Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос № 4 Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Наука

  • Наука как деятельность

  • Наука как система знаний

  • Наука как социальный институт

  • Вопрос №5 Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Наука

  • шпоры по философии. Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу Философия и методология науки 2010 г


    Скачать 0.8 Mb.
    НазваниеВопросы к кандидатскому экзамену по курсу Философия и методология науки 2010 г
    Анкоршпоры по философии.doc
    Дата06.01.2018
    Размер0.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпоры по философии.doc
    ТипВопросы к кандидатскому экзамену
    #13750
    страница2 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    Вопрос № 3

    Место социальной философии в системе философского знания

    Философия как наука задается проблемой целостности мира, стремится обнаружить всеобщие свойства, связи и состояния, присущие любым явлениям действительности: живой и неживой природе, а также сфере социокультурных взаимодействий, которые мы именуем "СОЦИУМОМ".

    Если философия есть наука о всеобщем, то она должна ограни- читься изучением "универсальных начал бытия", акцентируя сходства природного и социального и оставляя в стороне реальные различия, связанные с особенностями их внутренней организации. Понятно, что никто кроме философа не возьмется рассуждать о всеобщих свойствах движения как такового или об универсальных свойствах закономерной связи в мире, родовых признаках "причины вообще", "закона вообще", "случайности вообще" и пр.

    Но почему философию должна интересовать специфика общест­венных процессов – те свойства социального, которые присущи лишь ему, отличают его от досоциальных форм организации и, соот- ветственно, не распространяются на них? Почему философия должна опускать планку научной абстракции с уровня всеобщих свойств мира до уровня специфических признаков социального, сужать поле своего зрения с целостного универсума до одного из его "участков"? Зачем ей вмешиваться в конкретный анализ общества, противо- поставленного природе, а не интегрированного вместе с ней в единую мировую субстанцию?

    Не логичнее было бы оставить анализ любой "социальной конк- ре­тики" нефилософскому обществознанию? Это приведет, конечно, к исчезновению "социальной" философии, но зато она обретет свою идентичность, освободится от не присущих ей функций. Она перес- танет вмешиваться в компетенцию конкретных наук, изучать законы общества, отличные от законов природы, и займется своим прямым делом – сопоставлением природного и социального, черпая сведения о них в "готовом виде" из рук специалистов – обществоведов и "естественников".

    Нужно сказать, что подобные сомнения распространены среди фи­лософов, уверенных в существовании единственной, "единой и неде­лимой" философии, в которой нет и не может быть никаких различий между "философией природы", "социальной философией", "филосо­фией сознания" и пр. Такую "подпредметную" диффе- ренциацию фи­лософского знания ее противники объясняют или недоразумением, проистекающим от неизжитой привычки дублировать отпочковав­шиеся от философии науки, или даже корыстным расчетом. И все же при всей распространенности таких сомнений, они едва ли обоснованы и свидетельствуют о непонимании тончайших связей между общим и отдельным, частью и целым, с которыми не может не считаться философское познание.

    Действительно, в отличие от конкретных наук, каждая из которых разрабатывает свою "делянку", у философии хватает дерзости попробовать осмыслить мир в его тотальности, универсаль­ности, всеобщности. Эта тотальность раскрывается ею в двух взаимосвязанных аспектах, которые условно можно назвать "суб­станциальным" и "функциональным".

    В первом случае речь идет о поиске существенных и неслу- чайных сходств между подсистемами целостного мира (примером которых может служить их подчиненность универсальным принци-пам кау­зально-функциональной связи, на существовании которых настаи­вают концепции философского детерминизма). Во втором случае речь идет о попытках объяснения подобных сходств путем раскры­тия существенных и неслучайных связей, реальных в опос- редовании между соотносимыми "царствами бытия" (примером таковых могут быть связь порождения низшими формами высших и связь включе­ния порождающего в порожденное, которую Гегель именовал "принципом снятия" простого в сложном).

    Анализ целостности и всеобщности мира становится невоз- можным при непродуманных попытках оторвать познание целого от познания его частей или познания всеобщего от анализа отдельного, в котором и через которое всеобщее существует.

    Целостность системы всегда связана с наличием реальных суборди­национных и координационных связей между образующими ее частями. Анализ же подобных связей между подсистемами мира, образую­щими целостный универсум, должен начинаться с установления этих подсистем, умения отличить их друг от друга, зафиксировать качественную обособленность живого, неживого и социального.

    Возникает вопрос: какая из наук должна установить искомые части мира, зафиксировать их существование, отличив одну от другой на теоретическом, а не интуитивном основании?

    Надежда получить от естествоиспытателей и обществоведов гото­вый ответ на вопрос о специфической сути изучаемых ими "царств бытия", столь же напрасна, как и самонадеянное стремление философии разобраться во всем самостоятельно, без помощи современной науки. Как это ни парадоксально, но интересующий нас вопрос не укладывается "целиком и без остатка" в предметы физической, химической, биологической, социологической и прочих нефилософских наук.

    В действительности в этом нет ничего удивительного, если учесть, что разделение научного труда вынуждает каждую из частных наук "субстанциализировать" свой предмет, замыкаться в его качественных рамках, ограничиваться его имманентными свойствами с целью углубленного их изучения. Нет ничего удиви­тельного в том, что профессионального физика интересует мир физических и только физических взаимодействий. Этот мир задает слишком много собственных загадок для того, чтобы у ученых оставалось время на "посторонние" проблемы: время помнить о том, что спонтанные преобразования вещества и энергии представляют собой лишь один из "участков" окружающей нас действительности, как-то связанный с иными ее сферами.

    Именно философы способны представить и понять частное в мире как часть мира, чего не умеют нефилософские науки, которые не знают частей, ибо не ищут целого. Хотя конечной проблемой философии является функцио­нальная целостность мира, она не может изучать целое, не изучая его частей собственными методами и средствами. Это касается не только функционального, но и субстанциального анализа мира, когда философия ищет всеобщие свойства "царств бытия", свидетельствующие о их принадлежности единому универ­суму. Общее, как известно, неразрывно связано с конкретными формами своего бытия, именуемыми в философии отдельным.

    Понимание связи общего и отдельного, целого и части позволяет нам вполне гармонично совместить философскую установку на всеобщее в мире со "всеядностью" философии, которая не желает для себя никаких объектных ограничений, берется рассуждать и о "свободе воле" электрона, и о "способе существования белковых тел" и о законо­мерностях исторического процесса.

    В самом деле, в отличие от наук, предмет которых определяется взаимодействием специфизирующей объектной характеристики (ука- занием на то, какие конкретные явления действительности изуча- ются) и парадигмальной характеристики (указанием на то, как именно, под каким углом зрения они изучаются), философия не имеет никаких объектных ограничений. Любое явление окружаю­щей нас действительности – физическое, биологическое, социаль­ное –может стать объектом философской рефлексии, поскольку законы его строения, функционирования и развития представляют собой в конечном счете "частный случай" всеобщих свойств, состояний и связей целостного мира. Однако эта "объектная всеядность", как понятно из сказанного, не означает отсутствия у философии сколь-нибудь определенных предметных и категориальных границ, отличающих ее от конкретно-научных дисциплин, которые рассмат- ривают те же объекты. Безусловно, такое отличие существует и связано оно с описываемой нами парадигмальной установкой фило- софского знания, которое рассматривает любое отдельное явление как момент субстан­циальной всеобщности и через призму ее универсальных опреде­лений.

    Отсюда философские постулаты – самые различные по уровню обобщения действительности – все же качественно отличаются от частнонаучных постулатов тем, что в них "просвечивает" мир как целое, концептуальный объект, составляющий монопольное достоя­ние философий. Нефилософское познание мира имеет принци- пиально противоположную установку: изучая отдельные фрагменты реаль­ности, оно настолько углубляется в имманентные законы их строения, функционирования и развития, что всеобщее постепенно "угасает" в них, их относительная самостоятельность субстан-циализируется, превращается в замкнутую систему, как бы выклю-ченную из цепи универсальных связей действитель­ности.

    Это, естественно, не означает, что конкретно-научное иссле­дование теряет всякую связь с философией, категории которой, как уже отмечалось выше, служат методологическим ориентиром всяко­го научного познания. Именно философия обосновывает наиболее общие формы бытия и познания любых явления действительности – в том числе и таких, которые не становятся элементами предметного содержания философской науки, могут рассматри­ваться ею в связи с собственными проблемами, но не изучаться специально.

    Итак, повторим еще раз: философский анализ всеобщности и целостности мира не может ни состояться, ни стать полноценным, если он не доведен до анализа "differentia specifica" его частей, без рассмотрения их в статусе подсистем, каждой из которых присущ свой особый способ существования в рамках целого, своя форма проявления его всеобщих свойств, связей и отно­шений.

    Основная задача социальной философии – раскрыть сущность общества в широком понимании этого слова, охарактеризовать его как часть мира, отличную от иных его частей и связанную с ними в единый мировой универсум.

    Вопрос № 4

    Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.

    Наука – это сфера познавательной деятельности людей, система объективно-истинного знания о природной и социальной действительности, о самом человеке. Непосредственной целью науки является постижение истины и открытие объективных законов. Наука – это творческая деятельность по получению нового знания и результаты этой деятельности: совокупность знаний, приведенная в целостную систему на основе определенных принципов. Разрозненные, хаотические сведения не являются научным знанием. Современная наука – явление многогранное по своим основным признакам, характеристикам и функциям. Она выступает как:1. особая форма общественного сознания, отражающая мир в форме научных представлений, понятий, теорий; 2.отрасль духовного производства, в котором заняты миллионы людей, и основной продукцией которого являются понятия, законы, теории; 3.социальный институт со своей структурой и функциями.

    1. Наука как деятельность представляет собой творческий процесс субъект-объектного взаимодействия, направленный на производство и воспроизводство новых объективно-истинных знаний о действительности. Научное познание имеет свои специфические особенности и представляет собой особую деятельность по получению нового знания. Специфика научного познания заключается в том, что это такая форма познавательной деятельности, важнейшей целью и результатом (продуктом) которой является выработка и совершенствование объективно-истинных знаний. По сравнению с обыденным научное знание как результат и цель научно-познавательной деятельности отличается такими специфическими характеристиками, как истинность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов. Научное познание, наука, не ограничивается познанием только тех объектов, которые могут быть освоены в рамках наличной, исторически сложившейся на данном этапе практики, но и такие, исследование закономерностей которых может найти применение только в будущем. Научное познание сводятся к решению трех задач – описанию объектов и процессов, их объяснению и, наконец, предсказанию, прогнозу поведения объектов в будущем.

    2. Наука как система знаний. Реализация познавательного отношения человека к миру создаёт предпосылки для перевода познаваемых объектов в идеально-знаковую форму, в которой они обретают статус знания. Возможны различные типологии знания как продукта духовно-познавательной деятельности. В зависимости от специфики познаваемой реальности выделяют знание как информацию об объективном мире природы и общества; знание о внутреннем духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания; знание о целях и идеально-теоретических программах деятельности человека и др.. Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем наука разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. По предмету и методам познания можно выделить науки о природе (естествознание – химия, физика, биология и др.), науки об обществе (история, социология, политология и др.), отдельную группу составляют технические науки. Возможно применение и других критериев для классификации науки (например, по своей «удаленности» от практической деятельности науки разделяют на фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные, непосредственно применяющие результаты научного познания для решения производственных и социально-практических проблем

    3. Наука как социальный институт может быть обозначена как совокупность научных организаций и учреждений, интегрированных определенными нормами науки, принципами и методами профессиональной коммуникации, а также формами взаимосвязи с конкретно-историческим типом общества. Структурно-содержательный анализ науки как социального института позволяет существенно дополнить представление о ней как сложной системе взаимосвязей между ученым, научным сообществом(объединяет ученых принадлежащих к одной научной дисциплине, работающих в одном научном направлении, придерживающихся общих теоретических обоснований, принципов и методов) и различными подсистемами социума.

    Наука – это форма социально организованной познавательной деятельности, в которой на основе опережающего отражения действительности осуществляется рационально-понятийное ее освоение, фиксируемое в системе предметного, объективно-истинного, нового знания.

    Вопрос №5

    Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.

    Наука – это сфера познавательной деятельности людей, система объективно-истинного знания о природной и социальной действительности, о самом человеке. Непосредственной целью науки является постижение истины и открытие объективных законов. Наука – это творческая деятельность по получению нового знания и результаты этой деятельности: совокупность знаний, приведенная в целостную систему на основе определенных принципов. Разрозненные, хаотические сведения не являются научным знанием. Современная наука – явление многогранное по своим основным признакам, характеристикам и функциям. Она выступает как:1. особая форма общественного сознания, отражающая мир в форме научных представлений, понятий, теорий; 2.отрасль духовного производства, в котором заняты миллионы людей, и основной продукцией которого являются понятия, законы, теории; 3.социальный институт со своей структурой и функциями.

    1. Наука как деятельность представляет собой творческий процесс субъект-объектного взаимодействия, направленный на производство и воспроизводство новых объективно-истинных знаний о действительности. Научное познание имеет свои специфические особенности и представляет собой особую деятельность по получению нового знания. Специфика научного познания заключается в том, что это такая форма познавательной деятельности, важнейшей целью и результатом (продуктом) которой является выработка и совершенствование объективно-истинных знаний. По сравнению с обыденным научное знание как результат и цель научно-познавательной деятельности отличается такими специфическими характеристиками, как истинность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов. Научное познание, наука, не ограничивается познанием только тех объектов, которые могут быть освоены в рамках наличной, исторически сложившейся на данном этапе практики, но и такие, исследование закономерностей которых может найти применение только в будущем. Научное познание сводятся к решению трех задач – описанию объектов и процессов, их объяснению и, наконец, предсказанию, прогнозу поведения объектов в будущем.

    2. Наука как система знаний. Реализация познавательного отношения человека к миру создаёт предпосылки для перевода познаваемых объектов в идеально-знаковую форму, в которой они обретают статус знания. Возможны различные типологии знания как продукта духовно-познавательной деятельности. В зависимости от специфики познаваемой реальности выделяют знание как информацию об объективном мире природы и общества; знание о внутреннем духовно-психическом мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания; знание о целях и идеально-теоретических программах деятельности человека и др.. Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем наука разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. По предмету и методам познания можно выделить науки о природе (естествознание – химия, физика, биология и др.), науки об обществе (история, социология, политология и др.), отдельную группу составляют технические науки. Возможно применение и других критериев для классификации науки (например, по своей «удаленности» от практической деятельности науки разделяют на фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные, непосредственно применяющие результаты научного познания для решения производственных и социально-практических проблем

    3. Наука как социальный институт может быть обозначена как совокупность научных организаций и учреждений, интегрированных определенными нормами науки, принципами и методами профессиональной коммуникации, а также формами взаимосвязи с конкретно-историческим типом общества. Структурно-содержательный анализ науки как социального института позволяет существенно дополнить представление о ней как сложной системе взаимосвязей между ученым, научным сообществом(объединяет ученых принадлежащих к одной научной дисциплине, работающих в одном научном направлении, придерживающихся общих теоретических обоснований, принципов и методов) и различными подсистемами социума.

    Наука – это форма социально организованной познавательной деятельности, в которой на основе опережающего отражения действительности осуществляется рационально-понятийное ее освоение, фиксируемое в системе предметного, объективно-истинного, нового знания.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта