Главная страница

История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы


Скачать 2.91 Mb.
НазваниеВопросы по Истории социальной работы
АнкорИстория социальной работы
Дата15.02.2022
Размер2.91 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаEkzamen_po_istorii_srb.docx
ТипДокументы
#362898
страница5 из 52
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

8.Государственные законодательные мероприятия против профессионального нищенства, голода, эпидемий в России в XVI – XVII вв.


В связи с изменением структуры государственного управления происходит изменение и связей в общественных отношениях. «Подвижки» в этот период начинаются с изменения характера княжеской благотворительности в отношениях с внешним миром и собственным населением.

Массовые бедствия заставляют искать новые организационные формы поддержки. Можно привести пример, связанный с массовыми эпидемиями.

1. Иван IV в борьбе с эпидемиями начинает применять «полицейско-санитарные методы»: чтобы не произошло их распространение, организовываются специальные заставы.

2. Появляется система «санитарно-полицейских» мер против распространения морового поветрия подкрепляется законами и указами. При этом происходит «организация» института контроля. В него входят подъячии, решеточные приказчики, бирючи. Их назначение состоит в том, чтобы они оповещали население о падеже скота во всех административных единицах, чтобы мясо падших животных не попадало на рынок, и чтобы скот закапывали в специально отведенных местах, отдаленных от мест проживания.

Формирующееся законодательство государственного призрения было тесно связано с проблемами бедности, социальной патологии, государственной защиты вдов и сирот и т. д.

1. Поэтому в качестве охранной грамоты потерпевшим от пожара в 1560 г. появляется указ об отсрочке долгов с погорельцев: «В долгах приставов давати не велел и правити на них долгов не велел пять лет».

2. Система государственного контроля и поддержки осуществляется по различным направлениям, в том числе путем регулирования цен на хлеб в период массового голода.

3. В 1603 г. появляется Указ, разрешающий «отпускать на волю» во время голода работные семьи на прокорм без оформления «отпуска на волю». Соборное уложение 1649 г. закрепляет его, причем вносится еще и дополнение.

4. Также был Указ 1662 г. В нем говорилось о прокормлении служилых и всяких скудных людей в неурожайное время. В указе определены основные превентивные мероприятия по недопущению голода, в частности предписывалось: а) митрополитам и власти, чтобы те обеспечивали продажу хлеба из своих запасов; б) чтобы местная власть продавала из житницы хлеб по твердой цене, а не спекулятивной, в) в том случае, если «купить хлеб будет нечим», тем под поручательство раздавать хлеб в долг, «чтобы божиим и нашим людям от хлебныя дорогови гладом не помереть».

5. В Указе 1663 г. предписывалось боярам обязательное кормление холопов в период голода. В случае нарушения Указа: «Государь повелел кликать бирючам по рынкам и торгам, что если бояре откажуться кормить своих холопей в голодное время, то они лишаться холопей, которые получат свободу».

В связи с тем, что проблемы, связанные с нищенством, монастыри не решали, так как стала преобладать общинно-вотчинская форма организации, государственная власть официально легализовала институт нищенства.

Начинается ориентация на западную цивилизацию, что находит отражение в регламентации образа жизни такого слоя населения, как профессиональные нищие.

9.Исторические тенденции светской благотворительности в России в XVII в.


В специальной литературе, а через нее и в общественном сознании закрепилось представление о том, что частная благотворительность в организованных формах в России получает развитие только в конце XVIII века после появления указа 1781 г., официально разрешившего использовать средства частных лиц на содержание учреждений призрения. Примером заботы частных лиц о бедных и больных людях в это время обычно служат основанные в Москве князем Д.М.Голицыным и графом Н.П.Шереметевым больницы.

Частная благотворительность в виде пожертвований на церковное строительство, обеспечение церковной службы и нужд причта, в виде милостыни нищим, в тюрьмы и в «убогие» монастыри, на выкуп должников была известна с давних времен.

Еще одной, также традиционной, формой благотворительности в пользу бедных являлось прощение долгов и выкуп из тюрем должников.

Не следует преувеличивать степень рационализации национального сознания, особенно в конце XVII - первой половине XVIII века19. В новейших работах также процесс рационализации православного сознания русских людей рисуется, как происходящий без вытеснения из него духовной сущности, то есть идущий по-иному по сравнению с Западом пути изменения самосознания личности в Новое время.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52


написать администратору сайта