шпоры по философии. Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу Философия и методология науки 2010 г
Скачать 0.8 Mb.
|
21.Философское осмысление проблемы бытия. Основные формы бытия и их взаимосвязь.Термин «бытие» ввел в философию Парменид (5-4 вв. до н.э.). Б. – философская категория, обозначающая единство субъективной и объективной реальностей в их многообразии, материального и идеального универсумов, взаимосвязанных между собой; одна из главных философских категорий, обозначающая единство субъективной и объективной реальностей в их многообразии материального и идеального универсумов, взаимосвязанных между собой. Изучение бытия осуществляется в такой «отрасли» философского знания, как онтология. Жизненно-ориентирующая направленность философии, по существу, ставит проблему бытия в центр любой философской концепции. Содержание бытия как философской категории отлично от обыденного его понимания. Б. повседневного обихода – это все, что существует: отдельные вещи, люди, идеи, слова. Философским учением о Б. является онтология (греч. «сущее + учение»).Б. – всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Б. противостоит небытию, указывающему на отсутствие чего бы то ни было. Понятие «Б.» - это центральная исходная категория в философском осмыслении мира, через которую определяют все остальные понятия – материя, движение, пространство, время, сознание и т.д. Согласно диалектико-материалистической концепции бытия, Б. – единство объективной и субъективной реальности. Бытие
(по П.В. Кикель) Структура бытия Парменид: «Б. как единое и неделимое»; «Б. совпадает с мыслью» Платон: «Б. олицетворяет идеи, которые сами по себе едины, неделимы» 3 уровня структуры бытия:
бытие материального (1) бытие идеального (2) бытие символическое (1+2) (Гайдадымов) 22. Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении материи. Общечелов.опыт+принцип научности при его усвоении позволяют выделить ффское понятие материи. В ист ффии появление понятия материи связывают с первыми попытками объяснения единства мира. Многоόбразность и многоликость, но вместе с этим целостность и гармония уже в античности породили стремление найти устойчивую и неизменную основу всех вещей и явлений – субстанцию. Отождествляя последнюю с веществом, материалисты прошлого искали субстрат, или первоматерию, из которой образуются все остальные вещи. В качестве такового выступала, как правило, та или иная стихия. У Фалеса Милетского – вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь. Стоит отметить, что имелись не только материалистические попытки найти такое первоначало или архэ, первопринцип: так Пифагор видел его в числе, Анаксимандр в апейроне (беспредельном). А понимание первоначала среди материалистов также носило достаточно отвлеченный характер: вода у Фалеса – это начало, которое дает жизнь миру, в понятии воздуха, используемом Анаксименом можно усмотреть связь с восточным пониманием души, а Гераклит использует понятие огонь как характеристику дея–сти Логоса, или мирового закона. Тем не менее, тот факт, что каждый философ признавал свое особое начало, опровергал принципиальную установку этого подхода в философии. Любое из начал казалось одинаково правомерным, но в то же время ни одно из них не было достаточны для объяснения всего существующего. Новой синтезирующей попыткой найти начало всех вещей – атомистическое учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция. В традиц. для античности представление о первоначале атомисты вводят идею и множественности, объявляя в качестве этого первоначала предельно мелкие материальные частицы, которые нельзя непосредственно ощутить с помощью органов чувств. Этому мельчайшему первоначалу они устанавливают своего рода предел деления, которое на определенной стадии становится более невозможным. Именно отсюда и происходит название частицы atomos (греч.) – неделимый. Возникнув в V в. до н.э. атомистическая идея просуществовала более двадцати веков и сегодня трудно представить развитие различных областей естествознания без нее. Она содержит и другую идею, которая получила свое развитие в Новое время. Это идея общности свойств и физического строения материи. Второй этап становления категории материи связывают с эпохой Нового времени, наука тогда качественно не изменила субстанционального представления о материи, она его лишь несколько углубила, ибо материю, равную субстанции, наделила атрибутивными свойствами, которые были выявлены в ходе научных исследований. В данном случае всеобщая сущность вещей видится не столько в наличии у них единого субстрата, сколько некоторых атрибутивных свойств – массы, протяженности, непроницаемости и т.д. Итак, для Нового времени характерно: 1)материя интерпретируется в границах механистич. мышления как первичная субстанция, первооснова вещей; 2) она определяется прежде всего «сама по себе», вне ее отношения к сознанию; в-третьих, понятие материя обозначает только природный мир, а социальный остается за скобками данного понимания. Подготовительным этапом новой трактовки категории материя может считаться концепция марксизма. Маркс и Энгельс подвергают ревизии концепцию первоматерии, указывая на ее конкретно-научный, а не философский смысл. В условиях фундаментальной революции в естествознании к. XIX – н XX вв., радикально меняющей представления человека о мироздании и его устройстве, вводится представление о материи = «что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения» (Плеханов). Под материей = философская категория = единственное всеобщее свойство вещей и явлений – быть объективной реальностью. Данное понятие может быть определено не иначе как через отношение материи к сознанию: материя – объективн реальность, независимая от человеч. созн–я и отображаемая им. В современной ффии проблема материи уходит на 2 план; лишь некоторые философы и, в большей степени, естествоиспытатели продолжают использовать в своей дея–сти понимание материи как субстратной первоосновы вещей, т.е. вещества. Соврем. ффия ориентирована на построение принципиально новых онтологий. А разделение философов на 2 больших лагеря: материалистов и идеалистов, утратило былую привлекательность. Важнейшими свойствами материи являются структурность и неисчерпаемость. Объективный мир представляет собой взаимосвязь бесконечного числа качественно разнообразных структур. Структурой называют определенную устойчивую взаимосвязь элементов создающую некоторую целостность. Объекты объединенные общими структурными признаками относятся к одному типу структур, системам. Очевидно, что таких систем в мире бесконечное множество, но им присуща и закономерная общность. Поэтому они могут быть сформированы в некоторые классы (формы) сущего – говорят, напр, о физическ, химич, биологич. и соц. реальностях. Действительность можно представить в виде иерархии различных типов структур, основн. уровнями которых выступают неживая материя, живая материя и социально-организованная материя. В более развернутом виде, это выглядит следующим образом: неживая материя=этот тип структур представлен объектами неорганической природы, которые реализуются на таких уровнях как: вакуум – элементарные частицы – молекулы – макротела – планеты – звезды – галактики – Метагалактика (с т.зр. естествоиспытателя) – Универсум (мир в целом, с точки зрения философа);живая материя; включает в себя все объекты способные к самоорганизации и самовоспроизводству. Включает в себя такие структурные уровни как ДНК – клетка – организм;социально-организованная материя мыслится состоящей из человека – семьи – общества. 23. Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени В истории философии и науки выделяют 2 подхода, которые обозначают как субстанциональную и реляционную концепции пространства и времени. Суть субстанциональной концепции сводится к тому, что материя, пространство, время рассматриваются как самостоятельные, отдельно существующие образования. Суть реляционной концепции сводится к тому, что пространство, время, материя рассматриваются через отношения друг с другом (Кант, Лейбниц). Научное обоснование в теории относительности Специальная теория относительности показала, что при скоростях, близких к скорости света, размеры сокращаются, а время течет медленнее. В общей теории относительности были обобщены эти результаты и было показано, что в сильных полях тяготения происходит искривление пространства, а пространственно-временные характеристики задаются полем тяготения, т.е. поле тяготения приводит к искривлению пространства. Но поле – вид материи. Из чего следует, что материя задает пространственно-временные характеристики. Искривление пространства – отклонение Эвклидово пространство. Любое событие фиксирует не только связь материи с движением, но и с пространством и временем. Так как пространственно-временные характеристики присущи всем материальным объектам, то возникает вопрос о специфике пространства и времени живой, неживой и социальной сферах. В живых системах работает особое пространство и время (биологические часы). В человеческом обществе существует социальные пространство и время. Социальное пространство – особая форма протяжения и взаиморасположения социальные процессов; эта деятельность зависит от культуры. Социальное время – специфическая форма протекания процессов, которые совершаются в определенном темпе и ритме. Определяется культурными традициями. Сама деятельность человека в культуре ориентирована по всем модусам: фиксированное прошлое, наличное бытие и ориентация на будущее. Социально-историческое время протекает неравномерно. Оно может быть насыщено событиями и спрессовывается. В других случаях время замедляется. Та картина мира – картина нашей метагалактики. Но могут существовать внеметагалактические объекты. Эта означает, что структурная организация может быть другой, носить другой характер. Универсум может выглядеть гораздо сложнее. Основные термины Бытие – философская категория, обозначающая единство субъективной и объективной реальностей в их многообразии, материального и идеального универсумов, взаимосвязанных между собой. Субстанция – философская категория для обозначения предельно общей основы, либо наполнителя, способных составлять сущность содержания универсума в его локальном либо глобальном вариантах; объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм ее движения. Материя – философская категория, отражающая свойства материальных явлений: существовать независимо от сознания, быть вне сознания, познаваться посредством активной работы сознания, позволяющая классифицировать материальные явления и отличать их от идеальных явлений. Движение – всякое изменение; результат взаимодействия материальных систем. Пространство – философская категория, отражающая свойства материальных объектов как систем: где-то находиться, как-то располагаться, обладать какой-то формой. Выражает способ существования материи. Время – философская категория, отражающая всеобщие свойства материальных явлений: 1) появляться или исчезать раньше или позже других; 2) длиться, существовать больше или меньше других. Время и пространство неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в движении и развитии материи. Вопрос 24 . Материализм как всеобщий метод научного познания Материализм (от латинского materialis — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение о познаваемости мира — означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Слово «Материализм» начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем, философском смысле (Г. В. Лейбниц) для противопоставления Материализм идеализму. Точное определение Материализм впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Материализм появился в древней Греции. Основатель материалистической традиции Демокрит, учил, что все в мире состоит из неделимых "кирпичиков" материи - атомов и пустоты. Здесь не только утверждение о существовании предела делимости материи, но важнейший метафизический принцип, согласно которому все сущее суть агрегаты различной степени сложности. Любое целое в конечном счете сводится к сумме своих частей. Части предшествуют целому. Вселенная по Демокриту - система совокупного движения атомов, в котором материя и механические законы движения – первичны. В литературе Материализм характеризуется с самых разных сторон, в его связях с другими социальными явлениями, что служит основанием для различных его классификаций. 1) Выделяются две исторические эпохи в прогрессивном развитии Материализм, которым соответствуют домарксистский Материализм и марксистский Материализм. Домарксистский Материализм охватывает все формы Материализма, которые исторически предшествовали возникновению диалектического Материализма. Те школы, которые появлялись после возникновения марксизма, строго говоря, не могут относиться к домарксистскому Материализма. 2) Единственно последовательным является марксистский Материализм 3) По отношению к общественно-исторической практике различаются созерцательный Материализм и практически действенный Материализм. Материализм, ставящий задачу не только объяснить мир, но изменить его, есть марксистский Материализм. 4) С точки зрения метода мышления, которым пользуются материалисты, выделяются диалектический Материализм и метафизический Материализм. Для диалектического Материализм характерны внутреннее единство, нераздельная слитность диалектики и материалистической теории познания. Метафизический Материализм имеет много разновидностей, зависящих от того, какая сторона действительности или процесса познания превращается в абсолют. 5) С точки зрения сознания противополагаются научный и вульгарный материализм. Научный Материализм видит качественное отличие психического от физического. Напротив, вульгарный Материализм (например, К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) отождествляет сознание с материей. 6) С точки зрения отношения к различным ступеням, или сторонам, процесса познания, различались школы рационалистического и сенсуалистического Материализма. 7) Различаются сознательный Материализм и стихийный, или наивный, философски неоформленный Материализм . 8) Различные школы Материализма характеризуются по национально-географическим и хронологическим признакам. Обычно оба эти признака соединяются вместе, в результате чего образуются характеристики определённых школ Материализм: например, древнегреческий Материализм, французский Материализм 18 века, русский Материализм 19 века и так далее. Иногда подобная характеристика даётся раздельно с учётом только одного из этих признаков, например: античный Материализм или Материализм 17 века (объединяющий английских, французских, голландских и других материалистов этого времени). 9) Материализм характеризуется по имени мыслителя, который его разрабатывал; например, выделяется Материализм Ф. Бэкона, Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевского и так далее. Этим подчёркиваются индивидуальные черты и особенности философского учения данного материалиста. Однако Материализм как общее мировоззрение нельзя отождествлять ни с какой-либо одной из его школ, ни с какими-либо естественнонаучными теориями. Под содержанием Материализма понимается совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой Материализм понимается общая его структура, определяемая в первую очередь методом мышления, в связи с которым и посредством которого разрабатывается и обосновывается данное течение Материализма . Соответственно трём главным ступеням развития познания выделяются основные виды Материализма: Наивный (или стихийный) Материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей. Метафизический (или механический) Материализм 17—18 века. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между Материализм и диалектикой; в Материализм встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир. Диалектический Материализм, в котором Материализм и диалектика органически воссоединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией. Наряду с основными видами Материализма существовали промежуточные — переходные от одного основного вида Материализм к другому. В развитии Материализма внезапные перевороты всегда подготавливались постепенно. В качестве переходных выделялись следующие виды Материализма: Материализм Древнего Востока, предшествовавший античному Материализму. По большей части это был предматериализм, поскольку первые элементы Материализм в философских учениях Древнего Востока ещё не вполне отделились от мифологических представлений, не обособились от антропоморфизма и гилозоизма. Материализм эпохи Возрождения соединял в себе черты наивного Материализма и наивной диалектики с первыми элементами метафизического взгляда на мир. Таким образом, он был, строго говоря, переходным между античным, наивным Материализм и ещё не сформировавшимся метафизическим Материализм. В известном смысле такой характер носили некоторые ранние системы Материализм в 17 веке (например, Ф. Бэкон). Особое место среди промежуточных видов Материализма занимают те его виды, которые зарождались в рамках господствующей религиозно-идеалистической идеологии, а потому не могли носить открыто материалистического характера. Сюда относятся материалистические тенденции в философии средневековья. Соответственно этому их можно было бы назвать переходной ступенью от схоластики и теологии к Материализм Исторически эта форма предшествовала Материализм эпохи Возрождения и подготовляла его формирование. Периоды и линии развития материализма. Закономерности развития Материализма условно можно разделить на две группы: а) те, которые составляют движущие силы развития Материализм и относятся к области практической — общественно-производственной и идеологической — деятельности и борьбы классов; б) те, которые выражают относительную самостоятельность развития Материализм как направления и связаны с логической последовательностью происхождения и преемственностью смены определённых его ступеней. Обе группы закономерностей находятся во взаимодействии между собой. Борьба Материализм с идеализмом развернулась сначала (в эпоху Возрождения) как борьба с господствующей религиозной идеологией. Задачу соединения Материализм с диалектикой впервые решили К. Маркс и Ф. Энгельс. 25. Природа как предмет ффского и научного познания Понятие "П" - одно из важнейш. ффских понятий. В сознании соврем. образов. чел-ка слово "природа" ассоциируется гл.обр. с 2 значениями: 1) естественн.. среда обитания чела и 2) как объект спец. научн. исследования в рамках целой совокупности естественных наук (естествознания). В этих значениях термин "природа" восходит к лат. слову "natura" => "натуралисты" = исследователи природы, и "натурализм" как ффская позиция, подчеркивающая всегда особую значимость именно "П" при рассмотр. и решении централ. ффских вопросов бытия и познания, особенно бытия чел-ка и челов. культуры. Более внимател. анализ ист.-ффского, ист.-научн материала => важные значения термина "природа".1) внутрен. особенности, сущность вещей (явления, системы, напр. "явление природы" и "природа явления" и т.д.). 2) в смысле сущего в целом, во всем многообразии его существования в мире.=как материя, Вселенная, космос, универсум и т.д.3) как материальное начало в самом человеке, как основа его нравственной свободы."П" как сущее в целом, космос,сыграло важн. роль в разв. ффии, особенно в античности, особое значение в обсуждении ффских проблем в древнегреч. ффии после осознания важности таких противоположностей, как "П - культура" и "П - дух". Уже софисты стали придавать большое значение различению того, что сущ-ет только "по природе", и что сущ. "по положению"=>,по условным (принятым) мнениям, обычаям. С Сократа в ффии зарожд. линия на понимание нравственности, добродетели как того, что укоренено в самой природе и затем постигается естеств. разумом человека=>к условному относится как раз все то, что создано самим человеком. + стоики => "жить по природе"="жить по разуму" = "жить добродетельно". Противопоставление "жизни по природе" (естественное и добродетельное) "жизни по культуре" (условного, противоестественного) вспыхивает вновь в 18-19 вв. во взглядах Руссо и др., а в своих крайних формах находит выражение в молодежн. контркульт. движениях уже 20 в. Во вт.½XX века, осознав всю серьезность возможного глобальн. экологич. кризиса,стали вырабатываться более реалист. концепции и идеи: концепция коэволюции природы и общества, концепция устойчивого развития и другие. "П" от лат. "natura",а древн. латиняне перевели этим термином греч."physis"="фюсис" = процесс становления или происхождения любой вещи из своего собственного, внутреннего основания. О той или иной вещи можно было сказать, что она имеет свой "фюсис" (свою "природу"), если она в процессе своего становления приобретает некоторую форму как цель, но и как жизненный рост, стремящийся к перемене форм, к переходу от одной формы к другой. Человек помещен в этой целенаправленной упорядоченности "физиса" (космоса). Именно на этом основании Аристотель=>все, что явл. противоположным природе, не может быть добрым (справедливым).В средневек. христ. кул-рецелостно-символическое и религ.видение природы. С нач.13 в. теологи обратились к изучению книг Аристотеля, астроном., мед, матем. трактатов, идей ффии, стремясь примирить их с теологич. посылками. Новое время -под влиянием принципиально новых задач и целей научн. познания=>новое понимание природы=>бурное разв. естеств-ия 17-19 вв. Англ. фф А. Уайтхеда: "Природа - это то, что мы наблюдаем в восприятии с помощью чувств. Свойство природы быть независимой от мысли лежит в основе естественных наук …"=на ффском = объектность природы. Второе понимание природы - внеисторическое царство необходимых законов. С классич. четкостью эта особенность понимания была выражена Б. Спинозой: "Природа всегда и везде остается одной и той же... законы и правила природы,…везде и всегда одни и те же…". И. Кант : "Природа есть существование вещей, поскольку оно определено по общим законам". Как категорически заявлял Г. Галилей, "тот, кто хочет решать вопросы естеств. наук без помощи матем., ставит неразрешимую задачу. Следует измерять то, что измеримо, и делать измеримым то, что таковым не является". Достижения естеств. наук в17-19вв=>формир. понимание мира как материи движущейся по необходимым законам в абсолютном пространстве и времени.= "механистич. картина мира"=> к. 19 в. электромагнитн. физич. карт. мира. Но картина мира как картина движущейся природы сохранялась. И в такой картине не просто не находилось места, но исключалось существование свойств, ассоциируемых нами прежде всего с человеком. Как нем.Л.Бюхнер, "в природе нет никакой цели, так же как порядка и беспорядка, существенного или несущественного, прекрасного или безобразного, полезного или вредного…а есть лишь просто бытие и свершение и именно как необходимый результат естественных причин". И исходя из такого понимания «П» (и мира) предлагалось изучать человека и продукты его деятельности как части этого мира. 26. Концепция коэволюции природы и общества. Понятие ноосферы Мифологическая: Анимистические представления о силах природы Космоцентрическая: Природа как живое, порождающее вещи начало Теоцентрическая: Природа как нечто сотворенное, низшее по сравн. с Богом. Человек — хозяин природы. Естественно-правовая: Природа как механизм, управляемый законами механики Ньютона. Задача науки в овладении механической энергией природы Культуро-историческая: Материал для культуротворческой деятельности человека Эколого-футурологическая: Природа как участник диалога с человеком Ноосфе́ра (греч. νόος — «разум» и σφαῖρα — «шар») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биогеосфера»). Ноосфера — предположительно новая, высшая стадии эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В.И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного»[1]. Возникновение и развитие ноосферы. В ноосферном учении Человек предстаёт укоренённым в Природу, а «искусственное» рассматривается как органическая часть и один из факторов (усиливающийся во времени) эволюции «естественного». Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики. Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечает В. И. Вернадский. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»). Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах: 1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека; 2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека. История исследований. Понятие «Ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского. В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) о эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым. Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге. Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L'évolution créatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l'élan vital). Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва (l'élan) и длительности (durée). Термин антропосфера в 1902 году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин. |