (искусство, религия). Борьба противоположностей, антиномии. Трансцендентное.

Пограничная ситуация. Жизнь и смерть, только в такой ситуации человек высвечивается, и сам для себя тоже. Только перед лицом смерти человек может показать кто он есть.

Атеистический экзистенциализм.

Жан Поль Сартр.

Пьеса «Мухи».

Отсутствие личной вины, ответственности.

Камю.

Главная категория философии – философия абсурда.

«Миф о Сезифии»

«Посторонний»

Надеяться не надеясь. Делать не делая…

Человек – существо абсурдное.

Впервые ставит проблему немотивированного преступления.


49

Тема «Запад – Россия – Восток» в западноевропейской и русской философии.

Запад.

- А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф.Ницше – возмутили спокойствие в философии 19в.

- Возникновение и развитие позитивистской философии.

- философия природы и духа 50-70х гг. 19в.

- неокантианство.

- неогегельянство.

- прагматизм.

- эмпириокритицизм.

- реалистические направления

*американский неореализм

*американский критический реализм.

- философия конца 19-20в. философия жизни. Бергсон, Дильтей, Зиммер, Шпенглер.

- феноменология.

- онтология Гартмана.

- философское значение идей Вебера.

- психоанализ (Фрейд, Юнг, Фромм).

- аналитическая философия (Мур, Рассел, Витгенштейн)

- дальнейшее развитие аналитической философии.

Россия.

- специфика русской культуры.

- общефилософские идеи русской мысли:

*борьба против и в защиту метафизики.

*от Платона – к обновлённому идеализму.

*размежевание с Декартом и Кантом и проект «онтологической гносеологии». Споры о сознаниии.

- от марксизма к идеализму. Судьбы российской интеллигенции. «Вехи».

- споры вокруг «русской идеи» в р.ф. 20в.

- Россия кК Евразия.

- Философы России: П. Новгородцев, Н. Бердяев, И. Ильин, Лев Шестов, Н. Фёдоров, В. Розанов, П. Флоренский, С. Франк, Н. Лосский, Л. Карсавин.

Восток.

- культурный нигилизм философов-модернистов.

- Восток-Запад. Синтез идей.

- влияние протестантской парадигмы на Востоке.

- поиски пути развития.

- религиозно-философское «возрожденчество».

- постмоаизм.

-японский вариант «протестантизма».


50

Проблемы художественного творчества в истории эстетики.

Цель художественного творчества – создание конкретного произведения искусства. Его создаёт особая личность – творец, творец обладающий художественными способностями.

Даосско-буддийский канон – импровизация.

Мастер – это импровизатор. Подготовка копирования образцов. Представление о прекрасном. Красота – то вспышка. Никогда не писать с натуры. Конкурировать с природой нельзя. В природе само дао. Дао живописи – через внутреннее переживание. Ритм – основа бытия. Обстановка должна быть эстетичной.

Конфуцианство – добавляется знание, образованность, умение использовать цвет. (Буддисты считают, что все вещи агрессивны).

Вещь служит человеку. Она не должна быть агрессивной.

Платон – творчество это наитие. Творчество в канонической системе и возрожденческой.

Каноническое искусство – в человеке никогда не будет ничего низменного.

Искусство как самовыражение. На 1-е место выходит художник. На 1-м месте собственный символический язык. На 1-м месте – оригинальность. Художнику нужно показать свой мир. Здесь существует проблема непризнанного гения. Человек испытывает удовольствие от сходства. Художник своим мастерством может преобразить безобразные явления. Виды живописи, постмодернизм.

Отношение к раскрученным брендам в искусстве.

Возвышенная категория эстетики – самая уходящая. (т.к. героическое само по себе в жизни практически не присутствует. В религиозном искусстве на 1-м плане героизм).

Сейчас – антиэстетическое время.

Проблема глобализации. Национальное, индивидуальное начало. Полицентризм в культуре. (Евразийство)

Человечество выживает благодаря мозаичности культуры.

Контакты с природой, отношения – всё это фиксирует культура. Каждая культура – это возможность.

В античности – гениальность понималась как явление иррациональное. Эпоха Возрождения – культ гения как творческой индивидуальности.

Кант – гений это духовная исключительность, художественный талант, через который природа воздействует на искусство, проявляя свою мудрость. Гений не придерживается никаких правил, но создаёт образцы, на основании которых можно вывести определённые правила. Кант определяет гениальность как способность восприятия эстетических идей, т.е. образов, недоступных мышлению.


51

Система эстетических категорий.

  1. Прекрасное (центральная категория). В досократовской системе имело космический характер. Прекрасное как целесообразность или совершенство формы. Прекрасное – это просветлённость, просвечивание идеи в материальном. Прекрасное – это материальное, освещённое заключённым в нём идеальным. Красота есть преображение материи через воплощение в ней сверхматериального начала. Красота в искусстве является непосредственным и сознательным воплощением эстетической идеи. Природа находит своё завершение в искусстве и искусство находит своё завершение в природе.

  2. Возвышенное. Не получила развития в античной эстетике. Впервые исследования возвышенного выходят в Англии в 1757г. (Э. Бёрк). Далее – И. Кант. К. считал, что прекрасное доставляет наслаждение само по себе, а возвышенное доставляет удовольствие только будучи осмыслено с помощью идей разума. Шиллер – явление природы как сила, превосходящая человека. Шопенгауэр – зависимость, борьба с враждебной природой.

  3. Трагическое. Означает форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности. Трагическое это свободная активная деятельность человека, восстающего против судьбы и борющаяся с ней. В трагическом человек выступает в переломный, напряжённый момент своего существования. Субъект трагического действия предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей, поэтому категория трагического тесно связана с категорией возвышенного. От трагического не отделима категория катарсиса. «Поэтика» Аристотеля –1-я концепция трагического в искусстве. Шиллер – основа трагического – конфликт нравственной и чувственной природы человека. Шопенгауэр – трагическое как саморазвёртывание слепой и неразумной воли. Ницше – трагедия рождается из борьбы дионисийского и аполонистического начал в культуре, а само трагическое предстаёт как воплощение иррационалистического, опьяняющего хаотического начала.

  4. Комическое. Диалоги Платона. В 17в. теория комедии постепенно выделяется из теории драмы. (после длительного перерыва). Декарт – смех как физиологический аффект. Гоббс 0 видел в смехе один из видов страсти. Спиноза – смех как следствие аффекта удовольствия. Лессинг – истинная победа в развитии общечеловеческой особенности подмечать смешное. Кант – смешное как «аффект от внезапного превращения напряжённого ожидания в ничто». Шеллинг – комическое как форма эстетизации безобразного и превращения его в предмет искусства. Ницше – природа смеха обуславливается атавизмом страха.

  5. Безобразное. Тесно связано с другими эстетическими категориями. В форме уродливого безобразное присутствует в комическом (карикатура). В форме ужасного оно противостоит положительными ценностями в возвышенном или трагическом. Безобразное воспринимается как воплощение зла, гибель этого зла – заслуженная кара. Античность – простое противопоставление прекрасному, его отрицание. Сократ и Аристотель – искусство способно преобразовать безобразное таким образом, что оно становится положительной эстетической ценностью, созерцание которой способно доставлять удовольствие. Шиллер – чёткое разграничение пошлого и низкого в искусстве.




52

Прекрасное и гармония как главные эстетические категории.

Прекрасное – наивысшая эстетическая ценность.

Несколько моделей понимания прекрасного:

- идеалистическая модель. (прекрасное как воплощение Бога или абсолютной идеи в конкретных вещах или явлениях.)

- субъективистская модель. (прекрасное не есть объективное. Источник прекрасного – сам человек, его сознание.)

- материалистическая модель. (прекрасное – естественное проявление объективных свойств действительности, наиболее близкое к природе)

- релятивистская модель (прекрасное – это соотношение объективных сторон бытия с человеком как мерой красоты).

Характерные особенности прекрасного:

- прекрасное имеет объективную основу, отражённую в универсальных канонах красоты: гармонии, симметрии, меры.

- прекрасное имеет также конкретно-исторический характер.

- представление о прекрасном зависит от конкретных социальных условий жизни человека, о его образа и стиля жизни.

- идеал прекрасного также связан с особенностями национальной культуры.

- субъективное понимание прекрасного обусловлено уровнем индивидуальной культуры, особенностями эстетического вкуса личности.



написать администратору сайта