История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы
Скачать 2.91 Mb.
|
18.Дома трудолюбия как оригинальная форма помощи в России конца XIX века.В дома трудолюбия бедняки приходили добровольно и покидали их по своему желанию. Помощь дома трудолюбия могла потребоваться, например, женщине с ребенком, человеку явившемуся из деревни, безработному, обленившемуся, алкоголику или просто нищему. В 1882 году в России открывается дом трудолюбия. Идея его основания тесна связана с именем духовного пастыря – отца Иоанна Кронштадтского. В 1895 году было открыто Попечительство о Домах трудолюбия и работных домах, позже (в 1906 году) переименованное в Попечительство о трудовой помощи. Оно помогало устройству и содержанию различных учреждений „трудовой помощи”. Так как в Домах трудолюбия найти себе занятие мог, по определению, любой желающий работать, то вводились здесь ремесла, “не требующие никакого особого профессионального знания”. Как видим, меры, предпринимаемые благотворительными обществами и правительством, были весьма продуманными и носили целенаправленный характер. Однако проблему нищеты и безработицы в целом они не решили. Эту проблему, усугубленную революцией и гражданской войной, предстояло решить России советской эпохи. 19.Знаменитые меценаты и благотворители России (к.XIX – н. XX вв.)Благотворительность к концу XIX века сложилась в общероссийскую систему солидных обществ, учреждений, обрела статус и организационное строение. Определились три вида благодеяний: государственное, церковно-общественное частное. Но эти отдельные виды на практике не были отделены друг от друга жесткими границами, в результате они дополняли и финансово поддерживали друг друга. К началу XX в. в России складывается более или менее стройная структура обществ и благотворительных учреждений различных типов: 1. Общества: Императорское Человеколюбивое общество; общества попечения о тюрьмах, вспомоществования учащихся, посещения бедных, попечения о раненых и больных, дешевых и бесплатных квартир, в пользу славян и т. п. 2. Ведомства и попечительства: Ведомство Учреждений императрицы Марии; Попечительство о домах трудолюбия и работных домах; Алексеевский Главный комитет и др. 3. Богадельни: богоугодные заведения различных наименований (собственно богадельни, особые военные богадельни, убогие дома, убежища и др.). 4. Детские учреждения: приюты, воспитательные дома, бесплатные школы, исправительные учебные заведения, приюты и училища для больных детей (слепых, глухонемых, увечных). 5. Приказы общественного призрения: сеть благотворительных и воспитательных заведений (богадельни, приюты, больницы, школы и т. п.). 6. Приюты: ночлежные приюты, приюты для служащих, магдаленские убежища, вдовьи дома. 7. Трудовая помощь: дома трудолюбия, работные дома, земледельческие и рабочие колонии, тюремные патронаты и др. 8. Общественное питание: народные кухни, народные (бесплатные или дешевые) столовые, пекарни. 9. Врачебная помощь: бесплатные и дешевые больницы, лечебницы для приходящих, бесплатные аптеки. Важной чертой данного периода стало зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных работников. Имелись различные курсы, ставшие началом обучения кадров для социальных служб. Тенденции благотворительности и меценатства на рубеже XIX- н. XX вв. Меценатство –это бескорыстная и безвозмездная помощь искусству и культуре. Меценат не ставит во главу угла получение для себя дополнительной выгоды. Благотворительность. очень близка понятию меценатства, а разница между ними едва заметна. Это оказание помощи нуждающимся, и главным мотивом здесь выступает сострадание. Понятие благотворительности очень широко. Период 19 века считается расцветом благотворительности в России. Начавшийся бурный экономический рост способствовал поражавшему воображение размаху и щедрости богатых людей. Известные меценаты XIX–XX веков – сплошь представители купеческого сословия. Частная благотворительность в данное время имела разнообразные формы и направления, чтобы показать всю гамму благотворительной деятельности, понадобится целая книга. Однако можно проследить три основные отчетливо проявившиеся тенденции. Частные благотворители: 1) организовывали и финансировали институты помощи и поддержки; 2) оказывали единовременную или постоянную помощь в виде материальных и денежных вспомоществований; 3) осуществляли социальный патронат над той или иной категорией нуждающихся. Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX - начала XX в.в. Семья Бахрушиных. Семью Бахрушиных в Москве называли «профессиональными благотворителями». В 1882 г. Бахрушины пожертвовали городу 450 000 рублей на строительство больницы. Эта акция положила начало целой серии подобных благотворений. А общие пожертвования семьи (только крупные) составили сумму более 3,5 млн. рублей. В семье Бахрушиных была традиция по окончании года, если он был финансово благополучным, выделять определенную сумму на помощь бедным, больным, учащимся. Варвара Алексеевна Морозова (Хлудова) (1848-1918). В память о муже Абраме Абрамовиче Морозове она построила психиатрическую клинику на Девичьем поле, которую вместе с купленным участком земли передала Московскому университету, положив начало созданию Клинического городка на Девичьем поле. В. А. Морозова внесла большой вклад в создание учебных заведений: Пречистенские рабочие курсы и городской народный университет им. А. Л. Шанявского. Он получил от В. А. Морозовой 50 тыс. рублей. Благодаря ее участию и активной помощи было построено общежитие для студентов Императорского Технического училища. В 1885 г. В. А. Морозовой была основана первая в Москве бесплатная общедоступная читальня им. И. С. Тургенева, рассчитанная на 100 читателей и располагавшая богатым книжным фондом. Значительные средства были пожертвованы ею на нужды Московского университета. При ее фабрике существовала больница, родильный приют, торговая школа для малолетних рабочих. Императорское человеколюбивое общество; Попечительство о трудовой помощи; Ведомство учреждений императрицы Марии (включает в себя Попечительство государыни императрицы Марии о глухонемых и Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых; Российское общество Красного Креста; Александровский Комитет о раненых). Отец Иоанн Кронштадтский создал первый в истории России Дом трудолюбия, в котором нуждающиеся получали не только кров, одежду и пропитание, но и работу, и образование. |