Главная страница

шпоры по философии. Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу Философия и методология науки 2010 г


Скачать 0.8 Mb.
НазваниеВопросы к кандидатскому экзамену по курсу Философия и методология науки 2010 г
Анкоршпоры по философии.doc
Дата06.01.2018
Размер0.8 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлашпоры по философии.doc
ТипВопросы к кандидатскому экзамену
#13750
страница1 из 18
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18



Вопросы

к кандидатскому экзамену по курсу

«Философия и методология науки» 2010 г.


  1. Социокультурный статус и функции философии. Философия и мировоззрение.

  2. Философия как основа формирования ценностных ориентаций личности.

  3. Формирование современной системы философского знания. Место социальной философии в этой системе.

  4. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания. Наука и паранаука.

  5. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.

  6. Теории научного прогресса. Понятие научной революции.

  7. Особенности естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Понятие парадигмы социального и естественнонаучного знания. Взаимосвязь научных и социальных революций в период становления и развития техногенного общества.

  8. Роль философии в развитии социального и естественнонаучного знания.

  9. Генезис философии и науки. Особенности восточной философии. Восточная преднаука.

  1. Роль философии в становлении античного идеала науки.

  2. Философия и наука в период средневековья. Идейные предпосылки коперниканской научной революции и Реформации.

  3. Роль философии XVII в. (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза) в формировании классического естествознания и естественно-правовой парадигмы социального знания.

  4. Роль философии эпохи Просвещения в идейной подготовке великих социальных и научной революции конца XVIII – первой половины XIX в. Формирование дисциплинарно организованного естествознания и обществознания.

  5. Роль немецкой классической философии в формировании культуро-исторической парадигмы социального знания и идей глобального эволюционизма.

  6. Отличительные черты классической и неклассической философии. Неклассическая философия и неклассическая наука первой половины XX в.

  7. Марксизм как великий проект социальных преобразований.

  8. Глобальные проблемы современности и кризис техногенной цивилизации.

  9. Философия второй половины XX в. и идейные источники постнеклассического естествознания и эколого-футурологической парадигмы социального знания.

  10. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности.

  11. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Понятие эколого-футурологической парадигмы социального знания.

  12. Философское осмысление проблемы бытия. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

  13. Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении материи.

  14. Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени.

  15. Материализм как всеобщий метод научного познания.

  16. Природа как предмет философского и научного познания.

  17. Концепция коэволюции природы и общества. Понятие ноосферы.

  18. Методологическое значение законов диалектики.

  19. Основные этапы становления и развития диалектического мышления.

  20. Методологическое значение категорий движения и развития в научном познании.

  21. Категории диалектики, их методологическая роль в научном познании.

  22. Формальная и диалектическая логика как методы научного познания.

  23. Детерминизм как методологический принцип.

  24. Системный подход и синергетика как методы научного познания. Диалектика и синергетика.

  25. Сознание как предмет философского осмысления.

  26. Методология постановки и решения проблемы «сознание–язык–речь».

  27. Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.

  28. Проблема истины в философии и науке.

  29. Исторический и логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.

  30. Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).

  31. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

  32. Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы.

  33. Человек как предмет философского и научного анализа.

  34. Биосоциальная природа человека. Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации.

  35. Личность и общество. Права человека.

  36. Категории «деятельность–практика–творчество», их методологическое значение.

  37. Философия и образование. Принципы гуманистической педагогики.

  38. Общество как объект социально-гуманитарного познания.

  39. Основные сферы социальной жизни техногенного общества. Дисциплинарно организованное обществознание.

  40. Трансформация социальной жизни в процессе глобализации. Современный мир-системный анализ.

  41. «Эпоха глобализма» и проблема сохранения и развития белорусской национальной культуры и государственности.

  42. Монистическое понимание истории как методологический принцип.

  43. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Природа социальных противоречий, конфликтов, революций и реформ.

  44. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории человечества.

  45. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса в современной философии.

  46. Философия техники. Философское осмысление проблемы искусственного интеллекта.

  47. Основные направления современного философского анализа культуры.

  48. Формы культуротворчества и их взаимосвязь.

  49. Проблемы смысла истории. Философские основания современных футурологических прогнозов.

  50. Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

  51. Альтернативы развития человечества в XXI веке и задача формирования нового проекта модерна.


Вопрос №1

Социокультурный статус и функции.Философия и мировоззрение.

ФИЛОСОФИЯ (греч., букв.— любовь к мудрости), форма обществ. сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политич., нравств. и эстетич. отношение человека к миру. Ф. как теоретич. форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологич. и религ. форм мировоззрения, к-рые основываются на вере и отражают действительность в фантастич. форме. Ф. выступает в качестве науч.-теоретич. системы, выражающей мировоззрение. По своим функциям Ф. есть последовательно науч. филос. мировоззрение, а также общая методология познания объективного мира. Выполняя эти функции, она вырабатывает средства мировоззренч. ориентации человека, общеметодологич. принципы исследования в области всех частных наук. Ф., к-рая включает в себя не только учение о сущности и законах развития природного и социального мира, но и нравств., эстетич. идеи и убеждения, т. е. не только отражает закономерности действительности, но и выражает отношение к ней людей и социальных групп. Отправной теоретич. пункт всякого филос. учения — вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному, субъективного к объективному. Изолировать частные науки от Ф.— значит обрекать учёных на отказ от мировоззренч. и общеметодологич. принципов исследования. Сознат. приобщение к филос. культуре позволяет специалисту преодолеть односторонность в подходе к объекту исследования, крайне отрицательную в условиях совр. узкоспециализиров. науч. деятельности. Место Ф. в науч. познании определяется не рамками отд. опыта, а развитием науки и науч. практики в целом; оно выявляется на уровне выдвижения и обоснования фундаментальных гипотез, построения теорий, выявления и разрешения их внутр. противоречий, раскрытия сущности исходных понятий науки, осмысления новых принципиальных фактов и выводов из них, разработки методов исследования и т. д. Ф. является мировоззренч. и методологич. основой всего социального познания. Она вооружает социальную мысль пониманием общих закономерностей историч. развития человечества.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующее у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, и выражается через образ жизни человека и общества.

Итоговое определение соотношения философии и мировоззрения можно сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Вопрос № 2
Философия как основа формирования ценностных ориентаций личности.
Философские основы развития проблемы ценностей и ценностных ориентаций, освещались, начиная с трудов древнегреческих философов. Ценности и ценностные ориентации чело­века всегда являлись одним из наиболее важных объектов ис­следования в философии и, постепенно, развитие философской науки вывело проблему осмысления ценно­стей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический этап раз­вития науки (ценности и ценностные ориентации изучает аксиология (от греч. axia – «ценность») – учение о формах и способах ценностного роектирования человеком своих жизненных устремлений в будущее, выбора ориентиров для наличной жизни и оправдания или осуждения прошлого, «иного» и общезначимого.

Понятие ''ценность'' применяется для обозначения предметов, явлений, категорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом согласно общественным приоритетам определенного этапа развития культуры.

Рассмотрим эти­мологию категории "ценность". Данное понятие происходит от термина "ценное", оз­начающего нечто положительное.

Понятие «ценность» введено в научный оборот И. Кантом при противопо­ложении сферы нравственности (свободы) и сферы природы (необходимости). В "Критике практического разума" он показал различие представлений о должном, о ценностях и нормах, с одной стороны, и пред­ставлений о сущем, мире вещей, того, что есть, с другой стороны. Мир должного как бы достраивает мир сущего, а значит, и достоверного до це­лостности и системы, поэтому действие по И. Канту невозможно без вклю­чения его в структуру должного.

"Ценность" как философская категория, имеющая универсальный характер, вошла в философию в качестве самостоятельной категории в 60-х годах XIX века. Этот процесс соотносится с трактатом немецкого философа Г. Лотце "Основания практической философии" и с его сочинением "Микрокосм". По его мнению, надо четко разграничивать мир явлений и мир внутренних ценностей. Добро, например, нельзя включать в круг природно-естественных явлений. Лишь "царство целей" есть обитель ценностей. Мир ценностей обладает не просто действительным существованием как нечто достодолжное, но является "самым действительным из всего на свете". Пытаясь, по-видимому, снять выступившую у него явно противоположность мира фактов и мира ценностей, он указывал также на собственную ценность вещей, улавливаемую нашей способностью чувствовать. Заслуга его в постановке (а не решении) вопроса о соотношении объективного и субъективного в ценностях, а главное - в возведении понятия "ценность" в круг основных категорий философии.

На основе категориального статуса ценности сформировалась философия ценности, или аксиология. Ее становление связывается с неокантианством, в особенности с именем В. Виндельбанда. Он подчеркивал, что Г. Лотце выдвинул вперед понятие ценности и поставил его во главе метафизики. На этом основании, по В. Виндельбанду, и возникает теория ценности "как новый вид философской основной науки". Ценность, пишет он, предполагает общеобязательность и состоит во всеобщем обязательном признании. Это нормативное долженствование ценности имеет свое сверхъестественное основание: "Высшие ценности эмпирической жизни - знание, нравственность и искусство - становятся живыми деяниями Божества в человеке и приобретают в трансцендентальном сознании более высокое и глубокое значение". Задача философии, указывает В. Виндельбанд, - постигать "общезначащие ценности", которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценности. Но и эти ценности она будет описывать и объяснять лишь с тою целью, чтобы отдать отчет в их значении; она рассматривает их не как факты, но как нормы.

Другой представитель неокантианства - Г. Риккерт - несколько иначе, чем В. Виндельбанд, смотрит на чистую теорию ценностей (он не сводит к ней предмет философии), однако и он тоже придает первостепенное значение категории "ценность". Он полагает, что философия призвана "найти третье царство", которое бы объединяло мир действительности с миром трансцендентальных ценностей. "Чистая теория ценности имеет при этом первостепенное значение. Г. Риккерт выводит понятие ценности из теории познания и логики. Задача философии, с его точки зрения, состоит в том, чтобы "истолковать смысл человеческой жизни на основе учения о значащих ценностях". Г. Риккерт считает, что ценность противостоит реальной действительности. "Ценности, - утверждает он, - не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности". "Жизнь может быть только средством, и ценность ее поэтому зависит лишь от ценности целей, которым она служит". Вопрос о том, а существуют ли ценности, решается Г. Риккертом так: о ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но только что они значат или не имеют значимости.

В начале XX века немецкий философ и психолог Г. Мюнстерберг издал книгу "Философия ценностей" и дал анализ мира ценностей. Он считал, что природа вообще в основе своей свободна от ценностей, а индивидуумы в своих взаимоотношениях знают только условные ценности. Безусловные ценности мира могут принадлежать лишь к сверхпричинной и сверхиндивидуальной сущности мира. Хотя ценности и даны в личном переживании, мы их переживаем, отрешаясь от своего преходящего "я". С ними связано сверхличностное хотение - стремление к правде, красоте, нравственности и священному.

Известный специалист по аксиологии М. С. Каган констатирует в наши дни, что в начале XX века внимание западных философов к аксиологической проблематике становилось все более и более широким, оттесняя еще недавно господствовавшую эпистемиологическую тематику.

В XX веке и в начале XXI столетия положение в философии оказалось более сложным (прагматизм, аналитическая философия и марксистская философия 20-х - 80-х годов), однако философия ценностей занимает одно из центральных мест как среди широко распространенных течений философской мысли (в экзистенциализме, неофрейдизме, герменевтической философии и др.), так и среди традиционных философских дисциплин - наряду с онтологией, теорией познания, социальной философией, теоретической эстетикой, общей этикой, всеобщей методологией .

Остановимся на некоторых важнейших сторонах этой проблемы. Прежде всего, обратим внимание на те понятия, которые предваряют трактовку ценностей, и на определение понятий ценность и ценностная ориентация.

При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма социальна; это образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией и в той или иной форме заданные для исполнения ее членам. Норма - это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. Различают юридические, моральные, логические и другие нормы. Каждая норма формируется на основе определенных законов и включает четыре основных элемента: 1) содержание - действие, являющееся объектом регуляции (познание, практика); 2) характер - то, что данная норма разрешает (предписывает) или запрещает; 3) условия приложения - обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие; 4) субъект или группа людей, которым адресована норма. Типы и виды норм весьма многообразны. Это всевозможные нормативы, правила, предписания - от норм, с которыми человек сталкивается буквально на каждом шагу, до норм, регулирующих взаимоотношения между народами и государствами.

Нормы вытекают из принятых в обществе, государствах, нациях, регионах, макрогруппах, микрогруппах, у отдельных людей представлениях о ценностях.

Итак, ценность - это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы.

Исследователи выделяют ряд оснований для выделения относительно обособленных друг от друга групп ценностей: по содержанию - экономические, политические, социальные и духовные ценности; по субъекту - субъективно-личностные ценности (они формируются в процессе воспитания, образования и накопления жизненного опыта индивида) и надиндивидуальные - групповые, национальные, классовые, общечеловеческие (являющиеся результатом развития общества и культуры); по их роли в жизни человека и человечества: утилитарные ценности (жилище, питание и т.п.) и духовные; в отличие от утилитарной, духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности - ее смысл.

Классификация ценностей В.Н.Сагатовского объединяет ценности по различным видам деятельности, вычленяя ценностно-ориентационный аспект. На этой основе мы определяем следующие ценности:

  • утилитарные (польза);

  • познавательные (истина);

  • управленческие (порядок);

  • нравственные (добро);

  • эстетические (красота);

  • потребительские (удовольствие);

  • творческие (смысл).

Отметим, что нравственные ценности (истина, добро, красо­та, познание) В.Н.Сагатовский выделяет в особую группу.

В. Франкл считает, что, выполняя роль смыслов человеческой жизни, ценности выступают как смысловые универсалии и составляют три основные класса, позволяющие сделать жизнь человека осмысленной:

  • ценности творчества (в том числе труда);

  • ценности переживания (прежде всего любви);

  • ценности отношения.

Ценности, по утверждению В.П.Тугаринова делятся на:

  • ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными);

  • ценности культуры (материальные ценности и духовные ценности).

Материальные ценности необходимы для удовлетворения телесных потребностей, духовные ценности – для удовлетворения потребностей духа. Деление осуществляется на основе составляющих человека – тела и души. Предлагается выделять также третий вид ценностей:

– социально-политические ценности (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, справедливость, равенство, человечность).

С.Ф.Анисимов выделяет:

  • абсолютные ценности, которые неизменно сохраняют для людей значение (жизнь, здоровье, знание, прогресс, спра­ведливость, гуманность, духовное совершенство человека);

  • антиценности или псевдоценности (невежество, преждевременная смерть, болезни, го­лод, деградация человека и т.д.);

  • релятивные (относительные) ценности, которые непостоянны, изменяются в зависимости от исторических, классо­вых, мировоззренческих позиций (политические, идеологические, религиоз­ные, нравственные, классовые).

Необходимо отметить, что при наличии столь значительного количества ценностей, составляющих все вышеупомянутые классификации и являющихся признанными всем обществом, каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивиду­альным бытием.

Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций. Ценностные ориентации - это отношения личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведения.

Ценностные ориентации - это система устремлений личности, а также характер этой устремленности, высший уровень представлений об идеалах, о смыслах жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности каждого человека и составляют внутренний источник его деятельности, поведения. Ценностные ориентации - важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение.

Проанализировав множество различных пониманий и определений ценностей, предлагавшихся в философии, можно сделать вывод о неизбежности соотнесения этого понятия с различными группами явлений. В типологии ценностных ориентаций выделяют самые распространенные варианты ценностных систем: ценности общечеловеческие и национальные, ценности материальные и духовные, ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные) и т.д. Относительно особенностей функционирования ценностей следует отметить их значительную устойчивость, что придает социальной системе стабильность и равновесие.

У личности, как и у коллектива, общества, имеется много ценностных ориентаций, одни из них менее, другие более существенны, среди них есть мелочные и возвышенные и т.п. Большое значение имеют ориентации на высшие ценности - идеалы (идеалы личностные, социально-групповые, идеал лидера, идеал доброты, красоты, справедливости и т.п.). Идеал - это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. "Идеал - идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека или общественного класса. Формирование природных предметов сообразно идеалу представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до ее фактического осуществления".

Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с оценкой, которая есть средство осознания ценности. Оценка складывается из акта сравнения, собственной оценки и рекомендаций к отбору того, что признается ценностью. Тот, кто оценивает, формулирует суждение о полезности или вредности, необходимости или ненужности того, что оценивается. Оценка связана с практикой в широком смысле этого слова (как общественно-исторической практикой человека). Оценка означает решение по выбору, а выбор ведет к действию. Оценка, таким образом, организует практическую деятельность.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


написать администратору сайта