Ответы на экзамен дошкольная педагогика. Вопросы к экзамену дошкольная педагогика
Скачать 1 Mb.
|
История возникновения игрушекИгрушка как специальный предмет игры, как одно из проявлений культуры появилась в ходе исторического развития общества. История возникновения игрушки раскрыта В. Плехановым в его произведении «письма без адреса». На протяжении веков игрушка радикально меняется. Они, прежде всего, касаются производства игрушек: от кустарного к промышленному. С развитием последней создается специальное производство игрушек, которое делает их более дешевыми и ценными в художественном отношении, а также доступными для всех. Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек, появляются более совершенные орудия труда, краски и материалы, из которых изготавливаются игрушки. +Под влиянием социальной политики общества и научно-технического прогресса меняется ассортимент игрушек, их качество. Об это свидетельствует появление в наше время компьютерных игрушек и игрушек на космическую тему, куклы Барби. Ассортимент игрушек становится более разнообразным, усложняется. На него оказывает влияние экономическое состояние общества. Педагогические требования к игрушке: 1.Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства 2.Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки. Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям 3.Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. 4.Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Гигиенические требования к игрушкам: 1. Игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала. 2. Воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д 3. В ДУ игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются: 1.Сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр. Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки). 2.Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами. 3.Спортивные или Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки 4.Музыкальные игрушки: бубен, рояль, металлофон, гармошки, барабаны. 5.Театральные игрушки: декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности 6.Технические игрушки: транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др. 7.Строительные и конструктивные материалы: наборы геометрических тел, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки; смешаный строительный материал. 8.Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции. Художественные требования к игрушке1. Худ выразительность образа. Образ в игрушке должен быть особенно выразительными и строиться на реалистической основе. Образ в игрушке должен расчитан на силы и возможности ребенка. При решении образа в игрушке художники как бы упрощают идею предмета, делают её совершено очевидной и преподносят детям в условной, иногда в несколько гиперболической форме. В игрушке не допустимы искожения, так как они могут повлечь за собой искодения в знании и представлении детей. Противопоказан в игрушках и сложный психологизм недоступный детям и чрезмерное увлечение формой за которыми теряется содержание и холодный натурализм который решает образ одухотворенности .Форма игрушки. Отличие игрушки от модели и скульптуры. Игрушка должна отличтаь от модели и от скульптуры. Модель – это равнодушное, механическое перечисление всех признаков и свойств предметов. В скульптуре как правило точно фиксируется состояние, что не располагает к игре. В игрушке художник творчески перерабатывает существенные на его взгляд признаки. Игрушка – живое, образное вопроизведение действительности, чем меньше ребенок, тем проще должна быть форма игрушки. 2. Динамичность и условность. Выступает в качестве основных особенностей формы в игрушке. Имено они позволяют игрушке легко входить в детскую игру. Динамичность в игрушке существенно отличается от того же свойства в мелкой скульптуре. То, что игуршка является неотьемлемой частью детского мира ведет к особому условному строю всего игрушечного образа. Игрушка не анатомическое пособие. Для нее важна яркая образная игрушечная характеристика. 3. Цвет игрушки. Должен быть в игрушке особено актичным и действенным. Цвет должен помогать ребенку осваивать образ и делать его более доступным. Обычно для игрушек жизнерадостность возникает прежде всего засчет цветового строя. Роль цвета отвественна в любой игрушке. Психологи выскзывают преположение о том, что ребенок почти в момента рождения различает все цвета. Это делает возможным применение в игрушке широкой цветовой палитры. 4. Материал игрушки. Особую роль в создании выразительного образа имеет максимальное выявление физических и художественных свойств материала, что способствует формированию эстетической культуры детей. Важно полностью использовать специфические качества материала. Как и другие выразительные средства он обязан раскрывтаь образ. Из разных материалов рождаются разные образы. 5. Конструкция игрушки. Должна быть простой, ясной и четкой с тем чтобы делать игрушку удобной для игры, т.е. обеспечивтаь функциональный комфорт. 6. Композиционная законченность. Материал, цвет, форма, конструкция, не существуют в игрушке сами по себе. Они представляют единый художественный организм, композицию, где все компоненты находятся в сложной взаимосвязи. Только гармоническое их взаимодействие обуславливает определенную композиционную завершенность,а значит и художественную полноценость игрушки. Но она выявляеся в полную силу , если художественное решение игрушки построено с учетом возрастных особенностей детей. Художникам создающим игрушку следует помнить о недопустимоти формализма и натурализма в игрушке, сатире и грубого юмора, которые характерны для некоторых современных зарубежных игрушек и детских книг. Создатели таких игрушек забывают о том, что за чрезмерным увлечением формой теряется конкретность образа, которое имеет особое значение в детском восприятии, а натурализм не может эмоционально воздействовать на живое воображение детей. Это еще более усиливает значение народнйо игрушки, которая сегодня является средством воспитания художественного вкуса детей и ознакомления их с народным декоративным прикладным искусством. Основные виды игрушек, их значение. Методика внесения игрушек и игры с ними в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования. видах игрушек: 1. сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных и т.д.), 2. технические (машины, механизмы, транспортные средства), 3. игровые строительные материалы (конструкторы), 4. дидактические игрушки (матрёшки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др.), 5. игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, серсо, кегли и др.), 6. театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения), 7. звучащие и музыкальные игрушки (бубны, ксилофоны и др.), 8. игрушки - самоделки (делаются самими детьми или родителями, воспитателем) 9. игрушки-забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков) В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д. Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества. Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка, зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, возбуждая такое же отношение у детей. При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки. Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею. Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир. Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания. 9 методик внесения детской игрушки в группу детей детского сада Способ1. Музыкальное оформление. К каждой новой игрушке рекомендуется подобрать песенки или звуки, которые связаны с названием игрушки. Игра чем-то напоминает «Угадай мелодию», только простая версия. Например, вносим игрушку барабан. При этом звучит Песенка про барабан. Может быть целая музыкальная подборка под конкретную игрушку: барабанная дробь в цирке, звук барабана оркестра и т.д. Пока звучит музыка детям предлагается угадать, какая игрушка сейчас появится. Способ 2. Театральная постановка Игрушке дается актерская роль, как в театре и она участвует в театральной постановке. Например, кукла Мариша превращается в заколдованную царевну, которую все раскалдовывают. Сценка разыгрывается буквально 5-8 минут. Сценарий необходимо продумать заранее. Для постановки потребуются другие персонажи и сцена. Способ 3. Загадки, прибаутки, стихи О предмете – игрушке можно загадать загадку, а также рассказать стихотворение. Способ 4. История, сказка Прежде, чем приподнести игрушку детям, можно поведать удивительную историю о ней, рассказать сказку. В этом случае не требуются сценарий и сцена. Способ 5. Спортивные игры, соревнование Игрушка включается как элемент спортивной игры. Например, игрушка может задавать спортивные задачки. Кукольное хозяйство (посудку) можно предложить детям на скорость сервировать для кукол на стол. Игрушка заяц может попросить детей попрыгать также быстро как он. Способ 6. Волшебство Игрушка может быть накрыта красивым покрывалом, расшитым блестками и бисером. Такие покрывала очень напоминают платки из Индии или Турции. Знакомство с игрушкой начинается словами, которые описывают свойства игрушки. Саму игрушку можно трогать под покрывалом, но не показывать, пока дети не догадаются, какая игрушка спрятана под покрывалом. Например, «Что скрывает волшебное покрывало? По форме это квадрат, если потрогать пальчиками, то оно похоже на стекло, а по запаху это малина». Вместо покрывала может быть использован сундук, в котором всегда появляются очень значимые предметы. Способ 7. Гости Когда игрушка приходит в гости, все дети стараются ее чем-нибудь порадовать, угостить и рассказать что-то интересное. А потом игрушка рассказывает о себе что-то полезное и просит детей погостить у них подольше. Способ 8. Дружба Игрушка хочет узнать у детей, что такое дружба и можно ли подружиться с детьми. Способ 9. Забота Здесь игрушка преподносится как яркий, красивый предмет, за которым нужно бережно ухаживать, не ронять, не рвать, мыть. Здесь детям можно показать как ухаживать за игрушками, рассказать историю о бережном отношении к предметам. Цель и задачи приобщения детей дошкольного возраста к трудовой деятельности. Виды труда детей дошкольного возраста. Содержание и воспитательное значение каждого вида труда. Труд воспитанников дашк. это целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания, умнея трудится, уважать труд взрослых. Цель:нравственно психолгическая и практическая продготовка к труду на общую пользу и формир начала трудолючия Задачи: 1. воспит положительного отношения к труду взрослых 2. формир трудовых умений и навыков 3. воспит у детей полож личностных качеств 4. формир навыков своей и общей работы. Средства труда воспитанников: 1. вмдио,мультимедиа на темы труда 2. произве ИЗО искусства 3. авторские лит сказки 4. обычные сказки 5. ознакомления дошк с трудом взрослых 6. собственная трудовая деятельность детей. |