Главная страница
Навигация по странице:

  • 28. Смысловая сфера личности и ее уровневое строение (Б.С. Братусь). Личность

  • Стать личностью

  • Личностные ценности

  • Специфические функции смысловых образований

  • Уровни в смысловой структуре

  • 30. Психология личностных ценностей (Д.В. Каширский).

  • Вопросы к экзамену (зачету) по курсу Культурноисторический и деятельностный подходы в психологии


    Скачать 0.81 Mb.
    НазваниеВопросы к экзамену (зачету) по курсу Культурноисторический и деятельностный подходы в психологии
    Дата04.05.2023
    Размер0.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаObschiy.pdf
    ТипВопросы к экзамену
    #1107820
    страница10 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
    2.Собственно эмоцииболее длительные состояния, иногда слабо выраженные во внешнем поведении. Имеют ситуационный характер, выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они носят идеаторный характер - способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Они способны к обобщению и коммуникации - эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (источник: сопереживание). Выражаются с помощью «эмоционального языка».
    3.Чувства – предметные эмоциональные состояния, возникающие в результате специфического обобщения эмоций, которые связываются с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или обобщенном. Они относительно постоянны, не зависят от конкретной ситуации. Устойчивые, т.е. внеситуативные социально- и личностно значимые эмоциональные состояния управляемые с помощью культурных средств. Выготский – чувства – как ВПФ (возможность управлять собственной природой). Несовпадение чувств и эмоций - амбивалентность: несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.
    28. Смысловая сфера личности и ее уровневое строение (Б.С. Братусь).
    Личность как специфическая, несводимая к другим измерениям (темпераменту, индивидным свойствам и т. п.) конструкция не является самодостаточной, в себе самой несущей конечный смысл своего существования. Смысл этот обретается в зависимости от складывающихся отношений, связей с сущностными характеристиками человеческого бытия.
    Действует, любит, ненавидит, борется не личность, а человек, обладающий личностью, через нее, особым, только ему присущим образом организующий свою деятельность, любовь, ненависть и борьбу.
    Стать личностью — значит, во-первых, занять определенную жизненную, прежде всего межлюдскую нравственную позицию; во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность; в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью.
    Личностные ценности — это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни.
    Общие смысловые образования (в случае их осознания — личностные ценности), являющиеся, на наш взгляд, основными образующими единицами сознания личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни — к миру, к другим людям, к самому себе.
    Совокупность основных отношений к миру, к людям и себе, задаваемых динамическими смысловыми системами, образует в своем единстве и главной своей сущности свойственную человеку нравственную позицию. Такая позиция особенно прочна, когда она становится сознательной, т. е. когда появляются личностные ценности, рассматриваемые нами как осознанные общие смысловые образования.
    Специфические функции смысловых образований как основных конституирующих единиц сознания личности:
    Во-первых, это создание образа, эскиза будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации.
    Во-вторых, важнейшая функция смысловых образований заключена в следующем: любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны ее успешности в достижении тех или иных целей и со стороны ее нравственной оценки.
    В качестве единицы выделяются смысловые образования личности.
    Уровни в смысловой структуре:
    До-личностный (симбиотический) – нет личностного отношения к другому человеку, возможны 2 позиции: донор (отдает) и акцептор
    (принимает)
    Акцептору свойственен психологический вампиризм (ему хорошо при взаимодействии), манипулирует, не видит границ. По Фромму – садистская личность.
    Донор – свои границы не замечает, растворен в другом человеке
    Этоцентрический - другой человек средство достижения целей. Если может помочь – хороший/ если нет – плохой.
    Группо-центрический – члены моей группы одобряемы, а члены другой группы воспринимаются враждебно. «Мы» важнее, чем «я».
    Камфорная личность.
    Гуманистический – отношение к другому как к собеседнику. Предмет деятельности общения – другой человек, достижение понимания.
    Эсхатологический - связан с духовностью (стык психологии и религии).
    29
    30. Психология личностных ценностей (Д.В. Каширский).
    Основные положение, которые представлены –проверенны в исследованиях .
    1. Личностные ценности - это интериоризированные и внутренне принятые критерии субъективно важного и должного, позволяющие отделить добро от зла, пользу от вреда, достойное от недостойного. Личностные ценности являются для индивида своеобразной системой координат, предназначенной для структурирования индивидуального психического образа, наделения событий «внутренней» и «внешней» жизни оценочными маркерами.
    2. Ценности существуют объективно, на уровне общества, отдельных социальных групп, являются ядром культуры, и субъективно, как явления «вторичные», отраженные, представленные на уровне психологии личности, сознания и деятельности (поведения), как субъективная реальность культуры. Культурные ценности и личностные ценности образуют единую взаимообусловленную систему.

    Ценности являются относительно стабильными характеристиками общества и психологии личности, поэтому они выступают в качестве важнейших аспектов при анализе как объективной, так и субъективной реальности.
    3. Личностные ценности имеют двойственную природу и существование. С одной стороны, они социальны по генезу и опосредствованы по строению, ибо обусловлены обществом, появляются у человека во взаимодействии и общении с другими людьми, благодаря интериоризации социальных, культурных ценностей. С другой стороны, ценности индивидуальны - в них сосредоточен неповторимый жизненный опыт человека, представлено своеобразие его потребностей и переживаний. Личностные ценности рождаются в результате активного взаимодействия человека и культуры, через совершение определенного «внутреннего акта» (открытия ценности субъектом, ее творения, порождения, принятия).
    4. Личностные ценности не существуют и не развиваются как изолированные элементы, но складываются в психологические системы.
    Объектом развития является целостная система ценностей, основными характеристиками которой являются гармоничность/дисгармоничность, внутренняя противоречивость/непротиворечивость), стабильность (устойчивость). Движущей силой развития личности является, в частности, разрешение субъектом внутренних противоречий в системе его ценностей.
    5. Личностные ценности представляют собой важнейший компонент психологической структуры личности, составляют содержательную сторону ее направленности, определяют отношение субъекта к Миру, лежат в основе жизненных выборов. Ценность выступает в качестве
    «метакатегории» как сопоставление субъектом между собой всех актуализированных мотивов и смыслов по критерию личностной значимости («что должно»). Ценность - «сгусток» потребностей и смыслов, их «отработанное», отрефлексированное, вербализированное представительство в психике.
    6. Личностные ценности являются важнейшим компонентом структуры сознания. Они присутствуют в двухплоскостном сознании на двух уровнях: объективном - в виде значения (знака, «называния») и субъективном. Психологический подход к изучению личностных ценностей требует признания двойного бытия ценностей в сознании и реализации обеих исследовательских стратегий в единстве номотетического и идеографического подходов.
    7. Личностные ценности пронизывают целостную структуру человеческой деятельности, выступая в роли важнейших условий на стадии ее планирования (замысла), реализации и оценки результатов. Так, личностные ценности выступают одним из оснований для выбора мотива и цели на стадии постановки и принятия смысла действия. Личностные ценности участвуют в многомерной оценке (моральной, нравственной, эстетической, интеллектуальной, эмоциональной) предвидимых результатов деятельности, а также ее последствий.
    8. Следует различать ценность как личностное и ценность как деятель-ностное образование по аналогии с тем, как различают между собой мотивы личности и мотивы деятельности, субъективно не всегда совпадающие между собой. Далеко не все личностные ценности достигают воплощения в деятельности, но они продолжают жить в душе человека, придавая ценностный смысл его Существованию. Сфера личностного бытия ценностей намного шире их поведенческой реализации.
    9. Ценности имманентны деятельности (поведению) и требуют своей жизненной реализации. Невозможность реализации личностных ценностей, блокировка лежащих в их основе потребностей, мотивов и смыслов может переживаться человеком очень болезненно, приводя к внутренним противоречиям (конфликтам, «напряжениям»), результатом разрешения которых может являться как прогрессивное развитие личности, так и ее разрушение (девиантное, де-линквентное, криминальное поведение). Личностные ценности могут не найти соответствующих сред для реализации в обществе, что может послужить основой для формирования побуждений к девиантному поведению.
    10. Личностные ценности подростков с девиантным поведением представляют собой качественно особый тип развития потребностно- смысловых образований личности, и, как показывает анализ, разные типы девиаций вносят свой вклад в строение системы ценностей подростков, создавая как общие (свойственный любой девиации), так и специфические (свойственные разным типам девиаций) внутренние противоречия и конфликты в системе ценностей юношей и девушек. Переживание внутренних конфликтов в системе ценностей связано с типом гетерогенности ценностей субъекта и ценностей общества. Неразрешимые вопросы, связанные с нравственным выбором между добром и злом, честным и нечестным, справедливым и несправедливым, порядочным и непорядочным, связаны с развитием деструктивных форм девиантного (делинквентного и криминального) поведения. Данные внутренние напряжения можно рассматривать в качестве новообразований девиантной личности по аналогии с тем, как любое осложненное дефектом развитие создает в психике стимулы для выработки компенсации, выступающие для субъекта, с одной стороны, в качестве ограничения, слабости, умаления развития, а с другой стороны, - как то, что стимулирует повышенное, усиленное движение вперед.
    11. Развитие системы ценностей в онтогенезе идет по нескольким связанным между собой направлениям. Во-первых, путем перестройки иерархии ценностей {качественное преобразование структуры ценностей). Во-вторых, за счет изменения смысловой наполненности ценностей (качественное преобразование содержания ценностей). Развитие системы ценностей происходит поэтапно на протяжении всей жизни человека, и в данном процессе могут быть выделены стабильные (литические) и критические периоды развития. В некоторой форме ценности присутствуют и в жизни младенца, однако объективный научный анализ данного возраста носит лишь гипотетический характер. В становлении и развитии личностных ценностей есть начальный отрезок, который проделает ребенок до того момента, когда ценность из объективной данности станет осознаваемым и принятым потребностно-смысловым образованием. Относительно развитые формы систем личностных ценностей начинают складываться в дошкольном детстве. Зрелые формы систем личностных ценностей как стабильных во времени и отрефлексированных образований появляются в ранней юности (приблизительно к 14-15-летнему возрасту).
    12. В развитии системы личностных ценностей в онтогенезе могут быть выделены три этапа. На первом этапе ребенок еще не осознает своих ценностей, но, тем не менее, принимает их. Ценности выступают в форме некритично присвоенных ребенком культурных норм и нормативов (стадия ценностных установок). На втором этапе (подростковый возраст) происходит рефлексия и переосмысление ценностных установок, «вскрытие» их субъективной значимости, критическая переоценка и построение относительно непротиворечивой и устойчивой системы ценностей (14-15 лет). На третьем этапе система ценностей выступает как форма, с помощью которой решаются другие задачи личностного развития, важнейшей из которых является самоопределение, ситуация реального жизненного выбора. При этом зрелость
    (гомогенность, гармоничность, внутренняя непротиворечивость) системы ценностей выступает в качестве предпосылки успешности юношеского самоопределения.
    13. В юношеском возрасте психологическое содержание личностных ценностей непосредственно связано со стадиями и особенностями самоопределения, профилем образования. Поэтому психологическое исследование личностных ценностей на данной ступени онтогенеза должно учитывать соответствующие социокультурные детерминанты. Психологический анализ личностных ценностей в зрелом возрасте должен проводиться в контексте профессионального становления субъекта и специфики семейного самоопределения. Система личностных ценностей в позднем онтогенезе взаимообусловлена уровнем социальной активности пожилых людей и субъективным переживанием времени.
    14. Для психологического изучения личностных ценностей особенно важными являются исследования подросткового и юношеского возраста - периодов интенсивного формирования нормативно-ценностных ориентацией личности. Именно на данных стадиях онтогенеза, занимающих маргинальное, промежуточное, переходное положение между детством и взрослостью, человек наиболее сензитивен к происходящим в стране преобразованиям.

    15. В развитии системы личностных ценностей в юношеском возрасте могут быть выделены логические периоды, характеризующиеся устойчивостью системы ценностей, а также критические периоды, заключающиеся в е перестройке. Перестройка системы ценностей в юношеском возрасте совершается под влиянием реальных поведенческих выборов, происходящих после окончания средней школы в связи с дальнейшим жизненным и профессиональным самоопределением субъекта. Качественные изменения в системе ценностей, приходящиеся на момент окончания средней школы, связаны в среднем со снижением уровня самоактуализации личности и степени осмысленности жизни, а также повышением самооценки. Система личностных ценностей субъекта в ранней (15-17 лет) и поздней (17-21 год) юности характеризуется устойчивостью и качественным своеобразием. Поэтому данным фазам юношеского онтогенеза было дано название периодов ценностно-смыслового моратория.
    16. Гармоничная система ценностей лежит в основе успешности жизненных выборов субъекта, решений, которые он принимает в жизни. В частности, самоопределение в раннем юношеском возрасте, приходящееся на момент окончания общеобразовательной школы имеет ценностно-смысловую природу. Подростки, испытывающие трудности в социализации, имеющие незначительные психологические проблемы, характеризуются рассогласованностью и дисгармоничностью системы личностных ценностей, заниженными показателями самооценки, осмысленности жизни и самоактуализации, повышенной тревожностью. Гармоничность системы личностных ценностей не связана с гендерными различиями молодежи, а в большей мере обусловлена влиянием описанных выше факторов.
    17. На развитие личностных ценностей оказывает серьезное влияние социокультурный контекст, однако в системе личностных ценностей представителей разных социокультурных групп может быть выделен также и инвариантный набор ценностных приоритетов. На примере кросскультурного исследования российских и американских студентов было показано, что к культурным универсалиям могут быть отнесены ценности семейной жизни, любви, наличия хороших и верных друзей, полной самореализации, рейтинги которых высоки в каждой их выборок; в то время как вера в Бога, социальный статус, творчество, патриотизм относятся к сферам, рейтинги которых относительно низки как для российских, так и для американских студентов. Специфическими, культурно обусловленными ценностями для российской молодежи являются аффилятивные и материальные ценности, а для студентов американского вуза - познание нового в мире, природе, человеке, получение высокого образования и субъективное время личности. Исследование установило качественные различия в семантической окраске присвоенных ценностей российской и американской молодежью, обусловленные культурными детерминантами - традициями, образом жизни людей, социальной организацией общества, а также языковым узусом.
    31 Подходы к соотношению обучения и развития.
    Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития: 1. между обучением и развитием отсутствует связь (Ж.Пиаже).
    Эта независимость выражается, в частности, в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае "идет в хвосте развития", оно как бы надстраивается над созреванием. Согласно этой теории, развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния.; 2. обучение и развитие - тождественные процессы (У. Джемс, Э. Торндайк и др.).
    Считается, что ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. При этом Э. Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении. 3. между обучением и развитием существует тесная связь (К. Коффка). Она рассматривает само развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение. А отсюда следует, что созревание как-то влияет на обучение, а обучение, в свою очередь, влияет на созревание. При этом обучение понимается как процесс возникновения новых структур и усовершенствования старых, а поэтому обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди него, вызывая в нем новообразования. Данная теория разводит процессы обучения и развития и вместе с тем устанавливает их взаимосвязь (развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие). Психическое развитие, говорит ЛС Выготский, происходит в процессе общения ребенка со взрослым, который ее обучает, передает опыт В этом процессе создаются новые формы психической жизни, новые умения А том м то, что ребенок не может сделать сам, он может сделать с помощью взрослого и это определяет его дальнейшее развитие: ведь то, что она сегодня может сделать только с помощью, завтра она сможет сделать и самостоятельным Итак, зона ближайшего развития - это расстояние между уровнем актуального
    (что ребенок может сделать сам) и потенциального (что ребенок может сделать с помощью дородового развития ребенка Зона ближайшего развития, как писал ЛС Выготский,"определяет функции, которые еще не созрели, но находятся в процессе созревания, функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, Апр иткамы развития Уровень актуального развития характеризует успехи развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний деньдень...".
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта