Главная страница
Навигация по странице:

  • Римский клуб.

  • Философия второй половины XX в. и идейные источники постнеклассического естествознания и эколого-футурологической парадигмы социального знания.

  • Постмодернизм

  • шпоры по философии. Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу Философия и методология науки 2010 г


    Скачать 0.8 Mb.
    НазваниеВопросы к кандидатскому экзамену по курсу Философия и методология науки 2010 г
    Анкоршпоры по философии.doc
    Дата06.01.2018
    Размер0.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпоры по философии.doc
    ТипВопросы к кандидатскому экзамену
    #13750
    страница6 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    цивилизации.



    Глобальные проблемы современности – это существенные проявления кризисных явлений, характерных для всей сегодняшней человеческой цивилизации. По своему характеру это довольно широкий круг проблем, объединённых одной основной чертой – они в равной степени актуальны в любой стране и в любом обществе. Глобальные проблемы порождены не только выросшими техническими средствами воздействия общества на природу, но и стихийностью и неравномерностью общественного развития.

    1. Проблемы, связанные с неблагоприятным воздействием человека на природную среду. Здесь с одной стороны большое значение имеет проблема загрязнения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека, с другой – проблема, связанная с исчерпаемостью природных ресурсов, активно используемых человеком. В обоих случаях это следствие потребительского отношения к природе, воспитанного, в первую очередь, в условиях западноевропейской цивилизации. Проявления данной проблемы очевидны: это сокращение биологических ресурсов планеты, «парниковый эффект», истощение озонового слоя, тотальное загрязнение окружающей среды.

    2.Проблемы социально-экономического характера. Это неравномерность социально-экономического развития стран, рост нищеты, безработицы, инфляция, нехватка продовольствия, рост хронических заболеваний и смертности. Особо обостряются данные проблемы в условиях стран третьего мира, где энергетический, ресурсный «голод» зачастую перемежевывается с проблемой перенаселения и неумеренного роста населения. Также к числу проблем данного вида следует отнести проблемы политического характера, связанные с широким распространением террористических настроений, с распространением в мире оружия массового уничтожения, с ядерной угрозой.

    3. Проблемы культурно-нравственного характера. Они связаны с утратой доверия в мире к государственным и социальным институтам, с отчуждением молодёжи, с этическим нигилизмом и отрицанием традиционных ценностей, с ростом преступности, наркомании, неграмотности. Будущее человека и общества.

    Построение цивилизации, система ценностей которой построена на биосфероцентризме, акцентирующем внимание на уникальности феномена жизни и необходимости поддержания биосферы в состоянии равновесия. Человечество, как самоорганизующаяся живая система методом проб и ошибок ищет выходы из кризисных ситуаций, борется за свое существование, стремится к лучшему будущему. Футурология (от латинского futurum – будущее) – в широком смысле – совокупность представлений о будущем человечества, в узком – область насущных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов.

    Римский клуб. В него вошли известные ученые, общественные деятели и бизнесмены во главе с экономистом П.Печчеи. Основными направлениями работы этой организации являются стимулирование исследований глобальных проблем, формирование мирового общественного мнения и диалог с руководителями государств. Основные идеи докладов «Римского клуба» сводятся к тому, что рост промышленного производства и населения приведёт к экономическому коллапсу, драматическими приметами которого станет исчерпание невозобновляемых ресурсов, истощение пахотных земель, предельное загрязнение окружающей среды и т.д. Предложенная «Римским клубом» концепция «нулевого роста», предусматривающая отказ от развития науки и техники, сразу подверглась резкой критике ввиду её очевидной нереализуемости. Проблемы, поднятые клубом, однако, не потеряли своей актуальности. Их обсуждение сейчас развёртывается по двум основным направлениям.

    1. С одной стороны, предлагается ограничить экономический рост с учётом демографических процессов, чтобы сбалансировать соотношение между мировым производством и мировым потреблением.

    2. С другой стороны, всё активнее ставится вопрос о решении

    глобальной ресурсной проблемы за счёт ноосферизации и космизации

    человеческой деятельности.
    18. Философия второй половины XX в. и идейные источники постнеклассического естествознания и эколого-футурологической парадигмы социального знания.

    1. Общая характеристика философии 2й половины 20 века. Постмодернизм приходит на смену модернизму. Модернизм (modernity - современность) - особая позиция, сложившаяся в начале 40-х - 50-е годы. Пытался отразить сущность нового образа жизни, основанного на примате разума, логики и свободного действия человека. Постмодернизм (postmodernity) - новая общенаучная парадигма, сформировавшаяся в западном теоретическом мышлении в начале 60-х годов. Представители: В. Вельш, Ж. Деррида, Ж. Бодрийар, Ж.-Ф. Лиотар, Г. Мэдисон, Р. Рорти, У. Эко, М. Тейлор, А. Турен, Дж. Флакс и др.

         Зарождение  постмодерна связано и логически  вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности). Постмодерн предложил человечеству новую версию самосознания, сделавшую акцент на субъективации внутреннего мира человека, на доминантной роли поэтическо-рефлексивных процедур индивидуального интеллекта. Философия постмодернизма полагает невозможность легитимации какого-то единственного способа написания научной картины мира, по той причине что мир может быть описан бесконечным количеством способов, ни один из которых не может быть легитимированым без выхода за рамки научной или же философской методологии.

    1. Идейные источники постнеклассического естествознания. При переходе к постиндустриальному обществу с высокоразвитыми информационными технологиями и технологическими инновациями возникает новая научная модель мира. Ее называют постнеклассической, синергетической, Пригожинской парадигмой (по имени Ильи Пригожина - основателя брюссельской школы диссипативных структур). Она «акцентирует внимание на аспектах реальности, наиболее характерных для современной стадии ускоренных социальных изменений: разупорядоченности, неустойчивости, разнообразии, неравновесности, нелинейных соотношениях, в которых малый сигнал на входе может вызвать сколь угодно сильный отклик на выходе, и темпоральности - повышенной чувствительности к ходу времени».

         История знания представляет три основные концепции: концепцию эволюционизма и как ее развитие концепцию ноосферы, концепцию самоорганизации и концепцию целостности, которые, будучи взятыми по отдельности, дают целый ряд парадоксальных представлений, в основе которых лежит нелинейность и эволюционность нашего мира. Данные концепции в своем синтезе дают структуру целостного предмета становления постненеклассического естественнонаучного знания.

         Современное постнеклассическое естественнонаучное знание основывается на концепциях холизма, универсального эволюционизма и самоорганизации. В основании такого естествознания с новой общенаучной картиной лежит целостность сложного нелинейного мира и знаний о нем, что и отражает концепция целостности.

    1. Идейные источники эколого-футурологической парадигмы социального знания. Современное человечество в глубочайшем кризисе. Речь идет о существовании человека. Для преодоления кризиса необходимо изменить систему понятий и ценностей, с помощью которой понимаем и оцениваем существующую социальную реальность, т.е. изменить парадигму социального знания.

         Ее  условно можно назвать эколого-футурологической парадигмой [Кузнецов, А. В. Эколого-футурологическая парадигма социального знания и задачи развития современного образования / Кузнецов А.В.// Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: национальный и глобальный контекст. Материалы международной научной конференции, г. Минск, 12–13 ноября 2009 г. – Минск: Право и экономика, 2010].

         Современная философия на основе критики универсалий  культуры техногенного общества разрабатывает  антропокосмическую концепцию бытия. Антропокосмическая концепция бытия лежит в основе постнеклассической науки как нового типа научного мировоззрения. С точки зрения антропокосмизма, история человечества может рассматриваться как постепенный процесс освоения стихийных сил природы, их социализации, превращения этих сил в производительные силы самого общества. Процесс предполагает постоянную перестройку социальных институтов и отношений, взаимосвязей личности и общества. Из антропокосмического подхода вытекают идеи коэволюции природы и общества; третьего (экологического) поколения прав человека; экологического императива в отношениях общества и природы, согласно которому экономическая целесообразность должна быть подчинена требованиям экологической безопасности человечества.

         В свою очередь, антропокосмическая концепция  бытия и постнеклассическая наука  образуют теоретическое основание  футуросинергетики  и  мир-системного анализа как методологии современного социального познания.

         В современных условиях футуросинергетика  превращается в ведущую обществоведческую дисциплину, интегрирующую вокруг себя все обществознание и многие естественнонаучные дисциплины.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта