История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы
Скачать 2.91 Mb.
|
25.Зарождение практики помощи в колониальной Америке в XVII веке.К XVII веку Америка избежала тех проблем, которые были характерны для Европы. Переселенцы, призывающие с континента, сталкивались с проблемами выживания. Вот почему расселение в колониях требовало от прибывших максимальных усилий, чтобы выжить. И такие проблемы, как безработица, нищенство, формированное на основе бесконтрольной раздачи социальной помощи, не были характерны для колониального периода Америки. Однако жизнь, которая была заполнена испытаниями, заставляла многих переселенцев жить в состоянии крайней бедности. К тому же она могла быть осложнена болезнями, которым многие подвергались в результате длительного плавания через Атлантический океан. На начальном этапе, до возникновения городов, взаимная помощь и поддержка друг друга были характерным явлением в колониях. Архаическая система родовой поддержки являлась составным элементом жизнедеятельности колонии, необходимым условием для ее выживания. К середине XVII века рост городов, разорение колонистов, болезни и преступность потребовали иных форм и методов помощи, основанных не только на принципах солидарности. Так как многие переселенцы были из Англии, законы местного самоуправления, обозначенные в английском Законе о бедных 1601 года, становятся основой системы помощи и поддержки в новых социальных условиях. Колониальные собрания принимают за основу елизаветинские законы о бедных, где бедным оказывается помощь по месту их проживания за счет местных налогоплательщиков «согласно условиям закона Англии». Поддержка нуждающихся в колониях основывалась на принципах как открытой, так и закрытой систем помощи, известных на континенте. Был распространен и такой вид помощи, как уменьшение налогов на различные сроки, известны случаи, когда нуждающиеся платили налоги по умеренной ставке более 30 лет. Однако постепенно рост бедных и нуждающихся, мигрирующих из города в город, заставил власти ограничивать помощь и поддержку, появляются подходы, ограничивающие социальные выплаты. В 1636 г. в Бостоне власти принимают решение, согласно которому помощь оказывается прибывшим нуждающимся только в течение двух недель, после чего поддержка прекращается, а надзиратели за бедными должны препроводить из города нежелательного клиента. Однако, как и в Англии, праздных нищих в колониях подвергали различным наказаниям. В штате Массачусетс в 1633 году здоровых нищих секли розгами, сажали в тюрьму как преступников. К концу XVII столетия в Америке для такой группы населения по примеру Англии открываются работные дома. Помимо миграции нищих по городам и колониям Америки большую проблему представляли нищие, прибывавшие из Европы. С целью снятия этой проблемы в портовых городах Нью-Йорке, Бостоне существовали должностные лица, которые препятствовали их высадке на континент. Власти штатов вводят меры, которые должны были уменьшить поток нищих с континента. К ним относились: введение списков прибывших с указанием места прибытия и социального статуса пассажира; штрафные санкции для капитанов судов. Однако поток нищих и бедных с континента не уменьшался. Благотворительные ресурсы городов во многом не могли обеспечивать вновь прибывших, вот почему многие местные власти обратились к колониальному казначейству с просьбой о государственной помощи нуждающимся. 26.Благотворительная деятельность монашеских орденов в Европе в средние века.Средние века — период европейской истории. Начался около 500 года вскоре после падения Западной Римской империи и продлился приблизительно до 1500 года, после чего средневековье сменила эпоха нового времени. Благотворительная деятельность монашеских орденов Каролинское попечение объединяло различные территории Римского средневековья, охватывая разные народы. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются ордена доминиканцев, францисканцев и иезуитов. Каждый из них имеет свою специфику и свою историю развития. Бенедиктинцы Основатель бенедиктинского монастыря – Бенедикт Нурсийский (480–547) стал основоположником первого монашеского устава. Он организовал в 530 г. монастырь в Монте-Кассино, в котором установил строгие порядки. Этот устав стал основой, примером для монахов других монастырей. Основным правилом стала общинная жизнь вдали от мирской суеты. Монастыри строили в отдаленных местах, подальше от влияния мира. Первоначально не существовало центральной организации, каждый монастырь обладал самостоятельностью. Монастыри стали центрами просвещения и подготовки кадров. Бенедиктинцы занимались миссионерской деятельностью на славянских землях и в Прибалтике. В настоящее время орден бенедиктинцев объединяет свыше 10 тыс. монахов и 20 тыс. монахинь. Монашеские ордена появились в 910 г., после того как аббат. Обо из монастыря Клюни предпринял реформу монашеской организации. Он предложил объединить множество монастырей, выполняющих единые задачи, в ордена, которые должны подчиняться центральной власти. Целями такого объединения были возврат к строгому соблюдению правил, лишение монастырей автономии и подчинение папе, минуя епископов, независимость церкви от светской власти. Кармелиты Основатель – Бертольд Калабрийский, глава крестоносцев. Орден основан в 1155 г. после победоносного Крестового похода. Название получил по месту расположения – у подножия горы Кармель в Палестине. После того как крестоносцы потерпели поражение, в XIII в. орден переселился в Западную Европу. В XVI в. орден кармелитов разделился на несколько течений. В Испании возник женский орден босоногих кармелиток, а затем и мужской. К особенностям ордена относятся затворнический образ жизни, существование на милостыню. Монахи-кармелиты занимаются в основном миссионерской деятельностью, воспитанием и образованием детей и юношества. Картезианцы Возник монастырь в 1084 г. в провинции Шартрез (лат. Cartusid). Официально был утвержден в 1176 г. Существует женская ветвь ордена, которая была образована в 1234 г. Особенностью монастыря является наличие крупной земельной собственности. Основной источник богатства – производство и продажа ликера "Шартрез". Цистерцианцы Впервые появились в 1098 г. в пустынной местности Сито {Cito). С XIV в. действуют женские монастыри. В 1115 г. орден был реформирован Бернаром Клервоским и получил название "бернардинский". Монахи ордена активно участвовали в Крестовых походах, поддерживали папу в его борьбе со светскими властями. Доминиканцы Орден основал в 1216 г. испанец Доминик де Гусман. Целью ордена стала борьба с ересью альбигойцев, распространившейся во Франции, Германии и Италии. Альбигойцы выступали против католической церкви, препятствовавшей развитию городов. Против альбигойцев был объявлен крестовый поход, закончившийся поражением еретиков. Доминиканцы боролись также с ересью катаров и других оппозиционных католической церкви течений, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность. Доминиканцы дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть мясо. Требование нищеты распространяется только на индивидуумов, а не на конгрегации. Эмблемой ордена является собака с зажженным факелом в зубах. Они сами называют себя "псами Господними" (лат. domini canes). В 1232 г. им было предоставлено руководство инквизицией. Они становятся цензорами католической правоверности. В своей деятельности доминиканцы использовали пытки, казни, тюрьмы. Отказались от физического труда в пользу преподавательского и научного. Из рядов ордена вышли видные католические богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап. |