Главная страница

История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы


Скачать 2.91 Mb.
НазваниеВопросы по Истории социальной работы
АнкорИстория социальной работы
Дата15.02.2022
Размер2.91 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаEkzamen_po_istorii_srb.docx
ТипДокументы
#362898
страница3 из 52
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

3.Исторические парадигмы социальной работы.


В истории общества отмечается пять парадигм социальной работы (напоминаю, парадигма – система понятий, схема, модель постановки и решения проблем и методы их исследования):

Теперь попробуем дать краткую характеристику каждой парадигмы.

1. Архаичная парадигма охватывает родоплеменные отношения, когда в основе лежал реципрокный (взаимонаправленный) альтруизм. Уточним понятие «альтруизм» – это бескорыстная забота о благе других людей. Этот альтруизм проявляется в заботе о детях и стариках и имеет узкую направленность в себя, в свое родовое общество. Помощь ближнему оказывается благодаря внутреннему нравственному императиву. Понятие «императив» - происходит от латинского слова - повелительный и означает требование, приказ, закон, безусловный принцип поведения.

2. Государственная парадигма помощи связана с личным участием и деятельностью в сфере милосердия того или иного монарха и органов власти.

Объединяющим фактором в общественной благотворительности выступали монархи. Они оказывали помощь, как отдельным гражданам, так и беднейшим слоям населения в виде выплат, дорогих подарков, путешествий за казенный счет. Интересная деталь: отсутствие каких-либо законов по благотворительности привело к появлению профессионального нищенства, обнищание земледельцев породило целый класс люмпен-пролетариата.

3. Церковная парадигма проявляется в период легализации христианства и превращения его в официальную религию. Церковь становится крупным собственником и вместе с государством может влиять на социальную политику.

В этот период переосмысливается проблема бедности. Бедность возводится в ранг моральной добродетели и становится необходимой социально-этической нормой. В бедных видели не несчастных, а спасителей богатых, так как они могли искупить свои грехи путем помощи, подаяниями, милостыней.

4. Общественная парадигма помощи зародилась тогда, когда помощь оказывается как со стороны государства, так и со стороны общественных организаций. Государственная помощь направляется на лечение социальных недугов: бедность, беспризорность, на нетрудоспособную часть граждан. Появляются государственные организации по социальному обеспечению и поддержке. Общественные организации помогают там и тем, где государство не может вмешиваться. Например, работа с эмигрантами в США, работа девиантными группами в Англии, занятия досуга и просвещение рабочих в России и т.д.

Если государственная помощь оказывается через «закрытую» систему , то общественная помощь представляет собой «открытую» через агентства помощи и поддержки, защиты и реабилитации клиентов, то есть возникает «профессиональное милосердие».

5. Ассоциативная парадигма проявляется в том, что социальная помощь разделяется на геронтологическую, медицинскую, коммунальную, производственную, детскую, психологическую и т.д. Отсюда следует, что социальный работник изучает сущность бытия клиента, пытается облегчить его страдания, помогает клиенту изменить сложившийся жизненный сценарий.

Переходя от одной парадигмы к другой, изменялся и профессиональный паттерн социального работника (устойчивая модель образа, существующая в том или ином социуме). Ряд паттернов с исторической точки зрения можно представить так: тотем—шаманы – вожди – религиозные боги - пророки – юродивые – жрецы – цари – монархи – общественные деятели – профессионалы – парапрофессионалы.

При государственной парадигме субъектами помощи становятся органы власти. Они либо прямо помогали неимущим согласно законам Рима, либо проводили акции, например, любви к человеку в Древней Греции или в государстве Майя. Паттерн социального работника в этом случае - монарх, в руках которого находились бразды правления и милости.

С развитием общественных отношений, с усложнением социальной работы в обществе появляются люди, занимающиеся профессионально социальной работой. Профессиональные социальные работники получали специальное образование, а их деятельность оплачивалась государством или общественными структурами.

4.Исторические этапы становления социальной помощи в России.


История социальной работы - целостный культурно- исторический процесс, имеющий определённые этапы своего самостоятельного развития. Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимно помощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка, номинации процесса. Он связан с пандемическими процессами, с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, различных социально- экономических войн конфликтов, массового голода.

В те времена, когда труд носил коллективный характер, уходит своими корнями обычай общественной коллективной помощи. Она заключалась в том, что на работу приглашали соседей не за плату, а за обильное угощение. Работа заключалась в строительстве нового дома, моста, ремонте ветхого жилья и сельскохозяйственные работы. Вдовам и сиротам помощь оказывали в первую голову. Славяне славились почтением к родителям и всегда пеклись об их благосостоянии. Следовательно, благотворительность, понимаемая как безвозмездная помощь, составляла важную часть жизни древних славян. В архаичный период социальная помощь заключалась в помощи бедным и голодным. В средние века заботу о нуждающихся берет на себя церковь.

Во времена Петра I государство ставит для себя задачи: 1)призрение детей, вдов, служащих; 2)попечение и опеку несовершеннолетних; 3)богадельни для людей, потерявших трудоспособность; 4)смирительные дома, работные дома (для прядильщиц), странноприемницы; 5)губернские органы защиты и помощи нуждающихся (комитеты); 6)профилактика нищенства; 7)школы для детей.

В 19 веке - развитие богоугодных заведений смешанных форм собственности, активное меценатство.

В советский период защита становиться социальным обеспечением, финансируемым из бюджета.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52


написать администратору сайта