История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы
Скачать 2.91 Mb.
|
1.Теоретико-методологические проблемы изучения истории социальной работы.Социальная работа — это конструирование человеческой общностью в ходе исторического развития процессов помощи и взаимопомощи, которые за многие тысячелетия постепенно сложились в определенные институциональные формы. Институционализация социальной работы — это исторический процесс индивидуальных, групповых, общественных комплексов духовно-когнитивных практик помощи, который от спонтанных и непостоянных во времени форм поддержки социально уязвимых групп оформился в профессиональную деятельность с присущим ей функциональным содержанием, совокупностью теоретических знаний и необходимых компетенций. Особенность исторического становления социальной работы заключается в том, что на ранних этапах своего оформления она развивалась как целостный комплекс, объединивший в себе триединую совокупность «духовная практика - система представлений» Условно можно выделить четыре основных этапа этого процесса: 1. формирование подходов к подготовке специалистов на основе идеологии социального контроля; 2. экспансия американской модели социальной работы и образовательной практики; 3. поиск унифицированных подходов к подготовке специалистов в рамках мировых школ социальной работы; 4. поиск унифицированных подходов к подготовке профессионалов в рамках мировых школ и профессиональных ассоциаций В зарубежной историографии сложились два основных подхода: 1) рассмотрение истории социальной работы с позиций генезиса профессии; 2) осмысление истории социальной работы с позиций генезиса общественной практики как формы социальной активности В современных отечественных подходах к истории социальной работы имеется достаточно широкий спектр представлений на ее сущность. История социальной работы изучает происхождение, развитие процесса помощи как общественной практики, области познания и отрасли образования. Такой многофакторный подход требует системного осмысления этого сложного исторического феномена и, соответственно, определенных форм описания и познания его природы. Понятие «парадигма» было введено в научный оборот американским исследователем науки Т. Куном. Под ним он понимал устоявшиеся модели научного знания и описания объективной реальности, которые характерны для того или иного исторического уровня развития науки. Под парадигмой помощи в истории социальной работе мы будем понимать устоявшиеся процессы поддержки и защиты человека, групп, семьи и сообщества, характерные для определенного исторического периода. Особенности становления социальной работы позволяют ее различным образом интерпретировать, выделяя из различных форм общественных исторических практик. Именно этому были подчинены подходы отечественных и зарубежных исследователей на этапе поиска специфики периодизации социальной работы. 2.Проблемы периодизации истории социальной работы.Основные проблемы периодизации истории социальной работы связаны с точкой отсчета практики общественной помощи, динамикой изменения понятий, спецификой исторического пространства, процессом, лежащим в основе данной исторической матрицы, определяя предметную специфику исторического познания. Процесс, лежащий в основе различных моделей поддержки и защиты одних слоев общества другим, как нам представляется, — это процесс помощи и взаимопомощи в культурно-исторической общности. Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи. В современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. - первой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств). Филантропический период (приблизительно до V вв. н. э.). Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.). Период государственной благотворительности (до рубежа Х1Х-ХХ вв.). Период социальной работы (продолжающий настоящее время). В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом: Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян – до X в. Период княжеской и церковно-государственной помощи – с X по XIII в. Период церковно-государственной помощи – с XIV в. до второй половины XVII в. Период государственного призрения – со второй половины XVII в. до второй половины XIX в. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала XX в. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 г. Период социальной работы – с начала 1990-х гг. по настоящее время. |