Главная страница

История социальной работы. Вопросы по Истории социальной работы


Скачать 2.91 Mb.
НазваниеВопросы по Истории социальной работы
АнкорИстория социальной работы
Дата15.02.2022
Размер2.91 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаEkzamen_po_istorii_srb.docx
ТипДокументы
#362898
страница17 из 52
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   52

31.Японская система социальной помощи


Японская модель социальной работы характеризуется невысокой степенью участия государства в социальной помощи, так как традиционно ее бремя несут на себе община и корпорация. В начале XX в. социальное обеспечение японских граждан находилось в зачаточном состоянии.

В начале 80-х гг. XX в. началась реформа всей системы социального обеспечения в Стране восходящего солнца. В 1986 г. выходит Закон о стабилизации найма для лиц пожилого возраста, в 1989 г. состоялось принятие 10-й стратегии улучшения медицинского обслуживания и повышения благосостояния лиц пожилого возраста. К 2025 г. в Японии планируется поднять расходы на социальное обеспечение до 28,5–32,5% национального дохода.

Предметом особой защиты в системе социального обеспечения в Японии является создание условий для повышения рождаемости и защиты детства. Для этой цели в 1985 г. принят Закон по обеспечению равных возможностей найма для мужчин и женщин. В 1991 г. выходит Закон об отпуске по уходу за детьми (до достижения ребенком возраста одного года).

Японская структура социального обеспечения носит комплексный характер. Она включает в себя выплаты, гарантирующие минимальный доход, страхование здоровья, вспомоществование нуждающимся.

Наибольшие суммы в структуре социального обеспечения идут на пенсионные выплаты.

Начиная с 80-х гг. XX в. осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы – сделать двухслойную пенсию, а именно: состоящую из национальной пенсионной системы и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.

Японцы имеют право на кратковременные выплаты по безработице и долговременные – по нетрудоспособности в размере около 60% зарплаты. По закону им полагается ежегодный отпуск продолжительностью в 5 дней плюс 1 день за каждый год службы.

Уделяется внимание страхованию здоровья. Работающие регулярно платят страховые взносы вплоть до достижения ими 70-летнего возраста. Больные оплачивают лишь незначительную часть стоимости медицинских заслуг, основные затраты ложатся на страховую компанию.

Общественное вспомоществование охватывает тех, кто сам не может обеспечить себе минимальный уровень жизни. Такая помощь выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды; образование; жилье; медицинское обслуживание; материнство; по безработице; на похороны.

Из всего комплекса проблем социального обеспечения наибольшее внимание правительство Японии обращает на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста.

32.Филантропия в Древней Греции в эгейский период и во времена Гомера (XII—VIII вв. до н.э.)


Эгейский период истории Древней Греции связывают с развитием крито-микенской культуры (до XII в. до н.э.). Именно в это время осуществляется переход от родового общества к государственной организации полисного типа.


В гомеровскую эпоху с изменением родоплеменной общины можно выделить, согласно исследованиям Э. Бенвениста, слой базилевсов и ванактов, которые представляли различные уровни власти, родовой и племенной. Родовые вожди были достаточно многочисленны, так как не произошло полного разложения родового строя и у них были определенные функции власти, распространявшиеся, скорее всего, в пределах своего рода.
Из поэм Гомера мы узнаем, что был и другой слой населения, состоявший из жрецов, ремесленников, прорицателей, певцов, глашатаев, они представляли слой демиургов.


В этот же период наблюдаются социальные группы, не связанные родовыми отношениями, – метанасты, переселенцы, феты и нищие.

В данный период основная власть находилась в руках ванактов и басилевсов, роль народных собраний, возможно, не была столь значительной, какой она станет в более позднее время. Так, за время 20-летнего отсутствия Одиссея в Итаке никаких народных собраний не было, даже когда женихи Пенелопы «практически оккупировали» территорию Итаки.

Доминирующую идеологему помощи во времена Гомера установить достаточно трудно. Это связано с тем, что согласно многочисленным исследованиям «Одиссея» и «Илиада» – произведения, которые не принадлежат одной эпохе и представляют собой «наслоение» текстов, созданных в различные исторические периоды. Вместе с тем можно вполне определенно обозначить структурные идеологемы помощи, которые находят отражение в тестах поэм.

В основе концептов помощи и поддержки лежат концепты родового патернализма, концепт архетиписчеких страхов и древнейшие формы охранительной магии, принявшие во времена Гомера формы поддержки «незнакомцев».

Идеологема потлача. В основе идеологемы потлача, согласно М. Моссу, а также Э. Бенвенисту, лежала идея престижной траты. Как считают исследователи, дарение равному по социальному положению – своего рода акт состязания. Однако в случае с Одиссеем у царя феаков была реальная «помощь в трудной жизненной ситуации». Э. Бенвенист в дарении видел социальные основания взаимодействия между субъектами. И если первоначально это действие было строго связано с обменом пищей, где даритель рассчитывал на взаимность, отдар, то позднее это система усложняется. В основе дарения могли лежать социальные смыслы, дарение/помощь выступала в качестве контракта, акта включения субъекта в сферу своих ценностных отношений, в дружественный союз, который мог иметь и политические, и военные, и экономические основания.

Идеологема ксеноса. Э. Бенвенист на основе анализа социальной лексики показал, что иноземный гость, ксенос, прибывший в чужую страну, должен был попадать под защиту хозяина, поскольку как иностранец он лишался всяких прав. Найти защиту чужеземец мог только в том доме, с хозяином которого он состоял в отношениях «гостеприимства», оказания взаимных услуг. Быть гостеприимным означало «противопоставлять свое человеколюбие варварству окружавших их народов».

Идеологема Зевса–Ксеноса. Идеологема помощи и поддержки во времена Гомера переживет переходный период: еще существуют родовые нормы помощи и поддержки, но они уже связываются с культом бога Зевса.


Можно отметить, что в основе древнейшей сакральной филантропии лежала религиозная практика почитания богов. Быть богобоязненным – значит, выполнять определенные нормы поведения, в том числе по отношению к нищим и странникам.


Таким образом, идеологема помощи во времена Гомера имеет сложную систему обоснований, поскольку оформлялась в период зарождения полисных отношений и разложения родовых.


Во времена Гомера обозначаются новые тенденции в определении субъектов помощи. В соответствии с доминирующей идеологемой поддержки филантропия проявляется как в виде индивидуального поступка, так и в форме коллективной родовой поддержки.



Демос. Народ оказывал помощь по своим силам и возможностям, делясь с нуждающимися натуральными продуктами. Такой вид кормления был, наверное, достаточно распространенным. Так, Телемах советует Евмею сопроводить нищего Одиссея в город, где тот «побирался бы по людям». Какой вид помощь мог оказать народ, можно судить на примере встречи Евмея с нищим Одиссеем. Евмей одаривает странника житной мукой, мясом, вином. Причем в пришельце он видит посланника богов.


Знатные люди. Дар знатных людей тем же нищим был более весомым, чем скромная помощь демоса. Представители знатных сословий рассматривали помощь как престижную трату, например, за весть, которая могла иметь определенную ценность для дарителя.
Филантропия по отношению к демосу осуществилась в рамках патриархального патернализма.


Помощь демосу могла быть и в форме жертвоприношения, когда правитель жертвует животных из своего стада для пира, посвященного какому-либо богу. Жертвоприношение, считал Э. Бенвенист, и следующий за ним праздник были не только показателем следования традициям престижной траты, но и показателем тщеславия, которое во времена Римской империи примет причудливые формы.

Институты помощи и система финансирования

Во времена Гомера кроме традиционных институтов семьи, фратрии и филы были особые институты помощи и поддержки в обществе. К ним можно отнести институты гостеприимства, нищих, гикесии, просительства.

Роль институтов семьи, фратрий и фил в деле взаимопомощи сохранится, как мы еще увидим, даже в более поздние времена. Поэтому здесь остановимся на тех институтах, которые, возможно, были специфическим проявлением организованной помощи и поддержки во времена Гомера.

Система финансирования института гостеприимства у правителей строилась на перераспределении материальных ресурсов, которое было характерно для периода разложения первобытно-общинного общества. Основой богатства властителей была царская доля от военной добычи и земельных угодий, многократно превышавшая долю остальных жителей полиса или рода.

Институт общинных нищих был своеобразным институтом полиса, который имел свои экономические основания и легитимную систему существования. Система кормления общинных нищих основывалась, скорее всего, на перераспределении сельскохозяйственных продуктов различными слоями полиса в их пользу.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   52


написать администратору сайта