Главная страница
Навигация по странице:

  • 2)методическая

  • 14.Общество и его основные характеристики как целостной социальной системы. Типология социальных систем. Учёные по-разному трактуют понятие “общество

  • Признаки общества как социальной системы таковы

  • 16.Особенности функционирования социальных институтов, их значение в жизни человека и общества.

  • 17.Семья как социальный институт и социальная группа.

  • 18.Социальная структура и её основные элементы.

  • 19.Социальный статус и социальная стратификация. Социальный статус

  • Политическую стратификацию

  • 21.Исторические типы социальной стратификации и социальная мобильность.

  • Социалогия БГУИР. Вопросы к экзамену по дисциплине Социология


    Скачать 237 Kb.
    НазваниеВопросы к экзамену по дисциплине Социология
    АнкорСоциалогия БГУИР
    Дата27.06.2022
    Размер237 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциалогия БГУИР.doc
    ТипВопросы к экзамену
    #616943
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    1)методологическая, т.е. теоретическое обоснование направлений научного поиска;

    2)методическая, т.е. описание процедуры сбора, обработки и анализа информации;

    3)организационная, т.е. координация деятельности участников исследовательского процесса.
    Программа социологического исследования обычно состоит из разделов или параграфов, количество которых во многом зависит от масштабности и сложности поставленных задач, особенностей исследуемого явления, возможностей организаторов исследования. Однако любая программа должна содержать несколько пунктов, без которых обойтись просто невозможно:

    1. Прежде всего, программа предполагает формулировку и обоснование проблемы исследования. Социологической проблемой является, как правило, реально возникшее жизненное противоречие, как частного, так и общего характера. По своей масштабности социальная проблема может затрагивать интересы некоторого коллектива, больших социальных групп и общественных институтов, либо всего общества в целом.

    2. Определение объекта и предмета исследования. Объект – это определённая общность людей, социальный процесс, общественные отношения, сфера социальной жизни, отражающие ту или иную социальную проблему.Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс социологического анализа. При его определении фиксируются пространственный, временной и отраслевой признаки. Чёткое выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования.

    Предмет – те стороны, свойства, отношения в объекте, которые непосредственно связаны с изучаемой проблемой, т. е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты и особенности объекта социолога не интересуют. Обычно предмет исследования содержит в себе основной вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности выявить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия.

    Программа включает определение обследуемой совокупности. Поскольку абсолютное большинство исследований носит не сплошной, а выборочный характер, очень важно грамотно, по определённым правилам отобрать необходимое количество людей для исследования, т. е. провести выборку (методы выборки мы рассмотрим ниже).

    3. Определение цели и задач исследования. Цель исследования основывается на еготеоретико-познавательном и практически-прикладном результате. Её определение необходимо для дальнейших системных и последовательных действий при проведении социологического исследования. Определение цели обычно предусматривает решение или научной, или практической задачи, или той и другой одновременно.

    Задачи исследования – это те действия, которые необходимо совершить для достижения конечной цели. Задач в исследовании всегда несколько. Они делятся на основные и дополнительные (неосновные). Основные задачи направлены на выявление путей и средств решения проблемы в целом. Дополнительные – ставятся для решения вопросов, возникающих по ходу анализа поставленных проблем и подготовки будущих исследований.

    4. Приступая к исследованию, социолог формулирует гипотезы – это предположения, одни из первых объяснений явления, которые в ходе исследования предстоит подтвердить или опровергнуть. Это – предварительная конструкция, выявляющая основную, ведущую идею для дальнейшего изучения. Гипотеза предопределяет внутреннюю логику исследования и его задачи. Гипотеза должна быть научно-обоснованной, соответствовать определённой теории, непротиворечивой, логичной и проверяемой в ходе исследования.

    5. Важную роль призван сыграть логический анализ основных понятий, заключающийся в их интерпретации и операционализации. При анализе проблемы и предмета исследования выделяют основные понятия, которые определяют ход исследования и логику изучения социального процесса или явления.

    Интерпретация понятий предполагает точное объяснение используемых категорий, их теоретическую трактовку. Операционализация, следующая процедура уточнения предмета исследования, детализирует интерпретацию основных понятий. Такая детализация заключается в расчленении основного понятия на однозначно понимаемые термины.

    6. Программа социологического исследования обязательно включает описание методов сбора информации, методов её обработки и анализа.

    7. Целесообразно составить и рабочий план исследования. Он должен отражать основные процедурные мероприятия и позволять заранее предусмотреть и наиболее точно определить объём научных, организационных и финансовых затрат, помогать избежать суеты, придать исследованию ритмичность на всех его этапах.
    14.Общество и его основные характеристики как целостной социальной системы. Типология социальных систем.

    Учёные по-разному трактуют понятие “общество”. Это во многом зависит от той школы или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э.Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М.Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К.Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

    Современный белорусский социолог А.Н. Данилов определил общество как устойчивую группу людей, проживающих на обшей территории, совместно решающих проблемы своей жизни, а также исторически развивающуюся систему отношений и взаимодействий между людьми и общностями.

    Во всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся между собой в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.

    Признаки общества как социальной системы таковы:

    1)Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества).

    2)Браки заключаются (преимущественно) между представителями данного объединения.

    3)Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями.

    4)Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

    5)У него есть собственное название и своя история.

    6)Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом).

    7)Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

    8)Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
    Всё мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы. Несколько типов обществ, объединённых сходными признаками или критериями, составляют типологию. Принято выделять следующие типологии:

    по наличию письменности – дописьменные и письменные;

    по числу уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения) – простые и сложные;

    по способу производства, т.е. способу добывания средств существования, – охота и собирательство; скотоводчество и огородничество; земледельческое; индустриальное; постиндустриальное;

    по способу производства и форме собственности (К.Маркс и его учение об общественно-экономической формации) – первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое.

    Современная социология использует все типологии, объединяя их в своего рода синтезированную модель.
    15.Социальные институты и их типология.

    1. Экономико-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, различные хозяйственные объединения – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

    2. Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

    3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.

    4. Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу.

    5. Нормативно-санкционирующие – осуществляют социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

    6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты внутригруппового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., ход собраний, деятельность каких-то объединений
    16.Особенности функционирования социальных институтов, их значение в жизни человека и общества.

    Польский социолог Ян Щепаньский указывает на следующие основные условия эффективного функционирования социальных институтов:

    1. Чёткое определение цели и круга выполняемых действий или же объёма функций. Если функции института определены нечётко, он не может без конфликтов включиться в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия.

    2. Рациональное разделение труда и рациональная его организация.

    3. Деперсонализация действий. Предполагается, что официальные лица будут выполнять свои функции в строгом соответствии с предписаниями, а не в зависимости от индивидуальных интересов и представлений своих прав и обязанностей. В противном случае институт утрачивает общественный характер, престиж и доверие со стороны общества, превращается в учреждение, зависимое от частных интересов. Конечно, ни один институт не может избавиться от влияния личных интересов и вообще от индивидуальных особенностей чиновников, но такое влияние должно контролироваться обществом и сводиться к минимуму. Использование ресурсов общественных институтов в эгоистических интересах работающих в них людей – очень распространённое явление, которое социологи называют “бюрократизацией”.

    4. Признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах всей группы или её преобладающей части.

    5. Бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество с сохраняющимися сильными родовыми или клановыми социальными связями.

    Институты любого общества представляют собой сложную интегрированную систему, обладающую собственной социальной инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные реформы, как правило, сталкиваются с серьёзными трудностями и часто терпят неудачу. История знает не так уж много примеров эффективного и безболезненного реформирования общественных институтов. Чаще такие реформы завершались бурными революционными событиями.

    17.Семья как социальный институт и социальная группа.

    Семья — это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

    Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

    В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института — социально значимые потребности общества.

    Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т.д.

    Главная функция семьи — репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство населения — на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях — на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди которых:

    1)воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей; 2)хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи; 3)экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; 4)функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи; 5)духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи; 6)социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; 7)досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; 8)эмоциональная — оказание психологической поддержки членам семьи.

    По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных типа семьи: нуклеарную (простую) и расширенную (сложную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая — из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений.

    В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью.По критерию семейной власти выделяют такие исторические формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлежала женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует эгалитарная, или демократическая, семья, в которой существует статусное равенство супругов.К историческим формам семейно-брачных отношений относятся также эндогамия, предполагающая заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени и т.д.), и экзогамия, запрещающая брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного и того же клана, племени и т.д.).

    В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее социальных функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях.

    18.Социальная структура и её основные элементы. Говоря о социальной структуре, обязательно необходимо выделять и учитывать особенности субъектов социальной системы, т.е. тех элементов социальной системы, которые выступают как относительно самостоятельные “действующие лица”.
    19.Социальный статус и социальная стратификация. Социальный статус – положение человека, которое он занимает автоматически как представитель большой социальной группы или общности (профессиональной, классовой, национальной). Таким образом, социальная стратификация – это расположение людей в статусной иерархии сверху вниз.
    20.Социальная стратификация: теоретические модели. Выделяют стратификации:

    • экономическую (доходы),

    • политическую (власть),

    • образовательную (уровень образования),

    • профессиональную.

    Каждую из них можно представить в виде вертикально расположенной шкалы (линейки) с нанесёнными делениями.

    В экономической стратификации делениями измерительной шкалы выступает количество денег, приходящихся на индивида или семью за год или за месяц (индивидуальный или семейный доход, выраженный в национальной валюте).

    Политическую стратификацию трудно строить по единому критерию – такого в природе не существует. Используются его заменители, например, должности в государственной иерархии от президента и ниже, посты в компаниях, организациях, посты в политических партиях и т.д. либо их комбинации.

    Образовательная шкала строится по количеству лет обучения в школе и вузе – это единый критерий, свидетельствующий, что в обществе есть единая система образования, с формальной сертификацией его уровней, квалификации. Человек, имеющий начальное образование, расположится внизу, имеющий диплом колледжа или университета – в середине, а получивший степень доктора или профессора – наверху.

    Престиж профессий можно определить только путём социологического опроса. Чтобы получить сведения в масштабах всего общества, опрос следует проводить на общенациональной выборке.
    21.Исторические типы социальной стратификации и социальная мобильность. Исходя из стратификационных теорий, в социологии принято различать четыре исторических типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

    Самый жёсткий тип – рабство. Раб – человек, являющийся собственностью другого человека. Такая форма собственности существовала один раз в истории.

    Более мягкий тип – касты. Принадлежность к касте была пожизненной, закреплялась религиозно, но не экономически или политически. Собственность на человека отсутствовала. Касты основывались на пожизненном прикреплении к одной профессии.

    Сословия – юридическое закрепление положения человека в социальной иерархии. Переход из низшего сословия в высшее возможен ещё при жизни, но при исключительных обстоятельствах. Так, в России за особые заслуги перед отечеством человеку мог быть пожалован дворянский титул.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта