Главная страница
Навигация по странице:

  • В руководстве строительно-конструктивными играми исполь­зуются два пути: Первый путь

  • Использует прием сотворчества

  • Детям среднего и старшего дошкольного возра­ста

  • Характеристика и виды театрализованных игр. Педагогическое руководство театрализованными играми воспитанников в разных возрастных группах.

  • Разновидности театрализованных игр

  • Значение дидактической игры для развития детей дошкольного возраста. Структура дидактической игры. Виды дидактических игр. Особенности руководства дидактическими играми в разных возрастных группах.

  • Рассмотрим характерные особенности типов игр по классификации О.С. Газмана.

  • Структурируя и подразделяя дидактические игры на типы и виды, можно вывести следующую классификацию

  • Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности

  • Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты

  • Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы

  • Руководство детскими дидактическими играми в процессе получения знания должно иметь целью.

  • Значение подвижных игр для развития детей дошкольного возраста. Классификация подвижных игр. Особенности руководства подвижными играми в разных возрастных группах.

  • Можно выделить следующие большие группы подвижных игр: 1. Сюжетные игры

  • 4. Игры с элементами соревнования

  • 5. Самостоятельную группу

  • Ответы на экзамен дошкольная педагогика. Вопросы к экзамену дошкольная педагогика


    Скачать 1 Mb.
    НазваниеВопросы к экзамену дошкольная педагогика
    АнкорОтветы на экзамен дошкольная педагогика
    Дата30.06.2022
    Размер1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаEKZAMEN_DOShKOL_NAYa_PEDAGOGIKA.doc
    ТипВопросы к экзамену
    #621126
    страница11 из 17
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17

    Методика руководства конструктивно-строительными играми в разных возрастных группах


    У детей среднего и старшего возраста наблюдает­ся постепенное расширение тематики построек. Это различные здания, корабли, машины, мосты. Конструкция отличается стрем­лением передать своеобразие конкретных сооружений: дети строят не просто мост, а Кировский мост через Неву, не просто метро, а станцию метро «Площадь Восстания», строят Московский Кремль, Останкинскую телебашню и т д.

    Постепенно усложняется сама конструкция, постройки как бы растут вверх, дети украшают их разнообразным способом (башнями, колоннами и др.), используют различные перекрытия.

    Большинство советских исследователей отмечают, что без спе­циального обучения строительно-конструктивным навыкам и уме­ниям, без целенаправленного руководства взрослых постройки детей остаются весьма элементарными по конструкции и бедными по тематике.

    В руководстве строительно-конструктивными играми исполь­зуются два пути:

    • Первый путь — обучение конструктивной деятельности детей на занятиях.

    • Второй путь — обучение приемам конструирования и раз­вития конструктивных умений и способностей в процессе руковод­ства самостоятельными играми детей.

    Дети в процессе обучения овладевают необходимы­ми техническими умениями, благодаря этому тематика их построек расширяется. При этом, как и в самостоятельной игре, дети пере­ходят от конструирования отдельных предметов к конструированию сооружений. Обучение конструированию на занятиях формирует у них умение планировать свою деятельность, отбирать материал в соответствии с замыслом. Обогащаются знания детей о конст­руктивных особенностях материалов.

    Например, различные материалы требуют различного способа крепления: одни − склеива­ния, другие − сшивания, третьи − свинчивания, накладывания и т. д. В процессе обучения идет активное и планомерное совер­шенствование умственной деятельности детей, и это способствует развитию самостоятельных строительно-конструктивных игр, в процессе которых дети применяют полученные на занятиях знания и умения. Однако обучение детей конструированию на занятиях не исключает возможности и необходимости руководства конст­руированием детей в ходе игры.

    Существенное значение для развития конструирования имеют организованные, целенаправленные наблюдения, рассматривание предметов, зданий, сооружений. В ходе наблюдения выясняются жизненное назначение наблюдаемого сооружения, особенности его конструкции, пропорции частей и т. п.; внимание детей направ­ляется на красоту постройки, ее целесообразность; устанавливает­ся, чем это достигается.

    Наблюдение сопровождается беседой о том, из каких частей строительного материала можно выполнить ту или иную часть сооружения. Наблюдение предметов и соору­жений дополняется рассматриванием картин, фотографий, схема­тических рисунков. В процессе обучения конструктивным умениям исполь­зуются различные методические приемы: демонстрация об­разца; показ способов постройки с объяснением приемов кон­струирования; постановка проблемной задачи (как перестро­ить гараж, чтобы в нем поместилось 2-3 машины); сообщение темы постройки с указаниям условий, которым она должна соответствовать (построить комнату для семьи с определен­ным числом человек).

    Руководство воспитателя непосредственно игрой направлено на развитие ее содержания и на формирование правильных това­рищеских взаимоотношений между играющими. Приемы руковод­ства этими играми детей те же, что и сюжетно-ролевыми. Чем моложе дети, тем чаще воспитатель принимает непосредственное участие в игре: подбадривает, оказывает помощь, иногда подска­зывает тему постройки, показывает, как сделать, строит вместе с детьми и т. д. Строит сам в присутствии детей младшего дош­кольного возраста, вовлекает малышей в обыгрывание по­стройки (в зоопарке поселяются в клетках разные животные, туда приходят дети со своими родителями).

    Использует прием сотворчества:

    – предлагает детям (в разных воз­растных группах) достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил (пристроить крыльцо, бал­кон;

    – возвести высокий или низкий забор вокруг дома;

    – изменить высоту горки;

    – сделать из горки трамплин для лыж­ников;

    – удлинить мост;

    – расширить дорожку).

    Малышам 2-3 лет педагог показывает образец, а затем дети выполняют постройку вместе с ним. По мере накопления опыта предлагается частичный образец, т. е. ребенку показывают только те приемы, которые ему незнакомы Участвуя в играх детей млад­шего возраста, воспитатель помогает им организоваться для сов­местной постройки и игры вокруг нее («сделали автобус и поехали на дачу»), определить, кто что будет строить, разъяснить отдель­ным детям общий замысел постройки и т. д.

    Детям среднего возраста можно предложить показ незаконченного образца постройки, которую каждый может завершить по-своему ( педагог строит остов вагона , дети превращают его в автобус, трамвай, пассажирский вагон). Можно предлагать изменять образец постройки( добавить или убавить этаж).

    Детям среднего и старшего дошкольного возра­ста воспитатель в основном помогает лишь советом. Вместе с детьми он обсуждает, что и как следует изменить в постройке, чем ее дополнить. В тех случаях, когда дети не могут преодолеть воз­никшее затруднение, воспитатель показывает необходимые техни­ческие приемы (например, как укрепить перекрытие, как подвиж­но соединить две детали и т д.), но всегда стремится побуждать детей к проявлению инициативы

    Необходимо воспитывать у детей умение играть дружно, не подавляя инициативу друг друга.

    Детей среднего и старшего возраста следует приучать в строи­тельно-конструктивных играх самостоятельно договариваться о теме постройки, распределять обязанности, отбирать материал и т. д. Полезно, закончив общую постройку, рассмотреть с детьми ее соответствие замыслу, обсудить участие каждого ребенка. Дошкольникам, имеющим опыт конструк­тивной деятельности, целесообразно предлагать не один об­разец, а 2-3 образца на выбор.

    Для старших детей в каче­стве образца используются рисунок, чертеж, схема построй­ки. Их также учат составлять схему предполагаемой постройки, самостоятельно намечая ее конструктивные осо­бенности. Методика обучения детей конструктивным умениям уточняется в зависимости от вида конструирования.


    1. Характеристика и виды театрализованных игр. Педагогическое руководство театрализованными играми воспитанников в разных возрастных группах.

    Характеристика театрализованной игры

    Советский писатель Василий Белов в своей книге «Лад» высказал мысль: «Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески».

    Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

    В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.

    Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.

    Сами по себе театрализованные игры являются частью воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание.

    Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.

    Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль.

    Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

    Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В таких играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.

    Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

    Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

    Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

    Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.

    Разновидности театрализованных игр

    Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. Существуют такие виды театрализованной игры, как: кукольный, пальчиковый, теневой, настольный театр, игра-драматизация, музыкальные спектакли.

    В одних играх дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.

    Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки.

    Первый - типа Петрушки - театр Петрушки (в практике часто называется театр би-ба-бо), где используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.

    В последние годы в дошкольных учреждениях появлялись куклы, устроенные по принципу марионетки.

    Оба способа вождения кукол достаточно сложны, даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Воспитатель учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движение и речь персонажей совпадали.

    Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы, научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Эта работа развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

    Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение куклы. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии, так как часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя.

    Как правило, детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу. Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших братьев сестер. Это сплачивает детей и родителей, позволяет им лучше понимать друг друга. А также нормализует взаимоотношения между воспитателем и родителями. Часто воспитатели жалуются на то, что им не хватает участия родителей в процессе воспитания. Организация театрализованного представления поможет в некоторой мере решить эту проблему.

    Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление, развивает умение малыми средствами выражать характер, развивает способность тонко чувствовать другого и происходящее вокруг, способность к концентрации внимания. Всестороннее влияние на развитие основных психических и физических процессов у ребенка (мелкая моторика рук, фантазия, воображение, мышление, концентрация внимание), совершенствование навыков общения, происходит в процессе изготовления персонажей-кукол, управления ими в процессе театрализованной игры.

    Заключение

    Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра - любимая форма деятельности, в которой осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

    Умело подбирая литературное произведение для инсценировки, интересно организовав работу над игрой, можно дать возможность погрузиться ребенку в более благоприятный мир, увлечь его, ненавязчиво побудить тем самым его к действиям, к определенной реакции. Подтолкнуть его к добровольному участию в игре, выполнению задач, поставленных ею, а, следовательно, и к развитию в ней.

    По поведению ребенка в театрализованной игре, по воплощению персонажей можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии,

    Театрализованная игра учит ребенка нести ответственность за свои действия, проявлять эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять.

    Она учит находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

    Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.

    Она способствует познанию реального мира, приобщению ребенка к нормам и требованиям общества; полноценному, разнообразному развитию личности ребенка, является (при правильной организации и проведении) полезным и интересным времяпрепровождением детей.

    Много полезных рекомендаций о приемах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. Фурминой. Чтобы разобраться в сути предлагаемых приемов, следует иметь в виду те особенности, которые складываются при формальном отношении педагога к театрализованным играм.

    Каждый воспитатель должен научить ребенка театрализованной игре. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

    Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра.

    Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

    Нужно понимать, что приступать сразу к театрализованной деятельности с включением детей нецелесообразно, ведь она не будет удачной до тех пор, пока ребенок не научится играть в ней.

    Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего, подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию.

    С младшими дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

    В младших группах перед игрой следует провести беседу по содержанию. Педагог должен помочь детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа.

    В игре-драматизации не следует показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой

    Вначале воспитатель самостоятельно показывает игру, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, педагог может непринужденно поправь ребенка и, не задерживаясь, играть дальше.

    В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряет точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, воспитатель подключает по возможности детей к игре. Дети должны активно принимать участие в диалоге со взрослым, подыгрывать основной сюжетной линии, имитировать движения, голоса, интонации персонажей игры.

    Можно провести небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как водились персонажи, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений следует использовать высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложить ребенку сказать от имени мышки или волка. Подключить всех детей, устройть соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю - аплодисменты.

    Затем воспитатель предлогает ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок".

    Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).

    Только после такой тщательной подготовки педагог может приступить к совместным инсценировкам.

    Выбор постановки во многом определяется возрастом детей. Чем они младше, тем проще должен быть спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки. Можно взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазировать, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята - злого волка, и придумать старую сказку на новый лад. Не менее интересно сочинить и разыграть свои собственные истории. Особенно, если заранее придумать и смастерить оригинальную куклу, которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой театра чей-то группы. [8]

    Когда сценарий театра подобран, воспитатель подумывает, какой вид театра подойдет детям данного возраста? Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

    Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании.

    Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре-драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.


    1. Значение дидактической игры для развития детей дошкольного возраста. Структура дидактической игры. Виды дидактических игр. Особенности руководства дидактическими играми в разных возрастных группах.

    На данный момент сложно недооценивать значение игры в жизни ребенка старшего дошкольного возраста, потому, что только посредством игры, ребенок учится познавать окружающий мир, развивает свои познавательные навыки, говоря в целом, учится развивать свои социальные навыки, методом ролевых игровых постановок. Игра формирует воображение и учит ребенка всестороннему развитию и умению чувствовать и воспринимать эмоционально основы общественной жизни.

    Только посредством игры у детей с нарушениями слуха, развивается мотивационно - познавательные навыки и они лучше анализируют уровень своих потребностей. Согласно исследованиям Л.С. Выгодского, можно сказать, что мотивы и потребности - это центральное звено в сфере понимания сути и причины возникновения игры.

    Уже начиная с самого раннего детства, ребенок хорошо знаком с окружающими его предметами и способами взаимодействия с ними.

    В том случае, когда ребенок уже начинает осознавать значение своих действий и уже умеет самостоятельно пользоваться окружающими его предметами, происходит отрыв ребенка от взрослого, по той причине, что ребенок уже самостоятельно приравнивает себя к взрослому человеку. В случае приобретения новых навыков у ребенка развивается объективное мнение, и он начинает реагировать на уровне эмоционально-действенной ориентации.

    Зачастую, игровые действия имеют обобщенный и сокращенный характер, что симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. В этом случае, ребенком старшего дошкольного возраста происходит эмоционально-действенное понимание сути и значимости деятельности взрослого человека, в отношении окружающих его людей. На уровне игры у ребенка развивается новый принцип понимания мотивационной деятельности и связанных с ним задач. Можно сказать, что в игре складывается новый психологический уровень осознания мотивов.

    Согласно исследованиям Дж. Брунера, была поставлена оценка значения игровой деятельности для развития интеллекта, поскольку игры зачастую имеют ролевую и дидактическую форму, а в соответствии с этим игры имеют свою сюжетную линию и подразумевает взаимодействие различных игровых персонажей, которые являются не вымышленными персонажами, а реальными людьми, осуществляющими общественные действия. В ходе игры могут возникать различные комбинации материала и ориентация в его свойствах, которые могут использоваться в дальнейшем, в качестве инструментов для решения различных игровых задач. Данные игровые постановки при использовании различного материала в качестве инструментов развивают общие механизмы интеллектуальной деятельности и формируют конструкторские навыки, которые изначально применяются в игре, а в дальнейшем используются при решении более сложных жизненных задач.

    Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.

    Только с помощью анализа специфики детских игр можно провести черту между их генетической связью и реальным применением в дальнейшей жизни, потому как, детские игры оказывают всесторонне развивающую основу подготовки к взрослой жизни. Детские игры выступают в качестве специфически детской формы познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда проистекает и классификация игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные.

    2 основных типа игр: игры с фиксированными открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

    Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев.

    Рассмотрим характерные особенности типов игр по классификации О.С. Газмана.

    • 1. Подвижные игры - это одно из самых важных средств воспитания физического здоровья ребенка дошкольного возраста. Подвижные игры заранее оговариваются правилами и стремятся к достижению указанной цели, а также требуют, от всех кто на данный момент играет в игру, как детей, так и взрослых, активного участия. Согласно точке зрения специалистов - подвижные игры детей старшего дошкольного возраста, имеют объединяющий, творческий, соревновательный и коллективный характер. Подвижные игры требуют внимания и соревновательной активности в самых различных условиях и сильно влияют на нравственное развитие личности.

    • 2. Сюжетно-ролевые игры особым образом влияют на вопрос нравственного воспитания личности и отражают коллективную сущность отношений в обществе. Сюжетные игры подразделяются на 3 подтипа: игры-драматизации, ролевые игры и режиссерские. В основу этих игр положено образная постановка в виде сюжета. Согласно сюжетной линии, они могут быть отображены в виде: театральных детских праздников, карнавалов и строительно-конструкторских игр с элементами труда.

    В основе сюжетно-ролевых игр лежит история реального либо вымышленного (сказочного) персонажа, который в процессе развития сюжета, попадает в различные ситуации и находит из них выход. Данные сценические постановки полезны для развития логики, восприятия, мышления, памяти, чувственности, эмоциональности (когда ребенок входит в образ персонажа и начинает сопереживать, либо радоваться). Основными компонентами сюжетно-ролевой игры являются: тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

    3. Компьютерные игры. В настоящее время, особой популярностью пользуются компьютерные игры, в основу которых заложен ролевой сюжет. Компьютерные игры имеют ряд преимуществ по сравнению с другими типами игр: они наглядно демонстрируют различные способы решения ролевых и логических задач и согласно динамике и графике, отображают ряд эмоциональных реакций, которые могут быть трудно воспроизведены.

    Компьютерные игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети дошкольного возраста могут обучаться коммуникативным навыкам и различным средствам общения.

    Компьютерные игры для детей дошкольного возраста должны быть высоконравственными, обучающими, отражающими актуальность обучения и новизну и ни в коем случае не должны содержать в себе сцены жестокости и насилия.

    Стоит сказать, что компьютерные игры не всегда положительно влияют на личность ребенка. Негативные проявления возникают в результате периодического и длительного игрового процесса. В этом случае, ребенок может потерять связь с реальностью, и неосознанно погрузиться в виртуальную жизнь тем самым лишаясь возможности получать все возможное от реальной жизни. В процессе роста и развития такая жизнь грозит массой упущения и может негативно отразиться на нравственном облике человека, поскольку многие из компьютерных игр, содержат сцены убийства и насилия, а никого не убив, игру пройти невозможно. Это может стать следствием проявления жестокости и агрессии.

    4. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности дошкольников, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Данные признаки свойственны абсолютно всем играм, за исключением того, что в одних играх проявляются одни, а в других - другие. Различные сборники могут содержать до 500 игр и более и зачастую соотносятся с процессами воспитания и обучения. [31; стр.94].

    Структурируя и подразделяя дидактические игры на типы и виды, можно вывести следующую классификацию:

    • игры по сенсорному воспитанию,

    • словесные игры,

    • игры по ознакомлению с природой,

    • по формированию математических представлений.

    • Иногда игры соотносятся с материалом:

    • игры с дидактическими игрушками,

    • настольно-печатные игры,

    • словесные игры,

    • псевдосюжетные игры.

    Данная классификация дидактических игр, подразделяет их на группы, образом развития познавательных навыков. Условная классификация игр по типу общения и обучения, выглядит следующим образом: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).

    В основе воспитания детей старшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр, должны быть взяты за основу следующие принципы:

    • 1. Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия), должна содержать в себе необходимые современные дидактические методики воспитания детей старшего дошкольного возраста и заинтересовывать детей, тем самым развивая у них познавательную активность и тягу к получению знаний. Дети должны быть заинтересованы в достижении желаемого результата и стремиться к лучшему из возможных решений, воспринимая задания в первую очередь как игру.

    • 2. Коллективное отношение участников дидактической игры, должно развивать необходимые навыки с целью, сплотить группу в единый организм и привить чувство единения для решения задач, которые было бы сложно выполнить одному ребенку самостоятельно.

    • 3. Соревновательность создает у ребенка дошкольного возраста стремление выполнить работу максимально быстро для того чтобы обогнать конкурента, сократив максимально возможно время на выполнение задачи, поставленной в игровой форме. В соответствии с указанными принципами, можно сформулировать основные требования к проводимым на занятиях дидактическим играм:

    Дидактические игры должны быть основаны на играх уже известным детям. В соответствии с этой задачей, необходимо проводить эмпирические исследования, с целью выявления конкретных игровых предпочтений и организовывать занятия таким способом, чтобы ребенок был заинтересован и получал удовольствие от игры, и соответственно от данной методики воспитания.

    Абсолютно каждая дидактическая игра, должна содержать элемент новизны. То есть, нельзя навязывать ребенку свои предпочтения и необходимо давать ему право на выбор, поскольку игра - дело добровольное.

    Игра должна быть, прежде всего, загадкой, путешествием, сказкой, приключением, а не только результатом богатого методического опыта педагога.

    Одним из самых основных компонентов игры - это соответствие эмоционального настроя психолога, к проведению дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, поскольку основной задачей психолога является не только организация игры, но и непосредственное участие в ней.

    Дидактическая игра, инициируемая психологом, является в первую очередь средством диагностики, поскольку играя, ребенок проявляет себя во всех его лучших и не лучших качествах, которые необходимо проанализировать, для проведения заключительной беседы с целью профилактической работы над ошибками и разъяснения.

    Дидактическая игра - это достаточно сложно структурированное занятие, которое подразумевает простоту для детей и сложную методику анализа и диагностики для психолога. Игра - это не только средство психологической диагностики в арсенале психолога, но и методика обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, основным элементом которой, является дидактическая задача. Под задачей подразумевается цель обучающего и воспитательного воздействия, которое черпает свое содержание из программы воспитательной диагностики и просто приятного времяпрепровождения для ребенка.

    Дидактическая задача - это совокупность методик, применяемых в сфере направленности обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, значение которой определяется психологом, воспитателем или преподавателем.

    Две задачи дидактической игры - дидактическая и игровая, отражают сущность воспитательного характера обучения и подразумевают взаимосвязь между обучением, воспитанием и игрой. Значение дидактической задачи определяется в процессе игры и подразумевает решение проблем социальной значимости посредством желания добиться игровой цели в отношении ребенка и достичь уровня высокой профессиональной значимости воспитания и обучения, в отношении психолога или педагога. [50; стр.400].

    Игра является ориентированным способом решения социально значимых проблем, путем постановки игровой задачи, решение которой в начале игры, обуславливается определенными правилами. Содержание и направленность правил игры, определяется посредством задач психологического формирования личности ребенка или коллектива детей старшего дошкольного возраста. Правила объясняются педагогом в начале игры и могут меняться в соответствии с преследуемой целью диагностики и психолого-коррекционной работы. Педагог, либо психолог, корректирует правила для активизации процессов познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

    Правила игры формируются таким способом, чтобы проводить организационную, педагогическую, обучающую, коррекционную и диагностирующую работу, позволяя раскрывать детям дошкольного возраста, необходимость достижения поставленной игровой задачи и соотносятся с игровыми действиями. Игровые правила обычно ориентируются на выполнение игровых действий, ожидаемых от ребенка старшего дошкольного возраста: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи. Отношение и сопоставление правил, в соответствии с игровой ориентацией, оказывают объединяющее воздействие на детей, участвующих в игровом процессе, и формируют реалистичную нравственность и логическое мышление.

    Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

    В дидактической игре происходит осознание основ окружающего мира, природы, свойств и структуры вещей, предметов и различных материалов, изучают цвет, животных, растений и определяют основы социального взаимодействия между людьми.

    В течении игры, необходимо усложнять правила и поставленные задачи. Смысловое значение игры для ребенка старшего дошкольного возраста имеет такую же значимую основу как работа для взрослого человека. В процессе игры воспитываются самые различные психологические и физиологические особенности: активность, творчество и умение преодолевать трудности. Только благодаря открытости и раскрепощенности детей старшего дошкольного возраста, их удается вовлечь в любую деятельность, особенно игровую.

    Дидактическая игра для психолога и педагога - это технологическая форма коррекционно-диагностическая работы над проблемными областями детской психики, которая обладает важным свойством: она представляет собой работу, в результате которой формируется саморазвитие, поскольку психологические особенности детей старшего возраста, формируются изнутри, так как информация является результатом самой деятельности.

    Приобретенная информация постепенно накапливается и формирует конечный результат процесса обучения.

    Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности:

    • активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;

    • развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

    • учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

    • закрепляет знания, умения.

    Правильно поставленная игра определяет процесс совершенствования познавательной активности, мышления, воли, поскольку она подвержена определенным игровым правилам, которые основаны с целью развития самодисциплины.

    Процесс развития самостоятельности и познавательной активности - это не только задача, поставленная в основах правил игры, но также и конечный этап её актуальности, поскольку образование является не только необходимым результатом обучения, но и условием превращения знаний в убеждения. Обобщение познавательного материала необходимо для того, чтобы раскрыть необходимые свойства и навыки, путем предоставления широкого кругозора и чем больше кругозор ребенка, тем выше уровень его познавательной активности. Стоит заметить, что повышение теоретического уровня содержания учебного материала и развитие познавательной самостоятельности дошкольников рассматриваются в качестве взаимозависящих и взаимообусловливающих друг друга педагогических проблем. [40; стр.184].

    С помощью дошкольной практики, можно выявить значение обобщения в процессе дидактической игры и дидактическая игра, осуществляет положительную роль только тогда, когда они используются как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заместитель.

    При прохождении нового материала и при подведении итогов закрепления уже полученного, должно осуществляться в игровой форме, для того чтобы расширить интерес к расширению кругозора и получению необходимых знаний, ребенком старшего дошкольного возраста.

    В процессе изучения нового материала детьми старшего дошкольного возраста, необходимо использовать набор следующих методик: словесные (устное и печатное слово), наглядные, практические, в систематизации которых мы опираемся на классификацию по источникам знаний (А.А. Вагин, П.В. Гора и другие).

    Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:

    • мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;

    • ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;

    • исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;

    • контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.

    С.А. Шмаков считает, что "лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира".

    Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

    • игра - это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;

    • в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;

    • игра способствует вовлечению каждого в активную работу;

    • умело организованные дидактические игры позволяют задействовать в учебных целях "энергию, которую дошкольники расходуют на "подпольную" игровую деятельность" (по определению В.М. Григорьева);

    • игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было (Л.С. Выготский);

    • в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение "я тоже могу";

    • игра - способ обучения действием: в ней органично заложена познавательная задача;

    • игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;

    • посредством игры рождается особый стиль взаимоотношений, при котором овладение знаниями становится уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и "обретение себя".

    Руководство детскими дидактическими играми в процессе получения знания должно иметь целью.

    • 1. Установление правильного соотношения между игрой и процессом обучения

    • 2. Воспитание в игре знаний умений и навыков, необходимых для будущего процесса обучения.

    Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной педагогом. Сама новизна позиции ребенка старшего дошкольного возраста обеспечивает эмоционально положительное отношение к ней. Но нельзя давать игре более главенствующую роль в сознании дошкольника, чем знания, которые он получает в процессе этой игры. Игра не должна быть слишком легкой для детей, "дидактическая игра без усилия, - всегда плохая игра”. Это одна из главных задач педагога. Необходимо, чтобы педагог постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.


    1. Значение подвижных игр для развития детей дошкольного возраста. Классификация подвижных игр. Особенности руководства подвижными играми в разных возрастных группах.

    Цель подвижных игр  — это: Давать выход запасам энергии ребенка.развитие  координации движений. повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье. развитие навыков общения. умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы. Развивать быстроту реакции. Любая игра направлена на решение задач  по развитию и оздоровлению  детей. Основными задачами игр, в том числе и подвижных игр на свежем воздухе являются.образовательные. Эта цель достигается  созданием процесса.

    Задачи подвижных игр:

    • Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями,

    • совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях,

    • развитие креативных возможностей и физических качеств, воспитание самостоятельности и активности новыми, более сложными движениями,

    • приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

    Для успеха игры необходимо учитывать:

    Сложность движений и целесообразность их сочетания с учетом подготовленности детей.

    Ход:

    Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.

    В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

    В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д. ).

    Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

    Можно выделить следующие большие группы подвижных игр:

    1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек.

    2. Игры без сюжета — игры типа разнообразныхловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений.

    К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека.

    3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения.

    Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми.

    4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.

    Игры такого типа могут проводиться без разделения на звенья, команды, когда каждый ребенок, играя сам за себя, стремится выполнить задание как можно лучше. Эти игры можно проводить и с разделением на звенья, команды, где от ловкости, сообразительности каждого играющего и согласованности действий участников всего звена зависит общий результат.

    5. Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.

    Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие ребенка.

    Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко, как зайчики или мячики, и т. п. Выполнение несложных правил в подвижных играх организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помогать друг другу. Если правила не выполняются, игра теряет смысл, перестает быть интересной для детей.

    По своей организации подвижные игры чаще все гоколлективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей. Коллективные игры особенно ценны в воспитательном отношении. Игра в коллективе сверстников является важным условием воспитания умений согласовывать свои движения и свое поведение с движениями и поведением других детей, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

    Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.

    Подвижные игры способствуют повышению двигательной активности детей, наиболее полноценному их развитию и интересу к действительности.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   17


    написать администратору сайта