Главная страница

шпоры по философии. Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу Философия и методология науки 2010 г


Скачать 0.8 Mb.
НазваниеВопросы к кандидатскому экзамену по курсу Философия и методология науки 2010 г
Анкоршпоры по философии.doc
Дата06.01.2018
Размер0.8 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлашпоры по философии.doc
ТипВопросы к кандидатскому экзамену
#13750
страница4 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Индийская философская мысль – древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед (“ведение,знание”) - первый литературный памятник Индии. Веды в переводе означают: "ведать", "знать".

Древнеиндийская философия представлена ортодоксальными системами веданта, санкхья, йога и неортодоксальными - буддизм, джайнизм.

Философия буддизма учит о существовании двух родов бытия: сансара, колесо перевоплощений живых существ,- бытие проявленное и нирвана - бытие непроявленное, идеальное состояние отрешенности, потеря чувства "я".

Санкхья говорит о существовании материальной первопричины мира - пракрити и абсолютной души - пуруши, независимой от материальной основы мира.

Философия йоги делает акцент на исследовании психологических категорий и практическое психологическое обучении.

В древнекитайской школе выделяют следующие школы: конфуцианство, даосизм, школа «инь-янь».

Даосизм. Основные представители – Лао-цзы, Чжуан-цзы. Цель даосизма – достичь единства с первоосновой мира – дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. Человек должен избегать движения, действия, активности, нововведений.

Конфуцианство. Родоначальник Конфуций. В центре внимания К. – взаимоотношения человека и общества, человек должен держаться золотой середины в ситуации выбора, быть человеколюбивым, требовательным к себе. Часть учения – призыв к знанию, образованию. Самостоятельному прочтению и осмыслению книг.

Школа «инь-ян». Борьба двух противоположностей – инь и ян – рассматривается как источник движения окружающего мира. В борьбе инь и ян выражается дао. Инь – отрицательное, темное, женское, пассивное, слабое. Ян – положительное, светлое, мужское, активное, сильное.

Восточная преднаука.

Преднаука — начальный этап становления научного знания в рамках цивилизаций Древнего Востока. Особенности преднауки: непосредственная связь с практическими задачами, рецептурный характер, догматичность, сакральность. Преднаука сформировалась в рамках школ жрецов, которые аккумулировали социально-полезные знания в области астрономии (неразличимой от астрологии), математики (неразличимой от нумерологии), архитектуры, медицины и алхимии. Систематизация знания шла вокруг решения практических задач. Знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Например,астрономия применялась почти исключительно для службы времени и регулирования строгого расписания ритуальных обрядов(положение звезд, календарь).

Вопрос № 10

Роль философии в становлении античного идеала науки.

И.Д.Рожанский выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности - это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории.

1. Наука - как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей; средства для ее осуществления и достаточно развитые способы фиксации знаний.

2. Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания.

3. Рациональный характер науки, что прежде всего выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний.

4. Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю, так по фазам: от гипотезы до обоснованной теории.

Периодизация

Первый период - период ранней греческой науки, получивший у древних авторов наименование науки "о природе". Эта “наука” была нерасчлененной, спекулятивной дисциплиной, основной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. До конца V в. до н.э. “наука” была неотделима от философии. Высшей точкой развития и, в то же время, завершающей стадией науки “о природе” была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля.

Второй период - эллинистические науки. Это период дифференциации наук. Процесс дисциплинарного дробления “единой науки” начался еще в V в. до н.э., когда одновременно с разработкой метода дедукции произошло обособление математики. Работами Евдокса было положено начало научной астрономии. В трудах Аристотеля и его учеников уже можно усмотреть появление логики, зоологии, эмбриологии, психологии, ботаники, минералогии, географии, музыкальной акустики, не считая гуманитарных дисциплин, таких как этика, поэтика и другие, которые никогда не были частью науки “о природе”. Позже приобретают самостоятельное значение новые дисциплины - геометрическая оптика (в частности, катоптрика, т.е. наука о зеркалах), механика (статика и ее приложения), гидростатика. Расцвет эллинистической науки был одной из форм расцвета эллинистической культуры в целом и обусловлен творческими достижениями таких великих ученых, как Евклид, Архимед, Эратосфен, Аполлоний Пергский, Гиппарх и др. Именно тогда, в III - II вв. до н.э., античная наука по своему духу и своим устремлениям ближе всего подошла к науке Нового времени.

Третий период - период постепенного упадка античной науки. Хотя к этому времени относятся работы Птолемея, Диофена, Галена и др., но все же в первые века нашей эры наблюдается усиление регрессивных тенденций, связанных с ростом иррационализма, появлением оккультных дисциплин, возрождением попыток синкретичного объединения науки и философии.

Пифагор (570 г. до н.э)

Пифагор пришел к убеждению, что все в мире определяется числами или соотношениями чисел - привело в конечном итоге к разработке новой научной дисциплины – геометри-ческой алгебры. К тому же времени относилась и разработка метода математической дедукции. Многое было сделано пифагорейцами и в области астрономии. Согласно древним источникам, впервые идея о шарообразности Земли была высказана Пифагором и потом в письменном виде сформулирована Парменидом. В области оптики, он считал, что объекты становятся видимыми благодаря “выстреливаемым” ими крохотным частицам, попадающим в глаз человека. Потрясающее предвидение Пифагора вспоминали на всех этапах создания корпускулярной теории. Зная законы отражения,развивал геометрические методы построения мнимых изображений плоскими и кривыми зеркалами, основанные на прослеживании отраженных лучей и их продолжений за зеркало.С именем Пифагора связана легенда о первом доказательстве теоремы, носящей его имя.

Эвдокс.(около 400 г. до н.э.)

Расширил область применения математики на астрономию и создал свою астрономии-ческую теорию – геометрическую модель космоса, получившую название модели гомоцентрических сфер. Основал обсерваторию. Известен “метод исчерпывания” Эвдокса - прообраз будущей теории пределов, который подготовил почву для позднейшего развития математического анализа.

Эмпедокл (ок. 493 – 433 до н.э.).

Поставил несколько оригинальных опытов для объяснения путем аналогии некоторых явлений природы. Эмпедокл выдвинул теорию, впоследствии названную теорией окулярных пучков, по которой предметы становятся видимыми благодаря использованию неуловимого щупальца, простирающегося от глаза и захватывающего видимый предмет. По существу, пытался свести зрение к осязанию, начав тем самым научную дискуссию, длившуюся несколько столетий и окончательно прекратившуюся только в средние века.

Аристотель (384-322 до н.э.)

В оптике установил основные законы оптических явлений: прямолинейное распростра-нение света, отражение световых лучей от зеркальных поверхностей, преломление лучей на границе прозрачных сред, например, стекла и воздуха. Среди многочисленных работ Аристотеля особое место занимают трактаты по логике (“Метафизика”, “Риторика”, “Поэтика” и т.д.), а также физические трактаты: “Физика”, “О небе”, “О возникновении и уничтожении”, “Метеорологика”. Темы, затронутые, например, в “Метеорологике”, являются в наше время предметами различных наук, и эта книга интересна не только как попытка объяснения явлений природы, но и как опыт применения единых принципов для объяснения разнородных явлений. Многие объяснения Аристотеля научны если не по результату, то по методу. Опираясь на учение о четырех элементах (вода, воздух, огонь, земля) и исходя из представления о двух испарениях – сухом и влажном – Аристотель обнаруживает единство явлений огромного диапазона: ветра, дождя, землетрясений, комет, болидов, Млечного Пути. Рассуждения основаны на установке: объяснить как можно больше эмпирических фактов исходя из единого теоретического принципа.

Архимед (287-212 до н.э.)

Научные труды относятся к математике, механике, физике и астрономии. Разработал научные основы статики. Заложил основы гидростатики. Известен описанный самим Архимедом прибор для определения видимого диаметра Солнца. Этот прибор можно считать первой известной нам из литературы научно-измерительной установкой. Величайший ученый древности предвосхищает идеи интегрального и дифференциального исчисления нового времени.

Аристарх Самосский первая половина III в. до н.э

Был создателем первой в истории человечества гелиоцентрической системы мира, работавший в первой половине III в. до н.э. Эта его система отнюдь не пользовалась популярностью, в отличие от другой его идеи: вращения Земли вокруг своей оси.

Эвклид (III в. до н. э.)

Является автором первого дошедшего до нас трактата по математике, в котором подведен итог предшествующему развитию древнегреческой математики, в частности, изложены планиметрия, стереометрия и ряд вопросов по теории чисел. Создатель геометрической системы (евклидовой геометрии), на которой основывается вся классическая физика. Капитальный труд Эвклида"Элементы" - наложил отпечаток на все последующее развитие европейской науки. В этом труде основные достижения греческой математики V-IV вв. были изложены в дедуктивно-аксиоматической форме, которая являлась впоследствии образцом и идеалом научной строгости. В трактатах Эвклида “Оптика” и “Катоптрика” изложены результаты его оптических исследований. Он внес вклад в установление законов распространения и отражения света. Все это дает основание считать Эвклида основоположником геометрической оптики.

Аполлоний из Перги (III век до н.э.)

Основное сочинение – “Конические сечения” из восьми книг. Теория конических сечений дана была настолько полно и в такой завершенной форме, что никто из древних автором не сумел ничего к ней добавить.

Гиппарх (между 160 и 120 гг. до н.э.)

Гиппарх подробно разработал теорию движения Солнца, определил общую длительность тропического года (его значение лишь ненамного превышало истинное), разработал теорию движения Луны. Он составил также каталог неподвижных звезд, содержавший 850 звезд.

Клеомед

Клеомед подробно исследовал изменение направления света при попадании в воду или на стеклянную поверхность. Установил, что при попадании в более плотную среду луч “прижимается” к перпендикуляру. Положил начало систематическому изучению диоптрики, т.е. науки о преломлении света.

Герон Александрийский (вероятно, I-II вв. н. э.)

Наиболее полно систематизировал знания древних в области световых явлений. Следуя его трудам, все ученые стали разделять оптику на катоптрику, т.е. науку об отражении и диоптрику, т.е. науку об изменении направления световых лучей при попадании в прозрачные среды, или, как мы теперь говорим, о преломлении.

Птолемей Клавдий (II в. н. э.)

Является автором трактата “Великое математическое построение астрономии в XIII книгах” (получившая впоследствии известность под арабизированным названием "Альмагест"), который более тысячелетия оставался сводом астрономических знаний. Этот труд явился высшей точкой античной астрономии и одновременно ее последним крупным достижением. В “Альмагесте” Птолемей определил продолжительность года, дал методы расчета лунных и солнечных затмений, описание астролябии, поместил каталог 1028 звезд, объяснил явление прецессии, первым ввел поправку на рефракцию и т.д. Придал завершенный вид геоцентрической теории мироздания (птолемеева система мира), разрабатываемую до него Эвдоксом Книдским, Аристотелем и Гиппархом. Он написал труд "Оптика" в пяти книгах, в котором описал первые действительно точные диоптрические исследования с целью учета влияния преломления атмосферы на астрономические наблюдения.

Вопрос №11

Школы, направления и концепции философии Средневековья

Специфика философии средневековья обусловлена возникновением и развитием христианства. Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Происходит систематическая разработка христианской философии в условиях прерывания линии античной традиции и искоренения инакомыслия, поскольку процесс философствования находился под неусыпным контролем со стороны института церкви. Наука и философия были провозглашены "служанками" теологии.

Основные идеи философских систем средневековья диктовались догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как теоцентризм, креационизм, провиденциализм.

Теоцентризм - такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он - центр мироздания, активное и творящее его начало.

Креационизм (лат. творение, создание) основывается на идее о том, что Бог сотворил мир «из ничего», сотворил действием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира.

Провиденциализм - рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.

На всех этапах своего развития – примерно первые 14 веков – средневековая философия органически была связана с интерпретацией идей Платона, Аристотеля и неоплатоников.

Этапы средневековой философии:

  1. Патристика.(II – VIII вв.) Патристика (от лат. pater - отец) - совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II - VIII вв., которых принято называть "святыми отцами (и учителями) церкви". Основные проблемы периода: систематизация христианского учения, определение основных догм. Представители: Филон Александрийский, Августин Блаженный. Согласно концепции Августина Блаженного, Бог есть высшее бытие, высшая субстанция и высшее благо. В отличие от бога, сотворенный им мир не обладает самостоятельностью, он непостоянен, изменчив. Существуют два источника зла, первый – греховность самого человека, второй – стремление государства встать выше церкви.

  2. Этап становления схоластики – переходный этап от патристики к схоластике(VII – XII вв. ).Северин Боэций.

  3. Расцвет схоластики.(XIII – XIV вв.) Схоластика (от греческого scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога, соотношение истин веры и разума. Представители: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Пьер Абелер, Уильям Оккам.

Статус и роль философии:

Патристика

Этап становления схоластики

Расцвет схоластики

декларировалась абсолютная несовместимость религиозной веры с идеями человеческого разума

попытки гармонично совместить религию и философию

философиия независимая от религии область человеческого познания

Выделяются следующие философские школы (различаются взглядами на универсалии):

Реализм

(Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский)

Номинализм

(Пьер Абелер, Уильям Оккам)

Подлинной реальностью обладают универсалии (общие понятия), которые существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Реалисты–утверждали, что общие понятия(универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей(дом вообще существует как и конкретный дом).

Номинализм - направление в философии, которое отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название). Т.е. номиналисты считали, универсалии – только имена, существующие не до вещей, а после вещей. Возник в XI-XII вв., получил особое развитие в XIV-XV вв.


Фома Аквинский – выдающийся представитель зрелой схоластики, опирался на учение Аристотеля при обосновании основных принципов теологии. Вся философия Фомы основывается на категории бытия, под бытием он понимает христианского бога, сотворившего мир; привел новые доказательства бытия бога, развивая идею о том, что Бог вне времени и вне пространства, поэтому мог сотворить безначальный и бесконечный мир.

Соотношение веры и разума. В его концепции признается роль разума. К истине (Христос и его учение) можно идти двумя путями:

  1. путь веры, откровения – короткий непосредственный путь, приоритетный перед разумом;

  2. путь разума, науки, этот путь длинен и сложен, требует многих доказательств.

В итоге у Аквинского теология не подменяет философию и науку, но все же ставится выше их, поскольку философия рассматривается только как преамбула веры.

Учение Фомы Аквинского, пользовавшееся большим влиянием в средние века, представляло собой комплексную философскую концепцию, обосновывавшую христианскую картину мира

Итак, период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Средневековая философия внесла существенный вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, поставила проблему соотношения знания и веры, обосновывала необходимость изучения природы.

Вопрос №12
Роль философии 17 века ( Декарт, Бэкон, Гоббс, Спиноза) в формировании классического естествознания иестество-правовой парадигмы социального знания

  1. Переходная эпоха от феодализма к капитализму. Философия выражала интересы буржуазии.

    • Борьба с феод. строем предполагала и борьбу с религиозностью.

    • Буржуазия была заитересованна в развитии производства. Увеличился интерес к естественным наукам.

  2. Создается техногенная цивилизация, отличающаяся динамичностью и научной рациональностью.

Ф.БЭКОН. (1521 – 1626) Лорд-канцлер Англии. Политик. Человек гос. масштаба.

Философия эмпиризма – показать единство Ф. и естественных наук. Философия – наука о реальном мире, основанная на опытном знании с помощью органов чувств и разных приборов. Изучение природы вооружают человека знаниями и увеличивают могущество человека.

Вывод Бэкона: низкие темпы научного познания природы в том, что нет верных методов исследования + несогласованность человеческих действий в этом направлении.

Задача Бэкона: вооружить человечество методами. Основа – ИНДУКЦИЯ. Основа – кол-во элементов, из которых состоит материя множество, сочетание же их безгранично. Нужно постичь естество этих элементов.

«Новая Атлантида» - утопия. Академия наук на острове. Кооперация и специализация наук. Необходимо финансировать науки.

«Новый Органон». Полемика с Аристотелем и схоластами. Людей можно разделить на муравьев (чистые эмпирики, получают отдельные факты),

пауков (рационалисты-догматики, рассуждают даже без фактов),

пчелы (извлекается материал из природы и перерабатывается в мед познаний).

Препятствия открытиям – ИДОЛЫ:

  1. пещеры – наша личная жизнь, привычки, воспитание, темперамент.

  2. театра – давление авторитетов

  3. площади – неточное словоупотребление; слухи.

  4. рода – мы стремимся схематизировать дейст-ть, подогнать все новое под уже имеющуюся сетку понятий. Предвзятость взглядов. Мы обращаемся к природе не с вопросом ПОЧЕМУ? а с вопросом ЗАЧЕМ? – целесообразность, взгляд в будущее. Этот предрассудок сложно отрефлексировать.


Т.ГОББС. Сын сельского священника и крестьянки, был лично знаком с Галилеем, обучал будущего короля Карла.

«Левиафан» - книга. Это гос-во.

Более последовательный материалист. Мат-изм носит механистический хра-р, материя приобрретает геометрические очертания.

Речь Гоббс тоже математизирует (речь – сложение звуков, слов, предложений и пр.). Упрощенно-схематичное изображение мышления.

Атеист. Критика язычества и христианства.

Соц.-полит. учение. Гос-во это продукт земной жизни людей. «Когда Адам пахал, а Ева пряла, где были дворяне?». Постепенно люди пришли к выводу, что лучше отказаться от благ ради покоя и безопасности.

Абсолютная монархия.
РЕНЕ ДЕКАРТ. (1596 – 1650). Сын мелкого чиновника, воспитывался в иезуитском колледже, шеф короля. Эмигрировал в Голландию, занимался естествознанием (физика, математика, физиология). Открыл механизм рефлекса, разработал стройную механистическую картину мира: мировое S заполнено мельчайшими частицами, они движутся.

Деист.

Мир – производное от двух субстанций. 1. духовное мышление, нечто неделимое, существует в трех модусах: воображение, желание. Чувства + врожденные идеи (сам Бог).

2. материальное, природное, делимое. Главное свойство – протяженность. Модусы: фигура, положение, движение.

Основатель рационализма. Математика- универсальная наука, ее помощью можно изменить структуру общества. «Я мыслю, значит я существую».

Ф. служит научному познанию. Практическая философия.

Попытка разработать дедуктивный метод познания. Чувствам доверять нельзя (рельсы, палка в воде). Общепринятым мнениям тоже верить нельзя.

Правила 1. никогда не принимать за истину то, что нельзя исследовать.

2. сложную проблему делить на более легкие.

  1. от простого к сложному.

  2. составлять общие и обширные положения, чтобы ничего не упустить.

Убежденность в силе чел-го разума привела к абсолютизации рационалистического метода, следовательно, к идеализму. Декарт забывает про опыт. «я мыслю … я существую… я субстанция, которая мыслит».
СПИНОЗА (1632 – 1677). Еврейская купеческая семья. Не относился ни к одному вероисповеданию; шлифовал стекла.

Преодолел деизм. В основе мира – единая субстанция – БОГ. Природу он называет богом, т.е. объявляет ее творящим началом. Атрибуты природы: 1. протяженность – объемность материальных образований. 2.мышление – одушевленность материи.

Спиноза против Декарта, который разделяет тело и душу человека. В основе человека – единая субстанция.

Последовательный детерминизм. Все происходить с объективной необходимостью в мире. Случайность – явление субъективное, так считают люди, не знающие причин. Жизнь чел-ка предопределена, у него нет свободы выбора. Чел-к не может отвечать за свои поступки. Проблемы этики.

Свобода – это познанная необходимость. Спиноза понимает этот тезис ограниченно, трактует свободу в индивидуально-личностном плане. Она заключается в победе разума над страстями + есть налет фатализма. Необходимо действовать в соответствии с познанной необходимостью.

Рационалистическая концепция познания.

Сторонник парламентско-демократического строя.

Критика религии. Библия – лит-истор. документ, который писали многие люди в разное время.

Религия имеет политические основы.

Атеизм Спинозы буржуазный, носит ограниченный хар-р, т.к. он считал, что атеизм – качество образованной элиты

Влияние на: франц. материалистов, Чернышевского, Гегеля, марксистов через Фейербаха.


Вопрос №13

Философия Нового времени

Период Нового времени часто называют эпохой научной революции. Он знаменуется значительными открытиями в различных областях естественных наук, главенствующее место при этом занимает механика. Философия Нового времени обязана своими достижениями отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Отвечая на потребности научного познания, философия этого периода поставила в центр осмысления проблему метода познания, исходя из того, что знаний бесконечно много, а метод их достижения должен быть единым, применимым к любым наукам, в том числе и к философии. Представления о таком универсальном методе и разделило философов Нового времени на ряд различных направлений.

Рационализм

Рационалисты фактически предлагали дедуктивный метод познания (от общего к частному). Для этого им приходилось признать существование врожденных идей. Из этих идей можно вывести любое знание, вплоть до знания о существовании Бога. Идеи существуют до ощущений и независимо от них. Понятно, что сведения о природе мы получаем из ощущений. Мышление использует опыт и эксперимент, но оно прилагается к их результатам и служит единственным критерием истины. Образцом 'для методов всех наук и философии служат математические методы, данные вне опыта и исходящие из априорных аксиом, на основании которых делаются математические выводы.

Эмпирики (сенсуалисты)

Основной метод, предлагаемый сенсуалистами, индукция. Единственным источником знания они считали опыт, данный нам в ощущениях, восприятиях, представлениях. Априорные врожденные знания полностью отрицаются. Душа человека — tabula rasa (чистая доска), на которую природа наносит свои письмена. Эмпирики признавали возможную обманчивость ощущений, но считали, что для их верификации следует использовать эксперимент. На основе верифицированных знаний, добытых из опыта, мы можем строить теории. Свой метод они, как и реалисты, считали универсальным для всех наук.

Субъективный идеализм

Вряд ли кто будет оспаривать тезис, что в нашем уме существуют различные виды понятий — об отдельных предметах, их признаках, их объединениях, свойствах. Однако имеются понятия, которым не соответствуют никакие ощущения и восприятия нашего ума. Субъективные идеалисты считают, что за такими понятиями нет никакой реальности, т.е. они суть фикции. Исходя из основного постулата субъективного идеализма, выдвинутого его главным представителем Дж. Беркли, «существовать — значит быть воспринимаемым», какая-либо объективная реальность, выражаемая этими понятиями-фикциями, не существует.Но к таким понятиям, которые субъективные идеалисты считали фикциями, относятся основные категории философии — материя, субстанция и т.п. Поскольку они лежат в основе всех наук, являются их категориями, на которых строится все здание познания, субъективные идеалисты считали науку в принципе невозможной, так как она изначально строится на ложных основаниях.Кроме того, мы воспринимаем не сами вещи, а лишь их свойства, а потому в принципе не можем «ухватить» самой сути любой вещи. Человеческие же ощущения — это лишь феномены психики. Это означает, что мы познаем не объективные вещи и явления, а их субъективные образы, возникающие в нашем восприятии. Другими словами, в познании мы имеем дело лишь с совокупностью наших ощущений. Зерно истины в этих рассуждениях заключается в том, что восприятия человека действительно относительны и зависят от его субъективного состояния.

Агностицизм

Основы позиции агностиков в противоречии: знание может быть только логическим, а предметы исследования могут быть взяты только из опыта, который не поддается логическому анализу. Опыт есть поток впечатлений, причины которых непостижимы. Причинно-следственные связи формируются имманентно в нашем уме и не соответствуют реальным, по крайней мере о степени соответствия мы ничего не можем знать. Поэтому даже на вопрос «существует ли внешний мир?» Юм отвечал: «Не знаю».Отрицая объективную причинность, агностики признавали причинность субъективную в виде порождения идеи чувственными впечатлениями. Источником знаний для них может служить только вера (типа уверенности в восходе солнца). Наука и философия возможны лишь как опытные исследования, не претендующие на выведение теоретических законов.Скептицизм и позитивизм агностиков сказались на мировоззрении И. Канта, который зачитывался произведениями Д. Юма.

Основные представители

  1. Френсис Бэкон

Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1214-1292). Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Постижение законов природы возможно путем анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть исходил из индукции. Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков». «Призрак рода» заключается в стремлении человека описать мир по аналогии с жизнью, господствующей в обществе; «призрак пещеры» — в зависимости от своих субъективных пристрастий; «призрак рынка» — в зависимости от расхожего мнения остальных; «призрак театра» — в слепом подчинении авторитетам. Был глубоко верующим человеком, разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с помощью опыта и разума).«Чтобы глубже проникнуть в тайны самой природы… нужно без колебания вступать и проникать во все такого рода тайники и пещеры, если только перед нами стоит одна цель — исследование истины.»

  1. Томас Гоббс

Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ, автор трактата «Левиафан». Приверженец сенсуализма и фатализма, рассматривал волю как «силу природы». Был сторонником механистической картины мира, согласно которой объективно существуют лишь тела, а такие характеристики как размер, вес и т. п. субъективны. Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего», но при этом не вмешивающуюся в земные дела. Основной предмет его философии — человек как гражданин государства. Считал себя Евклидом в области общественных наук. Утверждал невозможность создания общества, используя геометрический подход, поскольку он касался бы личностей людей. Этот подход по его мнению необходимо использовать в политик. В своем трактате «Левиафан» сравнивает государство с этим библейским персонажем, принижающим людей, ограничивающим их потребности. Считает, что государство было создано в результате общественного договора, но потом отошло от людей и стало над ними господствовать. Суть добра и зла определяет государство, а остальные люди должны этих критериев придерживаться, поскольку деятельность государства должна быть направлена на обеспечение блага людей. Государство должно заботиться об интересах и счастье народа.

  1. Рене Декарт

Рене Декарт (1596—1650) — французский математик и философ. Если Ф. Бэкон рассматривал опыт как основную отправную точку исследования, а Т. Гоббс привнес в эту логику математику, то Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма. Впервые ввел идеи эволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений.Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, здесь он сближается с античными философами. В этом вопросе он придерживается дуализма, разделяя субстанцию на два вида: материальную, бесконечно делимую, которую можно описать механическими представлениями, и неделимую духовную, постижимую только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа. Субстанции обладают двумя главными атрибутами: протяженностью, для материальной, и мышлением, для духовной (идеальной). Духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным идеям Декарт относит идею Бога и основы математики и логики («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Считает, что все сущее создал Бог, но после создания он не вмешивается в естественный ход истории.Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания. В этом вопросе он преодолел философский скептицизм. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую».Метод научного познания, используемый Декартом, можно назвать аналитическими или рационалистическим. Рене Декарт занимался изучением многих наук, в том числе, анатомией. В своих трудах он описал психофизиологические основы деятельности мозга (души), доказав фактически рефлекторную суть психики. За это И. П. Павлов воздвиг в свое время памятник Декарту под Санкт-Петербургом.

  1. Блез Паскаль

Блез Паскаль (1623—1662) — знаменитый французский философ, физик, математик и писатель. Плодотворно поработав в области естествознания и математики (он является одним из «отцов» теории вероятностей), он разочаровался в них и перешел к изучению религии и философской антропологии. Он считал, что «доводы разума», постоянно колеблющегося между сомнениями и уверенностью, ниже «доводов сердца».«Природа ставит в тупик скептиков, разум — догматиков; догматик не может справиться с непреодолимой слабостью разума, а скептик не может справиться с непреодолимой идеей истины.»Он выводил основные идеи христианства и традиционного синтеза космологии и метафизики аристотелевского толка. Указывал на незначительность человека, но в то же время и возвышал его из-за способности мыслить:«Пространство Вселенной поглощает меня, как точку; мыслью же я объемлю всё.»

  1. Бенедикт (Барух) Спиноза

Бенедикт Спиноза (1632—1677) в отличие от Декарта придерживается монизма, рассматривая Вселенную как нечто, состоящее из одной субстанции (идея субстанционального единства мира), соединившей в себе духовное и материальное начала, являющейся причиной самой себе. Отвергал, таким образом, христианскую идею «творения Богом мира из ничего». Придерживался натуралистического пантеизма, рассматривал Бога безличным растворением в природе, за что подвергался при жизни различным гонениям со стороны церкви. Единая субстанция по его мнению обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. Мышление таким образом приписывалось всему, а не только человеку (см. гилозоизм). В своей философии большое место уделял пониманию диалектического единства вещей: конечного и бесконечного, единого и многого, свободы и необходимости («свобода есть осознанная необходимость», «истина открывает и саму себя, и ложь»).

  1. Готфрид Вильгельм Лейбниц

Немецкий философ Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) был очень разносторонним ученым, но наибольшее значение имеют его работы по философии. Он считал, что мир состоит из мельчайших элементов — монад, духовных и материальных начал, обладающих вместе с тем движущей внутренней силой. В этом он близок к античному философу Аристотелю. Из философии Спинозы он «изъял» пантеистического Бога, считая его действительным творцом всего сущего, «виновником и господином» бытия. Единство монад есть результат Богом «предустановленной гармонии».Отрицал существование пространства и времени отдельно от материи, считая пространство местом существования вещей, координирующим их положение, а время — фактором, описывающим последовательность состояний объектов. Внес существенный вклад в развитие математики (ввел понятие бесконечно малых величин), указал на значимость доказательства в рациональном познании. Считается основателем символической и математической логики.

  1. Дэвид Юм

Дэвид Юм (1711—1776) — английский философ, историк, экономист и публицист, представитель агностицизма. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал: «Не знаю». Считал, что опыт не может быть критерием истинности знания, поскольку он лишь «поток впечатлений», в котором нельзя разделить причину и следствие. Опыт таким образом нельзя объяснить логически, а потому он не может давать истинного знания. Юм поэтому делает вывод о невозможности объективного познания причинности явлений. Он утверждал, что источником нашей уверенности является не теоретическое знание, а вера.

Вопрос № 14

Роль немецкой классической философии в формировании культурно-исторической парадигмы социального знания и идей глобального эволюционизма.
С конца 80-х годов наиболее ярко высветилась идея глобального эволюционизма - ее мировоззренческий аспект, что произошло, по-видимому, на фоне обозначившегося глобального кризиса (обострение кризиса научной рациональности, вступление науки в новый, неклассический этап развития; углубляющийся глобальный экологический кризис). Фокусом глобально-эволюционной проблематики является человек. Это касается всех аспектов идеи глобального эволюционизма, предстает ли она в форме мифа эпохи, или в форме фундаментальной составляющей оснований науки, или как эволюционная концепция.

Обращение к проблеме эволюции означает стремление понять сущность мира и человека в мире. Как сказал П. Поппер, существует, по крайней мере, одна фундаментальная проблема, интересующая всех думающих людей. Это проблема космологии: проблема понимания мира, включающего нас самих и наше знание. А на современном этапе научного отношения к миру как никогда актуально изучение его эволюционных аспектов. "Мир уже не может рассматриваться, - отмечает нобелевский лауреат И. Пригожин, - как своеобразный музей, в котором каждый бит информации сохраняется; мир - это процессы, разрушающие и генерирующие информацию и структуру". Стремление понять мир как процесс и место человека во всеобщем процессе развития важно с точки зрения выработки стратегии будущего развития человечества. Кроме того, идея глобального эволюционизма сопричастна экологической проблематике, которую среди глобальных проблем современности называют проблемой номер один. Настало время новой цивилизационной парадигмы, идея глобального эволюционизма - активный участник этого поиска.

Идея глобального эволюционизма явилась новой метафорой эволюции, современной формой историзма. В отличие от прежней трактовки эволюционизма, сводящей его к медленным постепенным изменениям, глобальный эволюционизм механизм изменчивости не ограничивает непрерывными процессами, напротив, включает взрывы, сальтации, бифуркации как форму изменчивости.

Термин "глобальный" обозначает не распространение непрерывной изменчивости до беспредельных масштабов, а указывает на рождение нового взгляда на эволюцию - это внутренне противоречивый процесс, антиномичный, протекающий и как прерывный, и как непрерывный, как направленный и ненаправленный, как закономерный и как случайный..., процесс, в котором постоянство и стабильность есть необходимое условие изменчивости. Фокусом глобального эволюционизма является человек, ответственный за эволюцию, ее самосознание.

Актуальность введения в научный оборот "культурной парадигмы" в качестве социально-философского понятия состоит в том, что его терминологическое использование в социальной философии может послужить успешному разрешению ряда теоретических проблем.

Во-первых, введение данного термина в понятийный аппарат социальной философии позволит существенно обогатить философский анализ феноменов синхронной социокультурной целостности.

Во-вторых, исследование содержания понятия «культурная парадигма» в социально-философском аспекте, то есть с точки зрения того, какое место занимает исследуемый феномен в социальном бытии людей, позволит рассматривать «культурную парадигму» не просто как концепт, виртуальную смысловую единицу, отражающую желаемую и ожидаемую реальность, а как явление объективной социокультурной действительности, реально существующий феномен синхронной целостности культурных объектов.

В-третьих, определение понятия «культурная парадигма» и выявление основных образующих её факторов должно существенно облегчить анализ социальных и культурных процессов, протекающих в том или ином обществе, а также расширить возможности для более глубокого анализа понятий «культурная эпоха», «культурный стиль» и др.

Понятие «культурная парадигма» отражает реально существующий феномен целостности культурных явлений, фактор их стилевой синхронности. Парадигма обеспечивается единство культуры на эмпирическом уровне. Это общестилевое единство конкретного социокультурного времени, которое связано с актуальными только для него жизненными задачами и способами их решения. Причём именно стиль жизни является основным формообразующим элементом социокультурной целостности. Жизненный, общекультурный стиль обладает онтологическим статусом, он объективен. Его нельзя искусственно создать, воспроизвести, выбрать как готовую систему форм, которую можно переносить в любую социокультурную ситуацию или обстановку. Стиль выступает основой культурных эпох, которая трудно рационализируется, но реально эмпирически ощущается и видна, особенно в моменты её утраты или смены. Стиль имеет отношение ко всем сторонам культурной жизни людей, живущих в одну эпоху, это некая предустановленность их связи, внутренне конституирующая составляющая любой культурной эпохи. Философская идея, литературное произведение, производственная технология, предмет быта, одежда не обладают замкнутой в себе целостностью вещи –«излучают ту жизнь, тот смысл, что переданы им всей... культурой их времени». Стиль – это специфический способ жизни, способ самовыражения, особая манера действовать, жить. Культурная парадигма как явление жизненной реальности – это стиль жизни, образец жизнедеятельности людей как субъектов культуротворчества, субъектов смыслополагания

Вопрос № 15

Отличительные черты классической и неклассической философии. Неклассическая философия и неклассическая наука первой половины 20 века.

В XIX веке широкое распространение получили философские учения, которые были продолжением и завершением духовного поворота, начавшегося в эпоху Возрождения. К этому времени наиболее ярким воплощением их была немецкая философия XVII–XIX вв., которая получила название классической.

Классическая философия Германии высоко ценили возможности «подлинного», «чистого» разума. Такому «чистому разуму» противопоставляли неразумность – случайность, хаотичность. Предполагалось, что разум проложит себе дорогу через все «неподлинное», «неразумное». С такой верой в «победное шествие» некого внеиндивидуального разума в классической философии была тесно связана вера в силу рационального познания. Она перерастала в уверенность в том, что разум есть главный и наилучший инструмент преобразования человеческой жизни. Философы-классики разделяли убеждение о том, что могут быть рационально познаны общечеловеческие идеалы и принципы, прежде всего идеал свободы и принцип достоинства человеческой личности.

Немецкая классическая философия впервые поставила вопрос о сущности знания: «Что есть знание?»

40-50-е гг. XIX века стали переломными в том смысле, все определеннее складывалась потребность в новых, неклассических типах философствования.

  1. Марксистская философия – развивая общую рационалистическую ориентацию классической мысли, ее веру в науку и прогресс, она разработала новую концепцию мира, человека, познания. Маркс поддерживал идею классики о развитии философии как науки, но отверг ее претензии на роль «науки наук».

  2. Немарксистская философия – антиклассический подход, граничащий с прямым нигилизмом в отношении философской классики (Кьеркегор, Ницше).

Критика классической мысли стала составной частью процесса кардинальной переоценки ценностей, необходимость которой выводилась из глубокого духовного кризиса, в свою очередь связываемого с кризисом западной цивилизации.

Классическая философия занимается поисками истины и первооснов: философия – высшая наука. Она исходит из того, что мир разумен.

Неклассическая философия отказывается давать теоретическую картину мира и сомневается в возможности разумного объяснения мира. Переосмысливается функция философии – она должна учить человека жизни, помочь переустроить жизнь (революция у Маркса, переоценка ценностей у Ницше, новая революция у Соловьева).

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


написать администратору сайта