Социалогия БГУИР. Вопросы к экзамену по дисциплине Социология
Скачать 237 Kb.
|
Классы, появившиеся позже всех, знаменуют переход к открытому обществу. Принадлежность к классу никак не оформляется. Существует свободный переход из одного класса в другой. Доход становится главным определителем социально-экономического положения в обществе. Описанная выше четырёхмерная модель социальной стратификации характеризует именно современное общество. 22.Место, роль и значение среднего класса в социальной структуре современного общества. Важное место в системе социальной стратификации современного общества занимает так называемый средний класс. Это – социальный класс, состоящий из людей, обладающих средним для данного общества стандартом жизни. Классической моделью общества среднего класса считаются США. Сегодня здесь выделяют 4 основных класса: высший, средний, рабочий и низший. Каждый из них (за исключением рабочего класса) разбивается на 2–3 слоя. Средний класс в США составляет более 60%. Во всех экономически развитых странах, несмотря на культурные и географические различия, доля среднего класса достигает 55–60 %. В странах же экономически слаборазвитых можно говорить лишь о процессе формирования среднего класса. Так, в современной России средний класс составляет по разным оценкам от 12 до 25% населения. Схожие цифры называют и белорусские социологи, оценивая долю среднего класса в Республике Беларусь в 18–20%. 23.Понятие личности. Общественное, коллективное и индивидуальное в личности. Личность – одно из самых распространённых понятий. Оно часто употребляется и в научной литературе, и в повседневной жизни Исходным пунктом в исследовании этой проблемы является разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Эти термины не тождественны. Человек, с одной стороны, часть природы, с другой – член конкретного общества. Это биосоциальное существо. Ему присущи биологические черты (природная биологическая основа – психофизиологический базис личности) и социогенные черты – то, что человек приобретает в результате воздействия на него со стороны общества. Общество и личность – понятия неразрывно взаимосвязанные. Человек, взятый сам по себе, “вырванный” из его взаимодействия с другими членами социальной общности, характеризуется как “индивид”. Этим термином обозначается человек как единичное природное существо, как обособленный представитель человеческого рода или какой-либо социальной группы. Понятие “личность” фиксирует социальное качество человека. Личность может быть понята и описана только в системе отношений, которые складываются между людьми. 24.Социологические концепции личности. В социологии существует множество концепций личности, которые можно свести в несколько групп, соответствующих основным социологическим направлениям. Бихевиористское направление в социологии связано с рассмотрением личности как совокупности реакций на стимулы, формируемые внешней средой её обитания. Принципиальным является здесь то, что отрицаются какая-либо спонтанная внутренняя активность человека и его способность опосредовать ответы на внешние стимулы. Личность в таких теориях является пассивным результатом социальной среды, а её деятельность регулируется необходимыми стимулами: положительными или отрицательными. Интеракционистское направление опирается на методологическую установку, согласно которой личность есть результат участия человека в социальных группах. Личность человека понимается как совокупность шаблонов поведения, формирующихся в процессе повседневного взаимодействия с окружающими людьми. Структурно-функциональный подход в социологии может быть представлен ролевой концепцией личности. Согласно этой концепции, человек, находясь в социальной системе, вынужден выполнять ряд функций, которые могут быть описаны как его роли. Та или иная социальная система формирует свои требования к человеку, а потому и человек приобретает соответствующие этим требованиям ролевые статусы. Экзистенциалистское направление в социологии противопоставляет личность и социальный мир, рассматривая самоосуществление человека как постоянный процесс выбора решений в борьбе с отчуждённым от него миром. Трагическое существование человека определяется его брошенностью, а необходимость жить с другими людьми лишает человека подлинности, “сминает, раздавливает человека”. 25.Структура личности – соотношение основных компонентов личности как целостного социального образования. Под структурой личности понимают соотношение основных компонентов личности как социального образования. Подходы к выявлению структуры личности также могут быть различными. Остановимся на системном подходе (см. рис. 3.), который, на наш взгляд, даёт возможность более чётко увидеть составляющие личность элементы и проследить взаимосвязь между ними. 26.Социализация индивида как процесс становления личности. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения общества и группы, их ценностей, норм, установок. Социализация – это процесс формирования личности, её жизненной позиции на основе воздействия на человека системы обучения, образования и воспитания, включая семью, средства массовой информации, литературу и искусство, который не ограничивается периодом становления личности, а продолжающийся всю жизнь. Социализацию принято делить на первичную и вторичную. Первичная социализация протекает в кругу близких и родных. Вторичная социализация происходит в рамках формальных институтов (школа, армия, предприятие). 27.Агенты и механизмы социализации. Процесс социализации раскрывается через исследование так называемых агентов социализации, т. е. тех социальных структур (семья, малая группа, коллектив, школа, политические организации, церковь и т. д.), которые составляют социальную среду обитания индивида. Поскольку социализация бывает первичной и вторичной, то и агенты социализации делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации – это родители, родственники, друзья, учителя и т. д. Агентами вторичной социализации выступают представители формальных организаций и официальных учреждений (администрация школы или предприятия, политики, сотрудники телевидения и радио). Таким образом, первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений, а вторичная – в сфере социальных отношений. При этом одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Следует обратить внимание на то, что роль агентов социализации неодинакова на различных этапах процесса формирования социальных качеств и в различных обществах (традиционных и современных, аграрных и индустриальных, восточных и западных, мусульманских и католических и т.д.). 28.Социальная деятельность личности. Социальная деятельность – это совокупность сознательных действий личности, преследующей определённые цели и использующей для достижения этих целей различные средства – экономические, политические, идеологические. Это специфический способ освоения действительности человеком и в то же время способ становления и развития человека как носителя общественных отношений. 29.Социальные роли личности и система социального контроля. Социальная роль личности понимается как образец поведения, вытекающей из её социальной позиции, социального статуса. Социальная роль выступает в качестве социальной функции личности, которая обусловлена её местом в данной социальной общности. Роли личности различаются по своей значимости. Одни из них являются ведущими, если они отражают требования, обусловленные разделением труда и положением в обществе данной социальной группы. Социальный контроль – это использование различных средств поощрения и наказания для поддержания нормального поведения людей в данной группе или общности. 30.Проблема интерпретации истории: модели социодинамики общественного развития. Исторический процесс как движение общества во времени включает в себя множество изменений, вся совокупность которых может быть обозначена понятием социальная динамика (социодинамика). Проблема общей периодизации истории по-разному ставилась и решалась различными учеными. В современной социологической науке существует множество концепций, теорий, учений, объясняющих логику и закономерности общественного развития. Самыми известными из них являются формационный подход (К. Маркс), концепция постиндустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл) и др.Среди множества подходов к определению характера и направленности исторического процесса условно можно выделить линейные модели общественного развития (их еще называют теории линейного прогресса или стадиальный подход) и нелинейный подход (культурологический и цивилизационный). 31.Культура как объект социального познания и предмет социологического исследования. Культура – это совокупный способ реализации целей и интересов людей, основные технологические и социальные параметры которого определены сложной системой «социальных конвенций» (договоренностей), достигнутых этим обществом на протяжении многих поколений его интегрированного существования, что может быть названо социальным опытом данного коллектива. 32.Структура культуры. Культура и система социальных норм. структуре культуры как системы можно выделить три ее подсистемы, отражающие основные группы потребностей людей, а именно: материальные, социальные и духовные потребности. Материальная культура – охватывает производственную и хозяйственно-бытовую сферы деятельности людей. Она представляет собой так называемое «предметное поле» культуры: жилища, техника, предметы быта, одежда – словом, все то, что образует формы удовлетворения материальных потребностей человека как представителя своей эпохи. Социальная культура охватывает социальную сферу жизни людей и предстает в виде стандартов, правил и норм их взаимодействия в качестве носителей определенных социальных статусов и исполнителей соответствующих социальных ролей в рамках различных социальных общностей (например, этнических), социальных групп (например, профессиональных). Духовная культура – это сфера человеческой деятельности, охватывающей различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет собой духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных “продуктов” (творчество ученых, писателей, законодателей и т.д.), сами продукты духовной деятельности в виде духовных ценностей (полотна, обычаи, научные теории и т.д.). К духовной культуре относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык, письменность и т.д. 33.Формы проявления культуры в жизни человека и общества. Элитарная культура. Она создаётся привилегированной частью общества, или по её заказу профессиональными творцами. Она включает в себя изящное искусство, классическую музыку и литературу, а также особые манеры, этикет, церемонии и ритуалы. Как правило, элитарная культура на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг её потребителей составляет высокообразованная часть общества. Народная культура. Она создаётся анонимными творцами, не имеющими профессио-нальной подготовки. Народная культура включает в себя мифы, легенды , сказания, эпосы, сказки, песни, танцы, народные обряды и традиции. Именно в народной культуре отражаются национальные особенности данного народа, специфические отличия конкретного общества от других. Массовая культура. Это общедоступная культура, которая не выражает изысканных вкусов и понятна всем группам и слоям общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, массовая культура (например, эстрадная музыка) обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его, поэтому образцы массовой культуры быстро устаревают и выходят из моды. В массовой культуре чётко проявляется современная тенденция к унификации норм жизнедеятельности и стандартов поведения людей в разных обществах. Совокупность норм (ценностей, верований, традиций, обычаев), которыми руководствует-ся большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Но поскольку общество не однородно и распадается на множество групп – национальных, демографических, профессиональных, постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. своя система ценностей и правил поведения. Разновидностями культуры выступают субкультура и контркультура. Субкультура – часть общей культуры данного общества, система норм и ценностей, присущих большой социальной группе. Можно выделять национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры, субкультуры организаций, социальных групп и т.д. Отличие субкультуры от доминирующей культуры может быть достаточно сильным, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Контркультура – это такая субкультура, которая не просто отличается от доминирую-щей, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующей системой ценностей. Например, такое актуальное в наше время явление, как терроризм, имеет свою субкультуру, которая противостоит человеческой культуре, и поэтому с полным основанием может быть названа контркультурой. 34.Социальные функции культуры и формы межкультурного взаимодействия. Предначертанная культуре задача – связывать людей в общество и общества – находит выражение в целом ряде ее конкретных функций. 1. Функция приспособления к среде может считаться самой древней и едва ли не единственно общей для человека и животных, хотя в отличие от них гомо сапиенс в деле своей защиты от стихийных сил пошел неизмеримо дальше других существ и вынужден приспосабливаться к двум видам обстоятельств – природным и социальным. Все, что помогает человеку выжить и благоденствовать в окружающей естественной среде, будучи порождением культуры, выполняет функцию приспособления. 2. Познавательная (или гносеологическая) функция находит свое выражение, прежде всего, в науке, в научном поиске. Наиболее ярко это проявилось в современной научно-технической революции. У познавательной функции культуры двойная направленность: с одной стороны, на систематизацию знаний и раскрытие законов развития природы и общества; с другой — на познание человеком самого себя. 3. Информативная функция обеспечивает историческую преемствен-ность и передачу социального опыта. У человечества нет иного пути сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных духовных богатств, как через культуру. Культура не наследуется генетическим и биологическим путем. 4. Коммуникативная функция культуры неразрывно связана с информативной. Носителями коммуникативной функции выступают, главным образом, словесный язык, специфические “языки” искусства (музыки, театра, живописи, кино и т.п.), а также язык науки с ее математическими, физическими, химическими и другими символами и формулами. 5. Регулятивно-нормативная функция проявляется, прежде всего, как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности — труде, быте, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях. Главная задача этой функции — поддерживать социальное равновесие в том или ином обществе, а также между отдельными группами людей в интересах выживания человеческого рода или любой его части. 6. Оценочная функция культуры выражается в том, что представляющие ее люди в теории и на практике стремятся ответить на вопрос, поставленный еще Сократом: “Что есть благо?”. В ходе практической деятельности происходят естественный отбор ценностей, производимых человеческим интеллектом как основной движущей силой культуры. По мере накопления опыта многие ценности пересматриваются и “отпадают”, появляются новые, обогащающие уже сложившуюся традицию. 7. Функция разграничения и интеграции человеческих групп сводится к следующему: как нельзя себе представить языка “вообще”, ибо он существует лишь в виде множества конкретных языков, так и культура всегда предстает перед нами в какой-то определенной национально-исторической форме. Больше того, именно в этом многообразии и состоит богатство мировой цивилизации. 8. Функция социализации, по существу, связана с выполнением одной-единственной и важнейшей задачи: сделать из биологической особи разумного общественного человека. Иными словами, все перечисленные выше функции культуры — от функции приспособления до функции разграничения и интеграции человеческих групп — объединяются в этой одной синтетической функции и подчиняются ей. Процесс социализации заключается в усвоении человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. |