Вопросы к зачету Педагогика и психология. Вопросы к зачету Психология и педагогика высшей школы аспиранты очной и заочной форм обучения
Скачать 179.3 Kb.
|
Воспитательная работа в области межнационального взаимодействия Россия является многонациональным государством, и проблема межнациональных отношений всегда была и будет приоритетной в политике нашего государства. Колледж – один из институтов государственного воспитания. Формирование культуры межнационального общения — это важнейшая задача, которую ставит государство перед образовательными организациями. Формирование культуры межнационального общения длительный процесс, одной из главной составляющих которого является формирование межэтнической толерантности. Данный процесс проходит несколько ступеней: терпимость, понимание и принятие другой культуры, уважение культуры и утверждение культурных различий. В педагогике межнационального общения задачи формирования культуры межнационального общения решаются при помощи разнообразных средств и методов. Все средства можно разделить на: материальные (книги, музыкальные инструменты, кинофильмы, предметы быта͵ национальные символы и атрибуты, национальная одежда, дидактические наборы и т.п.); нематериальные, которые представлены элементами культуры (традиции, обычаи, игры, песни и танцы, народный календарь и т.п.). Средствами воспитания культуры межнационального общения являются все элементы национальной и межнациональной культуры (язык, фольклор, искусство, архитектура, литература, музыка, народные промыслы, обряды, народные традиции и др.). Специфическими средствами воспитания будут являться те, которые целенаправленно выбраны преподавателем для формирования межэтнической толерантности и формирования этнического самосознания студентов. К ним, прежде всего, относятся средства и факторы этнопедагогики: природа, народная игра, религия, труд, общение, искусство, фольклор и т.п. Все они применимы в воспитании культуры межэтнического общения учащихся. Методы воспитания культуры межнационального общения- ϶то способы формирования у студентов готовности к пониманию и принятию людей другой национальности, терпимому отношению к их своеобразным поступкам. В интеллектуальной сфере культуры межнационального общения крайне важно формировать объём, глубину, действенность знаний о ценностях культуры. Для этого используют такие методы воспитания как беседа, метод убеждения, рассказ. Методами воздействия на мотивационную сферу ребенка является методы стимулирования. Чтобы сформировать устойчивые привычки, связанные с толерантными взаимоотношениями крайне важно использовать различные упражнения в общении (ситуации выбора, методы коррекции, метод дилемм, тренинги, организация различных видов деятельности). В действительности большинство педагогов, кому приходится иметь дело в своей работе с многонациональным коллективом, испытывают частые и серьезные затруднения в управлении межнациональными отношениями, прежде всего на начальном этапе своей деятельности. Представители различных национальных общностей по-своему воспринимают стиль поведения педагога. Известно, например, что у некоторых коренных народов Поволжья, Сибири и Дальнего Востока ценится в первую очередь умение подойти уважительно к представителю той или иной нации. У представителей народов Прибалтики приоритет в воспитательной работе отдается тому человеку, которому удается доказать логическую необходимость и целесообразность предпринимаемых усилий. Нельзя допускать предвзятого отношения к представителям одних национальностей и наделять привилегиями других: педагог обязан всегда быть справедливым к каждому человеку независимо от его национальной принадлежности. Воспитательная работа в целом не должна сводиться к разовым усилиям. Ее необходимо проводить целеустремленно, планомерно и разнообразно, в зависимости от конкретных условий. Важно на самых ранних этапах в процессе обучения и воспитания студентов сформировать культуру межнационального общения у каждого члена группы. Культура межнационального общения — это объемное понятие, включающее в себя, с одной стороны, прошлый опыт положительного взаимодействия и сотрудничества народов, с другой - те традиции, которые формировались в процессе накопления такого опыта. Совершенно очевидно, что высокой культурой межнационального общения должны обладать сами педагоги. Культура межнационального общения исключает пристрастие, основанное на национальной принадлежности, требует оценки результатов деятельности членов многонационального коллектива сообразно их вкладу в общее дело, утверждения атмосферы коллективизма и товарищества. Педагог обязан постоянно анализировать положение дел в межнациональных отношениях, следить за тем, чтобы укреплялась дружба между представителями разных национальностей. Обязательным направлением деятельности педагога следует считать усилия по предотвращению конфликтных ситуаций в коллективе. Конфликты на национальной почве являются следствием неправильного отношения представителей одной национальности к другой. Необходимо тщательно разобраться в их причинах, имея в виду следующее: первоначально недоразумения, которые при определенных условиях могут вылиться в конфликтные ситуации на национальной почве, возникают в сфере бытовых и нравственных норм поведения. Часто их причиной является отсутствие опыта взаимоотношений между представителями конкретных этнических общностей, негативное эмоциональное восприятие такого рода контактов. Таким образом, рассматривая полиэтническую группу учащихся в колледже, объединенную, прежде всего, по возрастному признаку, как коллектив многонациональный и специфический объект воспитательного воздействия, важно отметить, что для достижения максимальной эффективности в ходе учебного процесса необходимо учитывать национально-психические особенности каждого ребенка данной группы, традиции, нормы поведения этноса, к которому принадлежит индивид. Все вышеотмеченное во многом может влиять на межличностные отношения в группе. Проблемы светского и религиозного воспитания молодежи в вузе. Причины взаимодействия светского и религиозного образования вполне понятны и их можно свести к следующим: 1. Идеологически целевая. Стратегические цели деятельности Российского государства и Русской Православной Церкви в сфере образования, направленные на духовно-нравственное просвещение населения, развитие институтов гражданского общества и укрепление российской государственности, совпадают. Взаимодействие государства и Русской Православной Церкви в области образования включает: совместное решение задач духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи; подготовку специалистов в сфере изучения религиозной культуры и религии в образовательных учреждениях разных типов; участие в реализации широкого спектра социально значимых проектов, особенно ориентированных на детей, подростков и молодежь; социальное партнерство в преодолении детской безнадзорности, преступности, распространения наркотиков, в защите детей от пропаганды насилия и жестокости, сексуальной эксплуатации и растления. Одной из важнейших совместных целей в сотрудничестве Церкви и государства является укрепление семьи как социального института в обществе. Роль религиозного образования здесь просто неоценима, поскольку идеалом в религиозной традиции является детоцентристская многодетная семья. В настоящее время в России продолжается развиваться процесс депопуляции, сформировалась кризисная демографическая ситуация, разница между уровнем смертности и рождаемости составляет около миллиона человек в год. Православная Церковь и государство как важнейшие социальные институты общества заинтересованы в сильной идеологии России, опирающейся на высокую нравственность, гражданское и правовое самосознание, культурно-историческую самобытность, что задает России цивилизационную роль в мировой политике. 2. Системно-образовательная. Для целостной социализации будущих поколений необходимо формирование единого образовательного пространства, которое выражается в сотрудничестве всех институтов общества: государства, системы образования, семьи, церкви. Общество без духовных традиций не имеет будущего. Сохранение и поддержание социокультурных и духовных традиций - важнейшая задача общества. Сотрудничество двух моделей образования (государственной светской и частной религиозной) необходимо для разрешения кризиса всей современной системы образования. Ныне большая часть граждан Российской Федерации идентифицирует себя с православием. 3. Культурообразующая. Светская и религиозная системы образования формируют вместе историческую целостность светских и религиозных культурных традиций в обществе. Значимая роль Православия в формировании культуры и духовности русского народа, его истории очевидна и закреплена во многих правовых актах, в частности в преамбуле Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Как важнейшая задача в сотрудничестве светской и религиозной систем образования является восстановление исторического единства и преемственности национальной и религиозной культур, формирование парадигмы такого образовательного сотрудничества. Цели взаимодействия светской и религиозной систем образования выступают следующие: формирование целостной личности (в психологической, социальной, национально-культурной, исторической, идеологической, мировоззренчески-духовной формах); трансляция нравственных ценностей и формирование национально-культурного самосознания учащихся; стабилизация общественных отношений, межэтнической и межконфессиональной коммуникации посредством сотрудничества общественных институтов, профилактика религиозного экстремизма и нетерпимости; взаимоусиление педагогического потенциала данных компонентов образования за счет сотрудничества педагогических традиций. Важным в диалоге светской и религиозной систем образования представляется проблема понимания отделения церкви от государства. Конституционно декларируемый принцип отделения государства от церкви является именно правовым принципом, характеризующий неслиянность функций церкви и государства в общественной жизни, самостоятельность властных иерархий церкви и государства. Данный принцип фиксирует норму запрета профессионально одновременно участвовать какому-то лицу в деятельности в государственных и церковных органах. Можно сказать — это корпоративный принцип, отражающий факт разделения властей в обществе и идеологическую равноправность духовных и светских властей. Но излишняя идеологизация этого принципа в угоду атеистической идеологии государства привела к искажению его в условиях социализма, когда под этот принцип стали подводить практику борьбы с церковью, как с отживающим социальным институтом и вытеснение церкви из жизни общества. Большинство граждан нашего государства являются членами той или иной церкви, поэтому нельзя разделять их социокультурную, идеологическую, моральную позицию, признавать двойной стандарт в обществе: один для государства, один для церкви. Для эффективного понимания принципа разделения церкви и государства в сфере управления обществом, он должен быть диалектически дополнен принципом гармонии, «симфонии» властей, исторически присущим политической традиции и менталитету русского народа, когда церковь и государство усиливают друг друга во всех областях общественной жизни (социальной, культурной, образовательной, армия, здравоохранение и т.д.), для более эффективной реализации общей для них российской идеологии, выражающей общенациональные российские интересы нашего общества. Менталитет российского общества исторически целостен и тесно связан с православными ценностями, поэтому консолидация общества будет возможной в России, как и сохранение нами геополитического места в мире, если идеология будет выражать христианскую систему ценностей, как исторически присущую специфику русского общества. Американская модель идеологии радикального либерализма, которая навязывается российскому обществу чужда нашему менталитету, традициям нашей государственности. Под свободой совести в этой либеральной модели подразумевается моральный и вероучительный плюрализм, который ведет фактически к культурному и религиозному нигилизму, отвержению моральных и религиозных традиций в обществе, стиранию национально-культурных традиций, к усилению глобализационных процессов в нем. Противопоставить губительным глобализационным процессам можно только единое общество, с сильным государством и церковью, сплоченных вокруг целостной российской идеологии, опирающейся в своей основе, на православные традиции русского общества. Педагогическое общение и его особенности в вузе. Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению. Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся. Основная цель педагогического общения состоит: • в передаче общественного и профессионального опыта от педагога учащимся, • в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление индивидуальности как учащихся, так и педагогов. Содержание общения составляет: • обмен информацией, • обсуждение событий, волнующих обе стороны. Это - личностное взаимодействие в совместной деятельности преподавателя и студента. Функции педагогического общения: • информационная •контактная •побудительная •амотивная •обучающая (является ведущей) Общение выступает в следующих аспектах: • как средство решения учебных задач; • как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса; • как способ организации взаимоотношений преподавателей и студентов, в котором сочетаются обучение и воспитание; • как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности. Направленность педагогического общения • на само учебное взаимодействие, • на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) • на предмет освоения (усвоения). Ориентированность на субъектов: личностная, социальная, предметная. Этапы педагогического общения: 1. Прогностический этап 2. Начальный период общения 3. Управление общением в ходе педагогического процесса Анализ осуществленного общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Прогностический этап. Планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно: – педагогическим целям и задачам; – общей педагогической и нравственнопсихологической ситуации в аудитории; – творческой индивидуальности самого педагога; – индивидуальным особенностям студентов; – предлагаемой системе методов обучения и воспитания. Начальный период общения. Важнейшими элементами этого этапа являются: – конкретизация спланированной модели общения; – уточнение условий и структуры предстоящего общения; – осуществление изначальной стадии непосредственного общения. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. Существует ряд социально-психологических требований: – становление психологического контакта с группой для передачи информации и ее личностного восприятия студентами; – разработка психологически обоснованной партитуры лекции; – создание обстановки коллективного поиска и совместных раздумий; – управление познавательной деятельностью студентов; – единство делового и личностного аспектов; – целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и студентов. Анализ осуществленного общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Особенности педагогического общения в вузе • Основная функция вуза – формирование личности специалиста. • Факт приобщенности к общей профессии, способствует снятию возрастного барьера. В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора: • взаимоотношения «ведомый – ведущий»; • взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего. Основные требования – взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости; – формирование духа коллегиальности, профессиональной общности; – ориентация на взрослого человека с развитым самосознанием; – использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением. Способы коммуникативных воздействий преподавателя и типология его взаимоотношений с обучаемыми Анализируя работу преподавателей на занятиях и во внеурочных формах учебной деятельности в одной и той же группе студентов, можно выделить разные уровни общения: • высокий - характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и пр.; • средний; • низкий - характеризуется отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи. Уровень общения непосредственно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, хорошо изученным Б. Г. Ананьевым. Эти воздействия можно разделить на два вида: • положительные - одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение; • отрицательные - замечания, насмешка, ирония, упреки, угрозы, оскорбления, придирки. Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом: • Модель диктаторская ("Монблан") - преподаватель как бы отстранен от обучаемых студентов, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые студенты - лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых студентов. • Модель неконтактная ("Китайская стена") - близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю. • Модель дифференцированного внимания ("Локатор") - основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения студентов с фронтальным подходом. Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель - коллектив студентов, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов. • Модель гипорефлексная ("Тетерев") - заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально. • Модель гиперрефлексная ("Гамлет") - противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых студентов, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву. Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у студентов, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях. • Модель негибкого реагирования ("Робот") - взаимоотношения преподавателя со студентами строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние студентов, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели. Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия. • Модель авторитарная ("Я - сам") - учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых студентов, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность. Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности. • Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная. Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга и 2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов. Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, "сенсорной остроте", установлению "раппорта" и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, умения слушать, понимать студента, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия. Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов: • Приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении): ¦ создание на занятии атмосферы защищенности при общении студентов с преподавателями; ¦ одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге; ¦ одобрение практики обращения студентов за помощью к преподавателю или товарищам; ¦ поощрение устных ответов по собственной инициативе студентов; ¦ создание щадящих условий при ответе студента с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью; ¦ недопущение действий со стороны отдельных студентов, подавляющих творческую активность товарищей на занятии. • Приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения: ¦ оказание своевременной помощи в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний; ¦ разъяснение смысла коммуникативных норм в конкретной ситуации общения; ¦ обучение (прямое или косвенное) коммуникативным приемам, технике выступления и общения; ¦ подчеркнуто позитивная критика (если такая необходима) поведения студента в диалоге с преподавателем; ¦ демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к студентам, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем; ¦ оперативное предоставление студентам возможности "оправдать нетерпение поднятой руки"; ¦ предоставление студентам возможности сориентироваться в ситуации, "собраться с мыслями". • Приемы инициирования встречной учебно-познавательной активности студентов: ¦ прямое побуждение студентов к активному взаимодействию с преподавателем на занятии; ¦ мотивирование перед группой поощрений студентов за проявленную инициативу; ¦ критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним; ¦ "игровая провокация" ("Что-то Иванов Иван недоверчиво улыбается при твоем ответе. Докажи ему, что ты действительно прав..."). |